Выступление по теме "Формирование универсальных учебных действий при организации образовательного процесса младших школьников"
материал по теме

Исакова Елена Николаевна

Выступление на семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isakova_e.n.docx415.73 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий при организации образовательного процесса младших школьников.

В соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования одной из основных целей начального общего образования является формирование учебной деятельности. Уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как результата образования в начальной школе. Психологическую составляющую этого результата образуют универсальные учебные действия (УУД).

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. И более узком значении об УУД можно говорить как о совокупности способов действия учащегося, которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, также включая организацию этого процесса.

Тем самым УУД выполняют следующие функции:

  • обеспечивают возможность обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения: ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создают условия для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
  • обеспечивают успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Выделяют четыре группы УУД:

  • личностные;
  • регулятивные;
  • познавательные;
  • коммуникативные.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные УУД направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

самоопределение -  формирование основ гражданской идентичности личности;

смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (позволяет учащемуся  знать и понимать, какое значение, смысл имеет для него учение);

нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.  Данное оценивание обеспечивает личностный моральный выбор.

Развитие учебных и познавательных мотивов в начальной

школе требует от учителя организации следующих условий:

-создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе;

- формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью);

- обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений;

-организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятию ответственности за свои поступки. В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:

-Целеполагание , а именно постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

-Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

-Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

-Контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

-Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

-Оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

-Волевая саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, действия постановки задач и способы их решения задач.

Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения задач.

Общеучебные универсальные учебные действия включают в себя:

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации, применение методов информационного поиска;

- знаково-символические,  моделироавние - преобразование объекта и из чувственной формы в модель.

Универсальные логические действия:

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований  и критериев для сравнения,  классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций, т.е. умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, устанавливать аналогии.

Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.

При обучении различным предметам используются учебные задачи, с помощью которых формируются предметные знания, умения, навыки. Особенно широко они применяются в математике, физике, химии, географии, потому как в них, как правило,  используются математические способы решения. Овладение общим приемом  решения, усвоение последовательности позволит учащимся самостоятельно анализировать и решать различные типы задач.  

В период начального образования основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных  действий становится овладение моделированием.

В учебном моделировании выделяется несколько этапов

— предварительный анализ текста задачи;

— перевод текста на знаково-символический язык, который может осуществляться вещественными или графическими средствами;

— построение модели;

— работа с моделью;

— соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью (с текстами).

Каждый компонент деятельности моделирования имеет свое содержание со своим составом операций и своими средствами. Применительно к учебному процессу в школе в качестве наиболее значимых можно указать такие, как: абстрактность; лаконичность; обобщение и унификация; четкое выделение элементов, несущих основную смысловую нагрузку; автономность; структурность; последовательность представления элементов.

Коммуникативные универсальные учебные действия 

обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности. Обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

К коммуникативным действиям относятся:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия);

— постановка вопросов  (инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации);

— разрешение конфликтов  (выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация);

— управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Речь учащихся невозможно совершенствовать вне связи с ее исходной коммуникативной функцией — функцией сообщения, адресованного реальному партнеру. Учителю необходимо организовать совместную деятельность учащихся, которая создаст условия для совершенствования способности ученика  в описании, объяснении содержания совершаемых им действий в первую очередь в форме громкой социализированной речи.

В связи с этим очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия.

Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность.

Групповую работу можно организовывать как на уроках, так и во внеурочной деятельности, привлекая разные формы: проектные, тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков под руководством школьного психолога. Однако, данные рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе— атмосферы поддержки и заинтересованности.

Необходимо поощрять детей при высказывании личной точки зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой.

Овладение учащимися всеми видами УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

        Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, которые порождают широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

УУД можно сформировать только в процессе определенной учебной деятельности. Поэтому важно создать новые условия для такой деятельности.

 Нельзя сформировать УУД, если образовательный процесс организован по- старому. Невозможно научить ребенка учиться, общаться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию. Поэтому реализация нового образовательного стандарта предполагает новую роль учителя, а также изменения самого образовательного процесса.  Теперь учитель – организатор развития ученика, который понимает и знает не только как передать знания ребенку, но и как использовать урок для развития универсальных учебных действий.

Важно также понимать, что должен измениться сам образовательный процесс: нужно освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.

УУД должны быть связаны с определенным учебным предметом. Требования к их формированию должны отражаться в планируемых результатах освоения программ всех учебных предметов начальной школы. УУД должны выступать в качестве предмета обучения; выделяться в тематическом планировании каждого раздела предмета и уточняться поурочно в календарно-тематическом планировании. УУД должны являться инструментом или способом достижения цели и задач каждого урока. При этом учитель должен владеть видами и содержанием каждого из УУД и знать связи между ними.

        

Трудно работать на нашем сайте? Для Вас - Форум по часто задаваемым вопросам. - Написать

Круглый стол Формирование универсальных учебных действий /Рабочий журнал команды № 2

Содержание

[убрать]

Давайте познакомимся

  • Название команды

"Сам себе режиссер"

  • Состав команды


Чернышова Валентина Михайловна зав.лабораторией психологического сопровождения УВП, ТОИПКРО, г.Тамбов Тамбовская область 

Бугаева Ольга Алексеевна классный руководитель, МОУ Воробьевская СОШ, с. Воробьевка Воронежская область 

Двирная Ольга Владимировна педагог-психолог, КГООУ "Железногорская санаторно-лесная школа", г. железногорск Красноярский край 

Самохвалова Наталья Сергеевна педагог-психолог, МОУ "Канашевская СОШ", с.Канашево Челябинская область 

Бортникова Марина Александровна педагог-психолог, МОУ "Венгеровская СОШ", с.Венгеровка Ракитянский район 

Задоя Надежда Михайловна педагог-психолог, МОУ Школа №33, г.Тамбов Тамбовская область 

Макова Любовь Павловна педагог-психолог, МОУ Школа №34, г.Владимир Владимирская область 

Кузьмина Надежда Павловна педагог-психолог, МОУ Школа №34, г.Владимир Владимирская область 

  • Девиз

Дует ветер перемен 

Личность развивается 

Творчество, развитие, успех 

УУД программа называется


Если знаешь зачем,то вытерпишь любое как!--Макова, Кузьмина 19:09, 20 октября 2010 (UTC)

Фотографии участников команды

Межрегиональная команда психологов: 

Двирная Ольга Владимировна

Самохвалова Наталья Сергеевна

Бугаева Ольга Алексеевна

Бортникова Марина Александровна

Макова Любовь Павловна и Кузьмина Надежда Павловна

Такие разные Универсальные учебные действия

  • Сущность рассматриваемой вами группы универсальных учебных действий

- регулятивные универсальные учебные действия


Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознания учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

Умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обощенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой напрвленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффетиктивности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирование компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции УУД включают 

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических способностей учащегося.

Владение УУД дает школьнику:

- оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация)

- объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию. учебе) 

- самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки(личностная позиция, российская и гражданская идентичность)

2. Ученик умеет составлять план действий

5. Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае необходимости

8. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения

9. Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того. что еще неизвестно

11. Ученик способен к волевому усилию

21. Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля

30. У ученика сформирован внутренний план действий

33. Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий

35. Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку

Картинка-схема, изображающая регулятивные универсальные учебные действия

[1] 

  • Роль данного вида УУД для школьника

- умения регулировать свою деятельность: ставить цель с учетом изученного и усвоенного; составлять план и последовательность своих действий; прогнозировать уровень усвоения, результата, необходимого времени; контролировать с целью установления отклонений; корректировать (вносить дополнения), оценка качества усвоения; волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий).


1. Может поставить учебную задачу.

2. Составить план и последовательность действий.

3. Составить прогноз деятельности.

4. Контролировать и оценивать процесс и результаты дейтельности

5. Внести необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия

6. Способен преодолевать учебные трудности, адекватно реагировать на ошибки.

Учимся определять и находить УУД или о чем может рассказать мультик

==

Анализ мультиков

==*

  • Названия анализируемых мультиков "Чучело Мяучело", "Винни Пух", "Как обезьянки обедали" 

Какие универсальные учебные действия мы можем «найти» в данных мультиках: 

  • Коммуникативные универсальные учебные действия
  • Познавательные универсальные учебные действия
  • Регулятивные универсальные учебные действия
  • Личностные универсальные учебные действия


Что полезного в плане формирования УУД может быть транслировано ребенку через данный мультик? Ответ поясните 

1. Мультфильм "Чучело Мяучело" 

  • Необходимость планирования сотрудничества (определение эффективных способов взаимодействия), умения с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации (владение диалогической речью), управления поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий партнера)
  • Формирование рефлексии способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы
  • Адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку
  • Установление связи между целью деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется

2. Мультфильм "Винни пух" 

  • Необходимость выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
  • Прогнозирование результатов деятельности
  • Контроль, коррекция и оценка действий партнера по общению
  • Установление связи между целью деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется

3. Мультфильм "Как обезьянки обедали" 

  • Необходимость выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
  • Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;прогнозирование результатов деятельности;контролировать и оценивать процесс и результаты дейтельности;внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;преодолевать учебные трудности, адекватно реагировать на ошибки
  • Контроль, коррекция и оценка действий партнёра по общению
  • Установление связи между целью деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется

  • Размещенный мультик

Дорогие коллеги команды 1,3,4! Предлагаем вам на обсуждение мультфильм "Мешок яблок" 

Какие УУД спрятаны в мультфильме? 

  • Личностные УУД :Умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку
  • Коммуникативные УУД: способность сотрудничать с другими людьми, осуществлять продуктивное взаимодействие.
  • Коммуникативные УУД:умение взаимодействовать с другими животными,помогать им,договариваться,дружить.Участник 3 команды Терещенко Ирина Михайловна 

  • Просмотрите ролики других команд - в обсуждении Рабочего журнала команды оставьте ваш комментарий, где напишите, какие УУД "спрятаны" в мультфильме.

Как сформировать Универсальные учебные действия?

Список технологий формирования УУД 

1. Для развития умения оценивать свою работу, дети сами по предложенному алгоритму учатся оценить свое задание. 2. Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания. 3. Учитель не сравнивает детей между собой. 4. Учитель показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. 5. Учитель рассказывает на уроке новый материал, привлекая детей к открытию новых знаний. 6. Учитель обучает детей приемам работы в группах. 7. Учитель показывает, как можно прийти к единому решению в работе в группах. 8. Учитель вмешивается в учебные конфликты , проговаривая (направляя,показывая) образец. 9. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку. 10. Учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей. 11. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией –пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. 12. Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления. 13. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации. 14. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности. 15. Учитель предпочитает формировать нужные ценности, прибегая к диалогическому общению и включая детей в процесс. 16. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. 17. Учитель находит способ увлечь детей знаниями. 18. Учитель показывает смысл учения, однако делает это в «корректной» форме. 19. Учитель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия. 20. Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей. 21. Учитель дает шанс исправить ошибку. 22. Учитель включает детей к открытие новых знаний. 23. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. 24. Учитель позволяя другим детям участвовать в процессе оценивания ответов. 25. Учитель помогает ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха. 26. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. 27. Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что –то делать 28. Учитель показывает то, что ошибка –это нормально –главное –уметь учиться на ошибках. 29. Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости. 30. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других. 31. Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд. 32. Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности. 33. Учитель ненавязчиво транслирует смысл учения детям. 34. Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде 35. В конце выполнения задания, конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет. 36. Учитель на уроке использует специализированные развивающие задания, постановки вопросов, например, таксономию учебных задач Д. Толлингеровой. 37. Учитель и ребенок –общаются с позиции «на равных». 38. Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. 39. Учитель и ученики вместе решают возникаемые учебные проблемы. 40. Учитель строит урок в деятельностной парадигме. 41. Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ. 42. Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций. 43. Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных. 44. Учитель учит детей планировать свой досуг. 45. Учитель организует конструктивную совместную деятельность. 46. Учитель строит урок, учитывая структуру формирования умственных действий П. Гальперина.

Памятка для учителя Как можно развивать регулятивные универсальные учебные действия Памятка для учителя 


|

Анализируем мероприятия, направленные на развитие УУД и проектируем собственные

  • схемы-модели

Фрагмент модели "Новые результаты начального образования и пути их достижения" Команда "Сам себе режиссер" [2] 


Модель взаимосвязи УУД [3] 


|

Анализ предложенного урока

Данный урок не позволяет формировать УУД. Учитель ничего не делала для формирования личностных, регулятивных УУД. Для формирования коммуникативных УУД попыталась вести работу в командах. Для формирования познавательных ввела в занятие проектный метод, но неудачно.

Какие ошибки допустил учитель? 

  • Учитель не обращает внимание на развивающую ценность любого задания.
  • Учитель не показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
  • Учитель не рассказывает на уроке новый материал, привлекая детей к открытию новых знаний.
  • Учитель не обучает детей приемам работы в группах.
  • Учитель не вмешивается в учебные конфликты , проговаривая (направляя,показывая) образец.
  • Учитель на уроке не уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку.
  • Учитель не прибегает к диалогическому общению с детьми.
  • Учитель не считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия.
  • Учитель не организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд.
  • Учитель не учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.
  • Учитель не показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде
  • В конце выполнения задания, конце урока учитель не оценивает вместе с детьми то, чему дети научились, что получилось, а что нет.
  • Учитель на уроке не использует специализированные развивающие задания.
  • Если это учитель начальных классов, ио он уже видел детей утром и поздоровался с ними, зачем снова здороваться на уроке.
  • Если учитель поделил учеников на команды, то тогда надо чтобы дети придумали название своим командам.
  • Структура занятия не формирует у детей мотивацию к занятию и не актуализирует на совместную и индивидуальную работу.
  • Не подведен итог занятия.


Что бы вы сделали по-другому? Ответы запишите в Рабочем журнале.

1. Изменили бы структуру урока.

2. Исправили бы ошибки, которые допустил учитель (они перечислены выше)

Ход урока: 1. Организационный момент 

Долгожданный дан звонок,начинается урок.Все ль на месте?Всё ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка?Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят?

  • Индивидуальное задание (Упражнение "Расшифруй загадку и зашифруй к ней ответ")
  • Фронтальная работа (Игра-разминка "Правда ли это?")

2. Актуализация знаний устный счет ( интерактивная презентация)

3. Постановка цели урокаРешила старушка ватрушки испечь.Поставила тесто да печь затопила. Решила старушка ватрушки испечь,А сколько их надо — совсем позабыла.Три штучки — для внучки, Три штучки — для деда,Три штучки — для Тани,Дочурки соседа...Считала, считала, да сбилась, А печь-то совсем протопилась!Помоги старушке сосчитать ватрушки.

4. Открытие нового знания и первичное закрепеление 

5. Физкультминутка 

Физкультминутка для глаз Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано - Где окно, а где кино.Обведу я ими круг,Погляжу на мир вокруг.

Общая физкультминутка 

Буратино потянулся. Раз – нагнулся. Два – прогнулся. Руки в стороны развёл. Видно, ключик не нашёл. Улыбнулся – и пошёл.

6. Повторение изученного 

Используется "Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Математика 2 класс."

7.Домашнее задание

8.Итог урока

  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Теперь я могу…

Размещение ссылки на созданный урок

Урок по психологии в 1 классе 

"Бюро находок" 

  • С моей точки зрения игры "Угадай-ка" и "Назови сказку" можно тоже связвть с темой преодоления трудностей. Очнь интересно. Спасибо!--Павлова Елена 09:13, 26 октября 2010 (UTC)
  • Я считаю занятие увлекательным,интригующее начало,актуальные для школьников трудности и советы по их преодолению.Спасибо! Терещенко Ирина0.26,27 октября 2010
  • Мне кажется, что это занятие для более старшего возраста,хотя ход очень творческий. Шульц Н.В.
  • Отлично! Мне понравилось очень, содержательно, можно использовать как интегрированное занятие учитель + психолог--Макова 07:25, 30 октября 2010 (UTC)
  • отличный урок,использовано много разнообразных видов заданий, направленных на формирование УУД--Майя 14:18, 17 ноября 2010 (UTC)
  • Мне кажется, что урок выстроен профессионально с учетом возрастных особенностей ребенка. Даже точнее здесь

в привычной для ребенка форме игры-сказки развиваются УУД развиваются и формируются быстрее и ествественне, нежли в условиях обычного урока, к которому ребенок еще только привыкает.Единственная проблема - это время. т.к все это уложить в небольшой отрезок времени сложно. Можно, наверное, разбить на этапы.--Юлия Терешихина 20:36, 18 ноября 2010 (UTC)

Роль психолога в обновленной системе

Наш план действий

Давайте вместе составим план действий. Какие шаги необходимо предпринять психологу в школе, чтобы успешно действовать в направлении проектирования и реализации стандартов нового поколения

1. Мы планируем предпринять в школе для работы в данном направлении или уже реализуем:

  • Провести психологические семинары для педагогов, с информированием по УУД и показом мастер-класса "Психологические уроки в начальной школе, с учетом формирования УУД" (Двирная О.)
  • Активная помощь и поддержка завучей и педагогов в составлении учебных программ по новым стандартам (Двирная О.)
  • В течении года индивидуальные консультирования педагогов по разработке уроков с учетом формирования УУД. (Двирная О.)
  • реализация программы психологического сопровождения личности младшего школьного возраста--Макова 08:47, 30 октября 2010 (UTC)
  • Психологическое сопровождение Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников 

1. разработать теоретическую психолого-педагогическую модель духовно-нравственного развития личности младшего школьного возраста (структурные компоненты, их обоснование); 2. Подобрать комплекс методик, ориентированных на изучение духовно-нравственной сферы личности младших школьников; 3. Составить программу по духовно-нравственному воспитанию «Надежда» (1 класс «Мир твоей души, 2 класс «Азбука нравственности», 3 класс «Азбука мудрости», 4 класс «Этические ценности русской культуры», неделя «Духовный посох») --Макова 08:47, 30 октября 2010 (UTC)

  • Главное, что здесь есть понимание, что психолог ни один реализует это направление, отсюда и более четкое понимание и определение направлений деятельности и мероприятий в рамках этих направлений.--Юлия Терешихина 21:34, 18 ноября 2010 (UTC)

2. Оставьте отзыв в обсуждении плана:

  • Идея хорошая, но немного непонятны сроки их выполнения (команда "Универсалы")
  • План интересный, особенно понравилось, что акцент на работе с педагогом. Что за мероприятие "позитивный настрой"? Это, безусловно, важный момент, хотелось бы поподробнее. В ответственных везде психолог на первом месте. А так ли это в реальности? Понравилось про безопасность ребенка. (Команда 3)
  • Четкость, краткость и главное отсутствие большого объема не нужных дел для психолога (команда №4)
  • Главное, что здесь есть понимание тго, что психолог ни один реализует это направление, отсюда и более четкое определение направлений деятельности и мероприятий в рамках этих направлений.--Юлия Терешихина 21:34, 18 ноября 2010 (UTC)

Категория: Мастер-класс

Навигация

Поиск

 

Инструменты


      
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по формированию универсальных учебных действий в ходе образовательного процесса

Готовность учителя к использованию УУД включает:- владение содержанием каждого из УУД и связей между ними;- умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета, возра...

СУЩНОСТЬ, ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ПРИЕМЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Понятие "универсальные учебные действия", виды УУД, связь с содержанием учебных предметов, планируемые результаты в освоении школьниками УУД по завершении начального обучения....

Формирование универсальных учебных действий как основа формирования личности младшего школьника

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным  развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт....

Авторская программа "Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях с младшими школьниками".

Концепция развития универсальных учебных действий, которая является составной частью Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС), признает целенаправленное планомерное...

Формирование универсальных учебных действий при организации проектной деятельности младших школьников

Актуальность: Важнейшей задачей современной школы является формирование системы универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться» Проектная деятельность, организ...