Публикация на тему: "Системно-деятельностный подход и организация урока в образовательном процессе младших школьников"
статья на тему
Публикация содержит анализ технологии системно-деятельностного подхода и возможность его применения в образовательной программе Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikaciya_po_teme_sistemno_deyatelnostnyy_podhod.docx | 65.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №27 Г.ПОДОЛЬСКА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Научно-методическая публикация
по теме:
«Ситемно-деятельностный подход и организация урока
в образовательном процессе младших школьников».
Подготовила
Ивушкина Мирослава Николаевна
учитель начальных классов
2013 год.
1.Актуальность темы.
Несмотря на немалый накопленный опыт работы, интерес к чему-то новому и увлекательному в профессии учителя у многих педагогов по-прежнему огромен. Каждому из нас хочется сделать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Моей главной задачей является построение процесса обучения таким образом, чтобы заинтересовать учеников, привлечь их внимание, чтобы они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами, потому что только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться всё дальнейшее образование школьника.
В течение последних нескольких лет, на мой взгляд, в современном обществе, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает, что полностью совпадает с социальным заказом родителей, которые хотят, чтобы их ребёнок в современной жизни был успешен и на выходе из школы обладал следующими качествами: умел ставить цель и добиваться её, умел ориентироваться в мире, самостоятельно добывал и применял знания, умел адаптироваться к ситуации, умел общаться, умел заботиться о других и был нравственным человеком. Современная школа должна не только обеспечить получение определённой суммы знаний учеником начальной школы, её приоритетной задачей становится становление личности младшего школьника; раскрытие его индивидуальных способностей, т.е. обеспечение его общекультурного, личностного и познавательного развития через стимулирование психического процесса через публичное одобрение в присутствии товарищей, соревнование со сверстниками, затрагивающий социальный престиж ребенка, применение дифференцированного обучения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования говорится о том, что целью образования сегодня является «достижение не только предметных образовательных результатов, но и, прежде всего, формирование личности учащихся и овладение универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познании на всех этапах дальнейшего образования», т.е. подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.
Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития. Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования. Этого возможно достичь путём представления школьникам значительной степени свободы в образовательном процессе. Ориентация на механическое усвоение знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности. Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важнее научить хотеть учиться, уметь самим добывать знания. В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных развивающих технологий. Это способствует обогащению содержания обучения, придает ему проблемно-поисковый характер, а также способствует активизации познавательного интереса учащихся, развитию их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Это заставляет нас, учителей начальной школы, задуматься о том, как учить и чему учить.
Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.
Таким образом, современном этапе моей, да и не только моей педагогической работы возникли условия становления, изучения и внедрения в мою практическую деятельность технологии деятельностного метода обучения детей, который позволяет не только обеспечить высокий уровень обученности младших школьников, но и даёт им возможность в будущем найти себя в жизни, быть полезными и востребованными для страны и общества. Самое главное, что новая технология, новый способ организации обучения не разрушают традиционную систему обучения, а преобразовываёт её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей.
Актуальность использования технологии деятельностного метода обучения образовательном процессе вытекает из потребности совершенствования системы начального обучения, которая стимулируется социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения, потому что только творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию.
Эти задачи успешно решаются при широком использовании и внедрении в практику работы учителей начальных классов деятельностного метода обучения, когда учитель предлагает своим ученикам не готовые истины, а их самостоятельный поиск, создание и сотворение.
Сегодня стало уже очевидным, что именно такое обучение не только делает уроки интересными, а усвоение знаний успешным, но и помогает детям приобрести опыт деятельности и общения, благодаря которому им легче своевременно найти своё призвание и успешно реализовать себя в жизни.
