Гражданское образование в начальной школе
методическая разработка (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №3»
Проблемная номинация
«Гражданское образование
в начальной школе»
Учитель начальных классов:
Глазкова Татьяна Владимировна
Какие ждут вас в будущем дела?
Об этом думать вы должны все чаще,
И, если гражданин вы настоящий,
Большой отдачи ждет от вас страна.
Курашкина Р.А.
Последнее десятилетие XX и начало XXI вв. для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
В Российской Федерации реализуется Приоритетный национальный проект «Образование», главной задачей которого является смена парадигмы образования. А гражданское образование является неотъемлемой частью новой системы образования, образования компетентного и конкурентоспособного.
Проблема «Гражданское образование в начальной школе», над которой я работаю, очень актуальна на сегодняшний момент, т.к. изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, её социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса.
Гражданское образование – системная комплексная деятельность участников образовательного процесса, направленная на создание условий для усвоения учащимися специальных знаний, умений и навыков, развитие гражданских качеств личности, приобретения ими позитивного социального опыта посредством формирования у учащихся базовых социальных компетентностей, понимаемых как способность применения знаний, умений и навыков в жизненной ситуации.
Основная задача гражданского образования – расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творчества и воображения, формирование у них элементарных представлений об обществе в целом и их «малом» сообществе в частности.
У младших школьников необходимо сформировать представления о человеке как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции РФ, роли права в жизни людей, правах человека и ребенка. Важную роль играет формирование понятий о своей «малой Родине» (родной город, поселок, село, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение младших школьников первичным навыкам учебной деятельности, толерантного общежития (отношения с одноклассниками, взрослыми, культура общения и т.д.), принятию решений. Этому может способствовать приобщение учащихся начальной школы к первичным формам нормотворчества (совместная работа по выработке детьми правил жизни класса).
Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является патриотическое, правовое, нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин.
Содержание гражданского образования включается в ряд школьных дисциплин начальной школы. Курс «Окружающий мир» знакомит младших школьников с бытом и культурой народов, населяющих Россию, и важнейшими событиями истории Российского государства, а это способствует воспитанию гражданина, любящего свою Родину и сохраняющего наследие предков. Именно в этом возрасте дети начинают усваивать доступные им ценности общества, впитывают в себя нравственные нормы поведения человека, гражданина, что является ступенькой на пути обучения школьников демократии. Также на уроках окружающего мира формируется чувство ответственности за сохранение окружающей среды.
Уроки русского языка и литературного чтения, искусства содержат богатый материал из литературного и культурного наследия нашей страны. Они позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, языку, к внутреннему миру человека и, в конечном счете, формируют осознанное патриотическое чувство. Изучаемые на уроках чтения произведения выступают в качестве источника знаний о добре и зле, человеке и природе, человеке и нации, о правах человека, чести и долге, совести, нравственном выборе и способствуют формированию важнейших нравственных понятий и ценностей.
Существует широкий, всесторонний порядок в реализации гражданского образования в школе, цели которого не могут быть достигнуты исключительно в рамках отдельного учебного курса. При этом более эффективным является включение компонентов гражданского образования в тематику различных школьных предметов и внешкольных мероприятий. Процесс обучения и воспитания призван формировать у учащихся представление о гражданском обществе, его нормах и ценностях.
Основными компонентами гражданского образования являются:
1. Знания: правовые, политические, основы этики, основы знаний о социальной сфере общества, экономические, знание культурных и исторических достижений народов России и мировой цивилизации, истории и культуры родного края.
2. Умения и навыки: критически мыслить, получать информацию, используя возможно полный спектр источников, анализировать информацию, критически оценивать ее, понимать социальные проблемы, сущность явлений, происходящих в обществе, формулировать рационально обоснованное мнение по существу этих проблем и явлений; принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность, реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности, использовать механизмы защиты прав человека на местном региональном, государственном и международном уровнях; устанавливать конструктивные отношения с людьми, работать в группе, выражать и отстаивать свое мнение, слушать другого человека, определять предвзятое мнение, стереотипы, предрассудки, навыки толерантного поведения.
3. Ценности: гуманность, самоопределение личности, уважение прав и свобод человека, уважение человеческого достоинства, уважение институтов гражданского общества, уважение норм и правил современной демократии, справедливость, равенство людей перед законом, общественное благо, уважение национальных традиций и культур, общечеловеческих ценностей, патриотизм, толерантность, правдивость и др.
Перед современной школой ставится задача формирования у учащихся не просто знаний, умений и навыков, а многофункциональных, базовых компетенций. Данное понятие включает в себя как знания, умения и навыки, так и результаты обучения, систему ценностных ориентаций учащихся, особенности их социального поведения, привычки и т.д.
Существует несколько моделей, которые позволяют реализовывать гражданское образование:
- предметная, где основу составляют уроки окружающего мира и литературного чтения;
- межпредметная, где основное содержание гражданского образования включается в ряд предметов общего образования, таких как литература, иностранные языки, предметы естественно-математического цикла, предметы художественно-эстетического цикла, физическая культура;
- воспитательная;
- институциональная (т.е. организация школьного сообщества, в котором реализуется гражданское образование);
- проектная и другие.
Я выбрала предметную и воспитательную модели для реализации гражданского образования, исходя из собственных возможностей и особенностей классного коллектива.
Работая над этой проблемой, я учу детей:
- Различать справедливость и несправедливость, правильное и неправильное, хорошее и плохое; (уроки чтения на темы: Л. Толстой «Старый дед и внучек», Л.Толстой «Правда всего дороже», К. Чуковский «Федорино горе»; уроки окружающего мира на тему: «Неживая и живая природа»).
- Выражать личное мнение, объяснять свои взгляды; (уроки чтения на темы: В. Бианки «Музыкант», С. Михалков «Новогодняя быль»), (Окружающий мир. «Воздух и вода»), (Русский язык «Предложение»)
- Управлять своими эмоциями, контролировать свое поведение; (классные часы на темы: «Я в школе», «Как пережить огорчения и страхи» и др.)
- Ставить перед собой достижимые цели; (уроки русского языка: «Отличие звука от буквы»)
- Оценивать свои поступки (классный час на тему: «Любим добрые поступки»).
- Обсуждать актуальные темы; (уроки по окружающему миру на темы: «Красная книга», «Будь природе другом», «Что такое экономика»).
- Принимать решение и делать осознанный выбор; (Русский язык. «Упражнения в переносе слов»);
- Выполнять требования школьного режима;
- Участвовать в жизни своего класса и школы; (праздник «В гостях у вежливости»);
- Слушать других, играть, учиться сообща; (классный час «Мое и наше»)
- Ответственно подходить к учебному труду;
- Испытывать удовлетворение от успешности своей учебы или поведения;
- Различать и рассуждать о несложных социальных и моральных проблемах.
Таким образом, я стараюсь закладывать основные моральные ценности, нормы поведения, формирую личность, осознающую себя частью общества и гражданином своего Отечества, стараюсь развивать коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог, развиваю творческий потенциал своих детей.
Восточная мудрость гласит:
«Если вы заглядываете на год вперед, сажайте рис».
«Если вы заглядываете на десять лет вперед, сажайте деревья».
«Если вы заглядываете вперед на всю жизнь, воспитайте человека».
А я хочу добавить: гражданина своего Отечества.
Компоненты
Ценности
Знания
Умения и навыки
Модели
предметная
межпредметная
воспитательная
институциональная
проектная
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Развитие демократического типа личности и гражданской позиции учащихся начальной школы во внеурочной деятельности через проектирование
Формирование гражданской позиции через проектирование, цели, формы проведения, пример из своей работы...
Формы и методы нравственного и гражданского воспитания в начальной школе в условиях модернизации образования.
Жизнь заставляет пересматривать подходы к образованию. По требованиям новых стандартов перед школой стоит задача подготовить такого человека, который не только над...
Открытый урок по курсу: «Гражданское образование в начальных классах»
Знакомство с Коституцией РФ ее законами, правами и обязанностями детей...
Патриотическое воспитание и гражданское образование в начальной школе
Особое внимание в новых образовательных стандартах уделяется духовно-нравственному и гражданскому воспитанию школьников....
Гражданское образование в начальной школе
Проблемная наминация....
Открытый урок по курсу: «Гражданское образование в начальных классах»
Знакомство с Коституцией РФ ее законами, правами и обязанностями детей...
Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы.
Преемственность дошкольного и начального школьного образования и предпосылки формирования УУД в процессе интеграции дошкольного образования и начальной школы....