Проектная работа "Проектирование уроков математики в 1 классе общеобразовательной школы на основе системно-деятельностного подхода с учётом требований ФГОС"
методическая разработка по теме
Проектирование уроков деятельностной направленности с учётом требований ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 193.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Проектная работа
«Проектирование уроков математики в 1 классе общеобразовательной школы на основе системно-деятельностного подхода с учётом требований ФГОС»
Слушатели курсов повышения квалификации учителей:
Фаткулина Сария Сафаевна, учитель начальных классов, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 143 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Казани
Хаева Лилия Фаатовна, учитель начальных классов, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 114» г. Казани
Мусина Гульфинур Фархутдиновна, учитель начальных классов, МБОУ « Тимершикская средняя общеобразовательная школа Сабинского района РТ»
по проблеме: «Проектирование уроков деятельностной направленности в общеобразовательном процессе начальной школы»
Руководитель проектной работы: Замалетдинова Зальфира Исхаковна
г.Казань 2013 г.
Содержание
Введение 3
Глава 1.Теоретическое обоснование разработки технологической карты уроков математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС
- Примерная структура технологической карты 7
- Использование системно-деятельностного подхода на уроках математики. 14
Глава 2. Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме «Число 8. Цифра 8.» на основе системно-деятельностного подхода с учётом требований ФГОС. 19
Заключение 24
Литература 26
Приложение 28
Введение
Актуальность проекта
В начале XXI века чётко обозначилась тенденция к изменениям сущности, цели и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно- ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. 1 сентября 2011 года образовательные учреждения перешли к новому Федеральному государственному образовательному стандарту, направленному на «обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся, к подготовке к жизни в современных условиях на основе включения в процесс социализации, предания образовательному процессу воспитательной функции». Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развития личности обучающихся.
Федеральный государственной образовательный стандарт основного общего образования ( далее Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
К структуре основной образовательной программы основного общего образования , в том числе требование к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
К условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-
техническим и иным условиям.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы общего образования, учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования , включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся.
В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
-формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
-проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
-активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
-построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Проблема проекта
С сентября 2011 года реализуется ФГОС начального образования. Учителя начальной школы начали работу по стандарту нового поколения. Предполагаем, что при проектировании уроков на основе системно-деятельностного подхода реализуются основные требования к организации учебного процесса в контексте реализации ФГОС. На сегодняшний день учителя начальной школы нуждаются в более детальном разъяснении особенностей проектирования уроков деятельностной направленности.
Цель проекта
Разработка и апробация технологической карты урока математики по теме «Число 8. Цифра 8» в 1 классе, в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи проекта
- изучить требования ФГОС, формирование универсальных учебных действий обучающихся с использованием системно-деятельностного подхода;
- разработать технологическую карту урока математики в 1 классе на основе системно-деятельностного подхода с учётом требований ФГОС;
- разработать диагностический материал для самопроверки знаний обучающихся в рамках урока математики по теме « Число8. Цифра 8»;
- апробировать технологическую карту в условиях общеобразовательных школ;
-внедрить модель технологической карты урока математики в практику обучении в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.
Целевая группа проекта: обучающиеся 1 классов общеобразовательных школ.
Участники проекта: учителя начальных классов , обучающиеся начальных классов.
Срок реализации проекта: апрель-август 2013 года
Место реализации проекта: общеобразовательные учреждения.
План мероприятий по реализации проекта
№ | Наименование мероприятия | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
1 | Изучение теоретических основ механизма реализации ФГОС на основе деятельностного подхода. | Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | С 1 апреля по 10 апреля 2013 года | Фаткулина С.С., |
2 | Определение структурных частей урока деятельностной направленности. | Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | С 1 апреля по 10 апреля 2013 года | Фаткулина С.С., |
3. | Разработка технологической карты деятельностной направленности с учетом требований ФГОС. | Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | С 1 апреля по 10 апреля 2013 года | Фаткулина С.С., |
Основная часть
Глава 1.Теоретическое обоснование разработки технологической карты уроков математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС
1.1.Примерная структура технологической карты
Технологическая карта урока – что это.
Принципы и положения для работы с технологическими картами.
Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней.
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.
Структура технологической карты:
- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
- планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
- межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
- этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и
усвоения);
- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
- системно формировать у обучающихся универсальные учебные действия;
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- на практике реализовать межпредметные связи;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов обучающимися на каждом этапе освоения темы.
Технологическая карта позволит администрации школы:
- контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Апробация новейших разработок показала следующие результаты:
- значительно повышается уровень мотивации обучающихся к учебной деятельности;
- появляется конструктивная коммуникация ученика и учителя;
- школьники позитивно воспринимают и успешно используют приобретенные знания и умения в интеллектуально-преобразовательной деятельности в рамках изучаемой темы.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса обучающихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.
На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.
Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:
на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
на 2 шаге — организацию деятельности обучающихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;
на 3 шаге — организацию деятельности обучающихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;
на 4 шаге — организацию деятельности обучающихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.
Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.
На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, обучающиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.
На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.Структура технологической карты включает название темы; цель освоения учебного содержания; планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); основные понятия темы; метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); технологию изучения указанной темы. Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и обучающихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Создание технологической карты позволяет учителю:
• осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
• определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
• определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
• определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
• соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
Преимущества технологической карты:
• использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
• освобождается время для творчества учителя;
• обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
• снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
• обеспечивается повышение качества образования.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
• учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
• используются эффективные методы работы с информацией;
• организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
• обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).
Например:
- реализацию учителем целей урока;
- использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
- осуществление оценивания и контроля.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности.
1.2.Использование системно-деятельностного подхода на уроках математики.
Системно – деятельностный подход на уроках математики в рамках стандартов нового поколения.
Основой, обеспечивающей реализацию Федерального Образовательного Стандарта является системно – деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно – познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Понятие системно – деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно – деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.
Огромную роль в реализации системно – деятельностного подхода сыграл педагогический коллектив под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсона, разработав и внедрив «Технологию деятельностного метода обучения».
Реализация технологии деятельностного метода на уроках математики предполагает соблюдение следующей системы дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки.
Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе
одни и те же вопросы:
а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
Отметим лишь некоторые из методов:
• словесные;
• наглядные;
• демонстрационные;
• алгоритмические.
На уроках математики большая часть учебного времени уделяется освоению различных программных продуктов. Поскольку на современном этапе наиболее актуален деятельностный подход, то и в качестве метода обучения целесообразно выбрать демонстрационный метод. На каждом уроке применяются все вышеназванные методы, однако основной упор сделан на демонстрацию и самостоятельную работу обучающихся. В итоге, обучающиеся в полной мере, а главное за короткий срок, овладевают значительным объемом знаний, умений и навыков в работе с конкретными программными продуктами.
Активизировать ученика как субъекта деятельности, позволяет использование учебных практик на уроке, которые направлены на комплексное развитие компетенций: ценностно-смысловая; образовательная, учебная познавательная; информационно-коммуникативная.
В педагогической деятельности на уроках математики используются различные виды практической работы.
По направлению учебной деятельности обучающихся:
- обучающая практическая работа, используется для изучения нового материала или освоения новых компьютерных технологий;
- закрепляющая практическая работа, призвана закрепить имеющиеся у обучающихся практические умения в работе с ИКТ;
-контролирующая практическая работа, позволяющая продемонстрировать обучающимся сформированные умения, учителю оценить их уровень.
По организации практические работы могут быть:
- индивидуальные, где учитель выступает в роли консультанта, тьютора;
- групповая работа, развивает у обучающихся коммуникативные способности, толерантность, умение работать в команде. Роль консультанта исполняет ученик с повышенным уровнем подготовки и мотивации;
- фронтальная работа;
- коллективные работы.
Проводя на уроках учебные практики используют различные формы их организации.
Традиционные:
- практикумы по решению задач, эта форма, позволяет сформировать и закрепить у обучающихся умение решать задачи по различным темам курса, помогает подготовить обучающихся к сдаче ЕГЭ;
- лабораторные работы, это самая распространенная форма, все ученики одновременно работают на своих рабочих местах с соответствующими программными средствами. Роль учителя - оперативная оказание помощи;
-эксперименты, это работа направлена на установление ранее неизвестного факта практическим путём.
Нетрадиционные:
- проекты;
- виртуальная экскурсия;
- творческая работа.
Урок математики, основанный на принципах системно – деятельностного подхода прививает такие навыки обучающимся, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни.
Глава 2. Технологическая карта урока математики в 1 классе на основе системно-деятельностного подхода с учётом требований ФГОС.
Тема | Число 8. Цифра 8 |
Цель: Задачи: | Познакомить с числом 8, цифрой 8.
|
Планируемые результаты метапредметные, предметные, личностные | Предметные: - Знать название и последовательность чисел при счете. - Называть и обозначать действия сложения и вычитания. - Понимать отношения между числами ( больше, меньше, равно). - Правильно употреблять в речи математические понятия. - Научиться правильно писать цифру 8. Метапредметные: Регулятивные УУД - организовывать свое рабочее место под руководством учителя; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, если она расходится с эталоном (образцом), т.е. работать по плану, инструкции; - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - адекватно оценивать свою работу и работу своих товарищей. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике(система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). , тетради; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - проводить анализ учебного материала; -понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. поиск и выделение необходимой информации - способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение). Коммуникативные УУД: - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,аргументировать, слушать и понимать речь других ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, учитывая позицию собеседника; - устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. -организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками; -участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Личностные УУД: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; -самоанализ и самоконтроль результата; -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Основные понятия | Число и цифра 0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10.Сравнение чисел. Понятия «сумма», «разность». |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник Г.В.Дорофеев.Т.Н. Миракова « Математика» 1 часть Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса« Математика» 1 часть |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах. |
Заключение
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектированию и конструированию социальной среды развития обучающихся в системе образования, а также активную учебно – познавательную деятельность обучающихся и построения образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
На данном этапе стоит вопрос проектирования уроков деятельностной направленности, как уроков математики, так и уроков по остальным учебным предметам. Любого учителя волнуют вопросы, связанные с подготовкой таких уроков, в которых реализуется деятельностная парадигма образования. Учителю нужно переходить от формирования у обучающихся прочных знаний к формированию у них деятельностных способностей, не потеряв, а приумножив при этом свои профессиональные и личностные достижения.
