Школьная перемена как одна из форм организации учебной деятельности: из опыта работы
методическая разработка
Школьная перемена. Что думают об этом учащиеся?
(снять видео)
Школьная перемена. Это прежде всего отдых от уроков. Это время для общения, для проветривания класса, для посещения столовой, время для двигательной активности, время, дающее ученику отдохнуть, подготовиться к уроку. Наши школьные перемены проходят однообразно изо дня в день. А что если использовать это время для новых открытий, для организации познавательной деятельности.
Чем можно заняться? Как провести это время с пользой?
- Перемена, как продолжение урока. На уроке узнали информацию, а на перемене непосредственно рассмотрели то, о чем говорили на уроке, познакомились на практике с наглядным материалом по теме урока.
Как пример, знакомство с полезными ископаемыми. Организованная выставка полезных ископаемых заинтересовала ребят. Каждый из них смог все потрогать, разглядеть. Возникли вопросы, а значит есть уверенность в том, что обязательно будут найдены ответы. Все это способствует развитию исследовательских навыков.
Искать географические объекты на глобусе нравится учащимся. Они это делают с большим удовольствием. Всегда комментируют свои поиски, рассуждают. И уже много знают. Хочется выглядеть грамотными перед своими одноклассниками, блеснуть знаниями, поэтому для этого приходится искать информацию дома с родителями в различных источниках, спрашивать у учителя. Все это способствует пополнению знаний.
Коллекция «Нефть и нефтепродукты» привлекла внимание ребят. С каким интересом они изучали представленные экспонаты.
Не меньший восторг при знакомстве с коллекций «Лен». Интересно разглядывать, пробовать на ощупь, строить догадки и находить на них ответы.
- Решение головоломок, выполнение развивающих заданий. Учащиеся выполняют с удовольствием небольшую разминку для мозга, ждут очередное задание, спрашивают, и к выполнению подходят творчески. Можно наблюдать, когда выполняют работу совместно, помогают друг-другу, подсказывают, спорят. Такие задания способствуют развитию нестандартного мышления, развитию моторики кисти рук, улучшению памяти, концентрации внимания, формированию коммуникативных умений и пр.
- Проведение экспериментов. Это, наверное, наиболее любимое времяпрепровождение ребят на перемене, которое способствует расширению кругозора и разностороннему развитию. Почему? Потому что интересно. Предлагаю стать участниками эксперимента. Давайте понаблюдаем, что произойдет. (проведение эксперимента) И внимание ребят практически всю перемену приковано к стакану с уксусом, куда опущено куриное сырое яйцо. Вам интересно, что произойдет? И ребятам тоже. А как на счет получения инея на еловой ветке, обесцвечивания следов от йода, необычного надувания воздушного шарика, выращивания кристаллов медного купороса, распускание цветов в воде и многого другого не менее интересного?
Бегать некогда не правда ли?
- Творческая деятельность. Ни минуты свободного времени. Каждая минута должна быть проведена с определенной пользой. Реализовать это помогает фантазия педагога. Например, почему бы не создать азбуку, где каждая буква будет сделана из разного материала, в том числе природного. На уроке познакомились с буквой, а на переменах ее сделали. Такая работа приносит огромную пользу. Ведь у учащихся появляется желание сходить с родителями в лес, собрать необходимый материал для изготовления буквы, а это тоже немаловажно, так как не всегда можно организовать ребенка на прогулку, а всей семьей прогуляться, вообще здорово. Стимул хороший.
- А как учащимся нравится работать с мегараскрасками, когда каждому необходимо раскрасить свою часть, вырезать ее, и из готовых частей сложить общую картинку. Можно организовать работу парами. Первоначально каждый решал сам какие цвета использовать, а уже сейчас договариваются между собой, ходят по классу, смотрят цветовую палитру, обговаривают как необходимо разукрашивать, чтобы получилось все в едином стиле. Разукрасили, собрали и все. Нет. Каждая раскраска подбирается к определенной праздничной дате. Елка - Новогодние праздники, 8 – восьмое марта, ракета – день космонавтики, пасхальный кулич – к Пасхе. Вот и еще один повод приобрести новые знания.
- Музыкальные перемены. Происходит знакомство учащихся с музыкальными произведениями. Проводить знакомство можно по-разному. Можно предварительно познакомить с композитором, а затем слушать на переменах его произведения. Можно просто включить музыку (например, для поднятия настроения у ребят) и пусть ученики занимаются своими делами. Можно использовать музыку, детские песни для создания мотивации – своеобразного «мостика» к уроку. Можно пригласить тех, кто готов исполнить произведения на музыкальном инструменте. И эта идея повышения музыкальной грамотности прекрасна. Но необходимо понимать, что музыкальное сопровождение всех перемен будет неудачным приемом. Иногда просто хочется тишины для того, чтобы настроиться на урок или просто пообщаться друг с другом.
В планах – танцевальные. Бегать по школьному коридору нельзя, а дети хотят двигаться. Поэтому мини-дискотека или флеш-моб в условиях кабинета помогут решить эту проблему. И уже есть первый опыт.
- Создание проектов. Почему нет? И учащимся очень нравится выполнять задания, чтобы получить результат. Как пример – проект «Создание книг» («Как хлеб на стол пришел» (в наши дни, на Руси))
- Наполнение кабинета функциональными предметами.
Счеты. Учащиеся любят выполнять задания, используя их. И это способствует закреплению материала по темам: состав числа, сложение и вычитание с переходом через десяток.
Рассада на подоконнике. Прослеживается поэтапность развития растений от семени до созревания плодов.
Ветки деревьев в вазе с водой. Интересно наблюдать изменения, происходящие с ветками с момента постановки в воду.
А отдыхать-то когда, спросите вы. Все успеваем. (слайд последний) Самое главное, что учебный процесс не останавливается, не прерывается ни на минуту, что у педагога появляется дополнительное время для подачи знаний. Ведь каждый из нас знает, что времени катастрофически не хватает. А это еще дополнительно 20 минут. И использовать их надо с пользой. А предложенные варианты проведения перемен помогают формировать умение осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения жизненных задач, развивают активность и самостоятельность учащихся, вовлекают их в поисковую и познавательную деятельность, развивают творчество, помогают избежать конфликтные ситуации, делают перемену веселой и безопасной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация перемен | 19.58 КБ |
перемена | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Школьная перемена как одна из форм организации учебной деятельности: из опыта работы
Школьная перемена. Что думают об этом учащиеся?
(снять видео)
Школьная перемена. Это прежде всего отдых от уроков. Это время для общения, для проветривания класса, для посещения столовой, время для двигательной активности, время, дающее ученику отдохнуть, подготовиться к уроку. Наши школьные перемены проходят однообразно изо дня в день. А что если использовать это время для новых открытий, для организации познавательной деятельности.
Чем можно заняться? Как провести это время с пользой?
- Перемена, как продолжение урока. На уроке узнали информацию, а на перемене непосредственно рассмотрели то, о чем говорили на уроке, познакомились на практике с наглядным материалом по теме урока.
Как пример, знакомство с полезными ископаемыми. Организованная выставка полезных ископаемых заинтересовала ребят. Каждый из них смог все потрогать, разглядеть. Возникли вопросы, а значит есть уверенность в том, что обязательно будут найдены ответы. Все это способствует развитию исследовательских навыков.
Искать географические объекты на глобусе нравится учащимся. Они это делают с большим удовольствием. Всегда комментируют свои поиски, рассуждают. И уже много знают. Хочется выглядеть грамотными перед своими одноклассниками, блеснуть знаниями, поэтому для этого приходится искать информацию дома с родителями в различных источниках, спрашивать у учителя. Все это способствует пополнению знаний.
Коллекция «Нефть и нефтепродукты» привлекла внимание ребят. С каким интересом они изучали представленные экспонаты.
Не меньший восторг при знакомстве с коллекций «Лен». Интересно разглядывать, пробовать на ощупь, строить догадки и находить на них ответы.
- Решение головоломок, выполнение развивающих заданий. Учащиеся выполняют с удовольствием небольшую разминку для мозга, ждут очередное задание, спрашивают, и к выполнению подходят творчески. Можно наблюдать, когда выполняют работу совместно, помогают друг-другу, подсказывают, спорят. Такие задания способствуют развитию нестандартного мышления, развитию моторики кисти рук, улучшению памяти, концентрации внимания, формированию коммуникативных умений и пр.
- Проведение экспериментов. Это, наверное, наиболее любимое времяпрепровождение ребят на перемене, которое способствует расширению кругозора и разностороннему развитию. Почему? Потому что интересно. Предлагаю стать участниками эксперимента. Давайте понаблюдаем, что произойдет. (проведение эксперимента) И внимание ребят практически всю перемену приковано к стакану с уксусом, куда опущено куриное сырое яйцо. Вам интересно, что произойдет? И ребятам тоже. А как на счет получения инея на еловой ветке, обесцвечивания следов от йода, необычного надувания воздушного шарика, выращивания кристаллов медного купороса, распускание цветов в воде и многого другого не менее интересного?
Бегать некогда не правда ли?
