Проектная технология как метод развития универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы
статья на тему
Обобщение опыта работы по формированию универсальных учебных действий через проектную технологию в начальных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esikova_seminar.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная технология как метод развития
универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы
Есикова И.А., учитель начальных классов
Всякое настоящее образование добывается
только путем самообразования.
Н.А. Рубакин
Приоритетным направлением начального общего образования в соответствии ФГОС второго поколения определено формирование универсальных учебных действий, уровень освоения которыми в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения.
Мы второй год работает над реализацией стандартов второго поколения. В стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Активность обучающегося является основой достижения развивающих целей обучения – знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. Сегодня важно, чтобы учащиеся проявляли активность в образовательном процессе, чтобы образование было связано с проблемами реальной жизни.
Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологи, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается с и проблемой изменения эффективности обучения.
Главная идея проектной деятельности – направленность учебно-познавательной деятельности учащихся на результат.
Метод проектов способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.
Исследователи (Л. П. Виноградова, Савенков А.И.) характеризуют метод учебного проекта как:
- Личностно-ориентированный
- Обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности
- Развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии
- Формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах
- Воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу
- Интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин
Таким образом, работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных предметов. Дети получают опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.
Система личностных результатов и УУД в рамках ФГОС | Система результатов приобретаемых через проектную деятельность |
Личностные |
|
Регулятивные |
|
Познавательные |
|
Коммуникативные |
|
Проектно-исследовательский метод в начальной школе – это подготовительный этап для дальнейшей его реализации в среднем и старшем школьном звене. И поэтому полноценную проектную деятельность сложно осуществить с учащимися начальных классов. Этому нужно учить.
Опыт моей работы показывает, что проектные задачи можно применять в работе с детьми, начиная уже с 1 класса. Познавательная активность детей младшего школьного возраста очень высока: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Дети младшего школьного возраста еще не могут найти самостоятельно ответы на все интересующие их вопросы – им помогает учитель. В курсе "Окружающий мир" А.А.Вахрушева (программа "Школа 2100") с 1 по 4 класс предлагается тема: "Учимся решать жизненные задачи". С этого начинается наша работа над проектными задачами, а ребята учатся сотрудничать в группе.
В своей работе чаще всего использую следующие типы проектов:
- исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, тематических газет);
- творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели).
Использую разные типы проектов: межпредметные проекты и монопроекты.
Опыт моей работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его вариантов: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным, от общешкольных до социальных проектов районного уровня.
Мною совместно с другими учителями (предметниками, библиотекарем, классными руководителями) и родителями реализованы следующие проекты:
Урочные проекты | Внеурочные проекты | Общегимназические и социальные проекты |
"Числа вокруг нас" – математика + литература "В гостях у Домовёнка" – литература + технология + история "Есть ли симметрия вокруг нас?" – окружающий мир + математика + технология "Природа готовится к зиме" -окружающий мир "Мой остров" – окружающий мир | "Маленькие герои большой войны" – воспитательные мероприятия, посвященные 65-летию победы в ВОВ – история + литература "Дорога к звездам" – воспитательное мероприятие, посвященное 55-летию полета Ю.А.Гагарин в космос "Домашние животные" окружающий мир | "Золотой треугольник" (комплекс мероприятий с участием родителей) "Прославляйте осень жизни" – воспитательное мероприятие ко дню пожилого человека "Озеленение пришкольного участка" "Из детских лет прими, Победа" |
Приведу примеры разных проектов.
Урочный проект: "Есть ли симметрия вокруг нас?" Краткосрочный, интегрированный: окружающий мир + математика + технология. Проводился в 3 классе. Разработан мною совместно с учителем технологии Проскуриной О.А. На данном уроке-проекте решалась проблема нахождения симметрии в окружающем мире. Результатом проекта стала страна "Симметрия".
С помощью панорамы ребята убедились, что симметрия окружает нас повсюду как в предметах живой, так и неживой природы. Предметах, созданных руками человека, а также природой.
Отзыв ученицы Чекрыжовой Ани: "Мне очень понравился урок "Есть ли симметрия вокруг нас?" Я раньше и не знала, что вокруг столько всего симметричного и цифры, и буквы, и люди, и животные, и даже насекомые. Мне понравилось делать разные поделки с помощью симметричного вырезывания! У нас получилась очень красивая панорама." Чжан-Энь-Хын Дима: "Я бы хотел, чтобы все уроки были такими. Я очень старался, и у меня получилась хорошая работа. Когда все закончили свои работы, сказочная страна ожила и стала очень красивой!"
Внеурочный проект "Дорога к звездам" – воспитательное мероприятие, посвященное 55-летию полета Ю.А.Гагарин в космос. Проект краткосрочный, интегрированный. Данный проект проводился с учащимися параллельных классов: 1 "А" и 1 "В", к участию были привлечены родители детей. Проект разработан совместно с классным руководителем 1 "В" класса Барковой Т.Б.
Цель проекта: познакомить учащихся с историей развития отечественной космонавтики, с теми, кто внес свой вклад в покорение Вселенной.
К концу урока ребята выполнили продукт – письмо на далекую планету: в которое вложили свои сочинения о гимназии, рисунки, импровизированное "видеописьмо", где учащиеся поделились своими знаниями о начале покорения космоса человеком.
