Мастер -класс по теме : Технология проблемно-диалогового обучения
методическая разработка по теме
презентация
выступление по слайдам
задания для групп
итоговый тест
оценка мастер- класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.ppt | 1.3 МБ |
tekst_k_slaydam.docx | 37.73 КБ |
zadaniya_gruppam.docx | 11.75 КБ |
test_itogovyy.docx | 14.32 КБ |
otsenka_master-_klassa.docx | 13.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мельникова Елена Леонидовна Лауреат премии Правительства РФ в области образования, кандидат психологических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования Академии ПКиППРО (г. Москва)
ТПДО для всех и каждого - технология «открытия» знаний учениками для учителя - ключ к успеху и творчеству для ученика - интересный и понятный урок для образования - реализация развивающего обучения для методиста - универсальная педагогическая технология
Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации С «удивлением» (ситуация успеха) между 2 положениями между житейским (ошибочным) представлением учащихся и научным фактом Предъявить противоречивые факты, теории, столкнуть разные мнения учеников Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» С «затруднением» ( интеллектуальный разрыв) между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя Предъявить научный факт. Дать практическое задание не выполнимое вообще, не сходное с предыдущим Сокращенный способ Формулирование учебной задачи вместе с учителем диалог или сообщение темы С мотивирующим приемом «Яркое пятно» или «Актуальность».
Виды диалога Побуждающий Подводящий диалог диалог
Побуждающий диалог Структура Вопросы или побудительные предложения, провоцирующие, подталкивающие мысль ученика Признаки Скачок к неизвестному, догадка – переживание учеником броска, риска. Возможны неожиданные ответы учеников. Может быть прекращен с появлением нужной мысли ученика
Подводящий диалог Структура Система посильных ученику вопросов и заданий, поводящих его к открытию мысли Признаки Пошаговый ход, жесткое ведение мысли ученика, последний вопрос на обобщение. Переживание учеником открытия в итоге. Почти невозможны неожиданные ответы учеников. Не может быть прекращен, идет до конца.
Формы подводящего диалога Анализирующее коллективное наблюдение . (групповая и парная работа) Фронтальная дискуссия
Процесс «производства» новых знаний включает четыре звена: Постановку проблемы (возникает проблемная ситуация, т.е. столкновение с противоречием); Поиск решения (учащиеся выдвигают гипотезы, но только одна превращается в решение); Выражение решения (фиксация с помощью схемы, формулы, таблицы, опоры и т.д.) Реализация продукта (формулировка, опорный сигнал, создание художественного образа)
Технология проблемно-диалогического обучения является : результативной ; здоровьесберегающей ; общепедагогической.
Популярные статьи Мельникова Е.Л. Проблемный урок в начальной школе, или Как открывать знания вместе с детьми.// Начальная школа: плюс-минус. 1999. №№ 5,6,7,8 Мельникова Е.Л. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра.// Начальная школа плюс до и после. 2005. № 6. С.33-35. Мельникова Е.Л. Что такое проблемный диалог.// Начальная школа плюс до и после. 2008. № 8. С.3-8. Мельникова Е.Л. Проблемный диалог как средство самореализации учителя.// Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. № 3. С.48-49
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2002. 168 с. … .. ..В данном пособии в популярной форме рассматриваются вопросы технологии и подготовки проблемного урока – урока «открытия» знаний. Книга адресована школьному учителю. http://pdo-mel.ru
Предварительный просмотр:
Тема :Технология ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Цель: Познакомить с ТПДО, развить интерес к данной технологии, разработать этап урока с использованием технологии проблемного диалога.
Вступление.
1.Здравствуйте, уважаемые коллеги . Давайте знакомиться. Надеемся на благотворное сотрудничество и вашу поддержку.
2.Предлагаем вашему вниманию два отрывка из к/ф «Улыбка Моны Лизы».
Ваша задача: сравнить методы и технологии в данных отрывках.
После просмотра- беседа и ответы на вопросы:
-Какой из отрывков близок к понятию современный урок и почему? (какие методы и приёмы вы увидели)
Давайте вместе определим тему нашего мастер- класса.
Слайд 1
ТЕМА : ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Для того, чтобы работать дальше ,выясним, что вы уже знаете об этой технологии.
Работа в парах- листочки с таблицей, озвучить, что знают, и что хотят или предполагают узнать.
Слайд 2
- Автор технологии –Мельникова Елена Леонидовна,
Лауреат премии Правительства РФ в области образования,
кандидат психологических наук,
доцент кафедры начального и дошкольного
образования Академии ПКиППРО (г. Москва), которая более 20 лет занимается этой технологией.
Как говорит автор: «Сегодня проблемный диалог берут на вооружение и целые города, и отдельные педагогические коллективы, и конкретные учителя, преподаватели, воспитатели. Так что перечислить сторонников технологии поименно – дело невозможное. Но назвать самого большого друга очень хочется. «Школа 2100» – Образовательная развивающая система нового поколения, реализовавшая технологию проблемного диалога в учебниках и методических рекомендациях»
СЛАЙД 3
ТПДО
- для всех и каждого
- технология «открытия» знаний учениками
- для учителя
- ключ к успеху и творчеству
- для ученика
- интересный и понятный урок
- для образования
- реализация развивающего обучения
- для методиста
- универсальная педагогическая технология
Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
СЛАЙД 4
Напомним типы проблемных ситуаций.
Типы проблемных ситуаций.
1. Создание «ситуации успеха». Детям предлагается задача, опирающаяся на имеющийся опыт. Каждый индивидуально решает задачу, не испытывая затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.
С «удивлением». Тема «Где на Земле теплее» (окруж. Мир 2 кл.).
Вопрос: Где теплее, на северном или южном полюсе? Обсуждение гипотез.
«Можно ли заполнить водой из миски всю комнату» Тема: «Свойства веществ 2 класс
2. Ситуация «интеллектуального разрыва». Предлагается похожая по внешним признакам практическая задача, которую ученики решить уже не могут, так как она ориентирована на новый способ решения. В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может). Это положительная эмоция, так как нет переживания своего неуспеха на фоне успеха других.
Тема : «Умножение двузначного числа на однозначное» (математика 2 класс) предлагает учитель примеры табличные н-р умножение на 6 и один пример вида 14*6
3. Формулирование учебной задачи вместе с учителем. Дети должны испытать дефицит своих способностей. Проанализировать ситуацию практического затруднения: где и почему возникла проблема? Тогда и появляется учебная задача. «Что будем делать дальше?» или «Как бы вы сформулировали последующие действия?» Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ. Диалог развивается от тех вопросов, которые волнуют ребёнка.
В начальной школе этот тип наиболее часто применяется.
Пример «Яркого пятна» (сказки, легенды, шутка, загадка, случаи из жизни).
Цель: заинтриговать учащихся, пробудить интерес.
Фрагмент урока «Свойства веществ».
Загадка.
На крыше я висела, стройной я была.
Но солнышко пригрело…
И что же тут случилось?
Я в воду превратилась!
Прием «Актуальность» МЫ – путешественники
Вопрос: Как разделить смесь опилок с гвоздями и снегом.
Слайд 5
Вторая часть в названии технологии: Диалоговое обучение
Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по - разному устроены, подразумевают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект. Психолог Мельникова Е.Л. так дает различия в диалогах:
«Побуждающий диалог - это бульдозер. Он подталкивает ребенка к прыжку через пропасть. Это рискованно, в полете легко сбиться с курса и попасть не туда. Подводящий диалог – локомотив, который от станции к станции, медленно, но верно везет своих пассажиров к пункту назначения.»
По мнению Мельниковой Е.Л., побуждающий диалог позволяет точно повторить этапы научного творчества и более активно формирует творческие способности
СЛАЙД 6
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивает творческие способности. Учитель создаёт проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечивает открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки.
Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.
Например, на уроке русского языка в 3 классе по теме «Непроизносимые согласные» создание проблемной ситуации произошло на минутке чистописания. На доске даны сочетания букв с транскрипцией.
рдц стн здн вст
(рц) (сн) (зн) (вт)
Транскрипционные знаки в тетрадь не пишутся. Они служат подсказкой.
Учитель. - Как вы думаете, почему мы писали по три буквы, а в транскрипции два звука?
Дети. – Наверное, встречаются слова, в которых подряд стоят три согласные буквы.
Учитель. – А почему могут слышаться два звука?
Дети. – Есть слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Это слова с ь знаком.
Учитель. – А что мы знаем про «ь» (мягкий знак)?
Дети. – Эта буква звука не обозначает.
Учитель. – А какая буква в данном случае теряет звук? (Согласная.)
- Это может быть буква «ь»? (Нет, только буква, обозначающая согласный звук.)
- Если мы что- нибудь не видим, то как мы говорим? (Невидимое.)
А если мы звук не произносим, то как мы о нём можем сказать? (Непроизносимый.)
Неожиданное препятствие в начале урока подвело к осмыслению проблемы.
Слайд 7
Подводящий диалог, по мнению того же автора, мощно развивает логическое мышление
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. Он используется на этапе поиска решений
Слайд 8
.Формы подводящего диалога.
1. Анализирующее коллективное наблюдение. Предлагается двухсторонний материал для сравнения (два столбика или две строки) слов или примеров. Задаётся обобщённый вопрос: «Что заметили? Что хотите сказать?» Выслушивая ответы детей, учитель «цепляется за более интересные реплики и развивает их. В коллективном наблюдении очень важно подобрать дидактический материал, продумать систему вопросов и заданий. Выбрать эффективные приёмы для обнаружения признаков нового понятия продумать систему фиксации (на доске, в тетради) того, что будет совместно обнаружено. Заканчивается анализирующее наблюдение обобщением в виде схемы – опоры, плана, словесной формулировкой и чтением вывода в учебнике.
2. Фронтальная дискуссия заключается в следующем:
- дети высказываются, выдвигают версии; ( важно в ТПДО и то, что реагировать на гипотезы следует эмоционально – неокрашенно, нейтрально, безоценочно – словом «так» и поддерживающим кивком головы. Эта реакция не означает согласие с говорящим, она лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению.)
- версии фиксируются на доске;
- обсуждение выдвинутых версий;
- координация версий и приход к правильному ответу;
- подведение итога, обоснование выдвинутой версии.
Фронтальной дискуссии способствует работа в группах, где дети спорят, отстаивают своё мнение и приходят к единому мнению, фиксируют его на листе, затем идёт обсуждение выдвинутых группами версий.
Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам.
СЛАЙД 9
Предлагаем вам структуру урока по данной технологии:
- Постановку проблемы (возникает проблемная ситуация, т.е. столкновение с противоречием);
- Поиск решения (учащиеся выдвигают гипотезы, но только одна превращается в решение);
- Выражение решения (фиксация с помощью схемы, формулы, таблицы, опоры и т.д.)
- Реализация продукта (формулировка, опорный сигнал, создание художественного образа)
Вместе с тем хочется предостеречь:
Проблемный диалог – это не система наводящих вопросов и хоровые ответы учащихся. Вопросы для диалога нужно заранее тщательно продумывать и прогнозировать возможные ответы учащихся.
Подготовка уроков по ПДО – большой труд!
- Желательно начинать работу с начальной школы, соблюдая преемственность.
- Можно «уйти в сторону», увлекаясь творческой деятельностью и упуская сущность изучаемых явлений.
- На последующих уроках нужно обращать внимание на развитие монологической речи учащихся, на отработку «открытых» знаний при решении задач, на выполнение требований к стандарту физического образования.
Слайд 10
ТПДО:
- Обеспечивает высокое качество усвоения знаний;
- Эффективно развивает интеллект;
- Способствует развитию творческих способностей;
- Воспитывает активную личность;
- Является здоровьесберегающей технологией (снижает риск стресса).
- Общепедагогической
Слайд 11 и 12
Предлагаем вашему вниманию список популярных статей .
Более подробно о ТПДО вы можете узнать из книги Е. Л. Мельниковой «Проблемный урок или как открывать знания с учениками», а так же на сайте
Практическая часть мастер-класса
Каждая группа получила задание, цель которого, используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока, не называя её другим группам.
Карточка с заданиями.
Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги, разработать этап формулирования темы урока, не называя её другим группам. Представить свою работу в роли учителя.
Время работы в группе 15-20 мин.
Задание (1 группа) : тема «Виды углов»
М.2 класс, стр.108
Дети знают понятия:
-угол;
-прямой угол;
-умеют определять прямой угол с помощью угольника.
Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.
Задание (2 группа) : тема «Порядок действий в выражениях без скобок»
М.2 класс, стр.25
Дети знают:
- все арифметические действия;
- порядок действий в выражениях без скобок, в которых есть только сложение и вычитание.
Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.
Задание (3 группа) : тема «Почему одно и то же слово написано и с большой и с маленькой буквы.»
Р/яз.2 класс, с. 97
Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.
Задание (4 группа) : тема «Наблюдение над ролью суффиксов. Определение суффикса»
Р/яз.2 класс, с. 78
Дети знают понятия:
- корень;
- однокоренные слова.
Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.
Задание (5 группа) : тема «Деление с остатком» М.2 класс, с. 91
Дети знают понятия:
-Деление двузначных на однозначное число;
-Деление круглых чисел на однозначное число.
Тест 1.Проблемный урок отличается от традиционного: а) образовательной целью б) учебной деятельностью школьников в) конечными результатами 2.Технология ПДО включает: а) проблемные методы введения знаний б) задачи и упражнения на закрепление в) продуктивные задания на воспроизведение знаний 3. Поставить учебную проблему - значит: а) назвать тему урока б) задать классу вопрос в) помочь ученикам сформулировать тему урока или вопрос для исследования 4. Постановка учебной проблемы обеспечивает: а) мотивацию к усвоению нового материала б) открытие знания 5. Поиск решения организуется методами: а) побуждающий к гипотезам диалог б) сообщение темы с мотивирующим приемом в) подводящий от или без проблемы диалог г) сообщение готового знания 6. Побуждающий диалог представляет собой: а) вопросы или побудительные предложения, провоцирующие, подталкивающие мысль ученика б) система посильных ученику вопросов и заданий, поводящих его к открытию мысли 7. Побуждающий диалог характеризуется признаками: а) жесткий пошаговый ход б) высокая вероятность неожиданных ответов учеников 8. К продуктивным заданиям относятся: а) формулирование учениками вопросов; б) задания "выучи", "перескажи" в) составление опорных сигналов ученика 9. Технологии проблемного обучения можно использовать: а) во всех образовательных моделях и системах б) на всех школьных ступенях и предметах в) каждому учителю |
Ответы
1. Б, В
2. А, В
3. В
4. А
5. А, В
6. А
7. Б,
8. А, В
9. А, Б, В
Интерпретация:
9 - Вы усвоили знания идеально.
7- Почти безошибочно. Примите поздравления!
5 - Неплохо. Но к отдельным вопросам надо бы вернуться.
0 - 5 - Огорчаться не стоит. Заново изучить проблему никогда не поздно.
Подведение итогов.
Дорогие коллеги, спасибо вам за сотрудничество .Мы старались выстроить нашу работу в ТПДО, т. е. :
- Постановка проблемы
- Поиск решения
- Продуктивные задания на воспроизведение знаний.
Просим вас оценить мастер- класс
Положительно (Познавательно, буду применять) | Удовлетворительно (остались вопросы) | Неудовлетворительно |
Положительно (Познавательно, буду применять) | Удовлетворительно (остались вопросы) | Неудовлетворительно |
---------------------------------------------------------------------------------------
Положительно (Познавательно, буду применять) | Удовлетворительно (остались вопросы) | Неудовлетворительно |
---------------------------------------------------------------------------------------
Положительно (Познавательно, буду применять) | Удовлетворительно (остались вопросы) | Неудовлетворительно |
Положительно (Познавательно, буду применять) | Удовлетворительно (остались вопросы) | Неудовлетворительно |
-------------------------------------------------------------------------------------
Предварительный просмотр:
Тема: «Виды углов», М.2 класс, стр.108
Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.
Дети знают понятия:
-угол;
-прямой угол;
-умеют определять прямой угол с помощью угольника.
--------------------------------------------------------------------------------------
Тема: «Тысяча», М.2 класс, стр.63
Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.
Дети знают:
- нумерацию трёхзначных чисел;
------------------------------------------------------------------------------
Тема: «Почему одно и то же слово написано и с большой и с маленькой буквы», Р/яз.2 класс, с. 97
Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.
Тема: «Наблюдение над ролью суффиксов. Определение суффикса» , Р/яз.2 класс, с. 78
Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.
Дети знают понятия:
- корень;
- однокоренные слова.
-------------------------------------------------------------------------------
Тема: «Деление с остатком», М.2 класс, с. 91
Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.
Дети знают понятия:
-Деление двузначных на однозначное число;
-Деление круглых чисел на однозначное число
-----------------------------------------------------------------------------
Предварительный просмотр:
1.Проблемный урок отличается от традиционного:
а) образовательной целью
б) учебной деятельностью школьников
в) конечными результатами
2.Технология ПДО включает:
а) проблемные методы введения знаний
б) задачи и упражнения на закрепление
в) продуктивные задания на воспроизведение знаний
3. Поставить учебную проблему - значит:
а) назвать тему урока
б) задать классу вопрос
в) помочь ученикам сформулировать тему урока или вопрос для исследования
4. Постановка учебной проблемы обеспечивает:
а) мотивацию к усвоению нового материала
б) открытие знания
5. Поиск решения организуется методами:
а) побуждающий к гипотезам диалог
б) сообщение темы с мотивирующим приемом
в) подводящий от или без проблемы диалог
г) сообщение готового знания
6. Побуждающий диалог представляет собой:
а) вопросы или побудительные предложения, провоцирующие, подталкивающие мысль ученика
б) система посильных ученику вопросов и заданий, поводящих его к открытию мысли
7. Побуждающий диалог характеризуется признаками:
а) жесткий пошаговый ход
б) высокая вероятность неожиданных ответов учеников
8. К продуктивным заданиям относятся:
а) формулирование учениками вопросов;
б) задания "выучи", "перескажи"
в) составление опорных сигналов ученика
9. Технологии проблемного обучения можно использовать:
а) во всех образовательных моделях и системах
б) на всех школьных ступенях и предметах
в) каждому учителю
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме "Технология РКМЧП в деятельности учителя начальных классов"
Мастер-класс как интерактивная форма профессионального взаимодействия педагогов....
Мастер-класс по теме "Технология РКМЧП в деятельности учителя начальных классов"
Мастер-класс как интерактивная форма взаимодействия педагогов....
Мастер-класс на тему "Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе".
Данный материал содержит разработку мастер-класса, презентацию, брошюру с примерами методов и упражнений,раздаточный материал для педагогов....
Мастер-класс на тему «Технология проблемного обучения на уроках русского языка»
Цель: показать эффективность технологии проблемного обучения.Задачи: -показать практическую значимость проблемно-диалогического метода;-создание условий для развития творческой деятельност...
Мастер-класс по теме "Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе ". Презентация на конкурс "Учитель ГОДА 2017Г.".
Мастер-класс по теме "Применение активных методов обучения в начальной школе"Презентация на конкурс "Учитель ГОДА 2017Г."...
Мастер класс по теме "Технология проблемного обучения"
Цель: показать эффективность технологии проблемного обучения.Задачи: -показать практическую значимость применения проблемных ситуаций;-создание условий для развития творческой деятельности...
Мастер-класс по теме:«Технология деятельностного метода обучения на важнейшем этапе урока открытия нового знания»
Обобщение опыта по данной теме на примере урока русского языка 3 кл. "Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением"...