- Творческая деятельность. Ни минуты свободного времени. Каждая минута должна быть проведена с определенной пользой. Реализовать это помогает фантазия педагога. Например, почему бы не создать азбуку, где каждая буква будет сделана из разного материала, в том числе природного. На уроке познакомились с буквой, а на переменах ее сделали. Такая работа приносит огромную пользу. Ведь у учащихся появляется желание сходить с родителями в лес, собрать необходимый материал для изготовления буквы, а это тоже немаловажно, так как не всегда можно организовать ребенка на прогулку, а всей семьей прогуляться, вообще здорово. Стимул хороший.
- А как учащимся нравится работать с мегараскрасками, когда каждому необходимо раскрасить свою часть, вырезать ее, и из готовых частей сложить общую картинку. Можно организовать работу парами. Первоначально каждый решал сам какие цвета использовать, а уже сейчас договариваются между собой, ходят по классу, смотрят цветовую палитру, обговаривают как необходимо разукрашивать, чтобы получилось все в едином стиле. Разукрасили, собрали и все. Нет. Каждая раскраска подбирается к определенной праздничной дате. Елка - Новогодние праздники, 8 – восьмое марта, ракета – день космонавтики, пасхальный кулич – к Пасхе. Вот и еще один повод приобрести новые знания.
- Музыкальные перемены. Происходит знакомство учащихся с музыкальными произведениями. Проводить знакомство можно по-разному. Можно предварительно познакомить с композитором, а затем слушать на переменах его произведения. Можно просто включить музыку (например, для поднятия настроения у ребят) и пусть ученики занимаются своими делами. Можно использовать музыку, детские песни для создания мотивации – своеобразного «мостика» к уроку. Можно пригласить тех, кто готов исполнить произведения на музыкальном инструменте. И эта идея повышения музыкальной грамотности прекрасна. Но необходимо понимать, что музыкальное сопровождение всех перемен будет неудачным приемом. Иногда просто хочется тишины для того, чтобы настроиться на урок или просто пообщаться друг с другом.
В планах – танцевальные. Бегать по школьному коридору нельзя, а дети хотят двигаться. Поэтому мини-дискотека или флеш-моб в условиях кабинета помогут решить эту проблему. И уже есть первый опыт.
- Создание проектов. Почему нет? И учащимся очень нравится выполнять задания, чтобы получить результат. Как пример – проект «Создание книг» («Как хлеб на стол пришел» (в наши дни, на Руси))
- Наполнение кабинета функциональными предметами.
Счеты. Учащиеся любят выполнять задания, используя их. И это способствует закреплению материала по темам: состав числа, сложение и вычитание с переходом через десяток.
Рассада на подоконнике. Прослеживается поэтапность развития растений от семени до созревания плодов.
Ветки деревьев в вазе с водой. Интересно наблюдать изменения, происходящие с ветками с момента постановки в воду.
А отдыхать-то когда, спросите вы. Все успеваем. (слайд последний) Самое главное, что учебный процесс не останавливается, не прерывается ни на минуту, что у педагога появляется дополнительное время для подачи знаний. Ведь каждый из нас знает, что времени катастрофически не хватает. А это еще дополнительно 20 минут. И использовать их надо с пользой. А предложенные варианты проведения перемен помогают формировать умение осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения жизненных задач, развивают активность и самостоятельность учащихся, вовлекают их в поисковую и познавательную деятельность, развивают творчество, помогают избежать конфликтные ситуации, делают перемену веселой и безопасной.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса.
Востребованность дистанционной формы обучения растет с каждым годом. Если говорить о школьном образовании, то эта востребованность достаточно четко обозначилась в последние годы. В статье раскрываются...
Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности учащихся начальных классов.
Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности учащихся начальных классов....
Статья "Урок - одна из форм организации учебной работы для достижения планируемых образовательных результатов в начальной школе"
Статья "Урок - одна из форм организации учебной работы для достижения планируемых образовательных результатов в начальной школе"...
Обобщение опыта работы по теме "Детское научное общество как одна из форм организации исследовательской деятельности младших школьников"
Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения. Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализаци...
Школьная перемена как одна из форм восполнения дефицита двигательной активности учащихся младшего школьного возраста
•Школьная переменакак одна из форм восполнения дефицита двигательной активности учащихся младшего школьного возраста•...
Домашняя работа по математике как одна из форм организации учебной деятельности младших школьников
Проблемы с домашним заданием, безусловно, существуют, но это разрешимые проблемы, и решить их для себя – задача каждого педагога. Подходить к решению проблемы домашнего задания без учета накопле...
Квест-игра как эффективная форма организации учебной деятельности при реализации общеразвивающей программы дополнительного образования «Я познаю мир» (из опыта работы)
Одна из универсальных игровых технологий — квест-технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных заданий, активизирующая соревновательные механизмы в пс...