Мастер -класс по теме : Технология проблемно-диалогового обучения
методическая разработка по теме

презентация 

выступление по слайдам

задания для групп 

итоговый тест 

оценка мастер- класса

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.3 МБ
Файл tekst_k_slaydam.docx37.73 КБ
Файл zadaniya_gruppam.docx11.75 КБ
Файл test_itogovyy.docx14.32 КБ
Файл otsenka_master-_klassa.docx13.06 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Девиз : «Открывать знания вместе с детьми».

Слайд 2

Мельникова Елена Леонидовна Лауреат премии Правительства РФ в области образования, кандидат психологических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования Академии ПКиППРО (г. Москва)

Слайд 3

ТПДО для всех и каждого - технология «открытия» знаний учениками для учителя - ключ к успеху и творчеству для ученика - интересный и понятный урок для образования - реализация развивающего обучения для методиста - универсальная педагогическая технология

Слайд 4

Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации С «удивлением» (ситуация успеха) между 2 положениями между житейским (ошибочным) представлением учащихся и научным фактом Предъявить противоречивые факты, теории, столкнуть разные мнения учеников Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» С «затруднением» ( интеллектуальный разрыв) между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя Предъявить научный факт. Дать практическое задание не выполнимое вообще, не сходное с предыдущим Сокращенный способ Формулирование учебной задачи вместе с учителем диалог или сообщение темы С мотивирующим приемом «Яркое пятно» или «Актуальность».

Слайд 5

Виды диалога Побуждающий Подводящий диалог диалог

Слайд 6

Побуждающий диалог Структура Вопросы или побудительные предложения, провоцирующие, подталкивающие мысль ученика Признаки Скачок к неизвестному, догадка – переживание учеником броска, риска. Возможны неожиданные ответы учеников. Может быть прекращен с появлением нужной мысли ученика

Слайд 7

Подводящий диалог Структура Система посильных ученику вопросов и заданий, поводящих его к открытию мысли Признаки Пошаговый ход, жесткое ведение мысли ученика, последний вопрос на обобщение. Переживание учеником открытия в итоге. Почти невозможны неожиданные ответы учеников. Не может быть прекращен, идет до конца.

Слайд 8

Формы подводящего диалога Анализирующее коллективное наблюдение . (групповая и парная работа) Фронтальная дискуссия

Слайд 9

Процесс «производства» новых знаний включает четыре звена: Постановку проблемы (возникает проблемная ситуация, т.е. столкновение с противоречием); Поиск решения (учащиеся выдвигают гипотезы, но только одна превращается в решение); Выражение решения (фиксация с помощью схемы, формулы, таблицы, опоры и т.д.) Реализация продукта (формулировка, опорный сигнал, создание художественного образа)

Слайд 10

Технология проблемно-диалогического обучения является : результативной ; здоровьесберегающей ; общепедагогической.

Слайд 11

Популярные статьи Мельникова Е.Л. Проблемный урок в начальной школе, или Как открывать знания вместе с детьми.// Начальная школа: плюс-минус. 1999. №№ 5,6,7,8 Мельникова Е.Л. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра.// Начальная школа плюс до и после. 2005. № 6. С.33-35. Мельникова Е.Л. Что такое проблемный диалог.// Начальная школа плюс до и после. 2008. № 8. С.3-8. Мельникова Е.Л. Проблемный диалог как средство самореализации учителя.// Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. № 3. С.48-49

Слайд 12

Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2002. 168 с. … .. ..В данном пособии в популярной форме рассматриваются вопросы технологии и подготовки проблемного урока – урока «открытия» знаний. Книга адресована школьному учителю. http://pdo-mel.ru



Предварительный просмотр:

Тема :Технология ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Цель: Познакомить с ТПДО, развить интерес к данной технологии, разработать этап урока с использованием технологии проблемного диалога.

Вступление.

1.Здравствуйте, уважаемые коллеги .  Давайте знакомиться. Надеемся на благотворное сотрудничество и  вашу поддержку.

2.Предлагаем вашему вниманию два отрывка из к/ф «Улыбка Моны Лизы».

Ваша задача: сравнить методы и технологии в данных отрывках.

