Использование КТД во внеурочной деятельности при реализации ФГОС
статья на тему
Данное сообщение содержит основные аспекты КТД, которые помогают организации мероприятий во внеурочной деятельности при реализации стандартов второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Bogodushko.zip | 10.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Богодушко О.Н., МОУ «Исилькульский
общеобразовательный лицей»
Использование КТД во внеурочной деятельности при реализации ФГОС
Воспитание – одна из основных категорий педагогики, отра жающая целенаправленный, сознательно контролируемый про цесс и результат формирования личности, она включает в себя формирование у воспитуемых качеств личности, а также соци альных и духовных отношений как важнейших компонентов их личностного образования.
Сущность воспитания проявляется на практике как целост ное, организационно оформленное взаимодействие всех субъек тов деятельности, которое обеспечивает подготовку граждан к общественному труду, формирование их как гармонично разви тых индивидов, личностей, субъектов деятельности и индивиду альностей.
Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, привели к процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина определили новые подходы к содержанию образования.
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
Внеурочная деятельность - составная часть учебно-воспитатательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. В Федеральных государственных образовательных стандартах начального и общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Определены направления внеурочной деятельности, являющиеся содержательным ориентиром, основанием для построения соответствующих образовательных программ. В рамках перехода образовательных учреждений на ФГОС каждый педагогический коллектив определяется с организацией неотъемлемой части образовательного процесса – внеурочной деятельностью. Чтобы наметить перспективы развития внеурочной деятельности в условиях ФГОС необходимо изучить актуальное состояние организации внеурочной деятельности, а также наиболее эффективные формы ее организации.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ внеурочной деятельности, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной де ятельности школьников основывать на видах деятельности.
Многообразие форм и необходимость постоянного их обновления в практике ставят педагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы. Главный заказ от классных руководителей — дать новые формы воспитательной работы. Часть педагогов получает удовлетворение прежде всего от того занятия, на котором ему предлагают сценарий, разработку формы. В то же время можно смело утверждать, что использование готового сценария в большинстве случаев не только бесполезное, но и вредное явление. В этой ситуации педагог (организатор) навязывает участникам работы кем-то придуманное, на кого-то ориентированное мероприятие. При этом он сам становится объектом замысла других людей и в такую же позицию ставит участников проводимой работы, что тормозит проявление и развитие творческих способностей, самостоятельности, лишает их возможности проявить и удовлетворить свои потребности. Для педагога-гуманиста очевидно, что строить работу с детьми по чужим сценариям нецелесообразно. Однако это не отрицает возможность использования уже созданных и апробированных на практике форм воспитательной работы. Они нужны как для педагогов, так и для самих детей, которые, знакомясь с имеющимися наработками, опытом других, могут выбрать идеи и способы организации деятельности. В таком поиске может быть создана новая форма, отражающая интересы и потребности педагогов и детей. Так как каждый ребенок и детское объединение уникальны, то и формы работы по своему содержанию и построению неповторимы. Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и школьников, а в ряде случаев и родителей.
Организаторская, творческая деятельность нашла свое целостное воплощение в разработанной И.П. Ивановым системе и методике коллективных творческих дел (КТД).
КТД - форма работы, которая направлена на:
- Развитие творческих способностей.
- Развитие интеллектуальных способностей.
- Реализацию коммуникационных потребностей.
- Обучение правилам и формам совместной работы.
Их важнейшие особенности: практическая направленность, коллективная организация, творческий характер.
Каждое коллективное творческое дело есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому оно дело, но не простое дело, а жизненно важное, общественно необходимое.
Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по обшей жизненно-практической заботе.
Оно - творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.
Изучение и использование коллективных творческих дел невозможно без знания их общих воспитательных возможностей, без понимания того, как эти возможности раскрываются в каждом виде.
Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества.
Содержание этих стадий составляют действия воспитателей и воспитанников, необходимые для целенаправленного развития у воспитанников целостно-многостороннего гражданского отношения к жизни и к самим себе и для преодоления отрицательных личностных качеств.
Первая стадия - предварительная работа коллектива. На этой стадии руководитель и сотрудники коллектива определяют конкретные воспитательные задачи данного КТД. Намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач и приступают к таким действиям, проводят «нацеливающие» воспитательные занятия с воспитанниками (беседы, экскурсии и т.д.), готовят их к коллективному планированию, рассказывают, какие дела можно провести, для кого, с кем вместе.
Все это в наибольшей степени характерно для стартовой беседы, во время которой воспитатели увлекают воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела, творческим поиском оптимального решения нескольких важных задач-вопросов: Что лучше сделать? Для кого? Когда? Где? Кто будет участвовать? С кем вместе? Кому быть организатором?
В направляющих действиях воспитателей методы побуждения (увлечения) воспитанников подкрепляются методами убеждения: рассказом-размышлением, разъяснением и, в особенности, беседой-размышлением.
Вторая стадия - коллективное планирование. Коллективное планирование начинается в микроколлективах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение микроколлектива.
Третья стадия - коллективная подготовка КТД. Для подготовки и проведения выбранного коллективного творческого дела создаются или сводный отряд добровольцев, или специальный орган - совет дела, в который входят представители от каждого микроколлектива. На своих заседаниях сводный отряд добровольцев выбирает командира, а совет дела - председателя.
Оба эти объединения действуют только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобные органы созда ются уже в новом составе.
При этом воспитанники применяют не только опыт, полученный во время коллективного планирования, но и те знания, умения, навыки, что были усвоены ими в учебном процессе или накоплены ранее во внеучебное время.
В этой опорной воспитательной ситуации возникает необходимость таких действий воспитанников, которые нужны для развития положительных личностных качеств и преодоления отрицательных, но которые не могут возникнуть сами собой, в результате ранее накопленного опыта, так как этот опыт у разных воспитанников различен.
Необходимо помнить, что направляющие действия воспитателя достигают цели, если имеют характер жизненно-практической заботы об успешной подготовке КТД, а их воспитательное значение скрыто от воспитанников и открывается лишь в необходимых случаях.
Можно применить немало средств, побуждающих воспитанников к целенаправленному и добросовестному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Среди них выделяются следующие: увлечение добрым сюрпризом, в том числе весьма эффективна подготовка микроколлективами отдельных частей общего проекта «по секрету» от других участников; помощь товарищеским советом, например, предложением нескольких вариантов, способов выполнения «на выбор»; увлечение «трудного» воспитанника «секретным договором» с ним; доверие ответственным поручением; обращение к воспитанникам за помощью, с просьбой показать, научить; товарищеское требование от имени коллектива; товарищеский контроль и товарищеское напоминание; товарищеское поощрение (особо важно) всеми формами одобрения, а также похвалой (развернутым одобрением) и наградой морального характера от имени коллектива - за преодоление наибольших трудностей, за самоотверженную заботу о товарищах в период подготовки КТД.
Четвертая стадия - проведение КТД. Руководитель коллектива и другие воспитатели, опираясь на коллективный опыт подготовки КТД, без ложного пафоса, но увлеченно и убежденно говорят о самом главном, нужном. Действия воспитанников являются исходными, в них проявляется опыт, примененный и накопленный в процессе планирования и подготовки данного дела.
Поэтому на этой стадии воспитатели используют направляющие действия, которые, однако, уже не носят столь длительного, систематического характера, как на стадии коллективной подготовки, а совершаются быстро, по возможности незаметно для остальных участников КТД. Обычно это - увлечение воспитанников личным примером бодрого настроя, мажорного тона, доброй шуткой.
Если позволяет обстановка и есть время, эти действия подкрепляются убеждением в необходимости с честью выходить из затруднительного положения (путем товарищеского разъяснения, короткого рассказа-размышления, короткой беседы-размышления) и всегда подкрепляются приучением к инициативным, дружным, самостоятельным действиям.
Действия воспитанников на данной стадии являются по преимуществу характерными, «показательными»; в них особенно четко проявляются и положительные качества воспитанников, и их слабости.
Пятая стадия - коллективное подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе-огоньке, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая первичные во просы-задачи на размышление: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?
Вопросы в этом случае выступают исходными направляющими действиями воспитателей, а выдвигаемые по этим вопросам мнения и предложения - исходные действия самих воспитанников.
Производные направляющие действия руководителя коллектива и дру гих воспитателей, сопоставление мнений, уточняющие вопросы, развитие и обобщение предложений, высказанных воспитанниками, - представляют собой товарищескую воспитательную заботу о том, чтобы действительно каждый воспитанник участвовал в размышлении об опыте своих товарищей и своем собственном, в его сравнительном анализе и оценке, в извлечении уроков на будущее.
Шестая стадия - стадия ближайшего последействия КТД. На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками и в учебной работе, и во внеучебной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов коллективного творческого дела.
Таковы внутренние связи каждого коллективного творческого дела, которые можно назвать связями развертывания КТД - развертывания нужных развивающих действий.
Следует заметить, что КТД играет ведущую роль в развитии определенных звеньев гражданского отношения к жизни, к определенным видам деятельности социальных объединений. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественно-ценного опыта. Это доказывает необходимость использования КТД во внеурочной деятельности.
В заключение можно привести слова В.А.Сухомлинского, который так оценивал роль коллектива: «Любая структура, любое организационное строение коллектива играет свою роль в воспитании учащихся лишь тогда, когда они имеют положительный опыт коллективистских взаимоотношений, приобретенный в первичных коллективах».
«Духовный мир коллектива и духовный мир личности формируется благодаря взаимному влиянию. Человек многое черпает в коллективе, но и коллектива нет, если нет многогранного, духовно богатого мира составляющих его людей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Реализация плана внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО»
Статья о внеурочной деятельности...
Использование проектной деятельности для реализации ФГОС
Формы и методы работы по организации проектной деятельности учащихся начальной школы в свете стандартов нового поколения...
Программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по реализации ФГОС. Компьютерный мобильный класс.
Данная программа по информатике носит пропедевтический характер и активизацию воспитательной деятельности. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще...
Организация внеурочной деятельности при реализации ФГОС второго поколения
Ребенок, посещающий школу и аккуратно выполняющий только предписания учителя и домашние задания, не в состоянии справиться с новыми требованиями, выдвигаемыми жизнью, так как прежде всего он формирует...
Работа с родителями при организации внеурочной деятельности по реализации ФГОС
Центральное место в формировании личности ребёнка занимает семья. Семья является важным социальным институтом общества, микрогруппой, которая определяет развитие ребёнка и, в конечном счёте, развитие ...
«Реализация воспитательной компоненты в урочной и внеурочной деятельности в условиях ФГОС»
В последнее время можно часто услышать о необходимости роста социального статуса воспитания в демократическом обществе, приоритетности задач духовно-нравственного развития личности, усилении вос...
Доклад на тему: "Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности при реализации ФГОС"
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ...