проблемно-диалогическая технология в УМК "Школа2100"
учебно-методический материал на тему

РОМАШКА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

Выступление на дессименации опытом среди учителей начальных классов по теме : " Использование проблемно-диалогической технологии в УМК "Школа 2100". Доклад+презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tpd_v_umk_shkola2100.zip2.44 МБ

Предварительный просмотр:

Технология проблемно-диалогического обучения

в УМК « Школа 2100»

( из опыта работы учителя начальных классов Ромашка Е.В.)

Работа по учебникам  с  методическим обеспечением по ОС «Школа 2100» началась с огромного интереса и удивления.

Два года назад моя деятельность проходила на уровне интуиции, самообразования. Чувствовался недостаток знаний, и вот на этом этапе встал вопрос о том, что необходимо детальное изучение технологий. ( слайд  )

Опыт использования данной технологии я изучала в работах Леонтьева А.Н., Мельниковой Е.Н., Щукиной Г.И..,  Занкова . Они отмечали, что  умственное развитие характеризуется не только объёмом и качеством  усвоенных знаний,  но  и  структурой мыслительных  процессов,   системой   логических операций и умственных действий, которыми владеет.  

В рамках образовательной системы «Школа 2100» в учебно-методические комплекты технология проблемного диалога уже заложена. (слайд)

  1. Работая по УМК «Школа 2100» учитель не даёт знания в готовом виде, а применяет проблемно-диалогическую технологию, которая принципиально меняет роль учащихся на уроке. Теперь ученик – не слушатель, созерцатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Школьник активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. Свобода выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. 

Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться.( слайд 5)

       Я хочу поделиться опытом работы над  технологией проблемного     диалога .

Цель  моей идеи: ( слайд 6 )

- учить детей самостоятельно добывать знания, учить учиться;

- создание мотивации к дальнейшей успешной учебной деятельности;

- формирование интереса к образованию;

- создание условий в процессе обучения для максимального раскрытия     способностей каждого ученика;

- создание ситуации комфортности на уроке;

- развитие личности ребенка;

- развитие речи учащихся;

- развитие умения применять приобретённые знания.

Процесс «производства» новых знаний о мире на проблемном уроке включает четыре звена    (слайд 7)

  1. Постановку проблемы (возникает проблемная ситуация, т.е. столкновение с противоречием);
  2. Поиск решения (учащиеся выдвигают гипотезы, но только одна превращается в решение);
  3. Выражение решения (фиксация с помощью схемы, формулы, таблицы, опоры и т.д.)
  4. Реализация продукта (формулировка, опорный сигнал, создание художественного образа)

Сравним методы используемые в традиционной системе и развивающей. ( слайд8)

Классификация методов обучения (методов введения знаний)

Методы

Проблемно-диалогические

Традиционные

Постановка проблемы

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Подводящий к теме диалог

Сообщение темы

Поиск решения

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

Подводящий к знанию диалог

Сообщение

знания

  1. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
  2. Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.     Из всех методов технологии проблемно-диалогического обучения на уроках я чаще отдаю предпочтение побуждающему и подводящему диалогам. ( слайд 9, 10))

  1. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. Ученики  выдвигают и проверяют гипотезы, т.е. «открытие» знаний обеспечивается путем проб и ошибок.

На уроке математики при знакомстве с  уравнениями можно предложить решить записанное на доске уравнение. Ученики не могут выполнить задание, включающее новый материал. Возникает проблемная ситуация с затруднением, и поэтому диалог будет таким: «Вы смогли выполнить задание? Нет? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?»

  1. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Подводящий к теме диалог развивает речь учащихся и логическое мышление. Организацию подводящего диалога я хотела бы показать на одном из уроков русского языка во 2  классе. Тема « Буквы звонких и глухих согласных в конце слова»( презентация)

       Фрагмент урока математики. Тема: «Порядок действий в выражениях со скобками».     (слайд 13,14)

Ученик у доски получил два задания: « К 2 прибавь 5 и умножь на 3» и другое «к 2 прибавь 5, умноженное на 3»

Ученик: 2+5x3=21

              2+5x3=17

Учитель: Почему при одинаковой записи примеров у нас получились разные результаты?

Дети: Оба результата правильные, они зависят от того, в какой последовательности выполняется сложение и умножение.              

Учитель: Какое действие выполнено первым сложение или умножение, какое-вторым в этих примерах?

Ученик: В первом примере сначала выполнили сложение, потом умножение. Во втором случае - сначала умножение, потом сложение.

 (Возникает проблемный вопрос: Как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ?) Учащиеся побуждаются к поиску решения проблемы и приходят к выводу о понятии скобок.

Ученик: Нужно расставить скобки:

                                                                 (2+5) x3=21

                                                                  2+(5x3)=17

Учитель: Кто сформулирует правило порядка действий в выражениях со скобками?

Ученик: В выражениях со скобками, первым вычисляют значение выражения в скобках.

Учитель: Повторите, какое правило мы вывели. ( Учащиеся проверяют «свое» правило, уточняют его, совершенствуют).

Учитель: В учебнике это правило дано в таком виде: «Если в выражении есть скобки, то сначала выполняют значение выражения в скобках. В полученном выражении выполняют по порядку слева направо сначала умножение и деление, а потом сложение и вычитание.

(Учащиеся сравнивают «свое» правило с правилом в учебнике).

Учитель: Значит, тема урока сегодня: « Порядок действий в выражениях со скобками». Учащиеся сами подошли к тому, что будут изучать на уроке.

Правилам  уделяю особое  внимание. Чтобы уметь пользоваться любым правилом, необходимо его знать. Но следует обратить внимание на слово «знать». Что нужно знать его формулировку или суть правила?                       Я учу пользоваться орфографическим правилом, после того, как вместе с учениками его изведаем, изучим, сформулируем (сочиним). От «чужого» правила в рамочке дети переходят как бы к «собственному» правилу. Правило, действительно, «открывается» детям и они  проходят путь научного открытия.

Однако реальный урок – это не только методы, но еще  формы и средства обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом. Прослеживается  связь методов с такими средствами обучения, как опорные сигналы, учебник и мультимедиа.

 Часто в своей  работе использую сообщение темы с мотивирующим приемом «яркое пятно» При работе с младшими школьниками метод используется часто, причем «ярким пятном» служат фрагменты мультфильмов, загадки, ребусы и кроссворды, шуточные стихи и песенки, (например при записи под диктовку словарных слов) ( слайды)

Оправданным является применение опорных сигналов на уроке.

Опорный сигнал есть наглядно образная форма выражения знания. (символ, схема, таблица, опорные слова).

С помощью технологии проблемного диалога, используемой в образовательной системе «Школа 2100» школьники на каждом уроке учатся ставить цель, составлять план её достижения, осуществлять поиск решения.

Формируются УУД. ( слайд 32)

Остановимся на учебниках  математики  и информатики Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой , Горячева

Во всех уроках изучения нового УМК опирается на технологию проблемного диалога. В соответствии с этой технологией в учебнике, начиная с 1 класса, введены проблемные ситуации и проблемные подводящие диалоги, стимулирующие учеников к постановке целей, даны задания для актуализации необходимых знаний, приведен вывод, к которому должны прийти на уроке ученики.

Каждый разворот учебника – это готовый сценарий урока. При этом задания разворотов, относящихся к урокам знакомства с новыми знаниями или умениями, разбиты на группы в соответствии со структурой урока открытия нового знания.

Организация учебника способствует использованию разнообразных форм организации учебной деятельности. В учебниках предусмотрена совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей. Так, например, работая с учебниками математики в заданной методическими рекомендациями проблемно-диалогической технологии, учитель может использовать задания учебника для организации фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения. Сформулированные в учебнике задания позволяют использовать все эти формы при создании проблемной ситуации, поиске решения проблемы, закреплении знаний.

УМК по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой и О.В. Прониной

Данный УМК в полной мере реализует принципы деятельностного подхода. Каждая новая тема в учебнике русского языка начинается с иллюстрации, сюжет которой задает проблемную ситуацию для открытия новых знаний. В методических рекомендациях учителям предложен материал как для использования проблемной ситуации, изображенной в учебнике, так и другие возможные варианты предъявления проблемы (в том числе и выходящей из этапа чистописания, этапа работы со словами с непроверяемыми написаниями, проверки домашнего задания и т.д.). Вопросы для создания проблемной ситуации содержатся и в упражнениях учебника, где организованы наблюдения детей за языковыми явлениями, а система развертывания упражнений позволяет детям самостоятельно делать выводы, открывать новые знания.

УМК по окружающему миру А.А. Вахрушева и др

Данный УМК реализует деятельностный подход через ряд деятельностно ориентированных принципов, а именно:

Во всех уроках изучения нового УМК опирается на технологию проблемного диалога. В соответствии с этой технологией в учебнике, начиная с 2-3 классов, введены проблемные ситуации, стимулирующие учеников к постановке целей, даны вопросы для актуализации необходимых знаний, приведен вывод, к которому должны прийти на уроке ученики. Деление текста на рубрики позволяет научить школьников составлению плана. Наконец, при подаче материала в соответствии с этой технологией само изложение учебного материала носит проблемный характер.

ВЫВОД: На каком из уроков ребята больше думают, чаще говорят, и, следовательно, активнее формируют мышление и речь? Я убедилась: только на проблемном уроке. Даже далёкому от педагогики человеку ясно, что дети усваивают не то, что получили готовеньким и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему.  

        Результативность:   ( слайд 33)

- повышается интерес к учебе;

- обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения;

- не допускается переутомления на уроке;

- обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика;

- развитие речи, логического мышления;

- развитие личности ребенка, его творческих способностей и интереса к предметам;

- вырабатывается активная позиция детей;

Проанализировав свою работу, я пришла к выводу: проблемные уроки эффективны и детям очень нравятся. Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. Войдя в жизнь, ребёнок будет более защищён от стрессов и готов к решению проблемных ситуаций. ( слайд 34, 35)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемно-диалогического обучения

Этот материал дает представление о технологии проблемно-диалогического обучения...

Применение проблемно-диалогической технологии в начальной школе

Технология Е.Л.Мельниковой- это технология деятельностного подхода....

Мастер-класс по теме: "Реализация технологии проблемно-диалогического обучения на уроках О.С."Школа 2100"

В данной статье представлены материалы из опыта работы по технологии  проблемно - диалогического обучения на уроках....

Презентация "Технология проблемно-диалогического обучения"+ выступление на педсовете

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к с...

Программа стажировки "Практика реализации технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе в аспекте требований ФГОС"

организация деятельности педагогов-стажёров по практическому применению технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальных классах на основе системно-деятельностного...

«ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА ПРИМЕРЕ ОС «ШКОЛА 2100"

В настоящее время цель обучения несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории. Задачи ...