Маленькие «вундеркинды» и создание оптимальных условий для их развития.
статья по теме

Бутикова Галина Петровна

 

Статья из опыта работы «Маленькие  «вундеркинды» и создание оптимальных условий для их развития» в сборнике материалов областной научно-практической конференции Тамбовского областного  института повышения квалификации работников образования «Создание системы работы с одаренными детьми в условиях Тамбовской области» (Тамбов, 2009).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_malenkie_vunderkindy.docx33.84 КБ

Предварительный просмотр:

Маленькие «вундеркинды»

и создание оптимальных условий для их развития.

Учитель начальных классов

МОУ Кузьмино-Гатьевская СОШ

Тамбовского района

Бутикова Г. П.

                                                                                                                                                                           «Способности – объяснение вашего успеха»

                                                                                                                                             Г. Томпсон.

     В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности.

На смену ориентации общества, главным образом, на развитие техники

и технологий, на широкую информатизацию всех сфер жизни общества приходит

эра нового, личностного образования. Становится очевидным, что процветание общества будет прямо зависеть от развития духовных, личностных ресурсов человека, от эффективности создания творческого пространства для развития всех способностей детей, их творческих и личностных возможностей.  

  Одаренность - это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешное выполнение деятельности. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

   К большому сожалению, далеко не каждый ребенок способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

   Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — создать условия для развития каждого ребенка, в том числе и для развития одаренных детей, развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. 

   Традиционная стратегия образования тормозит развитие общих и  специальных способностей растущего человека, что порождает значительное число неудачников. В число детей с высоким уровнем обученности попадают учащиеся со средним и даже низким уровнем развития интеллекта. Среди детей со средним и даже низким уровнем обученности можно встретить учеников с высоким уровнем развития интеллекта, который не реализовал себя в учебной деятельности. Причины такого дисгармоничного развития ребенка в процессе образования следующие:

  1. сохранение репродуктивных технологий обучения, ориентированных на усвоение готовых знаний, а не на развитие продуктивных видов мышления;
  2. неподготовленность педагога к работе с одаренными детьми, занижение уровня их познавательной деятельности по сравнению с их возможностями;
  3. снижение социальной мотивации образования и духовной культуры общества в целом.

  Одним из путей разрешения этих причин считаю создание условий для развития учебно-познавательной деятельности учащихся, включение каждого обучаемого в творческую деятельность с учетом его индивидуальных способностей, развитие у воспитанника способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности.

    Для меня главное – хорошо знать индивидуальные особенности каждого ученика, добиваться от него оптимальной мыслительной деятельности. При поступлении детей в школу провожу диагностику школьной зрелости, которая помогает определить уровень развития ребенка, тип восприятия, особенности психического развития. Это позволяет более уверенно подойти к работе, выбирать такие формы подачи учебного материала, которые наиболее соответствуют индивидуальным наклонностям и психологическим особенностям обучаемых.  

    При организации самостоятельной работы на уроках учитываю индивидуальные особенности учащихся, используя для этого эффективные формы и методы. Наиболее ценный из них - дифференцированный подход, когда учащийся получает «посильное» задание. Каждому ученику предлагается выбрать самый оптимальный вариант. Задания  предлагаются не ниже уровня, указанного в Стандарте образования, что позволяет каждому учащемуся приобрести ЗУН на удовлетворительную оценку. Однако, чем выше способности ученика, тем сложнее задания, предлагаемые для выполнения. Это стимулирует процесс познания у обучаемых со средним и высоким уровнем. Кроме того, карточки для учащихся с самым высоким баллом содержат проблемные и нестандартные задания, что позволяет развивать их творческие способности.

Дифференцированные задания.

Русский язык.

       Тема: «Правописание слов с двойными согласными»

1 уровень.

 1. Прочитай. Подчеркни удвоенные согласные.

   Аллея, ссора, симметрия, профессор, троллейбус, Алла, дрожжи, теннис, миллион, килограмм, пассажир.

 2. Раздели слова для переноса по образцу:

         Ал-лея        

 Подсказка! Если двойная согласная стоит в начале  или в       конце, то слово для переноса дели так:

      Ссо-ра

2 уровень.

  1. Образуй и напиши слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?

 Класс-

 Весна-

 Рано-

  1. Измени слова по образцу. Определи часть речи.

Образец: металл-посуда (какая?)   

     прил.                          сущ.

  Металлическая  посуда

  класс- доска

  конь-отряд

  ванна-комната

3 уровень.

1.Напиши к словам близкие по значению слова (синонимы) с удвоенной согласной.

    Алмаз-

   Дорогой-

  Наглый-

 Опрятный-

2. Составь и напиши предложения со словами: пассажир, экспресс, утренний, Москва.

   На уроке систематически провожу индивидуальную работу с одаренными  детьми, используя карточки-консультанты для самостоятельного закрепления изученного материала и карточки-помощники при выполнении самостоятельной работы и домашнего задания.

Математика

Решение задачи (2класс)

«Строители построили за год 17 одноэтажных домов, 20 двухэтажных, а трехэтажных на 3 дома больше, чем одноэтажных и двухэтажных вместе. Сколько трехэтажных домов построили за год?»

                                              Карточка-помощница.

Рассмотри краткое условие задачи.

       1-этаж. – 17 д.

?  Д

       2- этаж. – 20 д.

       3-этаж. - ? д., на 3 д. больше

      Ответь на вопросы.

    - Сколько было одноэтажных домов?

    - Сколько было двухэтажных домов?

    - Что известно о трехэтажных домах?

    - Повтори вопрос задачи?

          Реши задачу

     1.  Узнай, сколько было одноэтажных и двухэтажных домов вместе?

                           +          =

     2. Узнай, сколько было трехэтажных домов?

                        +         =

     3. Запиши ответ.

        Проверь ответ.                                            

                     Ответ:40 домов.

Карточка-консультант. (1уровень)

Запиши краткое условие задачи. Если затрудняешься, воспользуйся схемой- опорой.

                 -

                 -                          ? 

                  

                  -  ?, на       больше

Для решения задачи проведи рассуждения, используя перфокарту 1.

1.Зная, что

2.Я могу узнать

3.А чтобы узнать

4.Выполни решение.

           Проверь ответ.          Ответ:40 домов.

Карточка-консультант. (2уровень)

Запиши краткое условие, используя схему-чертеж.

                                               

                                                        на       больше

                                             

                                            ?д.

Для решения задачи проведи рассуждения, используй перфокарту 2.

Для ответа на вопрос надо знать:

А)

Б)

В)

       2. В задаче известно:

                    Неизвестно:

                    Но сказано,

Значит, сначала узнаю

 Затем узнаю  

Реши задачу, запиши решение одним выражением.

(       *       ) *     

 Проверь ответ. Ответ: 40 домов. 

  Чтобы каждый урок был эффективным, живым и интересным, стараюсь создать хорошую мотивацию на каждом этапе урока, включая интересные факты, занимательные задания, игровые и проблемные ситуации. Проблемные ситуации погружают ребенка в исследовательскую деятельность, которая требует самостоятельных мыслительных процессов, повышает память, развивает логическое мышление. При подборе заданий для уроков руководствуюсь следующими принципами:

  1. каждое задание представлено в нестандартной интересной для детей форме и построено на доступном материале;
  2. каждое задание несет в себе определенную умственную нагрузку;
  3. каждое задание несет в себе ярко выраженную целевую направленность на развитие и совершенствование одного или нескольких процессов: внимания, воображения, восприятия, мышления, памяти. Это повышает у детей интерес к обучению, создает ситуацию успеха.

 Слово в моем представлении - это живое существо. Оно, подобно человеку, может радоваться, грустить, обижаться. Слово может быть или добрым, или злым, т.е. внутри себя содержать или положительный, или отрицательный заряд, или может быть со знаком “+” и “-”. После объяснения этого говорю: “Произнесите любое слово, обозначающее предмет. Доброе оно или злое? Определите его знак. А теперь представьте себе, что это слово выступает в качестве магнита. Назовите возможные слова, способные притягиваться к данному слову по принципу «доброе тянется к доброму”. Подумав, дети называют. Образуется своеобразное магнитное поле слов. У каждого ученика свои варианты. Происходит непроизвольное наращивание лексики, мотивированной внутренними мыслительными ассоциациями ребенка. На основе этого следует задание: составить текст, определить его тип. Например: слово дружба (“+”): мир, радость, счастье, друг, смех, помощь. Такие задания могут быть групповыми (на уроке) и индивидуальные (домашнее задание). Успех выполнения подобных заданий, обеспечивается систематической, целенаправленной, словарной работой, высоким уровнем владения теоретическим материалом, непредусмотренным программой начальных классов.   Младших школьников очень привлекает и радует такая работа. Она пробуждает их творческую мысль, рождает фантазию и вдохновение, а главное является эффективным средством, побуждающим к высказыванию.

    Творческие способности - безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно так же и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только

в динамике – или развивается, или угасает.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

.«Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного и воспитательного процессов».

Выступление на семинаре классных руководителей по здоровьесберегающим технологиям....

"Создание оптимальных условий для развития творческих способностей учащихся в различных видах деятельности" Отчёт по теме самообразования

«Создание оптимальных условий для развития творческих и индивидуальных способностей учащихся в различных видах деятельности»...

"Создание оптимальной творческой среды на уроках ИЗО и технологии в начальных классах в рамках ФГОС"

В статье указаны некоторые  методы, которые я использую на уроках ИЗО и Технологии для развития творческих способностей у детей....

Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуализации внеурочной деятельности в рамках работы классного руководителя. Обобщение опыта работы.

   Данная работе - презентация обобщения опыта работы по теме "Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуали...

Статья "Создание оптимальных условий для образования на основе использования технологии В.Ф. Базарного"

В статье описана реализация здоровьесберегающих технологий доктора В.Ф.Базарного на примере класса,  включённого в региональную инновационную деятельность по проблеме «Здоровьесозидающая деятельн...

Педагогический совет "Роль учителя в создании оптимальной организации учебного пространства на уроке"

Цель выступления : определить наиболее значимые критерии успешности в создании оптимальной организации образовательного пространства на уроке....