2.Понятие метода деятельностного обучения. 2.1.Процесс обучения – учебная деятельность. На каждом этапе своей жизни человек осуществляет множество деятельностей. Каждая из деятельностей занимает в жизни разное положение, в определённые периоды какая-то из них становится ведущей, доминирующей. Для школьников таковой является учебная деятельность. Сегодня теория учебной деятельности признаётся особо значимой для организации школьного обучения: опора на её основные положения позволяет не просто сформировать у учащихся определённую сумму знаний, умений и навыков, а обеспечивает развитие личности учеников, самостоятельность их мышления, желание и умение учиться. Умение учиться – особое, отличное от других школьных умений. Именно его сформированность создаёт основу для перехода ребёнка на новую ступень личностного развития: он учится приобретать знания. К формированию у школьников учебной деятельности можно и нужно приступать с самого начала его обучения в школе. Основной вывод психолого-педагогических исследований последних лет заключается в том, что формирование личности ученика и продвижении его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания. 2.2. Основы системно-деятельностного подхода. Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом. Все объекты познания в школе, как и в окружающем мире представлены как системы, поэтому соответствующим подходом их изучения является системный. Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Внедрение системного подхода в учебную деятельность школьников преобразует его в системно-деятельностный. Системно-деятельностный подход (СДП) ориентирован на достижение основного результата - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учётом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. Для него показатель развития – переход от натуральных психических функций к высшим функциям. Поскольку именно обучение задаёт образцы высших психических функций, Л.С.Выготский делал вывод о том, что обучение, ведущее за собой развитие должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребёнка, его содержанием должна быть система научных понятий. Согласно теории планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина предметом формирования должны стать действия. Для этого необходимо выделить и построить такую систему условий, учёт которых не только обеспечивает, но даже «вынуждает» ученика действовать правильно, в требуемой форме и с заданными показателями. «Между обучением и психическим развитием стоит учебная деятельность. В организации непосредственно учебной деятельности главная роль принадлежит учителю», - подчёркивал Д.Б.Эльконин. К.Д.Ушинский говорил, что «нужно дать детям самостоятельность, но такую, чтобы учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Подход к ребёнку как к активному субъекту учебной деятельности связан с определённостью и в понимании меры самостоятельности ребёнка в этой деятельности. Ведь умение учить самого себя, приобретаемое в ходе овладения учебной деятельностью, как правило, не приходит к ученику без помощи учителя. Учебная деятельность осуществляется в сотрудничестве со взрослыми, прежде всего с учителем, который может и должен сократить путь школьника к её освоению. 2.3. Структура учебной деятельности. Руководство учебной деятельностью в ходе её формирования требует от учителя не только чёткости в понимании общего смысла и назначения учебной деятельности, состоящего в конечном итоге в умении учить самого себя, но и знания её психолого-педагогической значимости, которую раскрывают структурно-содержательные особенности этой деятельности. В ряде исследований раскрывается специфика учебной деятельности. Учебная деятельность есть составная деятельность, включающая две подсистемы деятельности. Первая подсистема – основной функциональный её компонент, который рассматривается как подсистема учения. Подготовительные функциональные компоненты учебной деятельности объединяются в подсистему обучения. Деятельность учения – «чистый» акт познания, реализуемый учащимися через усвоение личного опыта. Деятельность обучения направлена на обеспечение условий успешного осуществления деятельности учения ( по определению Т.В.Габай). Учение, с точки зрения многих авторов, в отличие от других деятельностей обеспечивает процесс познания и преднамеренно направлено на приобретение опыта одним из её участников. Продуктом учебной деятельности является изменение самого человека, его способностей, приобретение им новых знаний, новых познавательных возможностей, новых практических действий (Т.В.Габай, И.И.Ильясов, Н.Ф.Талызина и др.). И.И.Ильясов деятельность учения рассматривает как целенаправленное усвоение индивидом социально-выработанного опыта, любых практических и научных знаний и деятельности в условиях организованного обучения. Деятельность учения, по мнению автора, может быть определена как деятельность по самоизменению, саморазвитию. Н.Ф.Талызина выделяет ещё одну особенность учебной деятельности – своеобразие потребности. Она направлена на удовлетворение познавательной потребности. Автор определяет предмет учебной деятельности как опыт учащегося, который преобразуется путём присвоения элементов социального опыта. В.В.Давыдов к особенностям учебной деятельности относит её универсальность: учебная деятельность составляет основу овладения любой другой деятельностью. Конкретные задания, формирующие и корректирующие учебную деятельность школьников, как и весь процесс обучения и развития детей, не должны быть лёгкими, требующими лишь подражательности и репродуктивности. Напротив, «они должны быть рассчитаны на достаточно высокую интеллектуальную активность детей, на их продуктивную (когнитивную) и творческую (креативную) деятельность» (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков).
Признавая эффективность специального формирования у школьников общеучебных интеллектуальных умений реализующих учебную деятельность, Л.В.Занков говорил, что прямой путь – это накопление и осмысление школьниками разнообразных сведений, выполнение заданий, упражнений в соответствии с требованиями программы того или иного предмета. Косвенный путь выводит в конечном итоге на оптимальную самостоятельность, выражающуюся в адекватных действиях учащихся в непредсказуемых обстоятельствах, что Л.В.Занков связывал с подлинным продвижением в интеллектуальном и общем развитии. Как отмечал Л.С.Выготский, способности проявляются в деятельности и в ней же формируются. Значит, сегодня учебный процесс должен быть "деятельностным", дети должны получать не готовые знания, а добывать их в процессе своей деятельности. При этом важна не просто активность детей, а такой образовательный процесс, в ходе которого у них формируются требуемые общеучебные умения и способности: - умение ставить цель; - делать выбор; - принимать решения ; - и доводить их до исполнения или другими словами, как раз и формируется умение учиться, способность к самоизменению и саморазвитию.
В настоящее время разрабатывается широкий спектр технологий обучения, в частности деятельностной. В начальной школе получает распространение технология деятельностного метода обучения, разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г.Петерсон. Новая технология, новый способ организации обучения не разрушает традиционную систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Так же учитель может "вписать" в эту технологию свой инновационный опыт. 2.4.Технология деятельностного метода строится на основе структуры учебной деятельности и включает в себя все существенные компоненты этой деятельности. Учебная деятельность - это деятельность ученика, суть которой заключается в развитии собственных способностей, необходимых для освоения культурных ценностей общества. Как человек учится чему-либо? Методологически обоснованное описание этого процесса дано в специальной литературе. Мы рассмотрим структуру учебной деятельности исходя из того пути, который учащиеся должны проходить на уроке для системного формирования у них общеучебных умений. - Очевидно, что для того, чтобы учиться чему-либо, ученик должен дать себе соответствующую установку - поставить цель. - Когда это может произойти? Когда ученик чего-то не знает или не умеет. Но это "знание о незнании" может возникнуть только тогда, когда человек что-то делал, пробовал. Однако в его действиях возникло затруднение - иначе бы он все сделал до конца, и ему не надо было ставить перед собой никакую новую цель. Таким образом, мы получаем следующую последовательность шагов учебной деятельности.
Пробное Затруднение Цель
действие
- Но человек начинает что-то делать только тогда, когда у него возникает мотивация к этому действию. Поэтому добавляем еще один шаг.
Мотивация Пробное Затруднение Цель
действие
- Итак, наш ученик поставил перед собой цель что-то узнать. У него возникло затруднение. Как действовать дальше?
- Для эффективного выхода из затруднения необходимо выполнить следующие действия:
- Исследование (анализ, в каком месте возникло затруднение)
- Критика (установить, по какой причине возникло затруднение)
- Проект (поставить перед собой цель и построить проект, в который включается составление плана, определение способа и средств достижения цели).
- Завершается путь учения самоконтролем (сопоставление результата с целью) и самооценкой (определением: достигнута ли поставленная цель и в какой степени).
Всю структуру учебной деятельности условно можно разделить на два шага. Первый шаг - до постановки цели деятельности - направлен на выяснение того, чему надо учиться. Только после этого цель учебной деятельности становится не случайной, а сама деятельность продуктивной. Задача второго шага - поставить цель и самому найти нужные знания и умения. Из этих двух шагов и вырастают все остальные шаги учебной деятельности. Умения самостоятельно выполнять все шаги учебной деятельности называют организационно-рефлексивными, они носят общеучебный характер, переносятся в любую деятельность. 3.Реализация системно-деятельностного подхода. 3.1. Принципы реализации технологии. Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
- Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
- Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
- Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
- Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
- Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
- Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
- Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Таким образом, системно-деятельностный подход полностью соответствуют социальному заказу современного общества, реальным потребностям учителей начальных классов, которые в значительной степени испытывают большие затруднения в реализации и применении технологии деятельностного метода в обучении младших школьников.
Очевидно, что правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе, позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.
3.2.Применение технологии деятельностного метода в образовательной программе «Школа России».
В основу программы «Школа России» заложена модель обучения, с помощью которой мы образовываем и воспитываем ученика нового типа: внутренне свободного, умеющего творчески относится к действительности, способного принимать самостоятельные решения. Данная программа доступна массовой школе и разработана именно, как целостная система – от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы контроля и мониторинга результатов обучения, кроме того она обеспечивает систему целостного и непрерывного образования.
Моим коллегам, которые работают по программе «Школа России», жизненно необходимо выполнение реализации технологии деятельностного метода на уроках различной целевой направленности. А осуществить это возможно путём создания проблемных ситуаций, проблемного диалога. 3.3. Технология проблемно-диалогического обучения. Эта технология является составной частью деятельностного метода обучения младших школьников. Она включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности.
Организации учебного процесса проходит по формуле: «Обучаем через открытие». Организация учебного процесса строится на реализации метода проблемности в обучении, который реализуется как в содержании учебного предмета, так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе.
Подводящий к теме проблемно-диалогический диалог – это система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока, которые не требуют создания проблемной ситуации, хорошо выстраиваются «от повторения».
Мною были выделены некоторые технологические приемы организации учебного процесса с использованием технологии проблемно-диалогического обучения:
1) создать для ученика значимую для него проблемную ситуацию,
2) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы;
3) сформулировать задания продуктивного или творческого типа, вытекающие из осознанной учеником проблемы. 3.4. Методы и приёмы постановки и решения учебной проблемы.
На уроках можно организовать побуждающий к проблемной ситуации диалог.
Побуждение к созданию противоречия. | Побуждение к формулированию учебной проблемы. |
Приём 1. О фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? О теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? Приём 2. Сколько же в нашем классе мнений? Приём 3. Вы сначала как думали? Приём 4. Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Приём 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? Приём 6. Что вы хотели сказать? Какие знания применили? Задание выполнено? | Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? - Какова будет тема урока? |
(Примеры формулирования учебной проблемы в приложении № 1.)
Урок, на котором учитель создаёт проблемную ситуацию, считает М.И.Махмутов обеспечивает решение трёх задач: более качественное усвоение знаний; мощное развитие интеллекта, творческих способностей, воспитание активной личности.
Обеспечивая творческое усвоение знаний на уроке, ученик проходит четыре этапа научного творчества: постановку проблемы и поиск её решения – на этапе сообщения новых знаний; обоснование решения – на этапе воспроизведения, то есть проговаривания полученных знаний в результате решения проблемы.
При этом, ученик формулирует учебную проблему и открывает новое знание, лишь для него самого, а не для всего человечества, выражая его в простых формах. « Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете», – писал И.Гёте.
Таким образом, главное в реализации технологии деятельностного метода обучения состоит не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их в жизни, в работе, в любых ситуациях.
Нельзя не согласиться со словами В.А.Сухомлинского: «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. И тогда ваши ученики будут успешны!» поэтому перед учителями встала проблема: как построить работу на уроке так, чтобы дети не получали готовых знаний, а сами «открывали» их? 3.5.Моделирование форм уроков различной целевой направленности.
Реализуя технологию деятельностного метода обучения в образовательном процессе, появляется возможность моделирования форм уроков, учебных занятий различной целевой направленности.
Теоретические исследования учёных показывают, что способность к саморазвитию формируется при организации учебной деятельности в соответствии с определённой структурой: индивидуальная деятельность ученика; затруднение в индивидуальной деятельности; выявление причин затруднения; определение пути выхода из затруднения и осознание собственной деятельности по выходу из затруднения.
Научить детей развиваться можно только при постоянном включении их
в деятельность по преодолению затруднений с последующим осознанием последовательных этапов деятельности, позволивших выйти им из затруднения. В этом во многом помогают так называемые развивающие уроки. В соответствии с целями, которые ставятся на уроках их можно распределить на 4 группы (по Г.Г.Щедровицкому и О.С.Анисимову): уроки открытия новых знаний, уроки рефлексии, уроки-тренинги, уроки контроля.
Предлагаю рассмотреть структуры уроков и учебных занятий различной целевой направленности, на которых реализуются основные этапы технологии деятельностного метода обучения.
Урок «открытия» новых знаний.
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)1-2минуты
Целью первого этапа является мотивация учащихся к учебной деятельности. "Хочу, потому что смогу"- включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности. Несмотря на малую продолжительность, его правильное проведение во многом определяет успешность всей учебной деятельности на уроке.
Приемы работы: -актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”); -создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); -устанавливаются тематические рамки (“могу”). - учитель высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи; - девиз, эпиграф урока ("С малой удачи начинается большой успех")
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии (4-5 минут) Цель : повторение изученного материала, необходимого для "открытия нового знания", выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Необходимо организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. Количество заданий не должно быть большим (примерно 2-3), чтобы не рассеивать внимание детей. Здесь же - пробное действие и возникновение проблемной ситуации. Этот этап формирует у учеников отношение к ошибке в учении как к рабочей ситуации, требующей осмысления и последующей коррекции деятельности. Этим снимается боязнь ошибок, исключаются многие стрессовые ситуации. - Возникновение проблемной ситуации . - Методы постановки учебной проблемы: 1.побуждающий, подводящий диалоги; 2.мотивирующий приём «яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)
3. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи) 4-5 минут Этот этап завершает первый шаг учебной деятельности (что я не знаю). Его цель - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и подвести их к выявлению места и причины затруднения. ("Почему возникли затруднения?", "Чего мы еще не знаем?"). Понимание причины затруднения позволяет учащимся сознательно поставить цель своей деятельности и перейти к проектированию путей ее реализации. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны: 1. восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение; 2. соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения(открытие нового знания) 7-8 минут Это является следующим этапом технологии. Ученики в коммуникативной форме строят проект выхода из затруднения: - ставят цель проекта (ею всегда является устранение причины возникшего затруднения), - уточняют тему урока, - выбирают способ,определяют последовательность действий, средства достижения цели (алгоритмы, модели, справочники и т.д.). Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта (первичное закрепление)4-5 минут Целью следующего этапа является реализация построенного проекта. Ученики должны: построить способ действия в соответствии со своим планом; зафиксировать новое знание в речи (вербально) и знаково (с помощью эталона); уточнить общий характер нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа). 6. Первичное закрепление во внешней речи ( работав группах) 4-5минут На данном этапе происходит усвоение нового способа действий. Учащиеся выполняют типовые задания сначала фронтально, затем в группах и в парах с проговариванием решения алгоритма вслух. Этот этап сопровождается рефлексией того, что и как делается и все ли понятно. 7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону (4-5 минут) Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: ученики самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют их, пошагово сравнивая с эталоном. По результатам этой работы организуется самооценка усвоения нового знания (что уже достигнуто, а что - пока нет) и планирование коррекционных мер. Внимание детей акцентируется на их достижениях, таким образом, создается ситуация успеха, позитивный эмоциональный настрой. Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет. - Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания). - Самоконтроль, самопроверка.
8. Включение в систему знаний и повторение ( 7-8 минут) На данном этапе ученики под руководством учителя устанавливают, в каких известных типах заданий оно может быть использовано. Учащимся предлагается сначала из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие. Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. Организуя этот этап, учитель подбирает задания так, чтобы с одной стороны, учащиеся закрепляли изученный ранее материал, а с другой стороны, шла их подготовка к введению в будущем новых способов действий. 9.Рефлексия учебной деятельности (итог) 2-3 минуты Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.На заключительном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Полученный результат соотносится с поставленной целью, фиксируются неразрешенные затруднения, намечаются перспективы будущей учебной деятельности. Вопросы: - какую задачу ставили на уроке? - удалось решить поставленную задачу? - каким способом? - какие получили результаты? - что нужно сделать еще? - где можно применить новое знание? - что на уроке у вас получалось хорошо? - над чем еще можно поработать?
