Проектно-исследовательская деятельность "Дорогая моя столица".
рабочая программа по теме

Кузина Румия Фяритовна

Программа проектно-исследовательской деятельности "Дорогая моя столица".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pid_ekskursii.doc623.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

        Учебные экскурсии – форма и метод  учебно-воспитательной работы, позволяющие организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных, обычных условиях (природа, исторические места, предприятия и т.д.)  или  в музеях, на выставках и др.

        Экскурсия, построенная на принципах наглядности, самодеятельности учащихся и локальности, является одним из наиболее ценных в педагогическом отношении методов школьной работы. Она способствует зарождению и развитию у учащихся интереса к знаниям, к учебным занятиям, расширяет их кругозор, учит рассматривать  факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи и взаимодействии, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы. Экскурсии также способствуют воспитанию любви к Родине, развивают эстетические вкусы учащихся, воспитывают чувство коллективизма. Вместе с тем экскурсии помогают учителю  лучше узнать учащихся, установить дружеские взаимоотношения с ними, способствуют  сплочению ученического коллектива.

        Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода времени в рамках имеющихся возможностей.

        Данная Программа проектно-исследовательской деятельности «Дорогая моя столица» для детей 7 – 10 лет, срок реализации 4 года (по 33 часа в год). Формой реализации Программы являются краткосрочные проекты, рассчитанные в среднем на 3 месяца, по 11 часов каждый.

Краткосрочный характер проектов обусловлен психологическими и возрастными особенностями младших школьников, т.к. обычно дети этого возраста утрачивают интерес к длительным исследованиям. Психологами установлено, что младшие школьники наиболее  восприимчивы к  внешним влияниям, они искренне верят в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств.

В целом курс программы ставит перед собой следующие задачи:

- развитие личности и создание основ творческого потенциала;

- познакомить учащихся с историей;

- углубление и расширение имеющихся у школьников знаний о Москве, её героическом прошлом;

        Цели программы:

- воспитание у учащихся любви к нашему городу, уважения к нему и живущим в нём людям, воспитание патриотизма;

- воспитание толерантности, способности доброжелательно и чутко относится к людям, сопереживать;

- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:  умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёров по совместной деятельности;

- формирование способности к организации деятельности и управлению ею: воспитание целеустремлённости, формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени, формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность, принимать решения;

- формирование умения работать с литературой;

- формирование умения  работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

        Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий. Всего на учебный год – 33 часа. Теоретические занятия – это: беседы с использованием иллюстративного материала, плакатов, в том числе, нарисованных самими учащимися; рассказы, в том числе, написанные по тематике учащимися, просмотр фильмов. Практические занятия – экскурсии, наблюдения, игры,  подготовка и проведение праздников; составление учащимися рассказов, сообщений, рисование плакатов, рисунков, создание и выпуск стенгазет. В программу включены: обзорные, тематические, интерактивные экскурсии. С подробным описанием экскурсий можно ознакомиться в  разделах «Содержание программы» для каждого класса после таблиц с тематическим планом.

        Во время экскурсии школьники познакомятся  с достопримечательностями нашего района, города, узнают историю создания Москвы, её героическое прошлое. Познакомятся с Москвой литературной, архитектурой нашей столицы. Ребятам предстоит узнать, как жили москвичи в древности и (примерно) 50 лет назад,  получить знания  о том, без чего мы с вами не представляем сегодня нашей жизни – об освещении города и о водоснабжении. Ребятам предстоит проектно-исследовательская деятельность по военной тематике – война 1812 года, ВОВ 1941-45 гг. По окончании работы над проектами ребята будут хорошо ориентироваться в своём районе, в городе, будут лучше знать Москву не только современную, но и древнюю.

Темы экскурсий выбраны таким образом, что  перекликаются с темами уроков Окружающего мира, Литературного чтения, прослеживаются метапредметные связи с историей, краеведением, окружающим миром, литературным чтением и т.д.  Хочется особо отметить работу учащихся 4-х классов по теме «Москва многонациональная».  Как и во многих московских школах в нашей школе учатся ребята разных национальностей, разных вероисповеданий, поэтому  данная тема выбрана не случайно – мы надеемся, что познакомившись с культурой, религиями разных народов, ребята ближе узнают своих сверстников, что ещё больше укрепит их дружбу. Результатом проделанной работы по данной теме будет проведение Праздника Дружбы, что так же, на наш взгляд, способствует воспитанию у детей, их родителей  толерантности.  Праздник проходит в тёплой атмосфере, ведь выступают на нём сами ребята в национальных костюмах, исполняют национальные песни (на родном языке) и танцы, читают стихи (на родном языке), а у зрителей есть возможность поддержать выступающих не только аплодисментами, но и самим принять участие – выйти, например, и станцевать под зажигательные мелодии. Так же хочется отметить, что проведение праздников включает такой момент, как изготовление костюмов, декораций, без помощи взрослых не обойтись, а, как известно, совместное творчество  сближает людей – так и в нашем случае – общие интересы способствуют укреплению семьи, дружбы и взаимопонимания в семьях наших учащихся.

        Экскурсиям  предшествует беседа с учащимися, на которой обсуждаются задачи и план экскурсии, уточняются вопросы, подлежащие выяснению в ходе экскурсии, распределяются задания, конечно же, правила поведения.

        Во время экскурсий руководитель (учитель) организует наблюдения школьников и их самостоятельную работу, сообщает необходимые сведения, консультирует.  Ребята могут вести записи своих наблюдений, делать зарисовки, фотоснимки и др.

        Формы подведения итогов: выступления учащихся с докладами, презентациями, «виртуальные экскурсии»,  подготовленные и проведённые учащимися викторины и праздники, создание и выпуск стенгазет.

