Выступление по теме "Формирование универсальных учебных действий при организации образовательного процесса младших школьников"
материал по теме
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий при организации образовательного процесса младших школьников.
В соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования одной из основных целей начального общего образования является формирование учебной деятельности. Уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как результата образования в начальной школе. Психологическую составляющую этого результата образуют универсальные учебные действия (УУД).
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. И более узком значении об УУД можно говорить как о совокупности способов действия учащегося, которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, также включая организацию этого процесса.
Тем самым УУД выполняют следующие функции:
- обеспечивают возможность обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения: ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создают условия для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Выделяют четыре группы УУД:
- личностные;
- регулятивные;
- познавательные;
- коммуникативные.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные УУД направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
—самоопределение - формирование основ гражданской идентичности личности;
— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (позволяет учащемуся знать и понимать, какое значение, смысл имеет для него учение);
— нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор. Данное оценивание обеспечивает личностный моральный выбор.
Развитие учебных и познавательных мотивов в начальной
школе требует от учителя организации следующих условий:
-создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе;
- формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью);
- обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений;
-организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятию ответственности за свои поступки. В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:
-Целеполагание , а именно постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
-Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
-Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.
-Контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
-Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
-Оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
-Волевая саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, действия постановки задач и способы их решения задач.
Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения задач.
Общеучебные универсальные учебные действия включают в себя:
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации, применение методов информационного поиска;
- знаково-символические, моделироавние - преобразование объекта и из чувственной формы в модель.
Универсальные логические действия:
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций, т.е. умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, устанавливать аналогии.
Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.
При обучении различным предметам используются учебные задачи, с помощью которых формируются предметные знания, умения, навыки. Особенно широко они применяются в математике, физике, химии, географии, потому как в них, как правило, используются математические способы решения. Овладение общим приемом решения, усвоение последовательности позволит учащимся самостоятельно анализировать и решать различные типы задач.
В период начального образования основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий становится овладение моделированием.
В учебном моделировании выделяется несколько этапов
— предварительный анализ текста задачи;
— перевод текста на знаково-символический язык, который может осуществляться вещественными или графическими средствами;
— построение модели;
— работа с моделью;
— соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстами).
Каждый компонент деятельности моделирования имеет свое содержание со своим составом операций и своими средствами. Применительно к учебному процессу в школе в качестве наиболее значимых можно указать такие, как: абстрактность; лаконичность; обобщение и унификация; четкое выделение элементов, несущих основную смысловую нагрузку; автономность; структурность; последовательность представления элементов.
Коммуникативные универсальные учебные действия
обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности. Обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
К коммуникативным действиям относятся:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия);
— постановка вопросов (инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации);
— разрешение конфликтов (выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация);
— управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Речь учащихся невозможно совершенствовать вне связи с ее исходной коммуникативной функцией — функцией сообщения, адресованного реальному партнеру. Учителю необходимо организовать совместную деятельность учащихся, которая создаст условия для совершенствования способности ученика в описании, объяснении содержания совершаемых им действий в первую очередь в форме громкой социализированной речи.
В связи с этим очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия.
Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность.
Групповую работу можно организовывать как на уроках, так и во внеурочной деятельности, привлекая разные формы: проектные, тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков под руководством школьного психолога. Однако, данные рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе— атмосферы поддержки и заинтересованности.
Необходимо поощрять детей при высказывании личной точки зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой.
Овладение учащимися всеми видами УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.
Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, которые порождают широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
УУД можно сформировать только в процессе определенной учебной деятельности. Поэтому важно создать новые условия для такой деятельности.
Нельзя сформировать УУД, если образовательный процесс организован по- старому. Невозможно научить ребенка учиться, общаться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию. Поэтому реализация нового образовательного стандарта предполагает новую роль учителя, а также изменения самого образовательного процесса. Теперь учитель – организатор развития ученика, который понимает и знает не только как передать знания ребенку, но и как использовать урок для развития универсальных учебных действий.
Важно также понимать, что должен измениться сам образовательный процесс: нужно освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.
УУД должны быть связаны с определенным учебным предметом. Требования к их формированию должны отражаться в планируемых результатах освоения программ всех учебных предметов начальной школы. УУД должны выступать в качестве предмета обучения; выделяться в тематическом планировании каждого раздела предмета и уточняться поурочно в календарно-тематическом планировании. УУД должны являться инструментом или способом достижения цели и задач каждого урока. При этом учитель должен владеть видами и содержанием каждого из УУД и знать связи между ними.
Трудно работать на нашем сайте? Для Вас - Форум по часто задаваемым вопросам. - Написать |
Круглый стол Формирование универсальных учебных действий /Рабочий журнал команды № 2
Содержание [убрать]
|
"Сам себе режиссер"
Бугаева Ольга Алексеевна классный руководитель, МОУ Воробьевская СОШ, с. Воробьевка Воронежская область Двирная Ольга Владимировна педагог-психолог, КГООУ "Железногорская санаторно-лесная школа", г. железногорск Красноярский край Самохвалова Наталья Сергеевна педагог-психолог, МОУ "Канашевская СОШ", с.Канашево Челябинская область Бортникова Марина Александровна педагог-психолог, МОУ "Венгеровская СОШ", с.Венгеровка Ракитянский район Задоя Надежда Михайловна педагог-психолог, МОУ Школа №33, г.Тамбов Тамбовская область Макова Любовь Павловна педагог-психолог, МОУ Школа №34, г.Владимир Владимирская область Кузьмина Надежда Павловна педагог-психолог, МОУ Школа №34, г.Владимир Владимирская область
Дует ветер перемен Личность развивается Творчество, развитие, успех УУД программа называется
Межрегиональная команда психологов:
Такие разные Универсальные учебные действия
- регулятивные универсальные учебные действия
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценка - выделение и осознания учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий. Умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обощенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой напрвленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффетиктивности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирование компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Функции УУД включают - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области. УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических способностей учащегося. Владение УУД дает школьнику: - оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация) - объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию. учебе) - самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки(личностная позиция, российская и гражданская идентичность) 2. Ученик умеет составлять план действий 5. Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае необходимости 8. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения 9. Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того. что еще неизвестно 11. Ученик способен к волевому усилию 21. Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля 30. У ученика сформирован внутренний план действий 33. Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий 35. Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку Картинка-схема, изображающая регулятивные универсальные учебные действия
- умения регулировать свою деятельность: ставить цель с учетом изученного и усвоенного; составлять план и последовательность своих действий; прогнозировать уровень усвоения, результата, необходимого времени; контролировать с целью установления отклонений; корректировать (вносить дополнения), оценка качества усвоения; волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий).
2. Составить план и последовательность действий. 3. Составить прогноз деятельности. 4. Контролировать и оценивать процесс и результаты дейтельности 5. Внести необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия 6. Способен преодолевать учебные трудности, адекватно реагировать на ошибки. Учимся определять и находить УУД или о чем может рассказать мультик
|
Навигация
- Заглавная страница
- Нормативная база
- Сообщества
- Текущие события
- Для родителей
- Тренинги
- Мастер-классы
- Регионы
- Консультанты
- Методика
- Конкурсы
- Проекты
- Коллекция ЦОР
- От первых лиц
- Посоветуй
- Конференции
- Рассылка
- Форум
Поиск
Инструменты
- Последнее изменение этой страницы: 12:28, 22 ноября 2010.
- К этой странице обращались 5802 раза.
- Политика конфиденциальности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по формированию универсальных учебных действий в ходе образовательного процесса
Готовность учителя к использованию УУД включает:- владение содержанием каждого из УУД и связей между ними;- умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета, возра...
СУЩНОСТЬ, ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ПРИЕМЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Понятие "универсальные учебные действия", виды УУД, связь с содержанием учебных предметов, планируемые результаты в освоении школьниками УУД по завершении начального обучения....
Выпускной проект «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира младших школьников»
В проекте показаны пути формирования познавательных УУД...
Презентация «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира младших школьников»
Презентация составлена к проекту по той же теме....
Формирование универсальных учебных действий как основа формирования личности младшего школьника
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт....
Авторская программа "Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях с младшими школьниками".
Концепция развития универсальных учебных действий, которая является составной частью Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС), признает целенаправленное планомерное...
Формирование универсальных учебных действий при организации проектной деятельности младших школьников
Актуальность: Важнейшей задачей современной школы является формирование системы универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться» Проектная деятельность, организ...