Урок, реализуемый методом проектов.
статья на тему

Окорокова Елена Анатольевна

Технология метода проектов в урочной системе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_realizuemyy_metodom_proektov.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Окорокова Елена Анатольевна

МБОУ СОШ №177

учитель начальных классов

 высшей квалификационной категории

8-913-466-53-15

tfjr@mail.ru

Урок, реализуемый методом проектов

  «Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения»¹.

  Я же, как учитель, который должен выполнять требования стандарта, вижу несоответствие методов и форм традиционной системы этим требованиям: реализовывать, в практической жизни, знания наши ученики малоспособны. Они не умеют интегрировать знания, применять их для получения новых. Дети не могут работать с информационными носителями, перерабатывать, трансформировать информацию, а она уже основа нашей жизни.

  Вот поэтому я использую в обучении своих учеников метод проектов. О его роли и технологии внедрения во внеурочной деятельности много написано рекомендаций, практических руководств, а вот о применении на уроке мнения учёных, педагогов ещё не находят многих точек соприкосновения. Так, К. Н. Поливанова считает, что проектная деятельность разрушает классно-урочную систему.

  А. Б. Воронцов наоборот рассматривает место проекта в образовательном пространстве не только во внеурочное время, но и в учебном процессе. При этом он предлагает создавать разные образовательные пространства, исходя из целей и задач урока: урок, учебное занятие, урок-мастерская, урок-консультация, урок-презентация.

  Работая по традиционной системе УМК «Школа России», я считаю, что метод проектов органично дополняет и расширяет её, так как детям, выполняя проектное задание, приходится решать задачи, связанные с реалиями жизни. При этом ребята овладевают разными компетентностями: информационной, познавательной, коммуникативной и другими.

  Конечно, подчиняя целям и задачам содержание урока, приходится менять форму его проведения, изменяя стереотипы.

  Уроки-проекты могут соответствовать разным типам и структуре, в то время как любой школьный проект имеет следующую структуру (по К. Н. Поливановой).

  Анализ ситуации, формулирование замысла, цели.

  Выполнение проекта.

  Подготовка итогового продукта.

  В практике своей работы структура урока-проекта выстроена мною следующим образом:

  мотивационный этап;   целеполагающий этап; этап реализации проекта урока (в зависимости от задачи); рефлексивно-оценочный этап.

  В ходе проектных уроков я использую игровые технологии, интегрированные, технологии личностно ориентированного образования с использованием ИКТ.

  При подготовке к уроку я учитываю особенности и уровень подготовки учащихся. А в ходе урока опираюсь на субъектный опыт ученика. Как учитель, я использую разные источники сообщения информации и ориентирую на это детей. Так как урок ограничен по времени, то задания дифференцируются, носят частично-поисковый, исследовательский характер.

  Очень важно на таких уроках организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу. Поэтому инициируется выполнение заданий, внутренне неоднородных с учётом индивидуальных возможностей детей. По мнению А. Б. Воронцова, создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель сможет более объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи. Работают не «на учителя», а на общую цель и тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные предметные знания в гораздо более полном объёме.

  На таких уроках, конечно, применяются различные формы организации учебно-познавательной деятельности, но приоритет за «групповыми».

  «В споре рождается истина» - таким девизом я ориентирую своих детей на работу в группах и учу их «коллективно-распределённой деятельности, где проявляются умения (или неумения) планировать ход решения, адекватно распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль и т.п.»²

   При этом моё участие «окажется связывающим всю ситуацию проектирования воедино: идея проекта при участии педагога структурируется в собственно замысел и реализацию»³. А итогом таких реализованных замыслов становятся книги, рисунки, газеты, рекламы и многое другое.

  И, конечно, главная ценность таких уроков в развитии  общекультурных, учебно-познавательных, ценностно-смысловых, информационных, коммуникативных компетенций ребёнка.

Литература

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя / Под ред.А. Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2008.
  2. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцов и др. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.

Приложение 1

Темы примерных проектов на уроке математике в 3 классе по учебнику М. И. Моро:

  1. Первый раз в 1 класс. Повторение пройденного во 2 классе
  2. Занимательные рамки. Олимпиадные задания
  3. Дары осени. Порядок действий в выражениях
  4. Учение с увлечением
  5. В мастерской художника. Таблица умножения
  6. В цирке. Умножение
  7. Ура! У нас ремонт. Единицы площади
  8. Строим дачу. Квадратный метр
  9. Быстрее, выше, сильнее Задачи на движение
  10.  Мы делили апельсин. Доли
  11. Режим дня. Время

Приложение 2

Проект урока конкретизации и применения способа по русскому языку во 2 классе

Тема: «Упражнения в распознавании разных частей речи и их использовании».

Цель: структурировать знания о частях речи.

Задачи: создать условия для:

  • мотивированного усвоения знаний  частей речи, их сравнения, развития умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова;
  • развития орфографической зоркости, умения решать задачи русского языка, совершенствуя культуру устной и письменной речи;
  • формирования навыка делового учебного общения, осмысленного проектирования работы на уроке;
  • воспитания социализированной личности, развития интереса к родному языку;
  • развития наблюдательности, мышления, познавательной активности детей.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайд-презентация, толковые словари пословиц,  поговорок, фразеологизмов русского языка, таблички с названиями рабочих групп («Отдел писем», «Отдел новостей», «Отдел информации»), карточки для работы

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Направления действий ученика

Методический комментарий

Орг. момент

Психологический настрой.

Слайд 1.

Включается в урок, во взаимодействие с учителем, одноклассниками

Создание благоприятной рабочей обстановки в классе

Мотивационный

Слайд 2.

- Прочитайте слова и разделите их на группы по формуле 2:2:2.

- Ориентируясь на принцип деления слов, сформулируйте тему нашего урока.

Слайд 3.

Читает слова, формулирует своё представление, доказывает свою точку зрения

Целью данного этапа является «включение» в работу важнейших интеллектуальных качеств детей. При этом мобилизируется внимание, логическое мышление, развивается  монологическая речь в виде текста-рассуждения, появляется интерес к познанию.

Целеполагание

Слайд 4.

- Исходя из темы урока, поставьте перед собой цель работы. Для формулировки целей используйте опорные слова.

Слайд 5.

- Вернёмся к словам 2 слайда. Какая тема их объединяет? Где все эти слова можно услышать? Слайд 6.

- Наш урок будет деловой игрой «Заседание редакционного совета газеты «Спортивная жизнь». Слайд 7.

Формулирует свои варианты целей, исходя из своих знаний и умений и незнаний, неумений.

Устные ответы-предположения.

Учитель принимает любые версии, группируя их. Фиксируется внимание на тех, к которым можно вернуться позже. Важно учить детей слушать друг друга и не повторяться.

Продолжается активизация  мыслительных процессов, осуществляется связь предмета с общественной жизнью, создаётся установка на плодотворную деятельность

Чистописание

- Исходя из этой информации, придумайте задание для минутки чистописания и выполните его на первой строке.

- На второй строке запишем красиво в тетрадь название газеты.

Обсуждает задание  в паре, выполняет его

Списывает образец с доски «Газета «Спортивная жизнь»

Идёт процесс анализа элемента букв и одновременно включение его в создание нового образа. Работа требует сосредоточенности, наблюдательности, воображения. Для успешной работы, чувства удовлетворённости каждым ребёнком, предлагается работа в паре

Словарная работа

- Нам как и в каждой редакции предстоит разделиться на группы- отделы и выполнить свои задания.

- Какие задания  могут быть предложены вами для словарной работы?

 - У нас появилась первая статья в номер газеты.

1 группа «Отдел писем» записывают слова с 1 слайда по памяти и определяют части речи.

2 группа «Отдел новостей» вставляют пропущенные слова в текст. Слайд 8. Определяют части речи.

3 группа «Отдел информации» подбирают  по словарю пословицы и поговорки подходящей тематики.

При проверке 2 группа называет пропущенные слова с орфограммами. Слайд 9.

1 группа определяет части речи и называет какое слово лишнее в тексте.

3 группа зачитывает выбранные пословицы и поговорки, доказывая почему именно их выбрали.

Осуществляется дифференцированный подход в делении групп и распределении заданий.

Дети учатся работать с информацией, определять назначение упражнений, соотносить содержание упражнений с целью.

Актуализация знаний

 - В ней вы применили знания, которые должны усвоить о частях речи. Какие именно?

- Как это можно сделать? Слайд 10.

- Отличие одной части речи от другой. 

- Поставить вопрос и определить , что обозначает данное слово.

Задача на анализ практической ситуации и синтез содержащейся в ней проблемы. Предметом является граница компетентности

Физминутка

- Покажите спортивные движения тех видов спорта, которые упоминались в статье.

Этот этап урока гармонично вписывается в его структур, не разделяя урок на части. У детей при этом продолжается физический и эмоциональный подъём.

Повторение и закрепление

Физминутка

 - Что вам известно из средств массовой информации о спортивном движении?

 - Каким образом данные слова можно употребить в нашем разговоре?

Слайд 11.

- Запишите в тетрадь противоположные по смыслу слова. О чём идёт речь?

-Сравните свои антонимы с образцом. Почему есть расхождения в некоторых словах?

- С какой частью речи мы работали?

- Что такое имя существительное? Слайд 13.

- Образуйте от существительных-антонимов однокоренные имена прилагательные.

- Зачем они нужны в речи?

- Запишите предложение из статьи спортивного психолога поступившего в отдел писем. Подчеркните имена прилагательные.

- Как вы их находили? Зачем они нужны в этом предложении?

- Послушайте информацию другого отдела, постарайтесь запомнить как можно больше имён прилагательных.

Найдите предложение, соответствующее схеме:

Какие? кто? что сделали? какой? что?

- Запишите его под диктовку

- Назовите роль прилагательных в этом предложении.

- У нас появились заметки ещё к одной статье.  

- Что такое заметка?

-Как бы вы её назвали?

- Какие цели урока выполнены?

- А в каком услышанном вами предложении не было прилагательных?

-  Какую информацию донесло до нас это предложение?

- Прочитайте эти слова и покажите их движениями.

- Какие слова помогали вам в физминутке?

- Что вам известно об этой части речи? Слайд 16.

- Заседание наше подходит к концу, но мы не можем его завершить без ещё одной заметки в номер. Слайд 17.

 - Как вы думаете , о чём речь?

- Что такое предлог? - Почему о нём нужно знать? Слайд 18.

- На заданную тему придумайте 2-3 предложения. Обсудите их в группах, выберите лучшие для озвучивании

Делится своими познаниями.

Устный ответ-рассуждение

Записывает в тетрадь антонимы. Проверка по слайду 12.

- Об одном и том же можно говорить по-разному. Это синонимы.

Устный ответ

- Запись с комментированием предложения: Спортивный дух и постоянные тренировки помогли человеку добыть огонь, полететь в космос.

Устный ответ

Дети из отдела информации читают предложения.

Приложение 1.

Пишет под диктовку предложение по системе «письмо с дырками». Мохнатые медвежата устроили борцовский турнир.

 Работа со словарём.

- «Из истории спорта»

- Обобщение знаний об имени прилагательном. Слайд 14.

- Сообщить действия предмета.

Слайд 15.

Слайд15.

- Отдел писем списывает 2  предложение, оставляя в нём только глаголы и существительные.  

- Отдел новостей списывает 2  предложение, и добавляет имена прилагательные.

- Отдел информации заменяют фразеологизмы глаголом неопределённой формы.

Быть начеку, заткнуть за пояс, повесить нос, принять эстафету, со щитом или на щите.

 Проверка работы в группах.

Устные ответы по вопросам и информации слайда 17.

Работает в группах

Учитель группирует всю информацию, с целью заострить внимание детей на прошедших недавно событиях – Олимпиаде.

Дети выполняют практические задания на мотивацию развития способов своего учения.

Характер противоречий между имеющимся жизненным опытом и учебной проблемной ситуацией является мотивационным фактором.

Организовано наблюдение за особенностью предметной ситуации, выявлены условия, не позволяющие действовать одинаково

Такая форма работы позволяет выполнить задание за определённое время в едином режиме

Устные задания помогают переработать учебную информацию

Мобилизация интеллектуальных свойств детей, таких как память, внимание, мышление.

Данная запись способствует развитию  у детей орфографической зоркости, умению формулировать вопросы в поисках

ответов своего незнания.

Учитель заставляет детей обращаться к цели урока, тем самым поддерживается проявление детьми смыслов и способов работы.

Минутка  интеллектуального отдыха, опять же гармонично вписывается в очередной рабочий этап урока

Задания для каждой группы детей помогут ощутить себя комфортно, так как они посильны для них и познавательны.

Групповая форма проверки направлена на развитие мотивов сотрудничества и порождение и оформление разных, множественных смыслов учебной работы

Совместная деятельность позволяет осуществить субъект-субъектные отношения, развивая положительное отношение и готовность к сотрудничеству. Дети любого уровня развития минимально тревожны в отношении невыполнения задания (особенно слабоуспевающие), так как они ощущают эмоциональную поддержку в группе. «Ситуация успеха» для всех!

Рефлексия

- Каким фразеологическим оборотом, предложенным ранее, логично было бы завершить наш урок?

 - О чём нас так можно спросить?

- Что мы планировали с вами?

- Как проверить себя?

-Сравните свою модель с данной.  Слайд 19.

- Понятна схема? Что можно улучшить? Как это сделать?

- Оцените меру своего продвижения к цели. Подумай те как помочь себе.

Устный ответ –рассуждение. Вариант: «Со щитом или на щите»

- Достигнута ли цель урока.

Составляет схему «Части речи»

Даёт доказательный ответ.

Задания , требующие понимания способа решения учебной задачи, переработки учебной информации. Целесообразно включено задание на противоречие (слайд 19). « В споре рождается истина».

Это задача на конкретизацию, синтез и обобщение способа действия.

Личностная рефлексия

Домашнее задание

Придумать и записать рекламу частей речи, спорта, газеты (по выбору)

Приложение 1.

1.Спорт существовал всегда, и не только в мире человека, но и в мире животных.
2.Добрые дельфины с огромной скоростью несутся наперегонки.

3.Команда неугомонных обезьян прыгает по верхушкам деревьев, отбирая друг у друга единственный банан.
4.Красавцы олени скрестили свои ветвистые рога чтобы получить сердце и копытце возлюбленной оленихи.
5.Мохнатые медвежата устроили борцовский турнир на приз «лесной поляны».
6.Труд первобытного человека требовал большой выносливости и физической силы, умения охотиться, ловить рыбу, выкапывать коренья.

 7.Взрослые учили своих детей бегать, плавать, бросать камни, дротики, копья, прыгать, лазить по деревьям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере метода проектов)

 Цель семинара:Обобщить и систематизировать опыт использования метода проектов.Задачи семинара:1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования проектного метода  обучения;2) Продемон...

Статья "Первые уроки гражданственности методом проектов"

Эта статья раскажет, как воспитание гражданственности, патриотизма у учеников было реализовано в информационно-творческом проекте "Люди разные, а Родина одна"....

Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов.

презентация к теоретической части мастер-класса для учителей начальных классов по данной теме....

Урок, реализуемый методом проектов

«Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе...

Метод проектов как один современных методов достижения дидактической цели

Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим резу...

Урок реализованный методом проекта. Тема урока: Лепка из пластилина. Встреча Нового года.

Урок в 1 классе, реализованный методом проектов.Проектная и исследовательская деятельность вошла в нашу жизнь несколько лет назад и полюбилась учителям начальных классов. В процессе планирования и вып...