Урок, реализуемый методом проектов
статья по теме
«Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно - ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 17.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок, реализуемый методом проектов
(выступление на заседании творческой группы учителей)
«Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно - ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения»
Я же, как учитель, который должен выполнять требования стандарта, вижу несоответствие методов и форм традиционной системы этим требованиям: реализовывать знания в практической жизни наши ученики малоспособны. Они не умеют интегрировать знания, применять их для получения новых. Дети не могут работать с информационными носителями, перерабатывать, трансформировать информацию, а она уже основа нашей жизни. Вот поэтому я использую в обучении своих учеников метод проектов. О его роли и технологии внедрения во внеурочной деятельности написано много рекомендаций и практических руководств, а вот о применении на уроке мнения учёных и педагогов ещё неоднозначны. Так, К. Н. Поливанова считает, что проектная деятельность разрушает классно-урочную систему. А. Б. Воронцов, наоборот, рассматривает место проекта в образовательном пространстве не только во внеурочное время, но и в учебном процессе. При этом он предлагает создавать разные образовательные пространства, исходя из целей и задач урока: урок, учебное занятие, урок-мастерская, урок-консультация, урок-презентация.
Работая по традиционной системе УМК «Школа России», я считаю, что метод проектов органично дополняет и расширяет её, так как детям, выполняя проектное задание, приходится решать задачи, связанные с реалиями жизни. При этом ребята овладевают разными компетентностями: информационной, познавательной, коммуникативной и другими. Конечно, подчиняя целям и задачам содержание урока, приходится менять форму его проведения, изменяя стереотипы.
Уроки-проекты могут соответствовать разным типам и структуре, в то время как любой школьный проект имеет следующую структуру (по К. Н. Поливановой).
Анализ ситуации, формулирование замысла, цели.
Выполнение проекта.
Подготовка итогового продукта.
В практике работы структура урока-проекта выстроена мною следующим образом:
мотивационный этап; целеполагающий этап; этап реализации проекта урока (в зависимости от задачи); рефлексивно-оценочный этап.
В ходе проектных уроков я использую игровые технологии, интегрированные, технологии личностно-ориентированного образования с использованием ИКТ.
При подготовке к уроку я учитываю особенности и уровень подготовки учащихся. А в ходе урока опираюсь на субъектный опыт ученика. Как учитель, я использую разные источники сообщения информации и ориентирую на это детей. Так как урок ограничен по времени, то задания дифференцируются, носят частично-поисковый, исследовательский характер.
Очень важно на таких уроках организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу. Поэтому инициируется выполнение заданий, внутренне неоднородных с учётом индивидуальных возможностей детей. По мнению А. Б. Воронцова, создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель сможет более объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи. Работают не «на учителя», а на общую цель и тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные предметные знания в гораздо более полном объёме. На таких уроках, конечно, применяются различные формы организации учебно-познавательной деятельности, но приоритет за «групповыми».
«В споре рождается истина» – таким девизом я ориентирую своих детей на работу в группах и учу их «коллективно-распределённой деятельности, где проявляются умения (или неумения) планировать ход решения, адекватно распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль и т.п.»
При этом моё участие «окажется связывающим всю ситуацию проектирования воедино: идея проекта при участии педагога структурируется в собственно замысел и реализацию». А итогом таких реализованных замыслов становятся книги, рисунки, газеты, рекламы и многое другое.
И, конечно, главная ценность таких уроков в развитии общекультурных, учебно-познавательных, ценностно-смысловых, информационных, коммуникативных компетенций ребёнка.
Литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя / Под ред.А. Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2008.
2. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцов и др. – М.: Просвещение, 2010.
3. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере метода проектов)
Цель семинара:Обобщить и систематизировать опыт использования метода проектов.Задачи семинара:1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования проектного метода обучения;2) Продемон...
Статья "Первые уроки гражданственности методом проектов"
Эта статья раскажет, как воспитание гражданственности, патриотизма у учеников было реализовано в информационно-творческом проекте "Люди разные, а Родина одна"....
Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов.
презентация к теоретической части мастер-класса для учителей начальных классов по данной теме....
Метод проектов как один современных методов достижения дидактической цели
Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим резу...
Урок, реализуемый методом проектов.
Технология метода проектов в урочной системе....
Урок реализованный методом проекта. Тема урока: Лепка из пластилина. Встреча Нового года.
Урок в 1 классе, реализованный методом проектов.Проектная и исследовательская деятельность вошла в нашу жизнь несколько лет назад и полюбилась учителям начальных классов. В процессе планирования и вып...