Использование проектной деятельности для реализации ФГОС
статья по теме
Формы и методы работы по организации проектной деятельности учащихся начальной школы в свете стандартов нового поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 9.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование проектной деятельности для реализации ФГОС.
Семибратченко Т.Н., учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная Ивановская школа с углубленным изучением отдельных предметов», Старооскольского района, Белгородской области.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Метод проекта не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 1920-е гг. американским философом и педагогом Дж. Дьюи на основе гуманистических идей и развит его учеником.
В России идеи проектного обучения возникли практически в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С. Т. Шацкий с небольшой группой коллег пытался активно использовать проектные методы в практике преподавания. После Октябрьской революции их идеи и опыт работы стали широко внедряться в практику школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и в 1931г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителя запрещено.
В настоящее время, когда и в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, сделан акцент на освоении учащимися ценностей и способов деятельности человека в социокультурной среде, метод проекта снова востребован и популярен.
Суть этой работы в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняют собственный проект, решая какую- либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, они овладевают новыми знаниями. Работа по методу проектов превращает школу в консультирующий, руководящий работой учащихся центр. Разрабатывая проекты, дети получают навыки письма, чтения, счета, познают окружающую их природу через собственный поиск.
ЦЕЛЬ: развитие интеллектуально – творческой личности ребёнка путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
При выборе тем проектной и исследовательской работы на первый год обучения в школе, мы остановились на таких темах: «Обязанности членов семьи», «Любимый семейный праздник», «Мое генеалогическое древо», «Мы приглашаем гостей».
В основе метода проектов лежат:
- развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- умение интегрировать знания из различных областей наук;
- умение критически мыслить.
Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:
- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
- практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельную деятельность ученика;
- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
- использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Использование данных методов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
А для этого учителю необходимо:
- владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
- уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;
- устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
- уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.
Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.
Этапы работы над проектом (исследованием)
1 этап. Целеполагание.
Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.
2 этап. Разработка проекта.
Разработка проекта- плана деятельности по достижению намеченной цели. Детям предстоит определить основные шаги по достижению намеченной цели, подумать к кому придется обратиться за помощью, советом. Какие книги предстоит прочитать. Какие предметы, принадлежности, пригодятся при выполнении проекта, с какими предметами предстоит научиться обращаться.
Мой маршрут движения к поставленной цели. Старт ( Я выбрал тему и цель проекта и нарисовал себя в начале пути). К кому я могу обращаться за советом? На чью помощь я могу рассчитывать? Мне надо прочитать эти книги: Я рисую предметы, которые пригодятся мне при выполнении проекта. Надо научиться правильно обращаться с ними. Что еще необходимо сделать, чтобы подготовиться к выполнению задуманного как можно лучше? |
Мой проект Что я хочу сделать? ( Чему научиться, кому помочь, каким стать?). Как будет называться мой проект? Что будет главным его результатом? А такой будет эмблема моего проекта. ( Когда я выполню этот проект, она будет наклеена на карту проектов в классе.) |
3 этап. Выполнение проекта.
После того как спланирована работа, пора действовать. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. Стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.
4 этап. Подведение итогов.
Презентация проектов.
Виды презентационных проектов могут быть различными, например:
- Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.- Научная конференция.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
- Путешествие.
- Ролевая игра.
- Соревнования.
- Телепередача.
- Экскурсия.
- Методические рекомендации.
- При выборе темы проекта давать детям время на обдумывание, не подгоняя их.
- Обдумывая цель работы, поставить гипотезу (проблему), которая может возникнуть в ходе исследования, подумать над актуальностью, полезностью темы для сегодняшнего дня.
- Изучив теоретическую часть проекта, обязательно доказать практически ( провести эксперимент, опыт, исследование).
- Подводя итоги, проанализировать полученные результаты ( можно схемой, диаграммой, таблицей) сделать сравнительный анализ, выявить полезность выполненной работы.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах..
Список литературы:
- ФГОС Примерная программа начального образования.- М.:Просвещение, 2009 г., 192 стр.
- ФГОС Программа внеурочной деятельности учащихся.- М.:Просвещение, 2009 г.
- ФГОС Планируемые результаты начального общего образования.- М.: Просвещение, 2009 г., 128 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование КТД во внеурочной деятельности при реализации ФГОС
Данное сообщение содержит основные аспекты КТД, которые помогают организации мероприятий во внеурочной деятельности при реализации стандартов второго поколения....
Реализация технологии проектной деятельности в рамках ФГОС.
Одним из эффективных методов, достижения результатов обучающихся, установленных ФГОС, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, которое имеет высокую степень самостоятельности, и...

Рабочая программа "Проектная деятельность" в рамках ФГОС. Реализация компонента внеурочной деятельности.
Программа " Работа над проектами" предназначена для реализации компонента внеурочной деятельности Федеральных государственных стандартов в школе 1 ступени. Программа проектной деятельности...

Использование проектной деятельности с введением ФГОС второго поколения
Цель работы – изучить теоретические основы проектной деятельности, теоретические основы проектных задач в условиях ФГОС нового поколения и опробовать данную методику в работе с...

Доклад на тему: "Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности при реализации ФГОС"
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ...

СТАТЬЯ : Содействие обучению школьников в условиях введения ФГОС формирование и развитие ценностно-смысловых компетенций с использованием проектной деятельности и использованием средств ИКТ.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне ...