ОПЫТ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
статья по теме
Материал раскрывает сущность УУД в начальной школе в условиях новых стандартов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_razvitiya_universalnyh_uchebnyh_deystviy_u_obuchayushchihsya_nachalnyh_klassov.docx | 27.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт развития универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Осуществление данной цели не представляется возможным без выполнения ряда следующих задач:
- формирование у учащихся позиции признания здоровья как условия гармоничного взаимодействия с окружающим миром и с самим собой;
- создание условий для развития и самореализации обучающихся;
- реализация внеурочных курсов, способствующих развитию нравственно и физически здоровой личности;
- развитие познавательной деятельности учащихся на уроках и внеурочных занятиях посредством использования ИКТ, технологии проблемного диалога, технологии самооценки и др.
- использование воспитательного потенциала урока и внеурочной деятельности в формировании нравственно ценностных ориентаций обучающихся;
- повышение уровня качества образованности учащихся.
Образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие МАОУ СОШ № 5 в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, изложенными в Законе РФ «Об образовании» через УМК «Перспектива», а именно:
- гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- обеспечение условий для самоопределения личности, для её самореализации, творческого развития.
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира.
В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий. Термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Гипотеза:
Система формирования универсальных учебных действий у обучающихся будет эффективной, если:
она включает отслеживание уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся;
направлена на формирование положительной мотивации к учению;
характеризуется наличием системности в образовательном процессе.
Формы реализации направления развития универсальных учебных действий у учащихся в свете требований ФГОС НОО:
урок (цель современного урока – это не только формирование знаний, умений и навыков, но и личностное развитие (сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся) и овладение ключевыми компетенциями;
проекты;
внеурочные занятия;
классные часы;
КТД (экскурсии, посещение театральных представлений, коллективные поездки в г. Екатеринбург, общешкольные концерты, трудовые десанты и др.);
Интернет – олимпиады;
спортивно-оздоровительные мероприятия.
1 класс Первый этап школьного социально-личностного развития это – адаптация. Младшие школьники только включаются в процесс самопознания, поэтому мною были предусмотрены и проведены методики, которые показали, насколько комфортно чувствует себя ребенок в школе; выявить уровень нравственно-ценностного, физического, познавательного развития ребенка.
Инструментарий исследования.
- методика Социометрия Фридмана Л. М. и др.
- методика ранжирования Брехмана И.И.;
- методика изучения учебной мотивации Гинзбурга М.Р.;
- методика анкетирования Михайлова Н.И.;
- метод наблюдения;
- методика определения динамики качества образования;
- диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования Бунеевой Е.В, Вахрушева А.А.
В ноябре 2013 года мною была проведена методика социометрии, результаты которой показали, что большинство учащихся имеют взаимопонимание в коллективе.
Результаты методики ранжирования: уроки по предметам обучение грамоте, физическая культура вызывают наибольший эмоциональный отклик.
Эти результаты подтверждает методика М. Р. Гинзбурга:
- сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов – менее 30% учащихся.
Результаты анкетирования «Двигательная активность младшего школьника»: уровень двигательной активности дома у детей недостаточно высок, не все учащиеся класса выполняют комплекс утренней зарядки, домашние обязанности.
В процессе учебной деятельности I полугодия был определен уровень знаний, умений учащихся на начало 1-го класса, в частности:
знание букв алфавита – 84% учащихся;
письмо букв алфавита – 65% учащихся;
счет до 100 или далее – 27% учащихся.
Данные результаты говорят о том, что к моменту поступления в 1-й класс дети уже имели определенный уровень обученности, что помогло облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе.
В целях повышения мотивации к обучению, дальнейшей социализации учащихся я наметила и реализовала следующие задачи:
- введение технологии самооценки;
- использование личностно-ориентированных технологий (работа в парах, технология проблемного диалога);
- создание ситуации успеха учащимся;
- участие детей в общешкольных мероприятиях.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – является игра. Первый год обучения является важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной.
В целях развития познавательной раскрепощенности – игры: «Ассоциации», «Зоркий глаз».
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создает работа в парах. В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться.
Благодаря работе в паре дети учатся:
формулировать свою точку зрения;
разрешать разногласия с помощью логических аргументов;
быть справедливыми и толерантными.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. В целях реализации данной задачи использую на уроках тексты зрительных диктантов разработанных И. Т. Федоренко, способствующие развитию у детей внимания, формированию орфографической зоркости. В целях создания ситуации успеха использую прием стимулирования: в течение минуты учащиеся читают текст, после чего отмечают, до какого слова успели дочитать; затем следует повторное чтение этого же фрагмента, сравнение с первым результатом. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у обучающихся (Познавательные общеучебные УУД: оценка процесса и результатов деятельности).
Отслеживание результатов позволяет увидеть динамику повышения уровня навыка чтения обучающихся 1 «б» класса.
Показателем эффективности практической деятельности является участие моих воспитанников в мероприятиях различного уровня.
Победа детей нашего класса в школьном туре олимпиады по математике, русскому языку; участие во Всероссийских конкурсах-играх, победа в конкурсе чтецов, эстафета - II место.
К концу II полугодия 1 класса мною было выявлено, что учащиеся благополучно пережили процесс вхождения в новую социальную ситуацию, повышение уровня сформированности связной речи, повышение техники чтения.
Но были выявлены и проблемы:
некоторая категория учащихся не овладела в полной мере умением осуществлять действие по заданному образцу;
некоторая категория учащихся имеет завышенную либо заниженную самооценку;
невысокая степень проявления волевых качеств учащихся.
2 класс, направленность педагогической деятельности:
- реализация здоровьесберегающих технологий;
- развитие у детей познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе;
- продолжение работы по обучению детей технологии самооценки;
- повышение качества образования обучающихся.
От правильной организации урока во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность.
Наиболее разработанной системой здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы является технология доктора медицинских наук В.Ф.Базарного, включающая в себя: проведение учебных занятий в режиме смены динамических поз, реализацию специальных упражнений, снимающих зрительное утомление.
Реализуя данную технологию, были проведены следующие мероприятия:
- в начале 2013-2014 учебного года для нашего класса, как и для других классов начальной школы МАОУ СОШ № 5, были приобретены Конторки доктора Базарного. Конторки отрегулированы по высоте, чтобы, работая за ней, ребенку не надо было сгибать спину. Часть урока каждый ученик стоит за конторкой, часть – сидит за партой и таким образом укрепляет позвоночник, сохраняет правильную осанку. Смена динамической позы происходит через 10 минут. Возле каждой конторки находится массажный коврик. Массаж укрепляет свод стопы, снимает эмоциональное напряжение, улучшает кровообращение. |
Также для нашего класса был приобретен офтальмотренажер. Это специальный прибор, подающий световые сигналы в определенном порядке. Офтальмотренажер снимает физическую и психоэмоциональную напряженность учащихся, служит профилактикой близорукости.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин.
Современным ядром ключевых компетенций является личностный компонент.
1. Личностные результаты изучения курса “Русский язык”: любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к письму, осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
Положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства - личностные УУД.
На уроках русского языка ввожу разные формы представления учебных задач (таблицы, памятки), пользуемся индивидуальными наборами карточек гласных и согласных, которые помогают в учебном процессе контролировать результат деятельности обучающегося (Познавательные общеучебные УУД).
Отслеживание результатов выполнения контрольных работ позволяет увидеть динамику повышения уровня образованности учащихся по русскому языку во 2-ом классе.
Отслеживание результатов выполнения интегрированных работ в 1-х и 2-х классах позволяет увидеть динамику повышения уровня сформированности познавательных УУД.
В процессе реализации проблемно-диалогической технологии развиваются общеучебные универсальные действия (выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач).
Активно включаю в свою работу проблемно-диалоговые уроки.
Урок включает четыре звена:
- постановка проблемы;
- поиск решения;
- выражение решения;
- реализация продукта.
Учебник математики Г.В. Дорофеева уже заставляет детей рассуждать, так как многие задания построены на сравнении.
Польза от такой работы неоспорима:
Ребята, находясь в поиске по решению поставленной проблемы, учатся самостоятельно и охотно приобретать знания, используя материал учебника.
Учатся пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач.
Умение адекватно оценивать свои достижения, несомненно, влияет на учебно-познавательную деятельность ребенка в школе. Введение алгоритма самооценки умений ученика дает положительные результаты в развитии, социальном становлении ребенка, в частности:
- повышение уровня ответственности за учебную деятельность;
- дети учатся прогнозировать последствия.
Проведена плодотворная работа по обновлению материально-технической базы кабинета: установлены компьютер, проектор, локальная сеть; осуществлено подключение к сети ИНТЕРНЕТ. При проведении уроков использую мультимедийные презентации. Использование презентаций позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную образовательные компетенции.
Отслеживание результатов выполнения контрольных работ позволяет увидеть динамику повышения уровня образованности учащихся по математике во 2-ом классе.
Особое место по формированию УУД имеет внеурочная деятельность, т.к. здесь происходит дальнейшее развитие способов деятельности, которые способствуют самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное взаимодействие с партнерами.
В III четверти 2014 г. учащиеся 2-х классов представляли свои проекты на конференции-презентации по теме: «Космос»; в ходе реализации проекта ребята осуществили творческий подход: готовили электронные презентации, стенгазеты, модели планет Солнечной системы, проводили викторины.
Отслеживание результатов выполнения интегрированных работ в 1-х и 2-х классах позволяет увидеть динамику повышения уровня сформированности коммуникативных УУД.
ФГОС вводит диагностику результатов личностного развития. Комплексная диагностическая работа предполагает проявление учеником качеств личности: оценки поступков, мотивов, обозначение своей жизненной позиции.
Отслеживание результатов выполнения комплексных работ в 1 и 2 классах позволяет увидеть динамику повышения уровня личностных результатов.
Таким образом, формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценносто-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества.
Список литературы:
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. — М.: Баласс, 2013.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
3. Короленко, Л. П. Развитие УУД в процессе проектной деятельности в начальной школе/Короленко Л. П. //Начальная школа плюс До и После.-2012.-№ 8. - С. 28-32.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 22. 12. 2009 г. (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06. 10. 2009 г.)
5. Формирование универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе. Режим доступа:[http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2013/10/28/ formirovanie -universalnykh-uchebnykh]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная технология как метод развития универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы
Обобщение опыта работы по формированию универсальных учебных действий через проектную технологию в начальных классах....
«Технология развития критического мышления (ТРКМ)– основа формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся начальных классов.»
Одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов – это технология критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит ...
«Технология развития критического мышления (ТРКМ)– основа формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся начальных классов.»
Аннотация Одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов – это технология критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить...
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы в процессе обучения
В статье представлены приёмы и методы по формиованию УУД на уроках в начальной школе. Задания разработаны с учётом требований страндартов....
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов на уроках русского языка по УМК « Школа 21 века».
Учебный курс «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом о...
«Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся, осваивающих основную образовательную программу начального и основного общего образования»
Выступление на педагогическом совете по теме "Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся , осваивающих основную образовательную программу...
Программа развития универсальных учебных действий для обучающихся начальной ступени обучения.
Данная программа является основой контроля за качеством деятельности по формированию УУД, может быть использована при разработке рабочих программ отдельных учебных предметов....