.«Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного и воспитательного процессов».
статья по теме

Выступление на семинаре классных руководителей по здоровьесберегающим технологиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Doklad.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре классных руководителей

Тема: «Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия образовательного и воспитательного процессов».

        От правильной организации воспитательного дела, от уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников,  длительно поддерживается  их работоспособность на высоком уровне и становится возможным предупреждать преждевременное наступление утомления.  Необходимо всегда помнить о гигиенических условиях воспитательного дела, которые влияют на состояние здоровья и учителя, и детей.

        Критерия здоровьесбережения воспитательного занятия, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.

Критерия здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Предполагают оптимальную температуру и свежесть воздуха, освещение класса и доски, отсутствие звуковых раздражителей

Количество видов деятельности

Чем разнообразнее виды деятельности, тем лучше. Это могут быть: слушание, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание и т.д.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

Зависят от возрастных и индивидуальных особенностей.

Количество видов подачи материала

Виды могут быть разными: словесный, наглядный, аудиовизуальный и т.д.

Наличие и место методов, способствующих активизации

Это методы свободного выбора. Такие, как свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества.

Это активные методы. Ученик в роли исследователя, деловая игра, дискуссия.

Это методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки.

Место и длительность применения ТСО

Всё зависит от умения классного руководителя использовать ТСО как средство дискуссии, беседы, обсуждения.

Поза ребёнка, чередование позы

Очень важна для детей, особенно в начальной школе, правильная посадка, а смена видов деятельности требует смены позы.

Наличие, место, содержание и продолжительность на воспитательном занятии моментов оздоровления

Неоценимо значение физкультминуток, динамических пауз, дыхательных гимнастик, гимнастик для глаз, массажа активных точек.

Наличие мотивации

Для ребёнка обязательны  внешняя мотивация: похвала, поддержка, соревновательный момент. А также стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности и т.д.

Психологический климат на занятии

Во взаимоотношениях: классный руководитель – ребёнок (предпочтительнее комфорт и сотрудничество, а не напряжение и авторитарность) между учениками (сотрудничество, дружелюбие, активность, заинтересованность)

Эмоциональные разрядки

Такие приёмы, как: шутка, улыбка, юмористическая и поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка способны разрядить ситуацию, придать новые силы.

        Анализ научно – методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения воспитательного занятия с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правило первое.

Правильная организация занятия.

(Это учёт всех тех критериев здоровьесбережения, которые были представлены выше)

Правило второе.

Использование каналов восприятия.

(Напомню, что

  • Левополушарные дети предпочитают словесно – логический стиль восприятия, они склонны к абстрагированию и обобщению;
  • Правополушарные – обладают конкретно – образным мышлением и хорошо развитым воображением.

Кроме того, существуют следующие виды каналов восприятия информации:

  • аудиальное восприятие,
  • визуальное восприятие,
  • кинестетическое восприятие

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать материал на доступном для ребят языке).

Правило третье

Учёт зоны работоспособности учащихся.

(Известно, что работоспособность детей имеет свои пики и спады, как в течение дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит от возраста детей).

Правило четвёртое.

Распределение интенсивности умственной деятельности.

(При организации воспитательного дела выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережния:

5 - 25 минут – воспринимается и запоминается  80% информации,

25 – 35 минут – 60 – 40%

35 – 40 минут – только 10 %)

Занятие, организованное на основе этих четырёх правил, не должно приводить  к утомлению.

Вот лишь некоторые группы психолого – педагогических технологий здоровьесбережения.

Первая группа технологий направлена на снятие эмоционального напряжения. (Это использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий, введение исторических экскурсов и отступлений. Всё это позволяет снять эмоциональное напряжение).

Вторая группа направлена на создание благоприятного психологического климата. (Эти технологии помогают решать  сразу две задачи: с одной стороны предупреждается утомление, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребёнка).

Третья группа – это комплекс личностно – ориентированных технологий. (Необходимо учитывать особенность личности  каждого ребёнка и наиболее полно раскрывать его потенциал  и возможности. С этой целью удачно справляются такие технологии, как проектная деятельность, игровая технология. Кроме того, для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

  • создание положительного эмоционального настроя на работу;
  • использование проблемно – творческих заданий;
  • стимулирование ребят к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
  • рефлексия, т.е. обсуждение того, что получилось, а что – нет, в чём были ошибки, как они исправлены.

Четвёртая группа – это педагогика сотрудничества.

Её можно рассматривать, как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Эта технология способна разбудить, вызвать к жизни  внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Здоровье ребёнка укрепляется путём наращивания психологической адаптации. Главная черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением. Она позволяет в рамках формирования общей культуры личности воспитывать культуру здоровья. Любовь к детям, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимость к детским недостаткам в обязательном сочетании с правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся, а, следовательно, способствуют психическому здоровью.

Пятая группа  - технологии развивающего обучения.

Строятся на плодотворных идеях Выготского, в частности его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью, а лишь средством развития учащихся.

Шестая группа – технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов.

Данная технология предполагает обучение каждого ученика на уровне его возможностей, система малых групп, при которой появляется возможность дифференцированно помогать слабым ученикам и уделять внимание сильным.

Седьмая группа – технология психологического сопровождения детей.

В её основе – активное участие психологов в образовательном и воспитательном процессах школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно – воспитательного процесса. Так как именно психогенные нарушения здоровья являются наиболее распространёнными среди школьников и являются основой развития большего числа разных заболеваний. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче, и интереснее работать.

        Все эти технологии позволяю параллельно решать задачи охраны здоровья школьников и в психологическом, и в физическом аспектах. Именно благодаря их использованию возможно обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть его индивидуальные особенности, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Современные образовательные технологии и их значение в учебно-воспитательном процессе с позиции государственного стандарта общего образования второго поколения"

Современные образовательные технологии и их значение в учебно-воспитательном  процессе с позиции государственного стандарта общего образования второго поколения...

Доклад на тему: «Информационно-коммуникативные технологии в образовательном и воспитательном процессе».

Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса. Одной...

Итоговая аттестационная работа "Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Итоговая аттестационная работа на тему "Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОСТ"...