Способна ли электронная среда сократить издержки на организацию и ведение учебного процесса? (из опыта работы)
статья по теме
В статье представлен опыт работы в электронной среде обучения "1ученик: 1 компьютер"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Гольцова А.А.
(Россия, Костромская область, город Шарья,
МБОУ Прогимназия №15 «Солнышко»,
Способна ли электронная среда сократить издержки на организацию и ведение учебного процесса? (из опыта работы)
Современные дети не такие, как были мы. Они отлично ориентируются в мире коммуникаций, привыкли к новым способам поиска информации, любят пользоваться самыми разными технологическими новинками. Использование в обучении самых современных информационных технологий становится нормой и предусмотрено в новых стандартах начального образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО, Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373) указаны структурные компоненты информационно-образовательной среды образовательного учреждения:
- совокупность технологических средств;
- культурные и организационные формы информационного
взаимодействия; компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
- наличие служб поддержки применения ИКТ.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:
- планирование образовательного процесса;
- размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе - работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;
- фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе - дистанционное, посредством сети Интернет; возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;
- контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);
- взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями, организациями.
В ФГОС также указаны требования к метапредметным результатам, в частности: умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Чтобы соответствовать требованиям стандарта мы решили создать такую образовательную среду, где участники образовательного процесса могли бы планировать и фиксировать ход образовательного процесса, размещать и сохранять материалы, иметь контролируемый доступ к образовательным ресурсам в сети Интернет.
В 2010-11 учебном году на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №15 открыта региональная проектная площадка по теме: «Создание электронной среды обучения «1 ученик: 1 компьютер» для индивидуализации учебной деятельности и развития одаренности учащихся начальной школы».
В образовательной модели «1 ученик:1 компьютер» информационные технологии используются для создания электронной образовательной среды, способствующей формированию универсальных учебных действий.
Электронная среда обучения «1 ученик: 1 компьютер» адаптирована к возрастным особенностям учащихся начальной школы и предполагает наличие комплекта нетбуков на класс, доступную в начальных классах сеть Wi-Fi, к которой подключаются ноутбуки учителя и учащихся, поскольку требования САНПИН исключают наличие проводов в классе.
Очередной качественный скачок в организации и методах учебной работы возникает, когда каждый участник образовательного процесса постоянно (в школе и дома) имеет возможность пользоваться личным переносным компьютером, который подключен к школьной сети и Интернету. Небольшие размеры нетбука позволяют ученикам работать в условиях классно-урочной системы и вне урока в различных цифровых зонах школы. Имеется возможность подключения к нетбукам дополнительных периферийных устройств (флэш-карта, принтер, сканер, цифровые датчики, роботы и т.п.). В результате, каждый учащийся может обращаться к любым материалам и выполнять полученные задания в любое время и в школе, и дома.
Наличие мобильного рабочего места учителя – одно из условий успешной реализации Концепции информатизации образовательного процесса и требований нового стандарта начального образования. Рабочее место учителя нашего образовательного учреждения оборудовано следующим образом: ноутбук, оснащенный веб-камерой, мультимедиапроектор, интерактивная приставка “Mimio”, слайдпроектор, цифровой микроскоп, беспроводной графический планшет, система оценивания MimioVote.
С помощью IT-технологий нам удалось оптимизировать учебный процесс, поднять интерес школьников к изучению предметов, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Сократилось время, которое учителя тратили на рассказы при изложении учебного материала. И, возможно, самое главное в том, что в классе учителя стали чувствовать себя свободнее и увереннее, так как в любой момент у них под рукой были все возможные дополнительные иллюстративные и учебно-методические материалы. Раньше единственным источником информации был школьный учебник, а сегодня огромное информационное поле для поиска источников предоставляет Интернет. Однако учитель сегодня не имеет тех необходимых электронных приложений к учебникам, которые бы соответствовали всем требованиям. Чаще всего электронное пособие – это тот же учебник, но в электронном виде. Поэтому учитель либо сам создаёт вариант электронной поддержки урока, либо, пользуясь готовыми электронными ресурсами, должен заранее просмотреть и доработать их. В школьной медиатеке собрано немало авторских мультимедийных пособий учителей нашей школы по различным предметам.
Особенностью обучения в образовательной модели «1 ученик:1 компьютер» стало наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения. Если несколько лет назад при подготовке к урокам учителям приходилось изготавливать большое количество дидактических материалов, карточек и это отнимало у них много времени, то сегодня педагоги располагают базой пособий, помогающих им организовать образовательный процесс наиболее эффективно. Сегодня на уроках для закрепления пройденного материала мы используем тренажеры, представленные в Единой коллекции ЦОР. Теперь каждый учащийся может самостоятельно выполнить задание и моментально оценить свои знания. Учитель имеет возможность передать на нетбуки учащихся задания разного уровня сложности. При необходимости дети могут вернуться к тренажерам в любое время. Использование тренажеров позволило нам более качественно сформировать навык устных вычислений, орфографическую зоркость, правильность написания словарных слов.
Отследить успеваемость с помощью обратной связи и статистических сведений позволяет система голосования. Учитель получает результаты в режиме реального времени и не затрачивает время на проверку тестов вручную. В течение урока можно проводить быстрые опросы учеников, чтобы узнать, кто из них усвоил материал, а кому требуется помощь. Учащиеся могут в динамике отследить степень изучения той или иной темы.
Вместе с учащимися мы выстроили индивидуальные маршруты для того, чтобы дети в соответствии со своими интересами могли получать дополнительное образование: изучать новые программы, участвовать в дистанционных конкурсах, обучаться на дистанционных курсах.
В прошлом учебном году дети 2 класса научились пользоваться Интернет, обучались на дистанционном курсе «Совенок». Вследствие увеличения доступа к информации улучшились исследовательские навыки учащихся, их отличает большая способность к самостоятельной учебной работе, активному поиску необходимых сведений. У них повысился уровень владения средствами ИКТ. В рамках исследовательской и проектной деятельности учащиеся с удовольствием применяют различные технические средства. С огромным желанием дети участвуют в сетевых проектах и играх.
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые помогает решить работа с микроскопом.
Цифровой микроскоп предназначен для наблюдения и исследования различных объектов. Микроскоп делает изображение «доступным» сразу всему классу. Компьютер позволяет сохранить образ объекта в виде фотоснимка или видеофильма. Если время на уроке не позволяет провести наблюдения, учитель может заранее подготовить снимки или видеоролик и использовать их на уроке.
Очень радует заинтересованность и поддержка родителей, для которых на родительских собраниях педагоги рассказывают об особенностях организации учебного процесса с использованием ИКТ, а дети презентуют продукты своей деятельности. Родители охотно сотрудничают с педагогами, используя различные ресурсы сети Интернет: электронная почта, электронный журнал и дневник образовательной сети «Дневник.ру»
На интернетпредставительстве прогимназии создан ресурс проектной площадки, где размещены рубрики для педагогов, родителей и детей.
Первые результаты показывают, что созданная нами информационно-образовательная среда позволила повысить качество преподавания и качество достижения школьниками результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Учащиеся показывают высокие показатели качества и степени обучености по таким предметам, как русский язык (88% и 67% соответственно) и математика (84% и 69% соответственно), которые всегда считались «трудными» для младших школьников. Результаты диагностики отражают высокий уровень школьной мотивации у учащихся. Также в конце 2011-12 учебного года был проведен тест на скорость набора текста. Учащиеся 2 класса набирают в среднем 35-40 знаков в минуту.
Сравнительный анализ с другим 2 классом показал, что у учащихся прогимназии выше уровень информационной культуры. Их отличает умение самостоятельно осуществлять поиск информации, способность оценивать информацию с точки зрения полноты и достоверности. Дети умеют создавать, удалять и распечатывать файлы, работать с флеш-картами, передавать файлы на компьютер учителя и наоборот, выполнять разнообразные творческие работы.
Таким образом, реализация данной модели дала учителям возможность с наименьшими затратами сделать обучение более эффективным, а младшим школьникам - стать успешными, почувствовать себя готовыми к взаимодействию в условиях информационного общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные вопросы организации социального питания. Организация питания в образовательном учреждении (из опыта работы)
Полноценное питание является необходимым условием обеспечения здоровья подрастающего поколения, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов, способности к обучению во все ...
Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса (из опыта работы)
Очень важным критерием эффективности учебного процесса является школьная мотивация....
Духовность, нравственность, патриотизм – основополагающие принципы в организации деятельности с семьями учащихся. Из опыта работы.
Я работаю в классе, где учатся дети с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, которые в силу разных причин не могут добиться высоких образовательных результатов по учебным предметам, но это де...
«Системно-деятельностный подход в организации воспитательной и внеурочной деятельности» (из опыта работы).
В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента, который включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования. Основными задачам...
Развитие коммуникативных навыков младших школьников в учебной и внеурочной деятельности через организацию разновозрастного и разноуровнего общения (из опыта работы)
На протяжении более трёх лет я являлась участником региональной экспериментальной площадки по теме «Развитие коммуникативной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образов...
"Создание специальной развивающей среды для детей с нарушением слуха в начальной школе" (из опыта работы)
Создание специальной развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, формирование основ жизненной компетентност...
Школьная перемена как одна из форм организации учебной деятельности: из опыта работы
Школьная перемена. Что думают об этом учащиеся?(снять видео)Школьная перемена. Это прежде всего отдых от уроков. Это время для общения, для проветривания класса, для посещения столовой, время для двиг...