После просмотра- беседа и ответы на вопросы:

-Какой из отрывков близок к понятию современный урок  и почему? (какие методы и приёмы вы увидели)

Давайте  вместе определим тему нашего мастер- класса.

 Слайд 1

 ТЕМА : ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Для того, чтобы работать дальше ,выясним, что вы уже знаете об этой технологии.

Работа в парах- листочки с таблицей, озвучить, что знают, и что хотят или предполагают узнать.

Слайд 2

  • Автор технологии –Мельникова Елена Леонидовна,

Лауреат премии Правительства РФ в области образования,
кандидат психологических наук,
доцент кафедры начального и дошкольного
образования Академии ПКиППРО (г. Москва),
 которая более 20 лет занимается этой технологией. 

 Как говорит автор: «Сегодня проблемный диалог берут на вооружение и целые города, и отдельные педагогические коллективы, и конкретные учителя, преподаватели, воспитатели. Так что перечислить сторонников технологии поименно – дело невозможное. Но назвать самого большого друга очень хочется. «Школа 2100» – Образовательная развивающая система нового поколения, реализовавшая технологию проблемного диалога в учебниках и методических рекомендациях»

СЛАЙД 3

ТПДО

  • для всех и каждого

- технология «открытия» знаний учениками

  • для учителя

- ключ к успеху и творчеству

  • для ученика

- интересный и понятный урок

  • для образования

- реализация развивающего обучения

  • для методиста

- универсальная педагогическая технология

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

СЛАЙД 4

Напомним типы проблемных ситуаций.

Типы проблемных ситуаций.

1. Создание «ситуации успеха». Детям предлагается задача, опирающаяся на имеющийся опыт. Каждый индивидуально решает задачу, не испытывая затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.

С «удивлением». Тема «Где на Земле теплее» (окруж. Мир 2 кл.).

Вопрос: Где теплее, на северном или южном полюсе? Обсуждение гипотез.

«Можно ли заполнить водой из миски всю комнату» Тема: «Свойства веществ 2 класс

2. Ситуация «интеллектуального разрыва». Предлагается похожая по внешним признакам практическая задача, которую ученики решить уже не могут, так как она ориентирована на новый способ решения. В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может). Это положительная эмоция, так как нет переживания своего неуспеха на фоне успеха других.

Тема : «Умножение двузначного числа на однозначное» (математика 2 класс) предлагает учитель примеры табличные н-р умножение на 6 и один пример вида 14*6
3.
Формулирование учебной задачи вместе с учителем. Дети должны испытать дефицит своих способностей. Проанализировать ситуацию практического затруднения: где и почему возникла проблема? Тогда и появляется учебная задача. «Что будем делать дальше?» или «Как бы вы сформулировали последующие действия?» Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ. Диалог развивается от тех вопросов, которые волнуют ребёнка.
В начальной школе этот тип наиболее часто применяется.
 

Пример «Яркого пятна» (сказки, легенды, шутка, загадка, случаи из жизни).

Цель: заинтриговать учащихся, пробудить интерес.

Фрагмент урока «Свойства веществ».

Загадка.

На крыше я висела, стройной я была.

Но солнышко пригрело…

И что же тут случилось?

 Я в воду превратилась!

Прием «Актуальность» МЫ – путешественники

Вопрос: Как разделить смесь опилок с гвоздями и снегом.

Слайд 5 

Вторая часть в названии технологии: Диалоговое обучение

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по - разному устроены, подразумевают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект. Психолог Мельникова Е.Л. так дает различия в диалогах:

«Побуждающий диалог - это бульдозер. Он подталкивает ребенка к прыжку через пропасть. Это рискованно, в полете легко сбиться с курса и попасть не туда. Подводящий диалог – локомотив, который от станции к станции, медленно, но верно везет своих пассажиров к пункту назначения.»

По мнению Мельниковой Е.Л., побуждающий диалог позволяет точно повторить этапы научного творчества и более активно формирует творческие способности

СЛАЙД 6

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивает творческие способности. Учитель создаёт проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечивает открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки.
Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление.
Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.

Например, на уроке русского языка в 3 классе по теме «Непроизносимые согласные» создание проблемной ситуации произошло на минутке чистописания. На доске даны сочетания букв с транскрипцией.
рдц стн здн вст
(рц) (сн) (зн) (вт)
Транскрипционные знаки в тетрадь не пишутся. Они служат подсказкой.
Учитель. - Как вы думаете, почему мы писали по три буквы, а в транскрипции два звука?
Дети. – Наверное, встречаются слова, в которых подряд стоят три согласные буквы.
Учитель. – А почему могут слышаться два звука?
Дети. – Есть слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Это слова с ь знаком.
Учитель. – А что мы знаем про «ь» (мягкий знак)?
Дети. – Эта буква звука не обозначает.
Учитель. – А какая буква в данном случае теряет звук? (Согласная.)
- Это может быть буква «ь»? (Нет, только буква, обозначающая согласный звук.)
- Если мы что- нибудь не видим, то как мы говорим? (Невидимое.)
А если мы звук не произносим, то как мы о нём можем сказать? (Непроизносимый.)
Неожиданное препятствие в начале урока подвело к осмыслению проблемы.

Слайд 7

Подводящий диалог, по мнению того же автора, мощно развивает логическое мышление

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.  Он используется на этапе поиска решений

Слайд 8

.Формы подводящего диалога.
1. Анализирующее коллективное наблюдение. Предлагается двухсторонний материал для сравнения (два столбика или две строки) слов или примеров. Задаётся обобщённый вопрос: «Что заметили? Что хотите сказать?» Выслушивая ответы детей, учитель «цепляется за более интересные реплики и развивает их. В коллективном наблюдении очень важно подобрать дидактический материал, продумать систему вопросов и заданий. Выбрать эффективные приёмы для обнаружения признаков нового понятия продумать систему фиксации (на доске, в тетради) того, что будет совместно обнаружено. Заканчивается анализирующее наблюдение обобщением в виде схемы – опоры, плана, словесной формулировкой и чтением вывода в учебнике.
2.
Фронтальная дискуссия  заключается в следующем:
- дети высказываются, выдвигают версии; ( важно в ТПДО и то, что реагировать на гипотезы следует эмоционально – неокрашенно, нейтрально, безоценочно – словом «так» и поддерживающим кивком головы. Эта  реакция не означает  согласие  с  говорящим, она лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению.)

- версии фиксируются на доске;
- обсуждение выдвинутых версий;
- координация версий и приход к правильному ответу;
- подведение итога, обоснование выдвинутой версии.
Фронтальной дискуссии способствует работа в группах, где дети спорят, отстаивают своё мнение и приходят к единому мнению, фиксируют его на листе, затем идёт обсуждение выдвинутых группами версий.

 Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам.

СЛАЙД 9

Предлагаем вам структуру  урока по данной технологии:

  • Постановку проблемы (возникает проблемная ситуация, т.е. столкновение с противоречием);
  • Поиск решения (учащиеся выдвигают гипотезы, но только одна превращается в решение);
  • Выражение решения (фиксация с помощью схемы, формулы, таблицы, опоры и т.д.)
  • Реализация продукта (формулировка, опорный сигнал, создание художественного образа)

 Вместе с тем хочется предостеречь:

Проблемный диалог – это не система наводящих вопросов и хоровые ответы учащихся. Вопросы для диалога нужно заранее тщательно продумывать и прогнозировать возможные ответы учащихся.

Подготовка уроков по ПДО – большой труд!

  1.  Желательно начинать работу с начальной школы, соблюдая преемственность.
  2. Можно «уйти в сторону», увлекаясь творческой деятельностью и упуская сущность изучаемых явлений.
  3. На последующих уроках нужно обращать внимание на развитие монологической речи учащихся, на отработку «открытых» знаний при решении задач, на выполнение требований к стандарту физического образования.

Слайд 10

ТПДО:

  • Обеспечивает высокое качество усвоения знаний;
  • Эффективно развивает интеллект;
  • Способствует развитию творческих способностей;
  • Воспитывает активную личность;
  • Является здоровьесберегающей технологией (снижает риск стресса).
  • Общепедагогической

Слайд 11 и 12

Предлагаем вашему вниманию список популярных статей .

Более подробно о ТПДО вы можете узнать из книги Е. Л. Мельниковой «Проблемный урок или как открывать знания с учениками», а так же на сайте

Практическая часть мастер-класса

Каждая группа получила задание,  цель которого, используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока, не называя её другим группам.

Карточка с заданиями.

Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги, разработать этап формулирования темы урока, не называя её другим группам. Представить свою работу в роли учителя.

Время работы в группе 15-20 мин.

Задание (1 группа) : тема «Виды углов»

М.2 класс, стр.108

Дети знают понятия:

 -угол;

 -прямой угол;

-умеют определять прямой угол с помощью угольника.

Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.

Задание (2  группа) : тема «Порядок действий в выражениях без скобок»

М.2 класс, стр.25

Дети знают:

- все арифметические действия;

- порядок действий в выражениях без скобок, в которых есть только сложение и вычитание.

Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.

Задание (3 группа) : тема «Почему одно и то же слово написано и с большой и с маленькой буквы.»

Р/яз.2 класс, с. 97

Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.

Задание (4 группа) : тема «Наблюдение над ролью суффиксов. Определение суффикса»

Р/яз.2 класс, с. 78

Дети знают понятия:

- корень;

- однокоренные слова.

Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.

Задание (5 группа) : тема «Деление с остатком» М.2 класс, с. 91

Дети знают понятия:

-Деление двузначных  на однозначное число;

-Деление круглых чисел на однозначное число.

Тест

1.Проблемный урок отличается от традиционного:

    а) образовательной целью

    б) учебной деятельностью школьников

    в) конечными результатами

 2.Технология  ПДО включает:

    а) проблемные методы введения знаний

    б) задачи и упражнения на закрепление

    в) продуктивные задания на воспроизведение знаний

 3. Поставить учебную проблему - значит:

    а) назвать тему урока

    б) задать классу вопрос

    в) помочь ученикам сформулировать тему урока или вопрос для исследования
 

 4. Постановка учебной проблемы обеспечивает:

    а) мотивацию к усвоению нового материала

    б) открытие знания

 5. Поиск решения организуется методами:

    а) побуждающий к гипотезам диалог

    б) сообщение темы с мотивирующим приемом

    в) подводящий от или без проблемы диалог

    г) сообщение готового знания

 6. Побуждающий диалог представляет собой:

    а) вопросы или побудительные предложения, провоцирующие, подталкивающие мысль ученика

б) система посильных ученику вопросов и заданий, поводящих его к открытию мысли

7. Побуждающий диалог характеризуется признаками:

    а) жесткий пошаговый ход

    б) высокая вероятность неожиданных ответов учеников

 8. К продуктивным заданиям относятся:

    а) формулирование учениками вопросов;

    б) задания "выучи", "перескажи"

    в) составление опорных сигналов ученика

 9. Технологии проблемного обучения можно использовать:

    а) во всех образовательных моделях и системах

    б) на всех школьных ступенях и предметах

    в) каждому учителю

Ответы

1. Б, В

2. А, В

3. В

4. А

5. А, В

6. А

7. Б,

8. А, В

9. А, Б, В

 

Интерпретация:

 9 - Вы усвоили знания идеально.

7- Почти безошибочно. Примите поздравления!

5 - Неплохо. Но к отдельным вопросам надо бы вернуться.

0 - 5  -  Огорчаться не стоит. Заново изучить проблему никогда не поздно.

Подведение итогов.

Дорогие коллеги, спасибо вам за сотрудничество .Мы старались выстроить нашу работу в ТПДО, т. е. :

  1. Постановка проблемы
  2. Поиск решения
  3. Продуктивные задания на воспроизведение знаний.

Просим вас оценить мастер- класс

Положительно (Познавательно, буду применять)

Удовлетворительно

(остались вопросы)

Неудовлетворительно

Положительно (Познавательно, буду применять)

Удовлетворительно

(остались вопросы)

Неудовлетворительно

---------------------------------------------------------------------------------------

Положительно (Познавательно, буду применять)

Удовлетворительно

(остались вопросы)

Неудовлетворительно

---------------------------------------------------------------------------------------

Положительно (Познавательно, буду применять)

Удовлетворительно

(остались вопросы)

Неудовлетворительно

Положительно (Познавательно, буду применять)

Удовлетворительно

(остались вопросы)

Неудовлетворительно

-------------------------------------------------------------------------------------



Предварительный просмотр:

Тема: «Виды углов», М.2 класс, стр.108

Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.

Дети знают понятия:

 -угол;

 -прямой угол;

-умеют определять прямой угол с помощью угольника.

--------------------------------------------------------------------------------------

Тема:  «Тысяча», М.2 класс, стр.63

Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.

Дети знают:

- нумерацию трёхзначных чисел;

------------------------------------------------------------------------------

Тема: «Почему одно и то же слово написано и с большой и     с маленькой буквы», Р/яз.2 класс, с. 97

Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.

Тема: «Наблюдение над ролью суффиксов. Определение суффикса» , Р/яз.2 класс, с. 78

Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.

Дети знают понятия:

- корень;

- однокоренные слова.

 

-------------------------------------------------------------------------------

Тема: «Деление с остатком», М.2 класс, с. 91 

Цель: используя побуждающий и подводящий диалоги , разработать этап формулирования темы урока.

Дети знают понятия:

-Деление двузначных на однозначное число;

-Деление круглых чисел на однозначное число

-----------------------------------------------------------------------------



Предварительный просмотр:

1.Проблемный урок отличается от традиционного:

    а) образовательной целью

    б) учебной деятельностью школьников

    в) конечными результатами

 2.Технология  ПДО включает:

    а) проблемные методы введения знаний

    б) задачи и упражнения на закрепление

    в) продуктивные задания на воспроизведение знаний

 3. Поставить учебную проблему - значит:

    а) назвать тему урока

    б) задать классу вопрос

    в) помочь ученикам сформулировать тему урока или       вопрос для исследования
 

 4. Постановка учебной проблемы обеспечивает:

    а) мотивацию к усвоению нового материала

    б) открытие знания

 5. Поиск решения организуется методами:

    а) побуждающий к гипотезам диалог

    б) сообщение темы с мотивирующим приемом

    в) подводящий от или без проблемы диалог

    г) сообщение готового знания

 6. Побуждающий диалог представляет собой:

    а) вопросы или побудительные предложения, провоцирующие, подталкивающие мысль ученика

  б) система посильных ученику вопросов и заданий, поводящих его к открытию мысли

7. Побуждающий диалог характеризуется признаками:

    а) жесткий пошаговый ход

    б) высокая вероятность неожиданных ответов учеников

 8. К продуктивным заданиям относятся:

    а) формулирование учениками вопросов;

    б) задания "выучи", "перескажи"

    в) составление опорных сигналов ученика

 9. Технологии проблемного обучения можно использовать:

    а) во всех образовательных моделях и системах

    б) на всех школьных ступенях и предметах

    в) каждому учителю



Предварительный просмотр:

Положительно (Познавательно, буду применять)

Удовлетворительно

(остались вопросы)

Неудовлетворительно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме "Технология РКМЧП в деятельности учителя начальных классов"

Мастер-класс как интерактивная форма профессионального взаимодействия педагогов....

Мастер-класс по теме "Технология РКМЧП в деятельности учителя начальных классов"

Мастер-класс как интерактивная форма взаимодействия педагогов....

Мастер-класс на тему "Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе".

Данный материал содержит разработку мастер-класса, презентацию, брошюру с примерами методов и упражнений,раздаточный материал для педагогов....

Мастер-класс на тему «Технология проблемного обучения на уроках русского языка»

Цель: показать эффективность технологии проблемного   обучения.Задачи: -показать практическую значимость проблемно-диалогического метода;-создание условий для развития творческой деятельност...

Мастер-класс по теме "Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе ". Презентация на конкурс "Учитель ГОДА 2017Г.".

Мастер-класс по теме "Применение активных методов  обучения в начальной школе"Презентация на конкурс "Учитель ГОДА  2017Г."...

Мастер класс по теме "Технология проблемного обучения"

Цель: показать эффективность технологии проблемного   обучения.Задачи: -показать практическую значимость применения проблемных ситуаций;-создание условий для развития творческой деятельности...

Мастер-класс по теме:«Технология деятельностного метода обучения на важнейшем этапе урока открытия нового знания»

Обобщение опыта по данной теме на примере урока русского языка 3 кл. "Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением"...