Системно – деятельностный подход предполагает разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов. Кроме того эта технология гарантирует достижения планируемых результатов, декларируемых ФГОС начального общего образования.
В ходе работы над проектом авторский коллектив стажёров под руководством тьюторов базовой площадки усвоил алгоритм работы по конструированию урока математики деятельностной направленности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС
Разработанный в данной проектной работе урок «Математики» показывает, что на каждом этапе задействован тренинг тех или иных УУД, Так, на этапе мотивации учебной деятельности формируются следующие универсальные учебные действия: регулятивные (волевая саморегуляция); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками); личностные (действие смыслообразования). На этапе же самостоятельная работа с самопроверкой по эталону формируются следующие УУД: познавательные (умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания); регулятивные (оценка – оценивание качества и уровня усвоения).
Таким образом, технология деятельностного метода позволяет расширить возможности педагогов в организации и проведении уроков не только по математике, но и по другим учебным дисциплинам, при этом сохраняя преемственность, обеспечивая повышение качества образования и открывая перспективы для самоизменения и саморазвития учителя и формирования деятельностных способностей обучающихся.
Начиная работу над проектом, мы ставили перед собой следующие задачи: изучить теоретические основы проектирования уроков деятельностной направленности, научиться конструировать урок в соответствии с требованиями ФГОС. Задачи, которые стояли перед нами, считаем достигнутыми.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1.Научиться конструировать урок математики деятельностной направленности в соответствии с требованиями ФГОС и транслятции на уроках математики.
Литература
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
- Проектные задачи в начальной школе: пособие П 79 для учителя / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Егоркина и др.; под редакцией А.Б.Воронцова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010
- Примерные программы по учебным предметам. П 76 Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 3 – е изд. – М.:Просвещение, 2010. – 317 с. – (Стандарты второго поколения)
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий.В 2 ч. (М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др.): под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б. Логиновой, - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).
- Планируемые результаты начального общего образования / (,Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.); под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с. – (Стандарты второго поколения)
- В.В.Давыдов. Теория развивающего обучения. – М.:ИНТОР, 1996.
- «Школа 2000…».Деятельностный метод обучения: модель подготовки студентов педколледжа. Вып. 6. – М.:УМЦ «Школа 2000…», 2006 г. – 272 с.
- Л.Г.Петерсон, М.А.Кубышева, С.Е.Мазурина, И.В.Зайцева. Что значит «уметь учиться». – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2006. --- 80 с.44
- Л.Г.Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» (Построения непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2006. – 448 с.
- А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2009.
- Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений. М., 2008.
- Л.Г. Петерсон. «Мир деятельности»: программа надпредметного курса по формированию УУД действий и умения учиться. – М., 2009.
Приложения
Опорная таблица для конструирования учебного занятия
Образовательные задачи УЗ | Возможные методы и приёмы выполнения |
| |
Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания | Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др. |
| |
Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы | Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы |
| |
Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта | Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом |
| |
|
|
| |
Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала | Опорный текст, подготовка обучающимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу |
| |
Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания | Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий |
| |
Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях | Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия |
| |
Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний обучающихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей | Построение «дерева» «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы: уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, «пересечение тем» |
| |
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий | Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям) |
| |
Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия |
|
| |
Обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Три уровня домашнего задания:
|
| |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся | Сообщение учителя, подведение итогов самими обучающимися |
| |
Инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 3 класс УМК "Школа 2100"
Нестандартный урок систематизации и обобщения изученного материала...

Презентация к проектной работе "Проектирование уроков математики в 1 классе общеобразовательной школы на основе системно-деятельностного подхода с учётом требований ФГОС"
Презентация к проектной работе...

Технология современного урока в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Нижнепенская средняя общеобразовательная школа» Выступлениепо теме: «Технология совре...

Технология современного урока в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода
Статья предназначена для учителей начальных классов, работающих по ФГОС НОО....
Технология современного урока в начальной школе на основе системно - деятельностного подхода
Статья, описывающая технологию современного урока в начальной школе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В данном материале рассматриваются основные виды...

Тема: «Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе через реализацию системно – деятельностного подхода».
Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий....