Урок, реализуемый методом проектов.
статья на тему
Технология метода проектов в урочной системе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_realizuemyy_metodom_proektov.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Окорокова Елена Анатольевна
МБОУ СОШ №177
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
8-913-466-53-15
Урок, реализуемый методом проектов
«Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения»¹.
Я же, как учитель, который должен выполнять требования стандарта, вижу несоответствие методов и форм традиционной системы этим требованиям: реализовывать, в практической жизни, знания наши ученики малоспособны. Они не умеют интегрировать знания, применять их для получения новых. Дети не могут работать с информационными носителями, перерабатывать, трансформировать информацию, а она уже основа нашей жизни.
Вот поэтому я использую в обучении своих учеников метод проектов. О его роли и технологии внедрения во внеурочной деятельности много написано рекомендаций, практических руководств, а вот о применении на уроке мнения учёных, педагогов ещё не находят многих точек соприкосновения. Так, К. Н. Поливанова считает, что проектная деятельность разрушает классно-урочную систему.
А. Б. Воронцов наоборот рассматривает место проекта в образовательном пространстве не только во внеурочное время, но и в учебном процессе. При этом он предлагает создавать разные образовательные пространства, исходя из целей и задач урока: урок, учебное занятие, урок-мастерская, урок-консультация, урок-презентация.
Работая по традиционной системе УМК «Школа России», я считаю, что метод проектов органично дополняет и расширяет её, так как детям, выполняя проектное задание, приходится решать задачи, связанные с реалиями жизни. При этом ребята овладевают разными компетентностями: информационной, познавательной, коммуникативной и другими.
Конечно, подчиняя целям и задачам содержание урока, приходится менять форму его проведения, изменяя стереотипы.
Уроки-проекты могут соответствовать разным типам и структуре, в то время как любой школьный проект имеет следующую структуру (по К. Н. Поливановой).
Анализ ситуации, формулирование замысла, цели.
Выполнение проекта.
Подготовка итогового продукта.
В практике своей работы структура урока-проекта выстроена мною следующим образом:
мотивационный этап; целеполагающий этап; этап реализации проекта урока (в зависимости от задачи); рефлексивно-оценочный этап.
В ходе проектных уроков я использую игровые технологии, интегрированные, технологии личностно ориентированного образования с использованием ИКТ.
При подготовке к уроку я учитываю особенности и уровень подготовки учащихся. А в ходе урока опираюсь на субъектный опыт ученика. Как учитель, я использую разные источники сообщения информации и ориентирую на это детей. Так как урок ограничен по времени, то задания дифференцируются, носят частично-поисковый, исследовательский характер.
Очень важно на таких уроках организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу. Поэтому инициируется выполнение заданий, внутренне неоднородных с учётом индивидуальных возможностей детей. По мнению А. Б. Воронцова, создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель сможет более объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи. Работают не «на учителя», а на общую цель и тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные предметные знания в гораздо более полном объёме.
На таких уроках, конечно, применяются различные формы организации учебно-познавательной деятельности, но приоритет за «групповыми».
«В споре рождается истина» - таким девизом я ориентирую своих детей на работу в группах и учу их «коллективно-распределённой деятельности, где проявляются умения (или неумения) планировать ход решения, адекватно распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль и т.п.»²
При этом моё участие «окажется связывающим всю ситуацию проектирования воедино: идея проекта при участии педагога структурируется в собственно замысел и реализацию»³. А итогом таких реализованных замыслов становятся книги, рисунки, газеты, рекламы и многое другое.
И, конечно, главная ценность таких уроков в развитии общекультурных, учебно-познавательных, ценностно-смысловых, информационных, коммуникативных компетенций ребёнка.
Литература
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя / Под ред.А. Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2008.
- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцов и др. – М.: Просвещение, 2010.
- Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
Приложение 1
Темы примерных проектов на уроке математике в 3 классе по учебнику М. И. Моро:
- Первый раз в 1 класс. Повторение пройденного во 2 классе
- Занимательные рамки. Олимпиадные задания
- Дары осени. Порядок действий в выражениях
- Учение с увлечением
- В мастерской художника. Таблица умножения
- В цирке. Умножение
- Ура! У нас ремонт. Единицы площади
- Строим дачу. Квадратный метр
- Быстрее, выше, сильнее Задачи на движение
- Мы делили апельсин. Доли
- Режим дня. Время
Приложение 2
Проект урока конкретизации и применения способа по русскому языку во 2 классе
Тема: «Упражнения в распознавании разных частей речи и их использовании».
Цель: структурировать знания о частях речи.
Задачи: создать условия для:
- мотивированного усвоения знаний частей речи, их сравнения, развития умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова;
- развития орфографической зоркости, умения решать задачи русского языка, совершенствуя культуру устной и письменной речи;
- формирования навыка делового учебного общения, осмысленного проектирования работы на уроке;
- воспитания социализированной личности, развития интереса к родному языку;
- развития наблюдательности, мышления, познавательной активности детей.
Оборудование: мультимедийный проектор, слайд-презентация, толковые словари пословиц, поговорок, фразеологизмов русского языка, таблички с названиями рабочих групп («Отдел писем», «Отдел новостей», «Отдел информации»), карточки для работы
Ход урока
Этапы урока | Действия учителя | Направления действий ученика | Методический комментарий |
Орг. момент | Психологический настрой. Слайд 1. | Включается в урок, во взаимодействие с учителем, одноклассниками | Создание благоприятной рабочей обстановки в классе |
Мотивационный | Слайд 2. - Прочитайте слова и разделите их на группы по формуле 2:2:2. - Ориентируясь на принцип деления слов, сформулируйте тему нашего урока. Слайд 3. | Читает слова, формулирует своё представление, доказывает свою точку зрения | Целью данного этапа является «включение» в работу важнейших интеллектуальных качеств детей. При этом мобилизируется внимание, логическое мышление, развивается монологическая речь в виде текста-рассуждения, появляется интерес к познанию. |
Целеполагание | Слайд 4. - Исходя из темы урока, поставьте перед собой цель работы. Для формулировки целей используйте опорные слова. Слайд 5. - Вернёмся к словам 2 слайда. Какая тема их объединяет? Где все эти слова можно услышать? Слайд 6. - Наш урок будет деловой игрой «Заседание редакционного совета газеты «Спортивная жизнь». Слайд 7. | Формулирует свои варианты целей, исходя из своих знаний и умений и незнаний, неумений. Устные ответы-предположения. | Учитель принимает любые версии, группируя их. Фиксируется внимание на тех, к которым можно вернуться позже. Важно учить детей слушать друг друга и не повторяться. Продолжается активизация мыслительных процессов, осуществляется связь предмета с общественной жизнью, создаётся установка на плодотворную деятельность |
Чистописание | - Исходя из этой информации, придумайте задание для минутки чистописания и выполните его на первой строке. - На второй строке запишем красиво в тетрадь название газеты. | Обсуждает задание в паре, выполняет его Списывает образец с доски «Газета «Спортивная жизнь» | Идёт процесс анализа элемента букв и одновременно включение его в создание нового образа. Работа требует сосредоточенности, наблюдательности, воображения. Для успешной работы, чувства удовлетворённости каждым ребёнком, предлагается работа в паре |
Словарная работа | - Нам как и в каждой редакции предстоит разделиться на группы- отделы и выполнить свои задания. - Какие задания могут быть предложены вами для словарной работы? - У нас появилась первая статья в номер газеты. | 1 группа «Отдел писем» записывают слова с 1 слайда по памяти и определяют части речи. 2 группа «Отдел новостей» вставляют пропущенные слова в текст. Слайд 8. Определяют части речи. 3 группа «Отдел информации» подбирают по словарю пословицы и поговорки подходящей тематики. При проверке 2 группа называет пропущенные слова с орфограммами. Слайд 9. 1 группа определяет части речи и называет какое слово лишнее в тексте. 3 группа зачитывает выбранные пословицы и поговорки, доказывая почему именно их выбрали. | Осуществляется дифференцированный подход в делении групп и распределении заданий. Дети учатся работать с информацией, определять назначение упражнений, соотносить содержание упражнений с целью. |
Актуализация знаний | - В ней вы применили знания, которые должны усвоить о частях речи. Какие именно? - Как это можно сделать? Слайд 10. | - Отличие одной части речи от другой. - Поставить вопрос и определить , что обозначает данное слово. | Задача на анализ практической ситуации и синтез содержащейся в ней проблемы. Предметом является граница компетентности |
Физминутка | - Покажите спортивные движения тех видов спорта, которые упоминались в статье. | Этот этап урока гармонично вписывается в его структур, не разделяя урок на части. У детей при этом продолжается физический и эмоциональный подъём. | |
Повторение и закрепление Физминутка | - Что вам известно из средств массовой информации о спортивном движении? - Каким образом данные слова можно употребить в нашем разговоре? Слайд 11. - Запишите в тетрадь противоположные по смыслу слова. О чём идёт речь? -Сравните свои антонимы с образцом. Почему есть расхождения в некоторых словах? - С какой частью речи мы работали? - Что такое имя существительное? Слайд 13. - Образуйте от существительных-антонимов однокоренные имена прилагательные. - Зачем они нужны в речи? - Запишите предложение из статьи спортивного психолога поступившего в отдел писем. Подчеркните имена прилагательные. - Как вы их находили? Зачем они нужны в этом предложении? - Послушайте информацию другого отдела, постарайтесь запомнить как можно больше имён прилагательных. Найдите предложение, соответствующее схеме: Какие? кто? что сделали? какой? что? - Запишите его под диктовку - Назовите роль прилагательных в этом предложении. - У нас появились заметки ещё к одной статье. - Что такое заметка? -Как бы вы её назвали? - Какие цели урока выполнены? - А в каком услышанном вами предложении не было прилагательных? - Какую информацию донесло до нас это предложение? - Прочитайте эти слова и покажите их движениями. - Какие слова помогали вам в физминутке? - Что вам известно об этой части речи? Слайд 16. - Заседание наше подходит к концу, но мы не можем его завершить без ещё одной заметки в номер. Слайд 17. - Как вы думаете , о чём речь? - Что такое предлог? - Почему о нём нужно знать? Слайд 18. - На заданную тему придумайте 2-3 предложения. Обсудите их в группах, выберите лучшие для озвучивании | Делится своими познаниями. Устный ответ-рассуждение Записывает в тетрадь антонимы. Проверка по слайду 12. - Об одном и том же можно говорить по-разному. Это синонимы. Устный ответ - Запись с комментированием предложения: Спортивный дух и постоянные тренировки помогли человеку добыть огонь, полететь в космос. Устный ответ Дети из отдела информации читают предложения. Приложение 1. Пишет под диктовку предложение по системе «письмо с дырками». Мохнатые медвежата устроили борцовский турнир. Работа со словарём. - «Из истории спорта» - Обобщение знаний об имени прилагательном. Слайд 14. - Сообщить действия предмета. Слайд 15. Слайд15. - Отдел писем списывает 2 предложение, оставляя в нём только глаголы и существительные. - Отдел новостей списывает 2 предложение, и добавляет имена прилагательные. - Отдел информации заменяют фразеологизмы глаголом неопределённой формы. Быть начеку, заткнуть за пояс, повесить нос, принять эстафету, со щитом или на щите. Проверка работы в группах. Устные ответы по вопросам и информации слайда 17. Работает в группах | Учитель группирует всю информацию, с целью заострить внимание детей на прошедших недавно событиях – Олимпиаде. Дети выполняют практические задания на мотивацию развития способов своего учения. Характер противоречий между имеющимся жизненным опытом и учебной проблемной ситуацией является мотивационным фактором. Организовано наблюдение за особенностью предметной ситуации, выявлены условия, не позволяющие действовать одинаково Такая форма работы позволяет выполнить задание за определённое время в едином режиме Устные задания помогают переработать учебную информацию Мобилизация интеллектуальных свойств детей, таких как память, внимание, мышление. Данная запись способствует развитию у детей орфографической зоркости, умению формулировать вопросы в поисках ответов своего незнания. Учитель заставляет детей обращаться к цели урока, тем самым поддерживается проявление детьми смыслов и способов работы. Минутка интеллектуального отдыха, опять же гармонично вписывается в очередной рабочий этап урока Задания для каждой группы детей помогут ощутить себя комфортно, так как они посильны для них и познавательны. Групповая форма проверки направлена на развитие мотивов сотрудничества и порождение и оформление разных, множественных смыслов учебной работы Совместная деятельность позволяет осуществить субъект-субъектные отношения, развивая положительное отношение и готовность к сотрудничеству. Дети любого уровня развития минимально тревожны в отношении невыполнения задания (особенно слабоуспевающие), так как они ощущают эмоциональную поддержку в группе. «Ситуация успеха» для всех! |
Рефлексия | - Каким фразеологическим оборотом, предложенным ранее, логично было бы завершить наш урок? - О чём нас так можно спросить? - Что мы планировали с вами? - Как проверить себя? -Сравните свою модель с данной. Слайд 19. - Понятна схема? Что можно улучшить? Как это сделать? - Оцените меру своего продвижения к цели. Подумай те как помочь себе. | Устный ответ –рассуждение. Вариант: «Со щитом или на щите» - Достигнута ли цель урока. Составляет схему «Части речи» Даёт доказательный ответ. | Задания , требующие понимания способа решения учебной задачи, переработки учебной информации. Целесообразно включено задание на противоречие (слайд 19). « В споре рождается истина». Это задача на конкретизацию, синтез и обобщение способа действия. Личностная рефлексия |
Домашнее задание | Придумать и записать рекламу частей речи, спорта, газеты (по выбору) |
Приложение 1.
1.Спорт существовал всегда, и не только в мире человека, но и в мире животных.
2.Добрые дельфины с огромной скоростью несутся наперегонки.
3.Команда неугомонных обезьян прыгает по верхушкам деревьев, отбирая друг у друга единственный банан.
4.Красавцы олени скрестили свои ветвистые рога чтобы получить сердце и копытце возлюбленной оленихи.
5.Мохнатые медвежата устроили борцовский турнир на приз «лесной поляны».
6.Труд первобытного человека требовал большой выносливости и физической силы, умения охотиться, ловить рыбу, выкапывать коренья.
7.Взрослые учили своих детей бегать, плавать, бросать камни, дротики, копья, прыгать, лазить по деревьям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере метода проектов)
Цель семинара:Обобщить и систематизировать опыт использования метода проектов.Задачи семинара:1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования проектного метода обучения;2) Продемон...
Статья "Первые уроки гражданственности методом проектов"
Эта статья раскажет, как воспитание гражданственности, патриотизма у учеников было реализовано в информационно-творческом проекте "Люди разные, а Родина одна"....
Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов.
презентация к теоретической части мастер-класса для учителей начальных классов по данной теме....
Урок, реализуемый методом проектов
«Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе...
Метод проектов как один современных методов достижения дидактической цели
Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим резу...
Урок реализованный методом проекта. Тема урока: Лепка из пластилина. Встреча Нового года.
Урок в 1 классе, реализованный методом проектов.Проектная и исследовательская деятельность вошла в нашу жизнь несколько лет назад и полюбилась учителям начальных классов. В процессе планирования и вып...