Мотивация в обучении
статья по теме
В данной статье описаны способы и приёмы повышения учебной мотивации обучающихся, проанализирован результат работы учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_motiv_ucheniya.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ МОТИВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Рожнова Елена Валентиновна, учитель начального обучения
г. Лангепас МОУ «СОШ №4»
Не напрасно на первом месте в структуре учебной деятельности стоит мо-тивация. Именно она в первую очередь даёт результативность в любой деятель-ности.
Роль учителя в создании мотивов обучения является одной из главных. Именно учитель, желающий смотивировать своих учеников на успешное обуче-ние, должен создать психологически-комфортную обстановку на уроке. В её ос-нове лежит принятие всех детей, проявление на уроке только положительных эмоций. Важно, чтобы на уроке присутствовали вдохновение, дух открытий. Тогда всем детям на уроке будет интересно. А то, к чему ребёнок проявляет свой интерес, получается у него гораздо быстрее и качественнее.
На своих уроках я не только мотивирую детей на успешное обучение, но пытаюсь формировать у них учебно-познавательный мотив: осознавать проблему и искать её решение. В начале каждого учебного года фиксируем вопросы, об-суждаем, на каком предмете мы ответим на тот или иной. В конце года я про-вожу рефлексивные уроки «Секрет класса», позволяющие ребёнку осознать,
чему же он научился, что узнал, и всё ли узнал. Это мотивация к последую-щему обучению.
На уроке создаю учебную ситуацию, побуждающую ученика задать вопрос и искать ответ на него. Моя позиция - «к классу не с ответом, а с вопросом.» Я полноправный член общеклассного обсуждения. Порой трудно удержаться от традиционного транслирования и быстрого ответа на вопрос ученика. Я пред-почитаю на вопрос ребёнка ответить: « А ты сам как думаешь?» Дать время ему самому ответить на свой вопрос. «А кто понял, что Иван сказал?» Дать возможность детям самим утвердиться, а не подтвердить их ответ. И если, при решении учебной задачи дети очень быстро соглашаются с предложенным ре-шением, я могу внести своё неправильное решение, пусть докажут, что оно неверное и утвердятся в своём.
Моё место в классе не над детьми, а рядом. Наш урок – это совместная дея-тельность. Именно поэтому при решении учебных задач я использую: общеклас-сное обсуждение и групповую работу. В совместной работе важно, чтобы дети были инициативны, не подражали друг другу, умели договориться, могли по-нять точку зрения других, аргументировали свою. Роль учителя - корректиро-
вать атмосферу в группе и учитывать оптимальную комбинацию детей. В каж-дой группе присутствует ребёнок – организатор (эмоционально устойчивый, с высокой скоростью мыслительных процессов). Он рефлексирует, т.е. принима-ет или отвергает предложения по решению. Для групповой работы нужна прак-тика, детьми она осваивается медленно.
Другая форма совместной работы - это общеклассное обсуждение или учеб-ный диалог. Мои усилия, как учителя направлены на фиксацию разных пози-ций детей, выявленных в ходе учебного сотрудничества, на анализ оснований этих позиций. На уроке я держу в поле зрения действия детей, и если они уходят от решения вопроса, моя задача – вернуть их в заданное русло, проя-вить мобильность своего мышления. Я попыталась перенести формы сотрудни-чества на работу с родителями: было проведено родительское собрание на тему « Общение в семье».
Эти формы работы формируют у ребёнка учебную активность поисково-ис-следовательского типа. Дают ребёнку возможность выговориться, используя именно учебную терминологию, принять или отвергнуть мнения других людей, и даже взрослого, доказать свою точку зрения. Такие формы работы ведут к интенсивному развитию речи, критичности, интересу к работе другого человека, к повышению уровня школьной мотивации.
Такая смотивированность детей на обучение даёт свои результаты. Если в сентябре в 1 классе у детей мотивационная потребностная сфера была развита на высоком уровне - 10%
среднем уровне - 74%
низком уровне - 16%
в 3 классе мотивация к обучению имела такие показатели
высокий уровень – 10%
средний уровень – 85%
низкий уровень - 5%
Показатели выросли, но не намного. Но дальнейшее изучение школьной моти-вации детей выявило:
100% чувствуют себя комфортно в школе,
89% ходят в школу с радостью,
83% имеют в классе много друзей,
67% нравятся одноклассники,
89% часто беседуют с родителями о школе.
Эти результаты радовали. Из них видно, что школа для ребят является не только источником знаний, но и источником душевного комфорта, общения.
К концу 4 года обучения класс имел такие данные сформированности школьной мотивации:
высокий уровень - 40%
средний уровень - 55%
низкий уровень - 5%
Мотивы обучения выявлены следующие:
Мотивы | Высокий | Средний | Низкий |
Познавательный | 60% | 35% | 5% |
Позиция школьника | 95% | 5% | - |
Достижение успеха | 85% | 10% | 5% |
Саморазвитие | 80% | 10% | 10% |
Внешние мотивы | 25% | 65% | 10% |
Мне как учителю ценно, что к концу обучения в начальном звене у 60% моих учеников сформировался устойчивый учебно-познавательный мотив, на-правленный на познание мира, 80% детей смотивировано на саморазвитие, 85%
на достижение успеха. Всеми детьми принята позиция школьника, им нравится учиться, расширять свои знания об устройстве мира. А мотив саморазвития соответствует убеждениям, что ученики хотят, как можно больше знать, чтобы стать интересными, культурными людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа занятий по русскому языку с учащимися 4 класса, имеющими повышенную мотивацию к обучению.
Программа для внеурочных занятий по русскому языку содержит пояснительную записку, методические рекомендации и тематическое планирование....
Интегрированный урок как средство формирования позитивной мотивации в обучении младших школьников
доклад с презентацией...
Работа с учащимися с повышенной мотивацией к обучению. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по окружающему миру в 4 классе начальной школы - 2016
Материал включает задания по окружающему миру за полный курс начальной школы. Готовые бланки заполняются самими учащимися в самом начале олимпиады....
МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
МОТИВАЦИЯ - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, к различным видам деятельности. Деятельно...
Портфолио в начальной школе как метод развития познавательного интереса учащихся, стойкой мотивации к обучению и профессиональной компетентности учителя
В соответствии с ФГОС основной задачей образования становится обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически ана...
«Почему происходит снижение и потеря мотивации к обучению у школьников. Что с этим делать. Рекомендации психологов.
Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается ...