Мотивация в обучении
статья по теме

Рожнова Елена Валентиновна

В данной статье описаны способы и приёмы повышения учебной мотивации обучающихся, проанализирован результат работы учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_motiv_ucheniya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  МОТИВ  КАК  СРЕДСТВО  ФОРМИРОВАНИЯ  УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

                    Рожнова  Елена  Валентиновна,  учитель начального  обучения

                                                        г.  Лангепас  МОУ  «СОШ №4»

    Не  напрасно  на  первом  месте  в  структуре  учебной  деятельности  стоит  мо-тивация. Именно  она  в  первую  очередь даёт  результативность  в  любой  деятель-ности.

   Роль  учителя  в  создании  мотивов  обучения  является  одной  из  главных. Именно  учитель, желающий смотивировать  своих  учеников  на  успешное  обуче-ние,  должен  создать  психологически-комфортную  обстановку  на  уроке. В  её  ос-нове  лежит принятие  всех  детей,  проявление  на  уроке    только положительных  эмоций. Важно,  чтобы  на  уроке присутствовали  вдохновение,  дух  открытий. Тогда  всем  детям  на  уроке будет интересно.  А  то,  к  чему  ребёнок  проявляет  свой интерес, получается  у  него  гораздо  быстрее  и  качественнее.

   На  своих  уроках  я  не  только  мотивирую  детей  на  успешное  обучение,  но пытаюсь  формировать  у  них  учебно-познавательный  мотив: осознавать проблему  и  искать  её  решение. В  начале  каждого  учебного  года  фиксируем  вопросы,  об-суждаем,  на  каком  предмете  мы  ответим  на  тот  или  иной. В  конце  года  я про-вожу  рефлексивные  уроки  «Секрет   класса»,  позволяющие  ребёнку  осознать,

чему  же  он  научился,  что  узнал,  и  всё  ли  узнал. Это  мотивация  к  последую-щему  обучению.  

   На  уроке  создаю  учебную  ситуацию, побуждающую  ученика  задать  вопрос  и  искать  ответ  на  него. Моя  позиция - «к  классу  не  с  ответом,  а  с  вопросом.» Я  полноправный  член  общеклассного  обсуждения. Порой  трудно  удержаться  от  традиционного  транслирования  и  быстрого  ответа  на  вопрос  ученика.  Я  пред-почитаю  на  вопрос  ребёнка  ответить: « А  ты  сам  как  думаешь?»  Дать  время  ему  самому  ответить  на  свой  вопрос.  «А  кто  понял,  что  Иван  сказал?» Дать  возможность  детям  самим  утвердиться,  а  не  подтвердить  их  ответ. И  если,  при  решении  учебной  задачи  дети  очень  быстро  соглашаются  с  предложенным  ре-шением,  я  могу  внести  своё неправильное  решение,  пусть  докажут,  что  оно  неверное  и  утвердятся  в своём.

  Моё  место  в  классе  не  над детьми, а  рядом.  Наш  урок – это  совместная  дея-тельность. Именно  поэтому  при  решении  учебных  задач  я  использую: общеклас-сное  обсуждение  и  групповую  работу. В  совместной  работе  важно,  чтобы  дети  были  инициативны, не  подражали  друг  другу,  умели  договориться, могли  по-нять  точку  зрения  других,  аргументировали  свою. Роль учителя -   корректиро-

вать   атмосферу  в  группе  и  учитывать оптимальную комбинацию  детей.  В  каж-дой  группе  присутствует  ребёнок – организатор (эмоционально  устойчивый,  с  высокой  скоростью  мыслительных  процессов).  Он   рефлексирует,  т.е.  принима-ет  или  отвергает  предложения  по  решению. Для  групповой  работы  нужна  прак-тика,  детьми  она  осваивается  медленно.  

   Другая  форма  совместной  работы - это  общеклассное  обсуждение  или  учеб-ный  диалог. Мои  усилия,  как  учителя  направлены  на  фиксацию  разных  пози-ций  детей,  выявленных  в  ходе  учебного сотрудничества, на анализ  оснований  этих  позиций. На  уроке  я  держу  в  поле  зрения  действия  детей,  и  если  они  уходят  от  решения  вопроса,  моя  задача – вернуть  их  в  заданное  русло, проя-вить мобильность  своего  мышления.  Я  попыталась  перенести  формы  сотрудни-чества  на работу  с  родителями: было проведено  родительское  собрание  на  тему « Общение  в  семье».

   Эти  формы  работы  формируют  у  ребёнка  учебную  активность  поисково-ис-следовательского  типа. Дают  ребёнку  возможность  выговориться, используя  именно  учебную  терминологию,  принять  или  отвергнуть  мнения  других  людей,  и  даже  взрослого,  доказать  свою  точку  зрения. Такие  формы  работы  ведут  к  интенсивному  развитию  речи, критичности,  интересу  к работе  другого  человека, к  повышению  уровня  школьной  мотивации.

  Такая  смотивированность  детей  на  обучение  даёт  свои  результаты. Если  в  сентябре   в  1 классе  у  детей  мотивационная  потребностная  сфера  была  развита  на  высоком уровне -   10%

                среднем  уровне -   74%

                низком  уровне -     16%

 в  3  классе  мотивация  к  обучению   имела  такие  показатели  

                     высокий  уровень –   10%

                     средний  уровень –   85%

                     низкий  уровень  -   5%

Показатели  выросли,  но  не  намного. Но  дальнейшее  изучение  школьной  моти-вации  детей  выявило:

                    100%  чувствуют  себя  комфортно  в  школе,

                    89%  ходят  в  школу  с  радостью,

                    83%  имеют  в  классе  много  друзей,

                    67%  нравятся  одноклассники,

                    89%  часто  беседуют  с  родителями  о  школе.

   Эти  результаты  радовали. Из  них  видно,  что  школа  для  ребят  является  не  только  источником  знаний, но  и источником  душевного  комфорта,  общения.

   К  концу  4  года  обучения  класс  имел  такие  данные  сформированности  школьной  мотивации:  

                     высокий уровень  -    40%

                     средний  уровень -   55%

                     низкий  уровень - 5%

Мотивы  обучения  выявлены следующие:

Мотивы

Высокий

Средний  

Низкий  

Познавательный

     60%

     35%

      5%

Позиция  школьника

     95%

     5%

       -

Достижение  успеха

     85%

     10%

      5%

Саморазвитие

     80%

      10%

      10%

Внешние  мотивы

     25%

       65%

     10%

    Мне  как  учителю  ценно,  что  к  концу  обучения  в  начальном  звене  у  60%  моих  учеников  сформировался  устойчивый  учебно-познавательный  мотив,  на-правленный  на  познание  мира,  80%  детей  смотивировано  на  саморазвитие, 85%

на достижение  успеха.  Всеми  детьми  принята  позиция  школьника,  им  нравится  учиться,  расширять  свои  знания  об  устройстве  мира.    А  мотив  саморазвития  соответствует  убеждениям,  что  ученики  хотят,  как  можно  больше  знать,  чтобы  стать  интересными,  культурными  людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа занятий по русскому языку с учащимися 4 класса, имеющими повышенную мотивацию к обучению.

Программа  для внеурочных занятий по русскому языку содержит пояснительную записку, методические рекомендации и тематическое планирование....

Работа с учащимися с повышенной мотивацией к обучению. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по окружающему миру в 4 классе начальной школы - 2016

Материал включает задания по окружающему миру за полный курс начальной школы. Готовые бланки заполняются самими учащимися в самом начале олимпиады....

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

МОТИВАЦИЯ - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, к различным видам деятельности. Деятельно...

Портфолио в начальной школе как метод развития познавательного интереса учащихся, стойкой мотивации к обучению и профессиональной компетентности учителя

В соответствии с ФГОС основной задачей образования становится обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически ана...

«Почему происходит снижение и потеря мотивации к обучению у школьников. Что с этим делать. Рекомендации психологов.

Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается ...