Методическая разработка "Метод проектов как метод обучения"
методическая разработка по теме

Чекалева Ольга Николаевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

На тему:  

« Метод проектов как метод обучения»

Подготовила учитель

начальных классов

МБОУ ТСОШ №1

им. М. Г. Ефремова

Чекалева Ольга Николаевна


Содержание.

  1. Теоретические основы метода проекта

1.1 Актуальность темы                                                          стр. 2

1.2  История возникновения метода проектов                  стр. 3

1.3 Особенности метода проекта                                          стр. 4

     1.4 Этапы работы над проектом                                          стр. 6

     1. 5 Взаимодействие учителя и ученика

            в работе над проектом                                                    стр. 9

      1.6 Типология проектов                                                       стр. 10

      1.7 Критерии оценки проектной деятельности               стр. 15

      1.8 Критерии оценивания защиты проектов                   стр. 15

2. Практическое применение метода проектов

     как метода обучения                                                               стр. 15


Метод проекта как метод обучения.

Цель: познакомить с методом проекта как методом обучения.

Задачи:

- обосновать актуальность данной темы

- раскрыть особенности метода проекта

- рассмотреть этапы работы над проектом

-выявить каким образом проектная деятельность развивает не только предметные, но и общеучебные умения и навыки

- показать взаимодействие ученика и учителя в ходе работы над проектом, с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьных школьников

- познакомить с типами проектов

-дать представление о критериях оценки проектной деятельности и защиты проекта

По результатам исследования образовательных достижений учащихся PISA ( с 200 по 2006 годы), российские школьники ни разу не поднялись выше 27 места, что свидетельствует об очень низкой компетентности. Это не означает, что дети мало знают или их плохо учат, но учат не совсем тому, что необходимо современному человеку. Российская школа, верная старым традициям, наполняет головы учащихся валом информации. А вот умению самостоятельно выявить проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новые вводные – то есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, - российских школьников не учат. А между тем будущему гражданину недостаточно только теоретических знаний. умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся  миру является основой социальной успешности – вот чему должна учить школа.

В этой связи понятен интерес, который проявляет сегодня педагогика к деятельностным технологиям обучения, в частности, к проектной деятельности.

Проектная деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится  все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы   над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

            Метод проектов возник в 20-е годы XX века в США, его называли также методом проблем, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.  Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

           В 1920-е гг. метод проектов привлек внимание советских педагогов, считавших, что он, обеспечив развитие инициативы и творческой самостоятельности школьников, будет способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их в решении практических задач. Более того, сторонники метода проектов (В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев) провозгласили его единственным средством преобразования “школы учебы” в “школу жизни”, где приобретение знаний будет осуществляться на основе и в связи с трудом учащихся. При этом учебные предметы отрицались, систематическое усвоение знаний на уроках под руководством учителя подменялось работой по выполнению заданий проектов, которые часто имели общественную направленность. Темы их говорят сами за себя: “Поможем ликвидировать неграмотность”, “Вред алкоголя” и т.п. Неудивительно, что уровень общеобразовательной подготовки школьников падал, учащиеся приобретали лишь знания и навыки, связанные с выполняемой ими практической работой. Поэтому универсализация метода проектов была осуждена и в дальнейшей практике советской школы этот метод не применялся.

      За рубежом (в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии и др.) метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-1990-х гг. в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования.

Под методом понимается обобщенная модель определенного способа достижения поставленной учебно-познавательной задачи, система приемов, определенная технология познавательной деятельности. Важно не смешивать понятия "проект" - как результат деятельности и "проект" как метод познания. Метод проектов предусматривает наличие проблемы, требующей поиска исследования, как в индивидуальной, так и групповой форме, а может быть использован как на одном уроке, так и серии уроков.

Особенности метода проекта:

Метод проектов предусматривает развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и способы достижения цели, анализируя конечный результат, развивать критическое мышление, способность к самооценке. Использование учителем метода проектов делает учебный процесс творческим, сжатым, целенаправленным, а ученика - ответственным и целеустремленным. Обязанность учителя - готовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной активной познавательной деятельности.

Попробуем понять, что такое метод проектов.

Метод проектов — это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других - выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.

Метод проектов позволяет включить школьников в проектную деятельность, в ходе которой учащиеся выполняют учебные проекты – самостоятельно разработанные и изготовленные изделия, от идеи до ее выполнения,  обладающие субъективной или объективной новизной и выполненные ,выполненные под контролем и с консультированием учителя.

Выполнение учебного проекта предполагает наличие у его автора определенных первоначальных знаний, умений и навыков. Если ребенок совсем ничего не сможет сделать без помощи взрослого, такую работу нельзя поручать ему как проект. Автор проекта должен действовать максимально самостоятельно, прибегая к помощи педагога лишь в отдельных случаях. 

Этапы работы над проектом

 

Учебный проект

Проблема проекта

      Почему?

Актуальность проблемы

Цель проекта

Зачем?

Целеполагание, ожидаемый результат

Задачи проекта

Что?

Постановка задач

Методы и способы

Как?

Планирование

Результат

Что получится?

Конечный результат, рефлексия

Одной из важнейших характеристик проекта – его цель вначале носит неявно сформулированный характер, что порождает проблему.

Проблематизация является первым этапом работы над проектом – необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть. Возникает своеобразное « присвоение» проблемы.

Так появляется необходимость определить и сформулировать цель деятельности. Следующий этап работы – целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно – значимую цель, что еще больше укрепляет мотив к деятельности.

Наличие проблемы и понимание конечной цели предполагает  постановку задач – это третий этап работы.

Следующий этап работы – планирование. Это важный этап работы. Грамотно распределить порядок выполнения работы, сделать  ее более рациональной – главная задача этого этапа. Когда имеется план работы, понятна цель, можно приступить к реализации имеющегося плана.

По завершении работы, как правило, сравнивается результат со своим замыслом, если есть возможность, вносит изменения. Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств, эмоций. Все это является содержание рефлексии – заключительного этапа работы.

Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо выполнять в ходе работы, например, автор проекта создает мысленный образ желаемого результата работы – проектного продукта, который является непременным условием проектной работы.

Завершается проект обычно презентацией найденного автором способа решения исходной  проблемы, созданного им проектного продукта и самой презентацией компетентности автора проекта.

Конечно, педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения детей тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. А продукт - это одно из воплощений замысла.

На разных этапах проекта от учеников требуются те или иные умения и навыки, необходимые при проектировании. Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится "добывать" знания, а затем соединять разрозненные сведения, "нанизывать" их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.

Проектная деятельность развивает не только предметные, но и обще -учебные умения и навыки.

Виды навыков

Умения и навыки

организационные

Планирование учебной деятельности( цели, задачи)

Организация учебной деятельности ( организация рабочего места, организация режима работы)

Обще - интеллектуальные

Восприятие информации ( чтение и конспектирование, работа со справочниками, словарями)

Мыслительная деятельность ( осмысление учебного материала, выделение главного, построение рассказа, ответа, речи, аргументирование)

Оценка и осмысление результатов своей деятельности ( самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексивный анализ)

коммуникативные

Общение в ходе учебной деятельности ( умение излагать свои мысли, умение корректно возражать, задавать вопросы, умение слушать)

Работа над проектом предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. В этой связи возникают две крайности: полностью предоставить учащегося самому себе или, наоборот, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя  - лишая, таким образом, ребенка инициативы в работе. Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что ребенок должен почувствовать, что проект – это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов. Ребенок должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает  с точкой зрения учителя. Только совместная с учителем деятельность в ходе работы над проектом даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки ( предметные и обще - учебные) и усовершенствовать уже имеющиеся.

При организации проектной деятельности необходимо обращать внимание на возрастные возможности учащихся. Методическими рекомендациями Департамента образования г. Москвы проектную деятельность рекомендовано с определенными ограничениями начинать со 2 класса. Таким образом, предполагается, что к 5 классу учащиеся обладают определенными приемами проектирования и исследования как обще учебными навыками.

Взаимодействие учителя и ученика в работе над проектом:

 учет возрастных возможностей.

Этапы работы над проектом

Степень участия педагога

(1-4 е классы)

Проблематизация

Максимальное участие на всех этапах в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи и руководства, не подменяющее самостоятельной работы ребенка.

Целеполагание

Планирование

Реализация плана

Рефлексия

презентация

Работа над проектом, как никакая другая школьная работа, позволяет реализовать многие личностные потребности учеников. Она дает возможность школьнику применить и нарастить не только свои академические знания, но и использовать свой собственный житейский опыт, заявить о себе как о неповторимой личности, продемонстрировать свои сильные стороны. Чаще всего доминируют потребности в коммуникации со сверстниками, в самопознании. Если дать максимальную самостоятельность, не отпуская на « самотек» работу, это дает возможность учащемуся занять свое место в классной иерархии, узнать границы своих возможностей, увидеть рост своей компетенции. Именно поэтому при правильной организации проектной деятельности в школе появляется возможность решать не только учебные, но и воспитательные задачи.

Как любая индивидуальная работа, проектная деятельность дает возможность учитывать особенности каждого учащегося. Работа над проектом поможет развить недостающие навыки и умения. Причем промахи и ошибки будут заметны только самому автору и его руководителю, а удачная презентация позволит повысить самооценку, а возможно, и статус в классе.

Взаимодействие рождает совершенно новый тип отношений учителя и ученика – они становятся соратниками, занятыми одним общим делом. Причем активной стороной становится ребенок, он формулирует запрос к взрослому, как носителю необходимой информации и опыта.

Метод проектов можно рассматривать как  учебно – производственный эксперимент, связывающий две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой – средством практического применения усвоенных знаний, умений. Ведущая деятельность, осуществляемая учащимися в ходе проекта, связана с типом  выполняемого проекта.

Типология проектов.

Исследовательские

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных, опытных работ, методов обработки результатов. Такие проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием: аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, определение методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

Творческие

Такие проекты, как правило,  не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции и др.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника и пр., плана сочинения, статьи, репортажа и пр., дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.п.

Приключенческие, игровые

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, Осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.

Информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Практико-ориентированные

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования, - по экологии, биологии, географии, агрохимии, исторического, литературоведческого и прочего характера, программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе, проект закона, справочный материал, словарь, например, обиходной школьной лексики, аргументированное объяснение какого-то физического, химического явления, проект зимнего сада школы и др.).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выходов и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

По количеству участников проектов можно выделить три типа проектов.

Личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах).

Парные (между парами участников).

Групповые (между группами участников).

В последнем типе очень важно правильно с методической точки зрения организовать эту групповую деятельность участников проекта (как в группе своих учеников, так и в объединенной группе участников проекта различных школ). Роль педагога в этом случае особенно велика.

по признаку продолжительности проведения проекты различаются по следующим типам.

Краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы).

Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные.

Средней продолжительности (от недели до месяца).

Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Как правило, краткосрочные проекты проводятся на уроках по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета. Что касается проектов средней и долгосрочной продолжительности, то такие проекты (обычные или телекоммуникационные, внутренние . или международные) являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем, и тогда они представляют собой программу проектов. Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя их отслеживать можно и на уроках.

Разумеется, в практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских проектов и творческих, например, одновременно практико-ориентированные .и исследовательские. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или· иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Типы учебных проектов

и ведущая деятельность учащихся

Тип проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Тип деятельности учащегося

Формируемая компетентность

Практико - ориентированный

Решение практических задач заказчика проекта

Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки

Практическая деятельность в определенно учебно – предметной области

деятельностная

Исследовательский проект

Доказательство или опровержение какой – либо гипотезы

Результат исследования, оформленный установленным способом

Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями

мыслительная

Информационный проект

Сбор информации о каком – либо объекте или явлении

Статистическое данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому – либо вопросу

Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми, как источниками информации

информационная

Творческий проект

Привлечение интереса публики к проблеме проекта

Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно – прикладного искусства, видеофильмы

Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики

коммуникативная

Игровой или ролевой проект

Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта

Мероприятие ( игра, состязание, викторина, экскурсии)

Деятельность, связанная с групповой коммуникацией

коммуникативная

Письменная часть проекта является  важнейшей составляющей всей работы. Независимо от того, что из себя представляет проектный продукт, к проекту обязательно должна быть приложена письменная часть, которая фактически является отчетом о ходе и результате работы. Письменная часть проекта связана с самооцениванием, поэтому она может представлять некоторые трудности для учащихся, у которых еще не сформировалось адекватного представления о себе. Поэтому разработана памятка  « Как написать отчет о выполнении проекта»

КАК НАПИСАТЬ ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ПРОЕКТА»

Памятка для учащихся 1-4 классов

  1. Почему ты выбрал этот проект, а не другой?
  2. Расскажи, что ты сделал для получения результата?
  3. Чем результат работы похож и чем отличается от твоего желания?
  4. Какая информация для тебя была полезна?
  5. Тебе понравилось работать над этим проектом?
  6. Что было трудным?

Критерии оценки проектной деятельности:

  • Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы.
  • Аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов.
  • Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность.
  • Качество изделия, его оригинальность.
  • Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта.
  • Качество и полнота в оформлении записей.

Критерии оценивания защиты проектов:

  • Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убеждённость.
  • Объём и глубина знаний по теме, эрудиция.
  • Ответы на вопросы: полнота, аргументированность.
  • Деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность.

Рассмотрим практическое применение метода проектов как метода обучения. Тема проекта: « Что я могу рассказать о моем городе?

Цель проекта для учителя:

-дать возможность ученику реализовать свой познавательный мотив, используя метод проектов

Задачи:

  • Учить детей самостоятельно добывать информацию,

анализировать ее, использовать в реальной жизни, расширять кругозор детей, активизировать внутреннюю и внешнюю речь

  • Развивать интеллектуальную и в целом познавательную активность, мышление, память,
  • Воспитывать такие качества как: ответственность, целеустремленность, самостоятельность, самокритичность; воспитывать любовь к родному краю, к людям, жившим и творившим на родной земле, бережное отношение к памятникам культуры, чтить традиции своего народа.

Цель проекта для учащихся:

  • Изучить историю родного города

Задачи:

  • Составить план изучения  
  • Учиться самостоятельно искать информацию в разных источниках, анализировать ее и использовать;
  •   Найти и привлечь нужные ресурсы ( в том числе мотивировать других людей   на участие в своем проекте)                                                  
  • Выбирать способы представления информации

Тип проекта: информационный, по продолжительности –долгосрочный,

  • По количеству участников – групповой

Тематическое планирование

№ занятия

Тема и содержание занятия

Формы и методы обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Проблематизация,

выявление проблемы, исследование потребностей в знаниях, диагностика знаний

Беседа,

рассказ,

тестирование

Создание проблемной ситуации

беседа

2

постановка целей и задач проекта,

определение ожидаемого результата, предполагаемых проектных продуктов, определение критериев оценки

Беседа,

Направляет деятельность учащихся, помогает представить ожидаемый результат

Самостоятельная постановка цели, определение задач, понимание критериев оценки конечного результата

3

Планирование проекта (этапы работы)

Определение типа проекта, ведущей деятельности, организация своей деятельности, определение  способов получения информации

Беседа, анализ, синтез

Координирует деятельность учащихся

Беседа, «мозговой штурм»

4-10

Реализация плана

Получение информации из разных источников, ее обсуждение и оформление, анализ и отбор фотоснимков

Экскурсии к памятным местам,

 в музеи,

встреча с интересными людьми,

поход в библиотеку

Организация экскурсий, встреч, консультирование,

Наблюдения, беседа, интервью,

11-12

Письменный отчет

Составление памятки « как написать письменный отчет», написание письменного отчета, его защита

Самостоятельная работа, беседа

Консультирование учащихся

Составление отчета, его письменное отражение, выступление, самооценка, Осмысление результатов работы, оценка достигнутых результатов

13

Защита конечного продукта, его презентация

анализ

Беседа, оценка деятельности

Выступление, защита продукта

I этап – проблематизация.

В программу курса « Окружающий мир»  ( учебник под редакцией А. А Плешакова « Мир вокруг нас» 4 класс) входит раздел « Родной край – часть большой страны». При изучении этого раздела встал вопрос « Что я расскажу иностранцам о своем городе?» В ходе беседы выяснилось, что у детей имеются определенные знания по данной теме, но они не могут представить их в системе и в полном объеме. Так перед детьми была поставлена проблема.

II этап – целеполагание.

Дети заинтересовались и решили изучить историю города, так была сформулирована цель. Цель проекта - изучить историю родного города.  Из цели вытекает тема « Что я могу рассказать о моем городе?» Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Составить план изучения  
  • Учиться самостоятельно искать информацию в разных источниках, анализировать ее и использовать;
  •   Найти и привлечь нужные ресурсы (в том числе мотивировать других людей   на участие в своем проекте)                                                  
  • Выбирать способы представления информации

Для достижения поставленных цели и задач, учащимися было предложено создать фотоальбом с комментариями к фотографиям, и были определены

критерии  его оценки.

III этап – планирование

На данном этапе были выбраны направления исследований. Класс разделился  на группы в соответствии с интересующими темами. Учащиеся проанализировали, что они уже знают, что хотели бы узнать и что для этого необходимо (экскурсии, посещения музеев, встреча с известными людьми, изучение литературы)

IV этап – реализация плана

На данном этапе учащиеся самостоятельно определяли источники получения информации, ходили на экскурсии, встречались с людьми, активно изучающими историю города Тарусы. Собранная информация обсуждалась с учителем, вносились коррективы, дополнения. Данная информация оформлялась в виде докладов. Проводился отбор отснятых фотографий в соответствии с тематикой докладов. На каждом этапе работы дети опирались на критерии оценки к ожидаемому продукту.

V этап – рефлексия

На данном этапе учащиеся сравнивают полученный результат со своими замыслами и вносят необходимые исправления. Кроме того, учащиеся выявляют какие новые знания и умения они приобрели, чему научились, как проявили свои личностные качества.

VI этап – презентация

Каждая группа предоставила письменный отчет о выполнении проекта, опираясь на памятку « Как написать отчет о выполнении проекта»

В качестве отчета о проделанной работе был представлен фотоальбом в виде компьютерной презентации, слайды которой  дети озвучивали в ходе показа.

В целом работа над проектом заняла около        2,5 месяцев. В результате  выполнения этого проекта у школьников расширился словарный запас, кругозор; развивались творческие, литературные способности; активизировалась внутренняя и внешняя речь; шло развитие  в интеллектуальном и нравственном плане; совершенствовалась техника чтения.

Позитивные результаты проекта.

  1. Трудности работы над проектом компенсируются его особенностями, которые делают его привлекательным для всех участников с точки зрения приобретаемого опыта.
  2. Учащимся особенно важно то, что они сами могут выбирать тему и тип проекта. Их творчество вдохновляется самой целью проекта. Результат работы обычно вознаграждается эффектным зрелищем, которое представляет собой презентация.
  3. Многим учащимся придется потратить много времени и сил для работы над проектом, и они будут гордиться тем, что осуществили большую и самостоятельную работу.
  4. Учебный проект – это реальный результат их работы и таланта.
  5. Учащиеся поймут, что проект – это хорошая подготовка к их дальнейшей учебе и работе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «МЕТОД ПРОЕКТА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ.» Подготовила учитель начальных классов МБОУ « Тарусская средняя общеобразовательная школа №1 им. М. Г. Ефремова» Чекалева Ольга Николаеевна

