Рефлективный отчет по диалоговому обучению.
статья по теме

Аникеева Людмила Геннадьевна

В основе взаимодействия с классом на занятиях лежит сотрудничество, диалог учителя и ученика, ученика и ученика, ученика и группы, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рефлективный отчет по диалоговому обучению

Образование в начальной школе является основной базой или фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности  учебных действий, обеспечивающих  умение учиться. Моей целью является  создание необходимых  условий  для того, чтобы заложить прочный фундамент. В основе взаимодействия с классом на занятиях лежит сотрудничество, диалог учителя и ученика, ученика и ученика, ученика и группы, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываю индивидуальные особенности ребёнка, его возможности восприятия учебного материала, интересы, наклонности.

В Руководстве для учителя стр.126  было указано, что лишь «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как обучаться»  рассматривается в рамках именно новых подходов, поскольку они находятся в тесной взаимосвязи с социоконструктивистской точкой зрения. Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором  диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся построить и развить  свое собственное мышление.

    Диалог в обучении, или учебный диалог – своеобразная форма общения. Это взаимодействие между  людьми в условиях учебной ситуации, осуществляющееся в форме речи, в ходе, которого происходит информационный обмен между  партнерами, и регулируются дела между ними. Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия.
        В деятельности школьника диалог  представлен в основном двумя его видами: учитель – ученик и ученик – ученик.   Диалог между одним учеником и учителем в классе  происходит нечасто: так как в классе нет возможности работать только с одним учащимся.  Даже если это наблюдается, то таковой диалог нацелен в основном на класс в целом, для получения коллективного результата. И для учителя, и для ученика диалог является средством деятельности: для учителя – средством обучающей  деятельности, для  ученика – учебной.

     В  начале урока возникает проблемная  ситуация, дальше - побуждающий диалог. Основная задача урока  заключается не в сообщении ученикам информации, а в обучении их свободно оперировать приобретенными знаниями.  Так урок познания мира я начала с актуализации знаний  о воде.
Дети в группах  поговорили о значении воды в жизни человека, о её экологическом состоянии, свойствах, которые имеет вода. Для  обобщения знаний составили на доске кластер, подбирая слова ассоциации. Это способствовало лучшему запоминанию свойств воды.   Такой подход развивает способность детей самостоятельному обучению,  воспитывает любознательность и наблюдательность.

Диалог – это  среда, в которой учащиеся чувствуют себя свободно и комфортно. В непринужденной, доброжелательной  атмосфере учащиеся делятся  друг с  другом  новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал. Диалогическая, коммуникативная атмосфера на уроке помогает ученику развивать эмоциональные, интеллектуальные свойства личности. При этом происходит усвоение нового материала.

     На уроке литературного чтения по теме: Белорусская народная сказка «Пых  », дети вели исследовательскую беседу, при этом они, обмениваясь полученными знаниями, сделали вывод, что сказки бывают волшебные, бытовые и  сказки о животных. В ходе беседы дети пришли к выводу, что  сказка «Пых» относится к бытовым  сказкам.

Диалог – это форма, в которой  можно  искать истину вместе. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. 

Мерсер и Литлтон (2007) показали, что диалог в классе способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчеркивается, что не только совместная работа со взрослыми, но и со сверстниками способствует обучению детей.

        А, по мнению Выготского, ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники и учителя.

    В диалоге ученики выражают свое понимание темы, осознают, что у людей могут быть разные идеи, аргументируют свои идеи. Диалогические беседы помогают учителям определить, на какой стадии находятся ученики в процессе обучения.

    На уроке  познания мира по теме: «Вода. Свойство воды»,  дети в исследовательской  беседе  определили не только свойство воды, но и ее состояние. Они прислушивались к мнению одноклассников, выдвигали свои аргументы.

    В ходе диалога  ребята учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать  мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

   На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируется мышление и речь. В результате дети открывают и осваивают новое знание, учатся применять их на практике. При  групповой работе учащиеся в диалогической беседе учатся навыкам взаимооценивания и самооценивания.  

   Диалог ведется в группах  и при составлении кластеров, когда  все участники  группы активно включаются в работу. В процессе исследовательской беседы дети предлагают свои идеи и обсуждают план защиты кластера. Происходит диалог «ученик-ученик», который позволяет находить совместные решения. Учащиеся перечислили все свойства воды, аргументировав свой ответ примерами. Защищали проект представители групп. Затем, обговорив критерии оценивания, дети смогли оценить работу каждой группы. Работая в группах, или парах всегда определяется лидер. Лидерство может  захватывать  и удерживать один партнер; лидерство может переходить от одного к другому; диалог происходит на паритетных началах. В учебном диалоге лидер, по существу, один – это учитель.  У учащегося лидерство может оказаться случайно, либо сознательно передаваться ему учителем. Как правило, этот прием применяется с дидактической целью.

Так на уроке математики я назначила  сильных детей лидерами в группы, для того, чтобы они могли помогать и контролировать работу групп. Дети выполняли задание на сравнение выражений со скобками и без скобок. В процессе работы дети вели  исследовательскую работу и пришли к выводу, что сначала выполняется действие в скобках, а потом за скобками. Если же нет скобок, то действия выполняются по порядку. Большую роль в этой работе  играли  Даяна, Миша, Наташа и Дильназ. Они, удерживая лидерство, сумели убедить детей в выборе правильного решения.

   В учебном диалоге позиции групп были  жестко фиксированы: лидер  учит, наставляет,  – учащийся обучается, повинуется, воспринимает обучающее действие, реагирует на него определенным образом.

 Психологически грамотный учитель организует самостоятельную познавательную деятельность учащихся, оставаясь при этом её управляющим (он ставит цели деятельности, описывает  средства деятельности и контролирует результаты), т.е. лидерство учителя предполагает активность учащихся. Более развивающим является  диалог,  в котором учащийся, не боясь реакции со стороны учителя,  аргументирует свою позицию.

  Технология диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основной  особенностью  этой технологии, является то, что новые знания не даются в готовом виде. Дети в процессе самостоятельной исследовательской деятельности добывают их самостоятельно. Лучше  усваивается тот материал, который нашли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.

   На уроке  русского языка по теме «Заглавная буква в именах  собственных»,  после актуализации знаний,  дети  сами определили тему урока, опираясь на словарную работу, которая бала связана с именами собственными.  На уроке, в процессе выполнения заданий,  все были активными, и была дана возможность скованным ученикам раскрыться, они могли не стесняясь, задавать друг другу вопросы, на которые затруднялись ответить. Поиск ответов производили вместе, сообща в команде и через исследовательскую  беседу. Так я увидела, что работая в группе Слава, Егор, Люда  могли свободно общаться и с помощью учебника находить правильные ответы на поставленные вопросы. Например, работая над упражнением, в котором нужно было вставить пропущенные буквы, дети совместно изучили правило, а потом применили его на практике. В итоге дети хорошо усвоили тему и отметили, что данная форма подачи материала очень им понравилась.        

  На протяжении  всех уроков я наблюдала за учащимися и видела изменения в их поведении и их отношение к обучению. Дети вели себя по-другому: они могли, не стесняясь задавать вопросы  друг другу, просить помощи даже у тех ребят, с которыми общаются только во время уроков. Я пронаблюдала за работой в паре  Вити и Данила. Эти дети практически не общаются друг с другом, но на уроке литературного чтения они вместе читали и составляли план по сказке «Пых».

  Согласно исследованию Мерсера, беседа является  неотъемлемой частью обучения учеников. Он различает три типа беседы, в которые вовлечены субъекты

  1. Беседа -дебаты
  2. Кумулятивная беседа
  3. Исследовательская  беседа

 В классе, во время уроков и во внеурочное время, у меня всегда был контакт со всеми учениками класса,  была создана атмосфера сотрудничества и взаимопонимания, дети вели себя свободно, активно участвовали в обсуждениях. При опросе всего класса я старалась охватить всех детей и вести  диалог со всеми учащимися, уделять одинаковое внимание всем детям.

   Многие  исследования обращают внимание на то, что наибольшей пользы, достигнет такое обучение, при  котором соблюдаются паузы как после постановки вопроса ученику, так и после получения ответа ученика на вопрос. Харгривс и Гэлтон (2002) обнаружили, что в среднем учитель ждет около двух секунд перед тем, как либо повторить вопрос, перефразировать его и задать другому  ученику, либо уточнить его  самому. Именно это позволяет  вести продуктивный диалог в классе.

   На своих  уроках в диалоговой  беседе, после заданного вопроса я, выдержав паузу,  даю возможность, учащимся сосредоточившись на вопросе, дать правильный ответ. Так, Егору,  после услышанного вопроса,  нужно подумать, прежде чем ответить. А вот Дильназ дает быстрый и правильный ответ. Это говорит о том, что у детей различная скорость мышления, которая в результате диалогического обучения может повыситься.

    Учебный диалог – важнейшая сторона деятельности и учителя, и ученика. В связи с этим отношение к нему является более ответственным, чем,
например, к обыденному житейскому диалогу. Как учитель, так и ученик
активно направлены на построение адекватной модели партнера как основы
для ориентации своей деятельности.
 http://www.erudition.ru/referat/printref/id.19110_1.html

Литература:

Руководства для учителя

Интернет ресурсы  http://www.erudition.ru/referat/printref/id.19110_1.html





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлективный отчет по групповой работе в классе.

Работа в группах вовлекает в процесс обучения даже самых слабых и детей с барьерами......

Проблемно-диалоговое обучение в начальной школе.

Использование приёмов проблемно-диалогового обучения в начальной школе. Выступление на педсовете....

Статья. Технология проблемно-диалогового обучения на уроках в начальной школе.

Курсовая работа по теме "Технология проблемно-диалогового обучения на уроках в начальной школе".  В работе приведены фрагменты уроков. УМК "Школа 2100"....

Мастер -класс по теме : Технология проблемно-диалогового обучения

презентация выступление по слайдамзадания для групп итоговый тест оценка мастер- класса...

Проблемно-диалоговое обучение (групповая работа)

при постановке учебной проблемы (формулирование темы урока)...