        В заключении хотелось бы  объяснить, почему же для проектно-исследовательской деятельности  выбрана тема «Дорогая моя столица». Ещё академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит, у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». Уважение к своей стране, к малой Родине (в данном случае – к нашему городу), к истории и богатой культуре является основой воспитания достойного гражданина своей страны. «Родной край, его история» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

        Так же хочется отметить, что выбранная тема не доставит учителям много хлопот при подготовке к занятиям, т.к. о Москве, истории города, известных людях, проживавших и проживающих в нашем городе, написано и издано много книг и всевозможных материалов.

1-й класс  1-й триместр

№ п/п

Тема  занятия

Форма работы

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Знакомство с темой проекта. Выбор и утверждение формы работы над проектом. Планирование выполнения проекта.

Рассказ учителя. Беседа.

1

2

Экскурсия «Мой микрорайон».

Экскурсия.

1

3

Работа с материалом проекта.

Обработка материалов, собранных во время экскурсии.

1

4

Экскурсия «Посвящение в москвичи».

Экскурсия.

5

5

Работа с материалом проекта.

Обработка материалов, собранных во время экскурсии.

1

6

Создание и выпуск стенгазеты.

Работа с материалом проекта. Рисование, написание статей. Подбор фотографий. Привлечение к работе старшеклассников, родителей.

2

Содержание программы

 

Вводное занятие. Знакомство с темой проекта. Выбор и утверждение формы работы над проектом. Планирование выполнение проекта. На данном занятии учитель предлагает формы проектно-исследовательской работы, рассказывает о направлениях работы, чем и как ребята будут заниматься на занятиях. Так же на  первом занятии следует дать ребятам информацию по теме проекта – рассказать о Москве. За один час сделать это невозможно, поэтому следует объяснить ребятам, что тема «Дорогая моя столица» - это тема проектно-исследовательской деятельности, которой мы будем заниматься 4 года. Следует  обсудить этапы выполнения проекта. Рассказать о проведении исследований, о  работе с литературой. Рассказать о конечном результате работы – выпуске стенгазеты.

Экскурсия «Мой микрорайон».  Во время экскурсии ребята познакомятся с достопримечательностями, с предприятиями, учреждениями, расположенными в микрорайоне. Следует провести с учащимися беседу перед проведением экскурсии (о правилах поведения во время экскурсии, о ПДД; о том, что предстоит ребятам делать во время экскурсии).  Данный этап работы включает в себя такую  работу, как фотографирование, запоминание данных.

        Работа с материалом проекта. Обработка собранных во время экскурсии материалов: отбор фотографий, рисунков. На данном этапе работы над проектом потребуется помощь родителей или старшеклассников, т.к. первоклассники не умеют, или плохо пишут, излагают свои мысли.

Экскурсия «Посвящение в москвичи». Перед началом экскурсии необходимо провести с учащимися беседу (о правилах поведения во время экскурсии; о том, что предстоит ребятам делать во время экскурсии).  Данный этап работы включает в себя такую  работу, как фотографирование, запоминание данных.

Экскурсия знакомит школьников с основными вехами исторического прошлого Москвы: с историей и архитектурой Древней Москвы, ее памятниками и достопримечательностями, традициями и бытом. Во время экскурсии школьники  побывают в самых интересных местах нашей древней столицы, узнают весёлые и необычные истории, конечно, посетят   Красную  площадь, увидят Московский Кремль с Софийской набережной, Храм Христа Спасителя,  Воробьёвы Горы. Данный маршрут представляет собой увлекательную городскую автобусную экскурсию с выходами к наиболее интересным историко- архитектурным памятникам. . В ходе этой увлекательной экскурсии экскурсовод в игровой форме расскажет и покажет школьникам Москву. Ребятам будет вручена Почётная грамота Москвича.

Работа с материалом проекта. Обработка собранных во время экскурсии материалов: отбор фотографий, рисунков. На данном этапе работы над проектом также потребуется помощь родителей или старшеклассников.
        Создание и выпуск стенгазеты. На выпуск стенгазеты отводится два занятия, на которых будет проводиться работа с материалами, представленными обучающимися, рисование газеты, написание статей, подбор фотографий. Можно в помощь привлечь к работе над газетой старшеклассников или родителей.

1-й класс  2-й триместр

№ п/п

Тема  занятия

Форма работы

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Тема проекта. Выбор и утверждение формы работы над проектом. Планирование выполнения проекта.

Рассказ учителя. Беседа.

1

2

Сбор информации  для выполнения проекта.

Беседа. Работа с книгами и журналами. Знакомство с произведениями А.С. Пушкина

1

3

Экскурсия в Государственный музей А.С. Пушкина «Здесь чудеса».

Экскурсия.

4

4

Работа с материалом проекта. Утверждение сценария праздника по произведениям А.С.  Пушкина.

Обработка материалов, собранных во время экскурсии. Выбор произведения для постановки. Распределение ролей.

1

5

Подготовка к проведению праздника по произведениям А.С.  Пушкина.  

Заучивание ролей. Репетиции. Изготовление костюмов, реквизита.  Привлечение к работе старшеклассников, родителей.

3

6

Праздник по произведениям А.С.  Пушкина.  

Выступление перед обучающимися в начальных классах школы.

1

Содержание программы

Вводное занятие. Тема проекта. Выбор и утверждение формы работы над проектом. Планирование выполнение проекта. На данном занятии учитель предлагает ребятам  формы проектно-исследовательской работы по теме «Москва литературная», рассказывает, чем и как ребята будут заниматься на занятиях. Необходимо обсудить этапы выполнения проекта, дать советы по проведению исследований, по  работе с литературой. Рассказать о конечном результате работы – спектакле по произведениям А.С. Пушкина.

Сбор информации  для выполнения проекта.  На данном занятии ребятам предстоит знакомство с произведениями А.С. Пушкина, работа с книгами и журналами в школьной библиотеке, конечно, не без помощи учителя и библиотекаря школы.  Этот этап работы необходим для подготовки ребят к восприятию содержания экскурсии в Государственный музей А.С. Пушкина.

Экскурсия в Государственный музей А.С. Пушкина «Здесь чудеса».  Перед началом экскурсии необходимо провести с учащимися беседу (о правилах поведения во время экскурсии; о том, что предстоит ребятам делать во время экскурсии). Экскурсия  в Государственный музей Пушкина для учащихся начальных классов, в данном случае, для первоклассников,  – игровая тематическая экскурсия, которая включает знакомство с усадьбой пушкинского времени, посещение «сказочных» игровых комнат, где ребята подробно познакомятся со сказками А.С. Пушкина, в игре постигая их смысл.

Работа с материалом проекта. Утверждение сценария праздника по произведениям А.С.  Пушкина. Данное занятие включает:  обработку материалов, собранных во время экскурсии. Ребятам предстоит выбрать произведение или несколько произведений для постановки. Учитывая, что это первоклассники, можно для постановки выбрать небольшой отрывок или несколько отрывков из произведений.  Распределение ролей.

Подготовка к проведению праздника по произведениям А.С.  Пушкина.   На подготовку к проведению праздника отведено три часа. Этого времени будет достаточно для проведения репетиций. Для изготовления костюмов, реквизита, оформления зала необходимо привлечь родителей и старшеклассников.

Праздник по произведениям А.С.  Пушкина.   Выступление перед обучающимися в начальных классах школы.

1-й класс  3-й триместр

№ п/п

Тема  занятия

Форма работы

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Тема проекта. Выбор и утверждение формы работы над проектом. Планирование выполнения проекта. Создание рабочих групп.

Рассказ учителя. Беседа.

1

2

Экскурсия «Москва – город-герой».

Экскурсия.

5

3

Работа с материалом проекта.

Обработка материалов, собранных во время экскурсии. Подготовка защиты проекта.

3

4

Защита проектов.

Выступление перед учащимися начальных классов школы.

1

5

Заключительное занятие.

Подведение итогов работы за год.

1

Содержание программы

Вводное занятие. Тема проекта. Выбор и утверждение формы работы над проектом. Планирование выполнение проекта.  На данном занятии учитель также предлагает ребятам  формы проектно-исследовательской работы по теме героического прошлого Москвы, рассказывает, чем и как ребята будут заниматься. На первом занятии можно (по желанию) разбить класс на группы. Каждая отдельно взятая группа может взять для проектно-исследовательской работы  заинтересовавшую их тему, или тема может быть одинаковая для всех. Следует обсудить с ребятами этапы выполнения проекта. Рассказать о проведении исследований, о  работе с литературой, с собранным материалом.  Конечным результатом работы в данном случае является защита проектов  отдельными рабочими группами, если они были созданы, а если нет, то защита одного  проекта – выступление перед учащимися начальных классов школы.

Экскурсия «Москва - город -герой ».  Перед началом экскурсии необходимо провести с учащимися беседу (о правилах поведения во время экскурсии; о том, что предстоит ребятам делать во время экскурсии). Экскурсия знакомит ребят с основными вехами исторического прошлого Москвы: с историей, героическим прошлым. Ребята посетят Красную площадь, Александровский сад,  узнают, что в центре Москвы возвышается самая настоящая средневековая крепость, которую враги ни разу не смогли взять штурмом. А вот как москвичи строили и обороняли эту крепость? Об этом школьникам  расскажет экскурсовод  во время экскурсии вдоль кремлёвских стен.

Работа с материалом проекта. На обработку материалов, собранных во время экскурсии и  подготовку защиты проекта отводится три часа. Рабочим группам, если они были созданы, предстоит выбрать форму представления своего проекта – это может быть стенгазета (можно за помощью обратиться к родителям или старшеклассникам), компьютерная презентация (в данном случае будет необходима помощь взрослых), выступление с докладами и др.

Защита проектов. Выступление перед учащимися начальных классов школы.

Заключительное занятие.  Подведение итогов работы за год. На последнем занятии ребята делятся своими впечатлениями о работе, оценивают результаты своей деятельности.

2-й класс.  1-й триместр

№ п/п

Тема  занятия

Форма работы

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Знакомство с темой проектно-исследовательской деятельности. Выбор и утверждение формы работы над проектом. Планирование выполнения проекта. Создание рабочих групп.

Рассказ учителя. Беседа.

2

2

Экскурсия в Государственный исторический музей. «На семи холмах».

Экскурсия.

5

3

Работа с материалом проекта. Подбор материала для защиты проектов рабочими группами  по теме «Древняя Москва».

Обработка материалов, собранных во время экскурсии. Работа с книгами и журналами.  Написание докладов по темам.

3

4

Защита проектов рабочими группами.

Выступление с докладом или компьютерной презентацией.

1

Содержание программы

 

Вводное занятие. Знакомство с темой проектно-исследовательской деятельности. Выбор и утверждение формы работы над проектом. Планирование выполнения проекта. Создание рабочих групп.  На тему данного занятия отводится два часа, т.к. учителю необходимо на этих занятиях успеть познакомить ребят с темой проектно-исследовательской работы,  рассказать об истории Москвы. Т.к. тема достаточно обширная целесообразно разбить класс на рабочие группы, учитель информирован о ходе предстоящей экскурсии, поэтому можно уже конкретно обсудить с каждой группой, над какой темой  ребята будут работать. Необходимо спланировать работу над проектом, дать ребятам задания, рекомендации.

        Экскурсия «На семи холмах».  Перед началом экскурсии необходимо провести с учащимися беседу (о правилах поведения во время экскурсии; о том, что предстоит ребятам делать во время экскурсии, на что обратить внимание каждой рабочей группе).  Школьная экскурсия знакомит с историей допетровской Москвы. Школьники узнают о легендах основания Москвы, о системе оборонительных укреплений. Особенности древнерусской архитектуры. Основная черта - это возникновение городов на семи священных холмах. Семь священных холмов Москвы: Боровицкий холм, Сретенский холм, Тверской холм, Трехгорный (Три горы), Швивая горка, Лефортовский холм, Воробьевский холм. Однако, географически назвать эти возвышенности холмами сложно. По мнению историков, эта легенда родилась в конце XV - начале XVI веков - во времена, когда Москва стала столицей централизованного Русского государства. Тогда из сравнения ее с Римом (Москва - Третий Рим), который стоял на семи холмах, и возникла эта идея.

Каждый холм Москвы — это возвышенность, которая как бы возносится в небо и олицетворяет собой одну из семи планет на небе. Город, стоящий на семи холмах, становится средоточием влияния всех космических сил.

Таким образом, Москва стоит на семи холмах, и южную часть центра города подковой удачи окаймляет река. Следовательно, Москва — вечный город, которому не суждено исчезнуть с лица Земли.

        Работа с материалом проекта. Подбор материала для защиты проектов рабочими группами  по теме «Древняя Москва». На протяжении трёх занятий ребятам предстоит работать над обработкой  материалов, собранных во время экскурсии, работа с книгами и журналами в школьной библиотеке, в чём им помогут учитель и школьный библиотекарь.  Для предстоящей защиты проектов ребятам, выбрав форму защиты, надо написать, например,  доклады или подготовить компьютерные презентации (можно обратиться за помощью к родителям или старшеклассникам) по темам.

        Защита проектов рабочими группами. Защита проекта проходит в той форме, которую выбирает рабочая группа, это может быть, например, доклад или компьютерная презентация. Выступления проходят внутри класса.

        

2-й класс.  2-й триместр

№ п/п

Тема  занятия

Форма работы

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Знакомство с темой проекта. Выбор и утверждение формы работы над проектом. Планирование выполнения проекта.

Рассказ учителя. Беседа.

1

2

Экскурсия в музей городского освещения. Экскурсия по экспозиции музея «Огни Москвы» + Интерактивное занятие «В гостях у старого уличного фонаря».

Экскурсия.

2

3

Работа с материалом проекта.

Обработка материалов, собранных во время экскурсии.

1

4

Экскурсия в Музей воды.

Экскурсия.

2

5

Работа с материалом проекта.

Обработка материалов, собранных во время экскурсии.

1

6

Создание и выпуск стенгазеты.

Работа с материалом проекта. Рисование, написание статей. Подбор фотографий. Привлечение к работе старшеклассников, родителей.

4

Содержание программы

 

Вводное занятие. Знакомство с темой проекта. Выбор и утверждение формы работы над проектом. Планирование выполнение проекта. На данном занятии учитель предлагает выбрать тему проектно-исследовательской деятельности (мы предлагаем продолжить работу над темами древней Москвы, в частности, темы освещения улиц и водоснабжения – то, без чего современные люди не представляют свою жизнь). Следует  ввести ребят в курс тем, дать рекомендации, помощь с планированием работы.

Экскурсия в музей. Экскурсия по экспозиции музея «Огни Москвы» + Интерактивное занятие «В гостях у старого уличного фонаря». Перед началом экскурсии следует провести беседу о правилах поведения в общественных местах; дать рекомендации по выполнению проекта.  В старинных боярских палатах XVII века, что в начале Армянского переулка, находится этот музей. Во время экскурсии ребята увидят  как фонари пушкинских времен, керосиновые лампы, так и современные электрические светильники, узнать, почему электрический свет называли “русским”, как осуществлялось освещение в городе при Сталине. Помимо этого, школьников младших классов приглашают на замечательную программу “В гостях у старого уличного фонаря”. Ребята будут “работать” с настоящими музейными экспонатами, они смогут узнать, каким веретеном укололась спящая красавица, изучить устройство самовара, написать письмо гусиным пером, примерить лапти.

        Работа с материалом проекта. Обработка материалов, собранных во время экскурсии. Подготовка материалов для  стенгазеты.

Экскурсия в Музей воды.  Перед началом экскурсии следует провести беседу о правилах поведения в общественных местах; дать рекомендации по выполнению проекта.  В музее собраны материалы, знакомящие с историей возникновения и развития одной из старейших служб жизнеобеспечения города - службой московского водопровода и канализации с XVII столетия до наших дней. В экспозиции музея представлены подлинные исторические документы и чертежи, относящиеся к строительству Мытищинского водопровода, построенного по указу Екатерины II, первой очереди московской канализации 1898 г. Подробно освещаются вопросы, посвященные устройству и работе современных систем водоснабжения и канализации города, гидротехнических сооружений, их назначении, принципах работы и перспективах развития. Представлены макеты отдельных сооружений и образцы оборудования. Большое внимание уделяется экологическим проблемам, формированию сознательного и бережного отношения к воде.

Работа с материалом проекта. Обработка материалов, собранных во время экскурсии. Подготовка материалов для  стенгазеты.

Создание и выпуск стенгазеты.  Работа с материалом проекта. Работа с литературой. Рисование, написание статей. Подбор фотографий. Привлечение к работе старшеклассников, родителей.

2-й класс.  3-й триместр

№ п/п

Тема  занятия

Форма работы

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Тема проекта. Выбор и утверждение формы работы над проектом. Планирование выполнения проекта.

Рассказ учителя. Беседа. Работа с литературой.

2

2

Экскурсия «Москва 1812 года».

Экскурсия.

4

3

Работа с материалом проекта.

Обработка материалов, собранных во время экскурсии. Подготовка защиты проекта. Работа с литературой.

3

4

Защита проектов.

Выступление перед учащимися начальных классов школы.

1

5

Заключительное занятие.

Подведение итогов работы за год.

1

Содержание программы

Вводное занятие. Тема проекта. Выбор и утверждение формы работы над проектом. Планирование выполнение проекта. Темой проектно-исследовательской деятельности предлагаем взять в 3-м триместре «Москва в 1812 году».  На данном занятии учитель также предлагает ребятам  формы проектно-исследовательской работы по теме героического прошлого Москвы, рассказывает, чем и как ребята будут заниматься. Предлагаем на данную тему занятия отвести два часа, т.к. ребятам предстоит сначала ознакомиться с темой проекта, узнать историю войны 1812 года.

Экскурсия «Москва 1812 года».  На  экскурсии ребята познакомятся с Москвой 1812 г, пережившей ужасы наполеоновского нашествия и ставшей символом мужества и героизма русского народа в Отечественной войне 1812 г.,  познакомятся с трагической историей Москвы 1812 г., узнают о подвиге ее жителей и великом московском пожаре, посетят уникальные исторические памятники и достопримечательности, связанные с той славной и грозной эпохой. Также узнают много нового об историческом центре города, архитектурном ансамбле Красной площади, следах французского нашествия, посетят Бородинскую панораму и Манеж, Александровский сад и Храм Христа Спасителя.

 Работа с материалом проекта. Обработка материалов, собранных во время экскурсии. Подготовка защиты проекта. Работа с литературой. Создание компьютерных презентаций (привлечь родителей и старшеклассников), написание докладов.

Защита проектов. Современные дети  знают о войне 1941-1945 гг., чеченской, но, к сожалению,  мало информированы о  войне 1812 года. Во время защиты проектов учащиеся начальных классов получат возможность  познакомиться с ещё одной страницей героического прошлого  нашего города.

Заключительное занятие. Традиционно на последнем занятии  проходит подведение итогов работы за год. На последнем занятии ребята делятся своими впечатлениями о работе, оценивают результаты своей деятельности.

3-й класс.  1-й триместр

№ п/п

Тема  занятия

Форма работы

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Знакомство с темой проектно-исследовательской деятельности. Выбор и утверждение формы работы над проектом. Планирование выполнения проекта. Создание рабочих групп.

Рассказ учителя. Беседа.

2

2

Экскурсия в Государственный исторический музей. «В гостях у древних москвичей. Древняя Москва 16-17 вв.».

Экскурсия.

3

3

Работа с материалом проекта. Подбор материала для защиты проектов рабочими группами и для проведения викторины по теме «Древняя Москва».

Обработка материалов, собранных во время экскурсии. Работа с книгами и журналами.  Написание докладов по темам. Составление вопросов для проведения викторины.

4

4

Защита проектов рабочими группами.

Выступление с докладом или компьютерной презентацией.

1

5

Проведение викторины по теме «Древняя Москва».

Проведение викторины внутри класса.

1

Содержание программы

 

Вводное занятие. Знакомство с темой проектно-исследовательской деятельности. Выбор и утверждение формы работы над проектом. Планирование выполнения проекта. Создание рабочих групп.  На тему данного занятия отводится два часа, т.к. учителю необходимо на этих занятиях успеть познакомить ребят с темой проектно-исследовательской работы,  рассказать о жизни древних москвичей. Т.к. тема достаточно обширная целесообразно разбить класс на рабочие группы, учитель информирован о ходе предстоящей экскурсии, поэтому можно уже конкретно обсудить с каждой группой, над какой темой  ребята будут работать. Необходимо спланировать работу над проектом, дать ребятам задания, рекомендации.

        Экскурсия в Государственный исторический музей. «В гостях у древних москвичей. Древняя Москва 16-17 вв.».  Перед началом экскурсии необходимо провести с учащимися беседу (о правилах поведения во время экскурсии; о том, что предстоит ребятам делать во время экскурсии, на что обратить внимание каждой рабочей группе).  Экскурсию проводит экскурсовод. В ходе экскурсии школьникам предстоит перенестись на несколько веков назад. В Москву  16-17 вв. для того, чтобы узнать о жизни, занятиях, быте, традициях жителей нашей древней столицы. Во время познавательной и увлекательной экскурсии  ребята увидят старинные вещи, хранящиеся в музее: одежду, украшения, мебель, посуду, оружие, книги, портреты, иконы и многое другое.  Ребята познакомятся с уникальными предметами прошлого, что поможет им погрузиться в мир прошлого и узнать о московских ремесленниках, торговцах-купцах, о солдатах-стрельцах, о важных боярах, об искусных пушкарях и русских царях.

        Работа с материалом проекта. Подбор материала для защиты проектов рабочими группами и для проведения викторины по теме «Древняя Москва». На протяжении четырёх занятий ребятам предстоит работать над обработкой  материалов, собранных во время экскурсии, Работа с книгами и журналами в школьной библиотеке, в чём им помогут учитель и школьный библиотекарь.  Для предстоящей защиты проектов ребятам, выбрав форму защиты, надо написать, например,  доклады или подготовить компьютерные презентации (можно обратиться за помощью к родителям или старшеклассникам) по темам. Также учащиеся должны подготовить вопросы для проведения викторины. 

        Защита проектов рабочими группами. Защита проекта проходит в той форме, которую выбирает рабочая группа, это может быть, например, доклад или компьютерная презентация. Выступления проходят внутри класса. Полученная информация поможет ребятам на следующем занятии во время проведения викторины.

        Проведение викторины по теме «Древняя Москва».  Викторина по теме проводится внутри класса.  Как  было отмечено ранее, тема достаточно обширная, и каждая рабочая группа  проводила исследовательскую деятельность по отдельно взятой теме, по которой и были составлены вопросы к викторине. И защита проектов, и викторина дают возможность ребятам расширить свои познания не только по теме проекта, над которой они сами непосредственно работали, но и по темам, над которыми работали их товарищи.

3-й класс.  2-й триместр

№ п/п

Тема  занятия

Форма работы

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Знакомство с темой проекта. Выбор и утверждение формы работы над проектом. Планирование выполнения проекта. Создание рабочих групп.

Рассказ учителя. Беседа.

2

2

Экскурсия в Государственный центральный музей современной истории «Калейдоскоп времени».

Экскурсия.

4

3

Работа с материалом проекта.

Обработка материалов, собранных во время экскурсии. Работа с литературой.

2

4

Создание и выпуск стенгазеты.