Слайд 2

ЦЕЛЬ: ПОЗНАКОМИТЬ С МЕТОДОМ ПРОЕКТА КАК МЕТОДОМ ОБУЧЕНИЯ. Задачи: - обосновать актуальность данной темы - раскрыть особенности метода проекта - рассмотреть этапы работы над проектом -выявить каким образом проектная деятельность развивает не только предметные, но и общеучебные умения и навыки - показать взаимодействие ученика и учителя в ходе работы над проектом, с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьных школьников - познакомить с типами проектов -дать представление о критериях оценки проектной деятельности и защиты проекта

Слайд 3

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА ПРОЕКТА: развитие познавательных навыков , развитие умений: самостоятельно конструировать свои знания анализировать полученную информацию выдвигать гипотезы развивать критическое мышление

Слайд 4

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ Учебный проект Проблема проекта Почему? Актуальность проблемы Цель проекта Зачем? Целеполагание, ожидаемый результат Задачи проекта Что? Постановка задач Методы и способы Как? Планирование Результат Что получится? Конечный результат, рефлексия

Слайд 5

ОБЩЕПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ Виды навыков Умения и навыки организационные Планирование учебной деятельности( цели, задачи) Организация учебной деятельности ( организация рабочего места, организация режима работы) Обще - интеллектуальные Восприятие информации ( чтение и конспектирование, работа со справочниками, словарями) Мыслительная деятельность ( осмысление учебного материала, выделение главного, построение рассказа, ответа, речи, аргументирование) Оценка и осмысление результатов своей деятельности ( самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексивный анализ) коммуникативные Общение в ходе учебной деятельности ( умение излагать свои мысли, умение корректно возражать, задавать вопросы, умение слушать)

Слайд 6

ТИПЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ И ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ Тип проекта Цель проекта Проектный продукт Тип деятельности учащегося Формируемая компетентность Практико - ориентированный Решение практических задач заказчика проекта Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки Практическая деятельность в определенно учебно – предметной области деятельностная Исследовательский проект Доказательство или опровержение какой – либо гипотезы Результат исследования, оформленный установленным способом Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями мыслительная

Слайд 7

Информационный проект Сбор информации о каком – либо объекте или явлении Статистическое данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому – либо вопросу Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людми, как источниками информации информационная Творческий проект Привлечение интереса публики к проблеме проекта Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно – прикладного искусства, видеофильмы Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики коммуникативная

Слайд 8

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:  Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы. Аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов. Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность. Качество изделия, его оригинальность. Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта. Качество и полнота в оформлении записей.

Слайд 9

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАЩИТЫ ПРОЕКТОВ: Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убеждённость. Объём и глубина знаний по теме, эрудиция. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность. Деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность.

Слайд 10

ТЕМА ПРОЕКТА: « ЧТО Я МОГУ РАССКАЗАТЬ О МОЕМ ГОРОДЕ? Цель проекта для учителя: -дать возможность ученику реализовать свой познавательный мотив, используя метод проектов Задачи: Учить детей самостоятельно добывать информацию, анализировать ее, использовать в реальной жизни, расширять кругозор детей, активизировать внутреннюю и внешнюю речь Развивать интеллектуальную и в целом познавательную активность, мышление, память, Воспитывать такие качества как: ответственность, целеустремленность, самостоятельность, самокритичность; воспитывать любовь к родному краю, к людям, жившим и творившим на родной земле, бережное отношение к памятникам культуры, чтить традиции своего народа.

Слайд 11

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: ИЗУЧИТЬ ИСТОРИЮ РОДНОГО ГОРОДА Задачи: Составить план изучения Учиться самостоятельно искать информацию в разных источниках, анализировать ее и использовать; Найти и привлечь нужные ресурсы ( в том числе мотивировать других людей на участие в своем проекте) Выбирать способы представления информации

Слайд 12

№ занятия Тема и содержание занятия методы и приемы обучения Деятельность учителя Деятельность учащихся 1 Проблематизация, выявление проблемы, исследование потребностей в знаниях, диагностика знаний Беседа, рассказ, тестирование Создание проблемной ситуации беседа