Согласовывается домашнее задание.Возможен такой вариант домашнего задания, который включает в себя 2 части: а) обязательную - посильную для каждого ребенка, небольшую по объему (по нормам САНПиНа); б)необязательную часть - одно задание (лучше по выбору) творческого характера.
Урок рефлексии.
Уроки рефлексии направлены на фиксирование затруднений в собственной деятельности учащихся, выявление причин этих затруднений и построение проекта устранения выявленной причины затруднения, чаще всего в традиционном понимании это считаются уроки закрепления новых знаний. На уроках этого типа деятельность ученика должна быть организована по следующей структуре:
- Выявление индивидуальных затруднений;
- Локализация места затруднения;
- Выявление причины затруднения;
- Самостоятельное построение проекта выхода из затруднения;
- Анализ собственной деятельности по устранению причин затруднения.
Урок закрепления знаний.
1.Организационный момент. Во время организационного момента учитель устанавливает
тематические рамки повторяемого содержания.
2.Актуализации индивидуальных знаний.
Проводится письменная самостоятельная деятельность детей, которая заканчивается сопоставлением полученных результатов с образцами
3.Постановки проблемы.
На этом этапе учащиеся анализируют ситуацию и фиксируют допущенные ими ошибки, затем устраняют затруднения, организуют выявление причин
зафиксированных затруднений и разрабатывают проекты выхода их них.
Итогом всей этой проделанной работы становится создание алгоритма, согласно которому, ошибка должна быть исправлена в соответствии с правильным применением алгоритма.
4.Проговаривания причин типичных ошибок.
Прежде чем исправить ошибку, её надо проговорить, затем обсудить типовые затруднения, повторить формулировки алгоритмов и объяснить механизм их использования.
5.Самоконтроль и самопроверка.
При проведении самоконтроля и самопроверки, каждый учащийся выполняет только те задания из числа предложенных, в алгоритме выполнения которых он допустил ошибку, и сравнивает полученные ответы с образцом. Ребята, не допустившие ошибок, выполняют творческое задание.
6.Выполнение заданий с использованием различных технологий. Работа над этим этапом ведётся согласно содержанию заданий подобранных учителем.
7.Итог урока. Дети повторяют алгоритмы, вызвавшие затруднения, и анализируют допущенные ошибки.
Уроки-тренинги.
Уроки-тренинги – уроки активной мыслеречевой деятельности учащихся, ведущей формой организации на которых является групповая работа. В 1 классе – это работа в парах, со 2 по 4 класс можно проводить работу в четверках. Наиболее целесообразно использовать тренинги при обобщении и систематизации знаний учащихся.
1.Организационный момент.
Урок начинается с постановки задач, определения основных целей урока. Чтения эпиграфа к уроку, слова которого раскрывают свой особый смысл для каждого только в конце урока. Чтобы понять их, нужно «прожить» урок. Задача учителя, чтобы каждый ребенок почувствовал поддержку, доброе отношение к нему.
2.Самостоятельная работа.
Каждый ученик получает карточку с заданием. В задании вопрос и несколько
вариантов ответов. Правильным может быть один, два, а могут быть и все три варианта.
На этапе самостоятельной работы ученик должен рассмотреть все три варианта ответов, сделать выбор и подготовиться к объяснению своего выбора товарищу: почему он считает так, а не иначе. Для этого каждому необходимо использовать багаж своих знаний. Знания, полученные учащимися на уроках, выстраиваются в систему и становятся средством для доказательного выбора.
В процессе этой работы происходит не только систематизация, но и обобщение знаний, так как изученный материал выделяется в отдельные темы, блоки, происходит укрупнение дидактических единиц.
Работа в парах, четвёрках или более крупных группах строится следующим образом: поочередное высказывание мнений, обсуждение, принятие общего решения.
Эта работа требует от ребенка активной речевой деятельности, развивает умения слушать и слышать. Психологи утверждают: ученик удерживают в памяти 90% от того, что проговаривает вслух, и 95% от того, что узнаёт сам. В процессе тренинга ребенок и проговаривает, и объясняет, такие знания, полученные на уроках, становятся востребованными.
Огромную роль играет выслушивание различных мнений и доказательств. Экспертная оценка учителя. Обязательно после обсуждения учитель или учащиеся озвучивают верный вариант выбора.
