Статья "Создание оптимальных условий для образования на основе использования технологии В.Ф. Базарного"
статья по зож на тему
В статье описана реализация здоровьесберегающих технологий доктора В.Ф.Базарного на примере класса, включённого в региональную инновационную деятельность по проблеме «Здоровьесозидающая деятельность ОУ. Создание оптимальных условий для образования на основе использования технологии В.Ф. Базарного».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_zdorovesberezheniyu.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесозидающая деятельность ОУ.
Создание оптимальных условий для образования на основе
использования технологии В.Ф. Базарного.
С 2011-2012 учебного года мой класс включён в региональную инновационную деятельность по проблеме «Здоровьесозидающая деятельность ОУ. Создание оптимальных условий для образования на основе использования технологии В.Ф. Базарного». В рамках работы инновационной площадки изучены нормативно - правовые документы по здоровьесбережению, технология В.Ф.Базарного.
Учебные занятия в классе провожу в режиме смены динамических поз, для чего использую специальную ростомерную мебель – парты и конторки с наклонной поверхностью. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Дети меняют позу через 15-20 минут или по своему желанию занимают свободное место, меняя позу.
Конторки использую как первое средство профилактики и оздоровления, укоренения в детстве телесной вертикали, т.е. формирования привычного и устойчивого телесно-вертикального моторно-активного динамического стереотипа. И не в коем случае насильно я не заставляю ребенка вставать, пока он не почувствует в этом потребность. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз. Перед использованием данной технологии был предварительный осмотр у детей позвоночника и стопы врачом педиатром.
Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:
- поддержание физической, психической активности умственной сферы;
- имеет высокие показатели физического развития здоровья;
- повышается иммунная система;
- улучшаются ростовые процессы;
- развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);
- снижается степень низкой склоняемости головы.
Важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного визуального поиска и выполнения активизирующих детей заданий. В процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции детей в классе использую специальный офтальмотренажер. Схема- тренажер находится на потолке. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Выполняются упражнения как стоя, так и сидя, занимают не более 4 минут урока и проводятся на материале учебного предмета.
Для постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей, я использую подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями возможными вариантами ответов, которые помещаю в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. Отличительной особенностью является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного образа. Всё это расширяет поле обзора («кругозор») детей, предупреждает у них развитие рефлекса склоненной головы, способствует более эффективному развитию глубинного и стереоскопического зрения, активизирует нейро-динамические процессы мозга, в т.ч. способствует предотвращению зрительного утомления и зрительных расстройств. Сенсорные кресты использую при объяснении нового материала, при проведении рефлексии и для запоминания правил и таблиц.
Кроме того, на каждом уроке провожу по 2 физминутки. Применяю дыхательную и пальчиковую гимнастику, комплексы разминок для глаз.
С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяю «Экологическое панно», расположенное на стене класса, изображающее уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это исключает формирование у детей шизоидной психической конституции и раннюю потерю зрения.
Для профилактики развития плоскостопия на уроках использую массажные коврики и дорожку здоровья. Массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние, стимулируются активные точки и зоны, повышается иммунная система, мобилизуются внутренние силы организма, а также это прекрасное средство от плоскостопия. Работа с ковриками осуществляется в течение всего урока. Детям очень нравиться выполнять упражнения в носочках на своих массажных ковриках, на дорожке здоровья. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Упражнение выполняется поочерёдно ногами в течение 30-50 с. Это так легко, просто, доступно, результативно. И на переменах дети с удовольствием ходят по массажной дорожке здоровья.
С целью улучшения зрения, поддержания ровной осанки детей использую индивидуальные подушечки с солью. Из плотной ткани сшили подушечки 15х15 см и наполнили морской солью - 100 г. На каждой подушечке указано имя владельца. Эти подушечки не дают ребенку сутулиться, и в то же время — низко наклоняться над тетрадью. Подушечка на голове не постоянно, а когда ребенок пишет или читает. Чтобы грузик не упал с головы, ребенок ровно держит туловище, не наклоняет низко голову. Как результат, укрепляются мышцы, удерживающие позвоночник, не портится зрение.
Для поддержания здорового микроклимата в нашем классе имеется подбор определенных растений – фитомодуль. Этот набор растений способен поддерживать здоровый микроклимат. Самым необходимым растением является хлорофитум. Также у нас имеются хорошие фитонциды аспарагус, монстера, молочай. А растение, убивающее вирусы - эвкалипт.
Для психологической разгрузки в кабинете имеется уголок отдыха и уединения.
На занятиях и в первой, и во второй половине дня ведётся работа по профилактике переутомления учащихся. Помимо учебных кабинетов, используются зоны отдыха в рекреациях школы, спортивный и актовый залы, кабинет хореографии, стадион, спортивная площадка, комната релаксации и психологической разгрузки.
При любой погоде совершаются прогулки на свежем воздухе. Поэтому и во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления.
Важным элементом эксперимента «Здоровьесозидающая деятельность ОУ. Создание оптимальных условий для образования на основе использования технологии В.Ф. Базарного» является регулярное проведение экспресс - диагностики состояния детей и отчет перед родителями о полученных результатах на родительских собраниях каждую четверть.
Экспериментальные исследования показывают снижение показателей заболеваемости и обострения хронических заболеваний, что способствует развитию творческих способностей, улучшению функционального состояния систем жизнеобеспечения. Улучшился и психологический климат в детском коллективе. Увеличилась плотность урока, повысилась двигательная активность учащихся, работоспособность.
У ребят отмечен устойчивый интерес к знаниям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
.«Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного и воспитательного процессов».
Выступление на семинаре классных руководителей по здоровьесберегающим технологиям....
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
Гигиенические условия проведения уроков....
Использование элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного при проведении уроков в 1 классе
С ноября 2011 года наша школа является региональной инновационной площадкой по изучению условий и методов здоровьесберегающей технологии Владимира Филипповича Базарного в условиях образовательног...
Использование здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного в урочной деятельности
Использование здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного в урочной деятельности...
Доклад на круглый стол по теме «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников на основе внедрения технологии В.Ф.Базарного»
Доклад на круглый стол по теме «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников на основе внедрения технологии В.Ф.Базарного", содержащий доклад и презентацию к нему....
«Организация оптимальных условий повышения качества образования: индивидуализация и дифференциация в обучении учащихся школы».
Материал представлен для выступления на педагогическом совете, школьном методическом объединении учителей....
Методические основы использования технологии современного проектного обучения в начальной школе.
Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов -...