Использование ИКТ в образовательном процессе младших школьников
статья по теме
Использование средств ИКТ и Интернета уже в начальной школе приводит к повышению познавательной активности учащихся, к эффективности обучения.
Основной целью работы учителя по развитию познавательной активности учащихся начальных классов с использованием ИКТ является создание условий, обеспечивающих: мотивацию к образованию и саморазвитию личности школьника, её интеллектуального и духовного начала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sedleckaya_rp_04.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ в образовательном процессе младших школьников
Р. П. Седлецкая, учитель начальных классов,
МКОУ «Желанновская СОШ»,
с. Желанное, Одесский район, Омская область,
E-mail: sedletskaya1968@mail.ru
«Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы».
А.П. Семенов
Сегодня, в период перехода к информационной культуре, перед образованием стоит задача — подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. Важной целью образования в данных условиях становится подготовка учеников к самостоятельному решению проблемных ситуаций, к овладению самостоятельной деятельностью, направленной на развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся, учитывая их психологические способности. В Концепции государственного стандарта общего образования сказано: «Развитие личности — смысл и цель современного образования… Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы». Современная жизнь требует гибкости мышления и творческого подхода к решению проблем. Значит и мы должны находить уже более другие формы для реализации поставленных задач. 1)Использование средств ИКТ и Интернета уже в начальной школе приводит к повышению познавательной активности учащихся, к эффективности обучения.
Основной целью работы учителя по развитию познавательной активности учащихся начальных классов с использованием ИКТ является создание условий, обеспечивающих: мотивацию к образованию и саморазвитию личности школьника, её интеллектуального и духовного начала.
Детским увлечением Интернетом и другими элементами ИК - технологий вполне можно воспользоваться для пробуждения у детей познавательных интересов, расширения сферы этих интересов. Однако реализация его требует «продвинутых» педагогических технологий: специального учебно-методического и дидактического обеспечения, создания соответствующих организационных условий. Тем более в век инновации новых технологий.
Ведь обществу нужны самообразованные личности, которые способны в дальнейшем самореализоваться. Значит мы - учителя должны искать такие пути, чтоб пробудить у ребят интерес к самопознанию.
Внедрение ИКТ в учебный процесс способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления, приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем. Главная цель ИКТ- появление новых видов учебной деятельности. Эти задачи ставит перед нами в нынешнее время ФГОС. Я в своей работе для того, чтобы активизировать учебный процесс и вовлечь в него даже слабых учащихся попыталась расширить деятельность ИКТ на уроках. На своих уроках я стала проводить индивидуальную, парную, групповую работы на компьютере - это позволяет использовать индивидуальный подход в работе. При этом многие карточки внесла естественно на компьютер. Если на традиционные карточки реагировали безынициативно, то на компьютере с интересом, а главное они стали дома готовить все таблицы, учить правила без нажимов со стороны взрослых. Только для того, чтоб повысить свою оценку при индивидуальной работе в классе или улучшить время прохождения тестов. Уже в начальных классах я провела с ребятами полностью проектно - исследовательскую работу с использованием ИКТ. Ведь именно исследовательская проектная деятельность способствует развитию всех качеств, присущих самостоятельности в выборе проблемной ситуации и нахождении путей ее реализации. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который выстраивает процесс познания, его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации.
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» встраивается новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
Задача системы общего образования – заложить основы информационной компетентности личности, которая представляет собой единство мотивационной, теоретической и практической готовности и способности школьника к осуществлению информационной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Одним из результатов обучения и воспитания в школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Компьютерные технологии создают более высокий уровень наглядности, тем самым повышается эффективность любого урока. Они дают возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Применение компьютера и компьютерных технологий облегчает образовательный процесс и одновременно повышает его эффективность.
Компьютерные технологии позволяют:
- делать урок более интересным, разнообразным, наглядным;
- вовлечь всех учащихся в учебный процесс;
- вводить изучение нового с использованием ИКТ;
- выиграть время для более интенсивного обучения;
- способствовать саморазвитию учащихся и их творческого потенциала;
В образовательном процессе расширяется возможность самостоятельной деятельности учащихся. Повышается объем выполняемой работы на уроке почти в 2 раза. Информационные технологии призваны научить ученика применять свои знания на практике. ИКТ позволяет реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
-принцип равенства позиций
-принцип доверительности
-принцип обратной связи
-принцип занятия исследовательской позиции.
Основной целью применения ИКТ является развитие мышления, формирование приемов мыслительной деятельности.
Учителем используются следующие развивающие методы и приемы:
метод анализа
метод сравнения
метод обобщения
метод классификации
формулировка понятий
внутренний план действий
Метод проектов не мыслим без применения новых информационных технологий, компьютерных, в первую очередь. Именно новые информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этого метода, реализовать заложенные в нем потенциальные возможности. В начальной школе проектная деятельность занимает особое место, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть и решить проблему.
Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях. Повышается качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолеть трудности, вносит радость в жизнь ребенка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
При разработке урока с использованием компьютерных технологий обязательно следует уделять особое внимание заботе о здоровье учащихся. ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию: помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где это необходимо.
При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Использование ИКТ создаёт атмосферу творческого поиска, помогающую школьнику как можно более полно раскрыть свои способности, существенно повышает уровень самопознаний, творческую и познавательную активность учащихся. И только умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Привить это умение – наша задача.
Список использованной литературы
1) Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. //Начальная школа 2009 год № 2, с.38 – 43
2) Царегородцева Е.М. Использование информационно - коммуникационных технологий в начальных классах. [Электронный ресурс] //
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,17023/Itemid,118/
3)Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006
4) Емельянова Т. В Информационные образовательные технологии в школе. — URL: http// festval.1september.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКТ в образовательном процессе младших школьников
Работа с компьютером является привлекательным для младших школьников видом деятельности. Использование информационных технологий в образовании, в том числе начальном, становится актуальной задачей шко...
Урок русского языка с использованием ИКТ в образовательном процессе младших классов. Тема "Доброта" русский язык 4 класс
Цель урока- вовлечение каждого ученика в активный познавательный поцесс. На уроке применяется мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации детского проекта. Комбинированный, интегрированн...
Публикация на тему: "Системно-деятельностный подход и организация урока в образовательном процессе младших школьников"
Публикация содержит анализ технологии системно-деятельностного подхода и возможность его применения в образовательной программе Школа России...
Выступление по теме "Формирование универсальных учебных действий при организации образовательного процесса младших школьников"
Выступление на семинаре...
Использование ИКТ в образовательном процессе младших школьников.
Отчёт по использованию ИКТ в образовательном и воспитательном процессе младших школьников. Перечень электронных пособий и компьютерного оборудования в кабинете начальных классов....
Творческий отчет "Использование здоровьесберегающих технологий для рациональной организации образовательного процесса младших школьников»
Творческий отчет учителя начальных классов "Использование здоровьесберегающих технологий для рациональной организации учебного процесса"...