Возможности уроков литературного чтения в реализации метода проектов как способа развития творческих способностей младших школьников.
статья по чтению
Курс литературного чтения представляет собой часть единой системы филологического воспитания младшего школьника на основе дидактических принципов.Методический аппарат учебника "Литературное чтение" представляет собой систему заданий и вопросов, которая ориентирует на развитие творческих способностей и нацелена на формирование мыслительной деятельности как способности к открытию, а не узнаванию и воспроизведению полученных знаний. Поэтому, решая задачу речевого развития младших школьников, автор стремится привлечь школьника в соавторы и сотворцы, пробуждая в нём фантазию, укрепляя присущую возрасту творческую свободу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_3.docx | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности уроков литературного чтения в реализации метода проектов как способа развития творческих способностей младших школьников.
Курс литературного чтения представляет собой часть единой системы филологического воспитания младшего школьника на основе дидактических принципов и типических свойств системы «Перспективная начальная школа». Методический аппарат учебника "Литературное чтение" представляет собой систему заданий и вопросов, которая ориентирует на развитие творческих способностей и нацелена на формирование мыслительной деятельности как способности к открытию, а не узнаванию и воспроизведению полученных знаний. Поэтому, решая задачу речевого развития младших школьников, автор стремится привлечь школьника в соавторы и сотворцы, пробуждая в нём фантазию, укрепляя присущую возрасту творческую свободу [37, с.41].
Школьная дисциплина «литературное чтение» дает богатый материал
для использования проектного метода, так как предметом изучения ее является художественное произведение — продукт литературного творчества. Кроме того, планируемые результаты начального общего образования по литературному чтению предполагают, что помимо всего прочего «ученик научится работать в группе, создавая инсценировки по
произведению, сценарии, проекты» [9, с. 40].
Обязательным компонентом системы начального литературного образования младшего школьника общепризнанна творческая деятельность ребёнка. Творческая деятельность предполагает работу не только на основе прочитанного, но и собственное авторское творчество [38, с.5].
Обычно рекомендуют такие приёмы, как чтение по ролям, творческий пересказ, графическое и словесное рисование, постановка живых картин, пантомима, драматизация, сочинения. Примеры творческих заданий на сочинение: "придумайте свои характеры для наших кочанов капусты, подумайте, где они могли встретиться, о чём разговаривали", или: "придумать историю, например, о корове, или о скрипучей двери, или о громе, или о барабане, используя мычащие, скрипящие, гремящие, лающие, визжащие и другие звучные слова" [39, с.118].
Важно вместе с детьми выявить и обсудить те критерии, по которым будет определяться успешность выполненного задания, его художественная ценность. В.А. Левин считает необходимым формировать у ребёнка ориентацию на читательское восприятие окружающих. Критерием самооценки литературного творчества становится реакция слушателей: интересно ли им? Есть ли в нём что-нибудь новое для слушателей? Результатом может стать альманах детских произведений, куда будут помещаться тексты, признанные удачными при коллективном обсуждении в классе [40, с.5].
На уроке по чтению при изучении фольклорного материала можно использовать пальчиковый театр - такая работа способствует развитию выразительности речи. Совсем не обязательно создавать специальные уроки развития, элементы таких упражнений должны присутствовать на каждом учебном занятии и методично переплетаться с программным материалом.
Можно понаблюдать за небом, облаками, окружающей природой, воздухом и составить рассказ "Наш школьный двор осенью". На практике наблюдается тот факт, что детям очень трудно даётся навык чтения, умение высказывать, выражать свои чувства [41, с.46].
Творческая деятельность ученика - центральное звено в обучении. Включение детей в творческую деятельность - основной путь их развития. Обучение характеризуется именно тем, что учащиеся постоянно включаются в творческую деятельность.
Творческая деятельность характеризуется тем, что это деятельность в нестандартных условиях, когда учащиеся не располагают ориентировочной основой, ее необходимо предварительно найти, а затем использовать для достижения целей. В свою очередь, иными становятся и задачи учителя - не поучать, а побуждать, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию. На уроках чтения посредством творческих заданий решаются следующие задачи:
-формировать умение подбирать информацию для составления текста повествовательного характера с элементами описания (по картине, о случае из жизни, об экскурсиях, наблюдениях);
-формировать умение озаглавливать текст;
-формировать умение составлять план (картинный, схематичный, цитатный) [42, с.5];
Творческие работы на уроке:
-графическое иллюстрирование;
-словесное рисование;
-творческий пересказ;
-чтение по ролям;
-драматизация;
Учитель может использовать богатый арсенал форм, средств и приёмов театральной педагогики: сочинительство, сказкотворчество, этюды и пантомимы, театральные упражнения и игры, кукольный театр на основе содержания прочитанных произведений [43, с.118].
Словесное рисование ни в коем случае не должно превращаться в пересказ произведения. Цель словесного рисования приблизить ребёнка к образам, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления [44, с.119].
Виды театральной педагогики: пантомима - помогает через движение уяснять и объяснять содержание и форму произведения; живая картина - даёт возможность продумать мизансцену, позы действующих лиц, которые выражают определённое состояние каждого героя [45, с.46].
Все названные приёмы помогают глубже проникнуть в произведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством выражения собственного отношения к прочитанному. Творческие задания возможно применять на уроках чтения независимо от выбранной программы. Такие задания отвечают требованиям всестороннего развития личности школьника. Творческие задания вполне приемлемы на уроках чтения, способны обогатить урок, сделать его интересным, в тоже время, отвечая требованиям и содержанию различных обучающих программ.
Для рассмотрения метода проектов следует познакомиться с понятием «проект». Слово «проект» в европейских языках заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Сейчас это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью. В связи с тем, что проектирование используется во многих сферах деятельности человека, понятие «проект» трактуется неоднозначно [49, 122].
Так, в наиболее общем плане в словаре русского языка С.И. Ожегова «проект» описывается как: 1) разработанный план сооружения какого-либо механизма, устройства или реконструкции чего-либо; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план, намерение [18; 569].
Во Всемирной энциклопедии под редакцией А. А. Грицанова проект рассматривается как прототип, прообраз предполагаемого объекта [6; 456].
Метод проекта– это система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов [22; 64].
По мнению И.С. Сергеева, проект – это «пять П»:
- проблема - работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Проблема может быть учебная, профессиональная, социальная, она должна быть интересна в исследовательском плане с точки зрения подбора информации, практического использования результата;
- проектирование (планирование) - планирование собственной деятельности, а также деятельности команды по разрешению проблемы;
- поиск информации - наличие исследовательской работы как непременное условие каждого проекта;
- продукт - практический результат работы над проблемой;
- презентация - обязательное представление результата работы и его защита.
Уроки литературного чтения дают богатый материал для использования проектного метода обучения. Современный известный методист М. П. Воюшина в качестве примеров проектной деятельности по литературному чтению называет: подготовку и проведение книжной выставки, составление комментариев к произведению, составление иллюстрированного сборника сказок, подготовку реальной или виртуальной экскурсии [5, с. 251—252].
С помощью проектного метода можно творчески подойти к изучению любого произведения и жанра литературы, биографии писателя. Можно научиться создавать книги, журналы, фильмы, сценические работы и многое другое. Все зависит от фантазии и творческих способностей преподавателя и школьников.
Проектная работа предполагает творческую деятельность, направленную на развитие внимания, воображения. Одна из самых серьезных и сложных задач на уроках литературного чтения - научить детей мыслить, умению творчески мыслить самостоятельно.
Творческие проекты на уроках литературного чтения помогают школьникам развивать аналитические способности. Самое главное, при использовании этого метода, каждый школьник имеет возможность проявить себя на творческом уровне [18,136].
Для формирования творческого мышления учащихся нужна система специальных упражнений творческого характера. Эти упражнения включают следующее:
- создание словесных иллюстраций по содержанию работы;
- создание постановки работы (групповой работы);
- творческий пересказ текста (от авторов, от героев произведений) [23,15].
Чаще всего ученики начальных классов выбирают картинку, потому что этот вид деятельности кажется им наиболее знакомым. Работы по созданию иллюстраций осуществляется в несколько этапов:
1) анализ продукта;
2) работа с произведениями изобразительного искусства (просмотр и анализ);
3) оформление иллюстраций к работе;
4) выставка работ;
В этом случае во время творческого проекта можно использовать музыку, просматривая репродукции картин [39,153].
Работа по созданию иллюстраций непрерывно связана с анализом работы, просмотром и анализом произведений изобразительного искусства. Это необходимо для детей, чтобы выбрать эпизод. Здесь школьники также учатся передавать настроение работы. После завершения проекта проводится выставка работ и защита готовых проектов. Помимо рисунков на уроках литературного чтения могут быть подготовлены постановочные произведения. Постановки и спектакли, презентации, самодельные книги, поделки, рисунки, собственные стихи и сказки также являются продуктом проектной деятельности [25,104].
Также важно отметить, что при реализации проектов в начальных классах по литературному чтению, как и по другим предметам, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся при разработке заданий.
При использовании проектного метода в обучении мы действительно можем системно формировать творческие способности у младших школьников. В качестве примеров проектной деятельности в литературном чтении выделены: подготовка и проведение выставки, подготовка рассказов и оформление в виде сборника, подготовка реального или виртуального тура.
Рассмотрим, какие типы проектов можно использовать на уроках литературного чтения в начальной школе.
1.Подготовка и проведение виртуального тура по выставке. Можно организовать виртуальные выставки на определенную тему, по определенной проблеме. Проектная деятельность предполагает, что тема выставки рождается в совместном обсуждении с детьми. Определена конкретная задача, где и как искать материал для выставки. Желательно, чтобы небольшие экскурсии проводили заранее подготовленные школьники.
Каждый экспонат готовится по карточке с указанием автора, фамилии, имени школьника, представившего данный экспонат на выставку. Например, при изучении темы « Описание осени в стихах русских поэтов «можно организовать виртуальную выставку, на которой будут представлены репродукции картин русских художников об осени (Ф. Васильев «Болото», И. Левитан «Золотая осень», И. Шишкин «Золотая осень» и др.).
2. Подготовка рассказов и оформление в виде сборника. На работу можно предложить сделать рассказ о профессии мамы или папы под названием «Гордимся работой своей семьи». Школьникам предлагается сделать иллюстрации своих рассказов и издать в виде сборника. По окончанию работы можно организовать в книжную выставку.
3. Создание мультфильма. Классу дается задание создать мультфильм. При работе над созданием мультфильма, можно выделить следующие этапы: - выбор фотографии (учитель показывает фотографии всех учеников, школьников выбрать фотографии, их последовательность; - выбор музыки, определение места музыки в фильме; - определение режима движения кадров; - текст за кадром (интонацию каждого стиха, определение сильных и слабых позиций, продолжительность пауз, определение тембра и сила голоса).
4.Составление сказок. В течение всего второго класса дети читают сказки и знакомятся с их особенностями. Подготовительный этап в этом случае очень длительный, и он является необходимым и достаточным условием для данной работы. Составление сказок – очень трудный процесс, за кажущейся лёгкостью которого скрывается множество подводных камней. Поэтому все ребята берутся, но далеко не у всех получается составить интересную сказку [26,6].
В данном случае может помочь метод проектной деятельности. Проект в 3 классе целесообразно выполнять как коллективный. В начале работы собирается теоретический материал по сказкам – виды сказок, их типы, особенности построения, содержания, сюжеты, нравственная основа, язык, герои и т.д. Затем выводится алгоритм создания сказочного текста.
-определить тему;
-определить главную мысль;
-определить героев;
-определить сюжет;
-составить план. Написать к каждому пункту плана ключевые слова, подобрать образные выражения;
-записать сказку;
-прочитать сказку кому-либо;
-редактировать текст сказки;
Далее работа ведется по группам с применением выведенного алгоритма с целью усвоения этапов работы. Результаты работы групп обсуждаются коллективно. Сказки дорабатываются и редактируются, затем помещаются в сборник с указанием всех авторов. Далее – индивидуальная работа по созданию сказки. Сказки могут составляться детьми совместно со взрослыми, в таком случае указываются соавторы. Обсуждение и редактирование индивидуальных работ может занимать много времени и происходить вне уроков. Итогом проекта может стать и инсценировка какой-то сказки, и выпуск диафильма и другое.
5. Текст-описание. Первый этап. Подготовительный. Ведётся работа по анализу стихотворных и прозаических литературных произведений. Поскольку составление текста – описания требует кропотливой подготовки, то и работа в этом направлении может и должна вестись в течение всех предыдущих лет обучения. Происходит знакомство обучающихся с ролью в художественных произведениях изобразительно-выразительных средств языка: сравнений, эпитетов, олицетворений. При работе над изобразительными средствами языка использую следующие приемы:
а) обнаружение в тексте образных слов;
Лес, точно терем расписной
б) объяснение значений слов и оборотов речи, обнаруженных в тексте самими учащимися или указанных учителем;
Белеют рукавицы
На веточках берёз. / О. Высоцкая/
в) использование проанализированных и понятых образов в пересказе, в собственном сочинении;
г) иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: какую картину ты представляешь себе?
Например, по стихотворению А.Блока « На лугу»:
Леса вдали виднее,
Синее небеса.
Заметней и чернее
На пашне полоса…
д) отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов;
е) специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов [35, 7].
Эпитет- образная характеристика кого-либо или чего-либо посредством выразительного прилагательного. Работу над эпитетом начинаю с выяснения, почему так, а не иначе предмет определён. В стихотворении С.Есенина «Закружилась листва золотая…» эпитеты листва золотая и в розоватой воде могут, объяснены так: «Листва названа золотой потому, что осенью все листья желтеют, по цвету похожи на золото и блестят на солнце, как золотые»; « Вода розовая от листьев, которые отражаются или плавают в ней». Очень важно приучать детей обращать внимание на эпитеты, сравнивать их. Для отработки навыка можно проводить специальные упражнения по подбору эпитетов. Например, «Подбери эпитеты», «Дополни стихотворение эпитетами» и другие. Подобная работа развивает, образное мышление и наблюдательность.
Сравнение - образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счёт которого усиливается художественное значение первого предмета. В стихотворении С.Есенина «Закружилась листва золотая…» есть сравнение. Поэт сравнивает золотую листву с лёгкой стаей бабочек, потому что листья, опадая, летят, словно бабочки.
Можно использовать следующие игры: «Закончи предложение»:
Земля покрыта снегом, как…
Лёд блестит у берега, как….
Туман стелется над озером, как…
Дождинки текут по лицу, как…
Или «Найди сравнения»:
неуклюжий, как…
трудолюбивый, словно…
говорливый, как…
Олицетворение – разновидность метафоры, при которой явления природы, неодушевлённые предметы наделяются свойствами живых существ. Объяснение можно провести на примере стихотворения С Есенина «Поёт зима - аукает…».
Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
В этом стихотворении зима наделена способностью петь, баюкать.
Метафора – это слово или выражение, употреблённое не в прямом, а в переносном смысле. Объяснение можно провести на примере стихотворения М. Исаковского:
Запылали алым цветом
Кисти спелые рябин…
Скоро звёзды тихим светом
Упадут на дно реки.
В работе над метафорой открываются блестящие возможности для словесного и живописного рисунка. Также продолжается работа, связанная с усвоением синонимов, антонимов фразеологических единиц языка.
Второй этап. Основной. Определяется тема текста, его основная мысль. Подбирается материал – наиболее яркие литературные и авторские находки (слова, словосочетания, предложения). Составляется план описания – что описывается в начале, что - затем, что – в заключение. Определяется отношение автора к описываемому.
Третий этап. Редактирование текста и создание коллективного продукта. На этом этапе важно отточить каждое предложение, поэтому желательно представить несколько вариантов одного и того же предложения с целью выбрать лучший вариант. Так же кропотливо ведется работа над отдельным словом – привлекается словарь синонимов, словарь антонимов, толковый словарь. Редактирование текста в четвертом классе выходит на первый план. Это и понятно ввиду вида творческой работы – составление текста-описания. Поэтому на суд одноклассников выносятся уже готовые тексты, отредактированные до этого индивидуально или в группе. Затем, после учёта замечаний и предложений, составляется коллективный сборник сочинений. Редактирование текстов может быть организовано и по-другому, например, с привлечением учителей словесности, которые пишут рецензию на какую-нибудь работу, и затем происходит ознакомление обучающихся с рецензией как с видом текста, с привлечением местных поэтов и т.д. [37,133].
Успех выполнения творческих работ зависит от эмоций. По мнению А.В. Запорожца в ходе развития творческого потенциала ребёнка проявляется взаимосвязь эмоциональных и интеллектуальных процессов: эмоции развиваясь, интеллектуализируются, становятся "умными", обобщёнными, предвосхищающими, а процессы познавательные, функционируя в данной системе, приобретают аффективный характер и начинают выполнять особую роль смыслоразличения и смыслообразования [46, c.21]. Создание эмоциональной атмосферы задача учителя. В помощь можно избрать музыку, собственные эмоциональные переживания, анализ критики данного произведения.
Можно сделать вывод о том, что метод проектов и творческие работы приемлемы на уроках литературного чтения и должны способствовать раскрытию творческого потенциала детей, развитию воображения, коммуникативных навыков, обогащению эмоциональной сферы ребёнка.
Уроки литературного чтения дают богатый материал для использования проектных методов обучения. С помощью метода проектов можно творчески подойти к изучению любого произведения и жанра литературы, биографии писателя. Можно учиться создавать книги, журналы, диафильмы, инсценировать произведения и многое другое. Все зависит от фантазии и творческих способностей педагога и учеников. Творческие проекты на уроках литературного чтения помогают школьникам развивать аналитические способности. Самое главное, что при использовании этого метода каждый ученик имеет возможность проявить себя на творческом уровне. Метод проектов вовлекает детей в читательскую самостоятельность и развивает угасающий в современном мире интерес к книге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников как один из способов повышения образования в условиях ФГОС»
Инновационный педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей младших школьников из способов повышения образования...
Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников как один из способов повышения образования в условиях ФГОС»
Инновационный педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей младших школьников из способов повышения образования...
Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников как один из способов повышения образования в условиях ФГОС»
Инновационный педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей младших школьников из способов повышения образования...
Эвристический метод как способ развития творческих способностей младшего школьника
Развитие творческих способностей школьника...
Реферат на тему "Метод проектов как средство развития творческих способностей младших школьников"
Моя учебно-исследовательская деятельность...
Метод проектов как средство развития творческих способностей младших школьников
Метод проектной деятельности актуален в связи с изменениями, происходящими в образовании.Проектная деятельность является личностно-ориентированной и практико-ориентированной, что соответствует совреме...
Метод проектов как способ развития творческих способностей младших школьников.
В современном российском обществе, которое находится на этапе различных изменений, необходимым условием стала модернизация образования, способствующая улучшению качества обучения в начальном общем обр...