.«Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного и воспитательного процессов».
статья по теме
Выступление на семинаре классных руководителей по здоровьесберегающим технологиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Doklad.docx | 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре классных руководителей
Тема: «Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия образовательного и воспитательного процессов».
От правильной организации воспитательного дела, от уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников, длительно поддерживается их работоспособность на высоком уровне и становится возможным предупреждать преждевременное наступление утомления. Необходимо всегда помнить о гигиенических условиях воспитательного дела, которые влияют на состояние здоровья и учителя, и детей.
Критерия здоровьесбережения воспитательного занятия, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.
Критерия здоровьесбережения | Характеристика |
Обстановка и гигиенические условия в классе | Предполагают оптимальную температуру и свежесть воздуха, освещение класса и доски, отсутствие звуковых раздражителей |
Количество видов деятельности | Чем разнообразнее виды деятельности, тем лучше. Это могут быть: слушание, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание и т.д. |
Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности | Зависят от возрастных и индивидуальных особенностей. |
Количество видов подачи материала | Виды могут быть разными: словесный, наглядный, аудиовизуальный и т.д. |
Наличие и место методов, способствующих активизации | Это методы свободного выбора. Такие, как свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества. Это активные методы. Ученик в роли исследователя, деловая игра, дискуссия. Это методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки. |
Место и длительность применения ТСО | Всё зависит от умения классного руководителя использовать ТСО как средство дискуссии, беседы, обсуждения. |
Поза ребёнка, чередование позы | Очень важна для детей, особенно в начальной школе, правильная посадка, а смена видов деятельности требует смены позы. |
Наличие, место, содержание и продолжительность на воспитательном занятии моментов оздоровления | Неоценимо значение физкультминуток, динамических пауз, дыхательных гимнастик, гимнастик для глаз, массажа активных точек. |
Наличие мотивации | Для ребёнка обязательны внешняя мотивация: похвала, поддержка, соревновательный момент. А также стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности и т.д. |
Психологический климат на занятии | Во взаимоотношениях: классный руководитель – ребёнок (предпочтительнее комфорт и сотрудничество, а не напряжение и авторитарность) между учениками (сотрудничество, дружелюбие, активность, заинтересованность) |
Эмоциональные разрядки | Такие приёмы, как: шутка, улыбка, юмористическая и поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка способны разрядить ситуацию, придать новые силы. |
Анализ научно – методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения воспитательного занятия с позиции здоровьесберегающих технологий.
Правило первое.
Правильная организация занятия.
(Это учёт всех тех критериев здоровьесбережения, которые были представлены выше)
Правило второе.
Использование каналов восприятия.
(Напомню, что
- Левополушарные дети предпочитают словесно – логический стиль восприятия, они склонны к абстрагированию и обобщению;
- Правополушарные – обладают конкретно – образным мышлением и хорошо развитым воображением.
Кроме того, существуют следующие виды каналов восприятия информации:
- аудиальное восприятие,
- визуальное восприятие,
- кинестетическое восприятие
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать материал на доступном для ребят языке).
Правило третье
Учёт зоны работоспособности учащихся.
(Известно, что работоспособность детей имеет свои пики и спады, как в течение дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит от возраста детей).
Правило четвёртое.
Распределение интенсивности умственной деятельности.
(При организации воспитательного дела выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережния:
5 - 25 минут – воспринимается и запоминается 80% информации,
25 – 35 минут – 60 – 40%
35 – 40 минут – только 10 %)
Занятие, организованное на основе этих четырёх правил, не должно приводить к утомлению.
Вот лишь некоторые группы психолого – педагогических технологий здоровьесбережения.
Первая группа технологий направлена на снятие эмоционального напряжения. (Это использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий, введение исторических экскурсов и отступлений. Всё это позволяет снять эмоциональное напряжение).
Вторая группа направлена на создание благоприятного психологического климата. (Эти технологии помогают решать сразу две задачи: с одной стороны предупреждается утомление, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребёнка).
Третья группа – это комплекс личностно – ориентированных технологий. (Необходимо учитывать особенность личности каждого ребёнка и наиболее полно раскрывать его потенциал и возможности. С этой целью удачно справляются такие технологии, как проектная деятельность, игровая технология. Кроме того, для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
- создание положительного эмоционального настроя на работу;
- использование проблемно – творческих заданий;
- стимулирование ребят к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
- рефлексия, т.е. обсуждение того, что получилось, а что – нет, в чём были ошибки, как они исправлены.
Четвёртая группа – это педагогика сотрудничества.
Её можно рассматривать, как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Эта технология способна разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Здоровье ребёнка укрепляется путём наращивания психологической адаптации. Главная черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением. Она позволяет в рамках формирования общей культуры личности воспитывать культуру здоровья. Любовь к детям, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимость к детским недостаткам в обязательном сочетании с правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся, а, следовательно, способствуют психическому здоровью.
Пятая группа - технологии развивающего обучения.
Строятся на плодотворных идеях Выготского, в частности его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью, а лишь средством развития учащихся.
Шестая группа – технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов.
Данная технология предполагает обучение каждого ученика на уровне его возможностей, система малых групп, при которой появляется возможность дифференцированно помогать слабым ученикам и уделять внимание сильным.
Седьмая группа – технология психологического сопровождения детей.
В её основе – активное участие психологов в образовательном и воспитательном процессах школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно – воспитательного процесса. Так как именно психогенные нарушения здоровья являются наиболее распространёнными среди школьников и являются основой развития большего числа разных заболеваний. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче, и интереснее работать.
Все эти технологии позволяю параллельно решать задачи охраны здоровья школьников и в психологическом, и в физическом аспектах. Именно благодаря их использованию возможно обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть его индивидуальные особенности, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред здоровью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
Гигиенические условия проведения уроков....
"Повышение воспитательного потенциала урока - важнейшее условие организации эффективного воспитательного процесса".
О необходимости реализации воспитательного потенциала содержания урока....
Доклад на тему "Современные образовательные технологии и их значение в учебно-воспитательном процессе с позиции государственного стандарта общего образования второго поколения"
Современные образовательные технологии и их значение в учебно-воспитательном процессе с позиции государственного стандарта общего образования второго поколения...
Технологии сопровождения детей с задержкой психического развития в образовательном и воспитательном процессе
Выступление на педагогическом совете....
Доклад на тему: «Информационно-коммуникативные технологии в образовательном и воспитательном процессе».
Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса. Одной...
Итоговая аттестационная работа "Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС"
Итоговая аттестационная работа на тему "Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОСТ"...