Социальный, краткосрочный, интегрированный проект: «Прославляйте осень жизни», был посвящен Дню пожилого человека. Тема проекта была выбрана не случайно, ведь гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения начинается с нравственного воспитания, с привития уважительного отношения к старшему поколению, пожилым людям. Осуществлен с учащимися 4 класса.
Ребята, объединившись группы, создали странички для книжки-памятки.
Федоров Тихон написал: "После классного часа мне, почему то захотелось в гости к моей бабушке, но она живет далеко. Я поеду к ней только летом. Я очень ее люблю и буду всегда ей помогать."
Малышев Федор: "Мне понравился классный час. Я думаю, что не только в праздники нужно вспоминать о пожилых людях! Им надо помогать всегда и жалеть. Ведь и мы тоже будем старенькими!"
Основываясь на анализе рефлексии учащихся, можно сделать вывод: работать над проектом учащимся понравилось. Особенно нравилось ребятам работать в группе, договариваться между собой, выбирать тот или иной вид работы, помогать друг другу. Ценно еще и то, что каждый учащийся оценил свой опыт работы в группе как положительный, нужный для общего дела. Ребята написали несколько синквейнов, через которые выразили своё отношение к теме проекта.
Синквейны
Мой дедушка Умный, добрый, лучший игрок в шашки Строит и обустраивает свой дом, трудится Дедушка никогда не сидит без дела Дедушка очень трудолюбивый! Федоров Тихон | Бабушка Любящая, добрая Читает сказки, вкусно готовит, вяжет Бабушка часто ездит в поездах Бабушки любят своих внуков! Белослудцев Ярослав |
Пожилые люди Мудрые, старенькие Болеют, вспоминают, всех жалеют Прожили длинную жизнь О них нужно заботиться! Стуканева Аня | Дедушка Веселый, морщинистый Помогает, любит, приласкает Всегда нам помогает Мой дедушка самый лучший. Плахотникова Лена |
Дедушка Старенький, добрый Читает, готовит, ездит на охоту Понимает меня лучше всех Мой лучший друг Чжан-Энь-Хын Дима | Одинокий дедушка Старенький, больной Грустит, скучает, вспоминает О нем забыли родные Нельзя забывать про пожилых людей! Веникова Вика |
Дедушка Старенький, беспомощный Пьет, ест, живет Дедушка воевал на войне Надо помнить о ветеранах! Кулиев Антон |
"Маленькие герои большой войны" – долгосрочный, внеурочный, интегрированный (история + литература) проект. Посвящен 65-летию победы в ВОВ. Был разработан и проведен совместно с библиотекарем Подгорной Н.П. Целью проекта было углубить знания учащихся о подвигах детей-сверстников, познакомить с ролью животных в ВОВ. Готовясь к проекту, ребята читали рассказы, учили стихотворения, знакомились с военной техникой, готовили презентацию по произведению Надеждиной "Партизанка Лара", инсценирование, рисовали плакаты. На уроке учащиеся объединились в творческие группы и работали над созданием медали, писали письмо сверстнику военных лет, изготавливали из пластилина и бросового материала модели военной техники. На урок были приглашены учащиеся других классов.
Значимым стал районный проект "Из детских рук прими, Победа", посвященный 65-летию победы в ВОВ. Ребята моего класса сотрудничали с художественными руководителями Челондаевой Н.В. и Проскуриной О.А., участвовали в творческих номерах, рисовали рисунки, изготавливали поделки для выставки-продажи, средства от которой, были адресно перечислены ветеранам алданцам.
Одним из первых проектов с привлечением родителей, в котором я вместе с классом прияла активное участие стал проект «Золотой треугольник».
Ежегодно провожу Предметные недели.
Анализируя свою работу по данному направлению, я пришла к выводу, что именно проектная технология максимально раскрывает способности обучающихся и обеспечивает развитие универсальных учебных действий, что создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.
Используемая литература.
- Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательных технологий. М.: Народное образование, 2001.
- «Интел – обучение для будущего» Москва 2005 г. Литература:
- Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61
- Переверзев Л.Б. «Проектный подход к образовательным проблемам».
- Полат Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. М., 2001. - с.123.
- Савенков А.И. «Маленький исследователь: как научить младшего школьника приобретать знания» Ярославль Академия развития.2002 г.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в развитии познавательных интересов обучающихся начальной школы
Обобщение актуального педагогического опыта...
Формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов.
Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирован...
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы в процессе обучения
В статье представлены приёмы и методы по формиованию УУД на уроках в начальной школе. Задания разработаны с учётом требований страндартов....
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов на уроках русского языка по УМК « Школа 21 века».
Учебный курс «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом о...
ОПЫТ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
Материал раскрывает сущность УУД в начальной школе в условиях новых стандартов....
Обучение решению текстовых задач как ресурс формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы
Конспекты уроков для 3 класса по темам:1. Решение текстовыъ задач.2. Решение задач. Закрепление.3. Решение задач на движение.4. Решение задач. Закрепление изученных видов.Могут быть использованы для к...
Программа развития универсальных учебных действий для обучающихся начальной ступени обучения.
Данная программа является основой контроля за качеством деятельности по формированию УУД, может быть использована при разработке рабочих программ отдельных учебных предметов....