3.Самооценка учеником своей выполненной работы.
На этом этапе ребёнок учится оценивать свои действия, планировать их, осознавать свое понимание или непонимание, свое продвижение вперед. Затем дети открывают новую карточку и дальнейшая работа проводится аналогичным способом.
4.Итог урока.
Учитель вместе с детьми подводит итоги проделанной работы. Обсуждает содержание слов эпиграфа. Каждый ребёнок имеет возможность высказать или не высказать свое отношение к эпиграфу, как он его понял.
Таким образом, На каждом уроке-тренинге последовательность заданий выстраивается соответственно алгоритму действий, которые формируют знания, умения, навыки учащихся по теме.
Уроки контроля, проверки знаний.
Развивающие уроки контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой: написание учащимися варианта самостоятельной или контрольной работы; сопоставление с эталоном выполнения этой работы, оценка учащимися результата сопоставления. В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант, можно провести следующие формы контрольных уроков: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический. 4. Обучение в парах и группах. Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования. Деятельностный подход в обучении позволяет учителю использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса. Эффективным является использование метода проектов в начальной школе.Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы. Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа. Как писал Выготский, «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно... Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Знаменитая «зона ближайшего развития» у Выготского - это как раз то, что лежит между материалом, который может быть усвоен ребенком только в процессе совместной деятельности, и тем, что он уже способен усвоить самостоятельно. Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, предлагаю ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Указываю на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешаю учащимся в случае разногласий задать вопрос учителю или учащимся с соседней парты. Выделяю на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут. В течение этого времени каждый ученик класса получает возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае необходимости еще раз получает разъяснение. Каждый при этом еще и выступает в роли эксперта. Это небольшое упражнение очень действенно. А проводить его можно, как и сразу после объяснения учителя и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания. Очевидно, что такое упражнение можно проводить при изучении самых разных тем. В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Положительным моментом такой работы является то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания. Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем. Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным. Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать системно-деятельностный подход в обучении младших школьников. Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые среди моих учеников, наглядно демонстрируют это утверждение. У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту. Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания.Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
5.Список используемой литературы.
1.Афонина Р.М. Развитие творческого мышления учащихся/ журнал «Начальная школа». 2007 №6.
2.Битянова М.Г. Групповая работа в школе //М., 2001
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.
4. Кубышева М.А. «Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности». – Москва. 2005.
5.Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы. – Вып.4. – М.: Просвещение. 2008.
6. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. — М.: Педагогика, 1975.
7. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.1977.
8. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками. – М.: Издательство Академии повышения квалификации переподготовки работников образования, 2006.
9. Мельникова Е.Л. Анализ уроков изучения нового материала. М.: Баласс, 2000.
10.Савенков А.И. Маленький исследователь: как научить младшего школьника приобретать знания. //Ярославль, 2002 11.Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. – 2007.- №4.
12.Кондаков, А.М. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова // Педагогика. – 2008.- №10. 13.Селевко Г.К., Современные образовательные технологии. М.:2000г. 14. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКТ в образовательном процессе младших школьников
Работа с компьютером является привлекательным для младших школьников видом деятельности. Использование информационных технологий в образовании, в том числе начальном, становится актуальной задачей шко...
Выступление по теме "Формирование универсальных учебных действий при организации образовательного процесса младших школьников"
Выступление на семинаре...
Использование ИКТ в образовательном процессе младших школьников
Использование средств ИКТ и Интернета уже в начальной школе приводит к повышению познавательной активности учащихся, к эффективности обучения. Основной целью работы учител...
Эффективность внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс младших школьников
опыт работы по эффективности внедрения здоровьесберегающих технологий...
Здоровьесбережение в образовательном процессе младших школьников
Усиление внимания к состоянию здоровья подрастающих поколений, появления здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях вызвано значительным ухудшением сос...
Творческий отчет "Использование здоровьесберегающих технологий для рациональной организации образовательного процесса младших школьников»
Творческий отчет учителя начальных классов "Использование здоровьесберегающих технологий для рациональной организации учебного процесса"...