Работа с материалом проекта. Рисование, написание статей. Подбор фотографий. Выпуск стенгазеты.

3

Содержание программы

 

Вводное занятие. Знакомство с темой проекта. Выбор и утверждение формы работы над проектом. Планирование выполнение проекта. На первых двух занятиях  следует  ввести ребят в курс темы, дать рекомендации. Тема, которую мы предлагаем, охватывает большой период времени, как и в первом триместре, предлагаем разбить класс на рабочие группы. Каждая группа, после рассказа учителем выбирает свою тему.

        Экскурсия в Государственный центральный музей современной истории «Калейдоскоп времени». Перед началом экскурсии необходимо провести с учащимися беседу (о правилах поведения во время экскурсии; о том, что предстоит ребятам делать во время экскурсии, на что обратить внимание каждой рабочей группе).  Из истории московских интерьеров. Как менялась жизнь москвичей  с течением времени, мода и вещи, которые их окружали. Все это можно увидеть, побывав в усадьбе русского дворянина и в кабинете ученого, в гримерной актрисы и в великолепных залах Московского Английского клуба, рабочем кабинете государственного деятеля советской эпохи, увидеть обстановку квартиры, в которой жили москвичи 60 лет назад.

        Работа с материалом проекта. Обработка материалов, собранных во время экскурсии. Работа с литературой, журналами и газетами.

        Создание и выпуск стенгазеты. На создание и выпуск стенгазеты отводится три часа. Рабочие группы (если они были созданы) могут выпустить стенгазету, посвящённую теме, над которой работали, таким образом, по теме проекта будет создано несколько стенгазет. Можно провести конкурс на лучшую стенгазету.

3-й класс.  3-й триместр

№ п/п

Тема  занятия

Форма работы

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Тема проекта. Выбор и утверждение формы работы над проектом. Планирование выполнения проекта.

Рассказ учителя. Беседа. Работа с литературой,  просмотр фильмов о ВОВ

2

2

Экскурсия «Москва – военные шинели».

Экскурсия.

4

3

Работа с материалом проекта.

Обработка материалов, собранных во время экскурсии. Подготовка защиты проекта. Работа с литературой.

3

4

Защита проектов.

Выступление перед учащимися начальных классов школы, ветеранами ВОВ.

1

5

Заключительное занятие.

Подведение итогов работы за год.

1

Содержание программы

Вводное занятие. Тема проекта. Выбор и утверждение формы работы над проектом. Планирование выполнение проекта. Темой проектно-исследовательской деятельности предлагаем взять в 3-м триместре Великую Отечественную войну.  На данном занятии учитель также предлагает ребятам  формы проектно-исследовательской работы по теме героического прошлого Москвы, рассказывает, чем и как ребята будут заниматься. Предлагаем на данную тему занятия отвести два часа, т.к. ребятам предстоит сначала ознакомиться с темой проекта, узнать историю ВОВ.

Экскурсия «Москва – военные шинели». Перед началом экскурсии необходимо провести с учащимися беседу (о правилах поведения во время экскурсии; о том, что предстоит ребятам делать во время экскурсии). Это экскурсия о Москве времен ВОВ, 1941-1945 гг. Основные ее герои – москвичи, попавшие в самое пекло мировых событий, основные места – улицы и дома столицы, на которых оставила свой неизгладимый след война. В течение 4- часовой автобусной поездки по городу дети узнают:

-как провожали москвичи на фронт своих родных и близких;

-как участвовали в обороне Москвы их сверстники: как создавали творческие коллективы, выступали в госпиталях и на фронте, помогали на полях и заводах, как работали во время войны московские школы.

-как шло наступление на Москву и как обороняли город, как маскировали дома и Кремль так, чтобы их не заметил с воздуха противник, как изменился вид города после фашистских нападений.

Расскажут ребятам  на экскурсии и об истории метро в военные годы, о том, как неделями жили в этом подземном убежище москвичи, не успевшие покинуть город, как под землей были открыты продовольственные и медицинские пункты, и даже библиотека.

Работа с материалом проекта. Обработка материалов, собранных во время экскурсии. Подготовка защиты проекта. Работа с литературой. Создание компьютерных презентаций (привлечь родителей и старшеклассников), написание докладов.

Защита проектов. Май – месяц празднования Победы в Великой Отечественной войне, поэтому защита проектов по теме  о ВОВ органично вписывается в план работы школы и  выступление с докладами или компьютерными презентациями перед учащимися начальных классов школы, ветеранами ВОВ будет достойным звеном в праздновании этого великого праздника.

Заключительное занятие. Традиционно на последнем занятии  проходит подведение итогов работы за год. На последнем занятии ребята делятся своими впечатлениями о работе, оценивают результаты своей деятельности.

4-й класс.  1-й триместр

№ п/п

Тема  занятия

Форма работы

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Знакомство с темой проектно-исследовательской деятельности. Выбор и утверждение формы работы над проектом. Планирование выполнения проекта.

Рассказ учителя. Беседа.

1

2

Экскурсия «Иноземцы в Москве».

Экскурсия.

5

3

Работа с материалом проекта. Подбор материала для создания стенгазеты.

Обработка материалов, собранных во время экскурсии. Работа с книгами и журналами.  Написание докладов по теме.

3

4

Создание и выпуск стенгазеты.

Работа с материалом проекта. Рисование, написание статей. Подбор фотографий. Выпуск стенгазеты.

2

Содержание программы

 

Вводное занятие. Знакомство с темой проектно-исследовательской деятельности. Выбор и утверждение формы работы над проектом. Планирование выполнения проекта. На данном занятии следует предложить ребятам тему проектно-исследовательской работы «Москва многонациональная», «разбив» её на три триместра – в первом взять за основу Москву в давние времена. Зная заранее тему предстоящей экскурсии «Иноземцы в Москве», учитель должен дать ребятам   исторические справки, сведения, обсудить с ними порядок работы над темой.

Экскурсия «Иноземцы в Москве». Перед началом экскурсии необходимо провести с учащимися беседу (о правилах поведения во время экскурсии; о том, что предстоит ребятам делать во время экскурсии). Эта школьная экскурсия посвящена европейским народам, с давних пор населяющим наш город и сделавшим для него много полезного: французам и британцам, немцам и полякам, итальянцам и голландцам. Школьники узнают о московском прошлом и сегодняшнем дне жителей этих стран. Во время школьной экскурсии школьники узнают, что первое поселение немцев-выходцев из стран Западной, Центральной и Северной Европы появилось в Москве во второй половине XVI в. По указу Ивана Грозного для переселенцев, попавших в Москву в ходе Ливонской войны, было отведено место за городской чертой на берегу реки Яузы, получившей название Иноземческой или Немецкой слободы. Немцы жили здесь в качестве мастеров, медиков, военных, нанятых на царскую службу и купцов, торговавших с Россией.
Обособление Немецкой слободы позволило ее жителям строить дома и возводить церкви по своему усмотрению «на немецкую и голландскую стать», носить западноевропейскую одежду, обустраивать быт по национальным традициям, поэтому к концу века слобода приобрела вид «немецкого города, большого и людного». Большинство ее жителей состояло на «государевой службе», за которую получала хорошее жалование. Немцы служили в пехоте, кавалерии, артиллерии. Работали на Пушечном и Денежном дворах. В качестве слесарей, кузнецов, ювелиров, живописцев входили в штат Серебряной, Золотой и Оружейной палат, тогда как доктора, лекари, аптекари обслуживали царский двор, две государевы аптеки и полки. Обязаны были обучать своему мастерству русских учеников и делиться своими знаниями с русскими коллегами. Немногочисленные «вольные» мастера занимались частным ремеслом, обслуживая население Немецкой слободы. Так как «иноверцам» в России была предоставлена свобода вероисповедания, к концу XVII в. в Немецкой слободе действовали две лютеранские, голландская и католическая церкви, имевшие свои автономные церковноприходские общины с пасторами, выборными старостами и церковными школами.
В царствование Петра I население Немецкой слободы пополнилось «нововыезжими иноземцами», приглашенными на русскую службу для осуществления петровских преобразований. Выходцы из разных земель, княжеств и вольных городов Германии вместе с немцами-уроженцами Москвы внесли заметный вклад в реорганизацию русской армии, в развитие медицинского обслуживания, железоделательного, кожевенного, монетного, мануфактурного производства, становление живописного искусства, в создание первых полковых и придворных оркестров, общедоступного театра, московских учебных заведений – гимназии Э. Глюка, артиллерийской и инженерной школ, а также первого госпиталя (ныне – военный госпиталь им. Н.Н. Бурденко). В Немецкой слободе действовала пороховая мельница, открылись казенные Полотняная, Скатертная и Чулочная мануфактуры.

        Работа с материалом проекта. Подбор материала для создания стенгазеты. Обработка материалов, собранных во время экскурсии. Работа с книгами и журналами.  Написание докладов по теме.

        Создание и выпуск стенгазеты. Работа с материалом проекта. Рисование, оформление будущей газеты. Подбор фотографий. Выпуск стенгазеты.

4-й класс.  2-й триместр

№ п/п

Тема  занятия

Форма работы

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Знакомство с темой проектно-исследовательской деятельности. Выбор и утверждение формы работы над проектом. Планирование выполнения проекта.

Рассказ учителя. Беседа.

1

2

Экскурсия «Мировые религии в Москве».

Экскурсия.

5

3

Работа с материалом проекта. Подготовка к празднику Дружбы.

Обработка материалов, собранных во время экскурсии. Написание сценария праздника Дружбы, подготовка номеров, заучивание стихов. Привлечение желающих выступить  на празднике. Репетиции.

4

4

Праздник Дружбы.

Проведение праздника.

1

Содержание программы

 

Вводное занятие. Знакомство с темой проектно-исследовательской деятельности. Выбор и утверждение формы работы над проектом. Планирование выполнения проекта. Следует рассказать ребятам о предстоящей экскурсии (предупредить о том, что необходимо с собой взять головные уборы, шерстяные носки и пакеты для обуви – при посещении мечети необходимо разуваться), выбрать форму работы, спланировать, предложить провести праздник Дружбы, как заключительный этап работы над темой.

        Экскурсия «Мировые религии в Москве». Перед началом экскурсии необходимо провести с учащимися беседу (о правилах поведения во время экскурсии; о том, что предстоит ребятам делать во время экскурсии). Религия - очень сложная, тонкая и индивидуальная сфера жизни. С самых древних времен человек пытался ответить на вечные вопросы о возникновении и устройстве мира, о смысле собственного существования. Цель нашей школьной экскурсии - помочь школьникам разобраться и сориентироваться в мире верований, понять внутренние связи между различными религиями, их сходство и различие, осознать роль религиозного фактора в жизни людей и в истории, в области культуры и искусства. Москва вот уже много столетий прочно удерживает положение религиозного центра страны. В ходе экскурсии школьники увидят  представительства различных религиозных конфессий на территории нашего города. На школьной  экскурсии  «Мировые религии в Москве», история мировых религий поможет школьникам  ответить на многие вопросы, связанные с вероисповеданием  их сверстников нашего многоконфессионального города. Тема достаточно сложная, экскурсию проводит опытный экскурсовод, заранее предупреждённый о возрасте учащихся, поэтому проведение экскурсии адаптировано для младших школьников.

        Работа с материалом проекта. Подготовка к празднику Дружбы. Обработка материалов, собранных во время экскурсии. Конечно же, во время экскурсии ребятами будут сделаны фотографии, записи – всё это можно использовать для выпуска стенгазеты, которая будет украшать актовый зал во время проведения праздника Дружбы. Прежде чем написать сценарий, необходимо провести опрос школы с целью выявления желающих выступить на празднике, можно воспользоваться имеющимся сценарием (скорректировать). Праздник Дружбы предполагает выступление ребят в национальных костюмах. Номера выступлений могут быть различными: это и народные пляски, песни, стихи на родном языке. В помощь необходимо привлечь родителей и старшеклассников для изготовления (или приобретения) костюмов, для рисования плакатов, это могут быть плакаты с изображением флагов республик, подбора музыкального оформления и т.д.

        Праздник Дружбы. Проведение праздника, который обещает быть очень интересным и увлекательным. Во время праздника и выступающие и зрители познакомятся с многоцветием национальных культур, что поможет ребятам и взрослым ещё больше сдружиться.

4-й класс.  3-й триместр

№ п/п

Тема  занятия

Форма работы

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Тема проекта. Выбор и утверждение формы работы над проектом. Планирование выполнения проекта. Создание рабочих групп.

Рассказ учителя. Беседа. Работа с литературой,  просмотр фильмов о ВОВ.

2

2

Экскурсия в Музей обороны Москвы.

Экскурсия.

4

3

Работа с материалом проекта.

Обработка материалов, собранных во время экскурсии. Подготовка защиты проекта. Работа с литературой. Написание докладов, статей.

3

4

Защита проектов.

Выступление перед учащимися начальных классов школы, ветеранами ВОВ.

1

5

Заключительное занятие.

Подведение итогов работы за год.

1

Содержание программы

Вводное занятие. Тема проекта. Выбор и утверждение формы работы над проектом. Планирование выполнение проекта. Темой проектно-исследовательской деятельности предлагаем взять в 3-м триместре Великую Отечественную войну.  На данном занятии учитель также предлагает ребятам  формы проектно-исследовательской работы по теме героического прошлого Москвы, рассказывает, чем и как ребята будут заниматься. Предлагаем на данную тему занятия отвести два часа, т.к. ребятам предстоит сначала ознакомиться с темой проекта, узнать историю ВОВ. Создание рабочих групп необходимо, т.к. тема большая, ёмкая.

Экскурсия в Музей обороны Москвы. Перед началом экскурсии необходимо провести с учащимися беседу (о правилах поведения во время экскурсии; о том, что предстоит ребятам делать во время экскурсии, дать рекомендации каждой группе). Государственный музей обороны Москвы основан в 1972 г. Экспозиция музея размещена в 7 залах, в которых представлено 4000 подлинных свидетельств грандиозной битвы за Москву. Собираясь в музей, обязательно закажите экскурсию с аудио-эффектами. Звуки стрельбы и взрывов, сопровождающие эмоциональный рассказ экскурсовода о военной Москве, делают повествование очень реалистичным. Коллекция писем и дневников участников войны - предмет особой гордости музея. В то время как взрослые посетители музея с интересом разглядывают немецкие газеты и солдатские письма, ребята замирают перед прострелянными касками, военными картами, «ежами» из железных балок и колючей проволокой. Юные москвичи очень часто задают вопросы: - Как во время Московской битвы ребята-школьники боролись с зажигательными бомбами, сброшенными на Москву…; - Как юные партизаны-разведчики добывали сведения о вражеских войсках и передавали в штабы партизанских отрядов…;
- Как девочки-школьницы помогали лечить раненых бойцов – защитников Москвы… Обо всем этом, а также о том, как школьники учились в военной Москве, а многие работали на станках, помогали старшим выпускать продукцию для фронта, ребята узнают, посетив музей. Школьники узнают  о мужестве и стойкости прадедушек и прабабушек, почему они так храбро сражались на фронте и так самоотверженно трудились для победы, узнают много интересного об оружии, с которым защитники Москвы обороняли город и громили врага, о рождении Великой Победы у стен столицы.
А главное – ребята узнают, почему они так упорно и храбро защищали свою Родину и стали победителями в самой тяжелой и страшной войне с захватчиками.

Работа с материалом проекта. Обработка материалов, собранных во время экскурсии. Подготовка защиты проекта. Работа с литературой. Создание компьютерных презентаций (привлечь родителей и старшеклассников), написание докладов, создание стенгазет – каждая рабочая группа выбирает форму защиты проекта.

Защита проектов.  Выступление перед учащимися начальных классов и ветеранами ВОВ. Защита проектов проходит в той форме, которую ребята выбирают в своих рабочих группах – доклады, компьютерные презентации, или выпуск стенгазет.

Заключительное занятие. На последнем занятии  проходит подведение итогов работы за год. На последнем занятии ребята делятся своими впечатлениями о работе, оценивают результаты своей деятельности.

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  И РЕКОМЕНДУЕМОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ *

  1. Абрамов А.В. Рассказы о Москве; Книга для чтения детям младшего школьного возраста. – М., Ювента, 2008.
  2. Алексеев С.П. Идет война народная: Рассказы из истории Великой отечественной войны. Москва. Сталинград. Берлин. -  М., Детская  литература, 1975.
  3. Аксёнова М., Шокарев С. Энциклдопедия для детей. Том 29. Москвоведение. – М., Аванта +, 2007.
  4. Вострышев М. И. Москва. Большая иллюстрированная энциклопедия: Москвоведение от А до Я. – М., ЭКСМО, 2010.
  5. Землянская Е.Н. Современные педагогические технологии начального образования: учебное пособие. М., 2009
  6. Истомин С. В.  Я познаю мир. Московские монастыри и храмы. -  М., АСТ, 2007.
  7. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Кн.для учителя нач. классов. М., 2002
  8. Романюк С.  Москвоведение. В кольце бульваров (аудиокнига). -  АРДИС, 2007.
  9. Сухин И.Г. Москва в стихах для детей. – М., Антиква, 1997.
  10. Торопцев А. П.  Я познаю мир. Москва в вопросах и ответах. -  М., АСТ, Астрель, Хранитель, 2005.

* Книг и всевозможных материалов по теме данной Программы написано и издано очень много, поэтому  предлагается «Примерный список использованной и рекомендуемой литературы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.

Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...