Слайд 13

2 постановка целей и задач проекта, определение ожидаемого результата, предполагаемых проектных продуктов, определение критериев оценки Беседа, Направляет деятельность учащихся Самостоятельная постановка цели, определение задачи конечного результата 3 Планирование проекта (этапы работы) Определение типа проекта, ведущей деятельности, способов получения информации Беседа, анализ, синтез Координирует деятельность учащихся Беседа, «мозговой штурм»

Слайд 14

4-10 Реализация плана Получение информации из разных источников, ее обсуждение и оформление, анализ и отбор фотоснимков Экскурсии к памятным местам, в музеи, встреча с интересными людьми, поход в библиотеку Организация экскурсий, встреч, консультирование, Наблюдения, беседа, интервью,

Слайд 15

11-12 Письменный отчет Составление памятки « как написать письменный отчет», написание письменного отчета, защита Самостоятельная работа, беседа Консультирование учащихся Составление отчета, его письменное отражение, выступление, самооценка, Осмысление результатов работы, оценка достигнутых результатов 13 Защита конечного продукта, его презентация анализ Беседа, оценка деятельности Выступление, защита продукта

Слайд 16

I ЭТАП - ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ Найдите на карте территорию, где мы живем Какой город является главным на нашей территории? Где расположена наша маленькая Родина? Кто наши соседи? В какой природной зоне мы живем? Перечислите города, реки, населенные пункты Найдите город, где мы с вами живем Чем знаменит наш город? Какие отрасли производства у нас развиты? Ответьте на вопрос: « Что я расскажу иностранцам о моем городе?»

Слайд 17

II ЭТАП - ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ Постановка цели и задач проекта Определение темы Обсуждение предполагаемого результата Его соответствие критериям оценки конечного продукта.

Слайд 18

III ЭТАП - ПЛАНИРОВАНИЕ Определение типа проекта Определение ведущей деятельности учащихся Определение направлений исследования Распределение амплуа Выбор способов получения информации

Слайд 19

НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ географическое расположение 1.Таруса и ее окрестности 2.Таруса: наука и искусство Поленов Борисов – Мусатов Ватагин Ракицкий Рихтер Голубицкий 3. Таруса в поэзии и прозе Цветаева Заболоцкий Паустовский Богданов 4. Таруса и ее герои 5.Народные промыслы в Тарусе 6 . Таруса современная 7. Таруса и туризм

Слайд 20

IV ЭТАП - РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА Экскурсия по памятным местам города Встреча с директором школьного музея, учителем истории, уважаемым в городе человеком, большим знатоком истории города Котовым А. Я.

Слайд 21

V ЭТАП – ПИСЬМЕННЫЙ ОТЧЕТ

Слайд 22

VI ЭТАП -ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Слайд 23

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере метода проектов)

 Цель семинара:Обобщить и систематизировать опыт использования метода проектов.Задачи семинара:1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования проектного метода  обучения;2) Продемон...

Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов.

презентация к теоретической части мастер-класса для учителей начальных классов по данной теме....

педагогический проект «Проектный метод как методический приём при обучении орфографии «трудных» слов»

Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. "Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных нав...

Инновационный проект "Проблемный метод для создания учебно-методических пособий в ЦДО с использованием компьютерных технологий"

В данном проекте раскрывается усовершенствование и внедрение проблемного метода, способствующего созданию учебно-методических пособий с использованием компьютерных технологий курса  ПервоЛог...

Методический проект: «Применение метода учебных проектов при обучении математике в начальных классах»

Методический проект«Применение метода учебных проектов при обучении математике в начальных классах» 1. Актуальность педагогического опытаВ сентябре 2014 года мне предстоит принять 1-ый...

Методическое пособие "РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ"

Пособие  посвящено разработке и применению в учебном процессе активных  методов   обучения (АМО). Приведена классификация АМО, даны конспекты по применению АМО на уроках математики...

Методические разработки по совершенствованию методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся.

Методические разработки по совершенствованию методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся....