Патриотическое воспитание и гражданское образование в начальной школе
статья на тему

Особое внимание в новых образовательных стандартах уделяется духовно-нравственному и гражданскому воспитанию школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_i_grazhdanskoe_vospitanie.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание и гражданское образование

в  начальной школе

        На портрете Кирилла Васильевича Россинского, когда-то хранившемся в Александровском реальном училище, его рукой была сделана надпись: «Служа другим, расточаю себя». Так от одной свечи зажглись сотни свеч: кубанские школы, училища – яркие огоньки, загоревшиеся благодаря просветительской деятельности Россинского, всю жизнь трудившегося на благо Кубани. Отблески его душевного света озаряют сегодня всех тех, в ком горит любовь к знанию.

Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян. Среди важнейших задач общеобразовательной школы особое значение имеет гражданское образование и воспитание. В связи с этим необходимо глубокое теоретическое осмысление проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения, целенаправленная работа по определению и реализации условий для его гражданского становления.

Особое внимание в новых образовательных стандартах уделяется духовно-нравственному и гражданскому воспитанию школьников. Решение этой задачи возможно только в результате совместных усилий всех институтов гражданского общества: этнических, культурных, конфессиональных сообществ многонациональной России.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования гражданской идентичности школьников приобрели статус важнейшего национального приоритета, стали предметом особого внимания и заботы руководства страны. Общественная потребность в гражданском образовании личности зафиксирована в ряде документов Министерства образования Российской Федерации. В них образование определяется как единство обучения и воспитания, как процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. При этом целью гражданского образования выступает подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе. Обществу придется по-новому взглянуть на преемственность поколений в плане защиты национальных интересов России.

Главный парадокс современного гражданского воспитания: чтобы воспитать гражданина, нужно обновить и оздоровить общество, и наоборот: чтобы изменить общество, нужно воспитать гражданина. В этой ситуации возникает вопрос о том, насколько новая концепция среднего образования отвечает требованиям обновления общества и в каком направлении движется школа.

Кроме того, эффективность гражданского воспитания во многом зависит от тех педагогических технологий, которые используются педагогами в образовательном процессе. Задача школы, в период, когда идет переоценка нравственных ценностей общества, состоит в создании условий для более адекватного самоопределения юного человека в выборе жизненных приоритетов. Возникает необходимость в создании такой психологической атмосферы в ближайшем социуме, такой системы социальных отношений, в которых растет патриот, способный не только оценить и понять путь развития страны, но и видящий свою перспективу участия в этом процессе, организующий продуктивную и социально значимую деятельность.

Таким образом, цель гражданского воспитания - подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизнедеятельности в гражданском обществе демократического правового государства, через создание условий для формирования гражданской компетентности личности, владеющей системой ценностей, которая определяет ее поведение, интересы и поступки и позволяет ей активно и ответственно реализовывать свои гражданские права и обязанности.

Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств человека, закрепленных веками, тысячелетиями обособленных отечеств. Оно присуще всем народам. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить ее интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны. Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. Любовь к Родине у каждого проявляется в свое время по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает свою принадлежность к Отчизне.

В.И. Даль в своем словаре дает следующее определение: «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб». В Философском словаре «патриотизм» определяется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом путём формирования у юных граждан чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. Основная цель патриотического воспитания – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов. Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

1. развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;

2. расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и духовное наследие;

3. изучение живой национальной культуры, народного искусства;

4. привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к государственным символам РФ и Краснодарского края.

Патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов. Младший школьный возраст наиболее сенситивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, доверчивость детей, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. В младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру. Эмоциональные переживания, а не разумные доводы часто имеют доминирующее значение. Поэтому восприятие младшим школьником утренней прохлады и прочего рождает впечатления, которые надолго, иногда всю жизнь, сохраняются в их душе.  

На основе систематизации чувственных образов можно управлять процессом возникновения и формирования патриотических чувств у детей. Педагогические воздействия заключаются в том, чтобы, во-первых, представить ту совокупность чувственных образов, мыслей, состояний ребенка, которая характеризует смысл его внутренней жизни; во-вторых, выделить те патриотические идеи, которые возникают на основе этих образов; в-третьих, разработать определенные педагогические технологии, воздействие которых будет способствовать развитию и укреплению патриотических чувств.

Для формирования чувства патриотизма необходимо знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой.

Потребностно-мотивационный компонент патриотизма формируется, прежде всего, в процессе обучения с помощью разнообразных форм работы, создание таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви, гордости за свою Родину, восхищались ее славной историей, мужеством и храбростью патриотов. Огромное влияние на возбуждение потребностно-мотивационной сферы учащихся оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в художественной литературе. Это овеянные народной молвой, легендами и былинами, сказаниями русские добры молодцы, богатыри и витязи на Руси. Можно считать, что упоминания об этих персонажах положили начало понятию «патриотизм» в России. Легендарные герои Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор до сих пор любимы и узнаваемы многими поколениями россиян. Как горячо любили они свою Родину и в случае беды могли протянуть руку помощи любому страждущему! На материале русских народных эпических песен – сказаний, старинных былин, повествующих о подвигах богатырей – защитников Родины, отразились нравственные идеалы народа. Если мы перенесемся в историю Древней Руси, то встретимся уже не с выдуманными, а с реальными персонажами, жившими в былые времена. И здесь снова подтверждением русской силы и славы является стремление воинов защищать и оберегать свою милую родину. Героями этого периода выступают и простые люди и древнерусские князья. Плечом к плечу, рука к руке стояли они, и враги отступали перед несгибаемым духом, волей, верой и стремлением к свободе. Все говорит о том, что какое бы ни было время, герои всегда остаются героями – и в сражениях давно забытых дней, и в битвах более близких к нашему времени. Учащиеся начальных классов искренне восхищаются их подвигам, хотят быть похожими на этих героев. Дети переживают чувства привязанности к своей родной земле, когда

включаются в краеведческую работу, совершают экскурсии по памятным местам родного края. В такие моменты они становятся более серьезными, самостоятельными и на вопросы: «Хотел ли ты переехать в другой город или жить в богатой стране?» Они однозначно говорят: «Нет!»

Когнитивно-интеллектуальный компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах деятельности детей: в беседах, сообщениях на патриотическую тему, проведении устных журналов.

Эмоционально-чувственный компонент состоит из формирования у детей патриотических чувств, взглядов и убеждений. Полученные знания приобретают личностный смысл, проходят через эмоциональные переживания и  превращаются в руководящие принципы их деятельности и поведения. Пишем сочинения о героях труда, летчиках-космонавтах, знаменитых кубанских спортсменах, писателях и других известных людях Кубани, готовим инсценированные песни. Это ценно тем, что разговор о патриотизме выражается не только в слове, но и невербально, в движении, жестах, мимике. Неотразимый след в душе детей младшего школьного возраста оставляют встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, представителями казачества. Дети сопереживают, сострадают, являются активными участниками происходящего. Очень хотят служить в армии, вступить в казачьи дружины быть сильными, ловкими, гордятся своими героями-соотечественниками. И так формируется их собственная позиция.

Поведенческий и волевой компоненты – это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений.

Патриотическое воспитание тесно связано с национальным воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новым поколениям.

С этой целью в начальной школе преподается курс Кубановедение, что вызывает большой интерес у всех учащихся. На этих уроках дети знакомятся с национальными костюмами, традициями, песнями, сказками кубанских казаков. На уроки мужества они надевают традиционные казачьи костюмы, родители готовят кубанские блюда: кубанский каравай,  курник, вареники с клубникой, вишней, картошкой, капустой, грибами и другие кубанские разносолы.

Конечно, патриотическое и гражданское воспитание учащихся в младших классах должно носить системный характер. С этой целью в нашей школе разработана программа кружка внеурочной деятельности «Моя малая  Родина». Программа включает в себя следующие направления: историко-краеведческое: осознание учащимися традиционной культуры своего народа, неповторимости Отечества, его судьбы; неразрывности с ней, формирование гордости и чувства сопричастности к деяниям предков и современников, исторической ответственности за происходящее в обществе.  (занятие «История города – история народа», акция «Помоги памятникам Отечества», диспут «О чем рассказала фотография»).

Экскурсионно-туристическое: воспитание потребности в изучении истории родного края, города (посещение краеведческого музея, экскурсии, встречи и беседы со старожилами нашей улицы, района города, экскурсии в казачью станицу Атамань).

Литературно-музыкальное: привитие художественного вкуса, изучение

произведений и творчества кубанских композиторов, знаменитых кубанских музыкальных коллективов, в том числе Кубанского казачьего хора, а также поэтов и писателей Кубани, инсценирование и проведение народных праздников (конкурс чтецов «Нет в мире краше Родины нашей», конкурс патриотической песни «Салют Победы» и др.)

Физкультурно-оздоровительные: возрождение народных игр, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины (конкурс смотра строя и песни, соревнование «Школа безопасности» и т.д.).

Экологическое: воспитание любви к природе, охрана и изучение родного края (операция «Озеленение», «Оживи родник» и т.д.).

Семейное: утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и школы, изучение родословной, истории семьи (урок «Моя родословная», конкурс «Наши корни» и др.).

Гражданско-патриотическое: поддержание традиций православной культуры, формирования навыков оценки политических событий и процессов в обществе и государстве, выполнение конституционного долга и участие в возрождении народных традиций, обычаев (урок мужества, ролевая игра «Ваши права», беседы «Герои живут среди нас» и др.)

Подобная система работы по патриотическому воспитанию обогащает учащихся знаниями и формирует историческое сознание, готовит к жизни и труду, с первых дней появления ребенка в школе включает его в многоплановую деятельность, которая органично сливается со всей жизнью растущего человека.

Литература:

1. Даль В.И. Толковый словарь великого русского языка. - М., 2006.

2. Гальцова Е.А. Недаром помнит вся Россия..: внекл. меропр. По патриотическому воспитанию. 1-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

3. Праздник в школе / сост. Л.И. Жук. – Минск, 2008.

4. Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание младших школьников в современной школе.

Патриотическое воспитание младших школьников в современной школе....

"Казачий компонент, как важнейшая составляющая военно-патриотического воспитания в казачьих классах начальной школы."

Возрождение патриотизма является шагом к возрождению России. Духовное достояние личности – это патриотизм. Он  составляет духовно-нравственную основу жизнедеятельности человека....

Программа Инновационного подхода в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности обучающегося.

Cовременный период развития российского образования – это время серьезных перемен, в том числе в содержании образовательного процесса, внеурочной деятельности, управлении образовательным учрежде...

Гражданское образование и патриотическое воспитание на уроках в начальнлой школе

Младший школьный возраст наиболее сентиментальный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Поддатливость, известная внушаемость детей, их доверч...

Научно-исследовательская работа «Система патриотического воспитания в современном образовании»

B последние годы достаточно актуальным стал вопрос о гражданско-патриотическом воспитании. Привить любовь к своей Родине необходимо как можно раньше, а именно в начальных классах. Дети уже в младшем ш...

СВОЕОБРАЗИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНИКА - РОССИЯНИНА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Н. В. Храпунова(МБОУ СОШ № 58, Хабаровск)СВОЕОБРАЗИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ РУССКОГОЗАРУБЕЖЬЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНИКА- РОССИЯНИНА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕВ данной статье ...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках в начальной школе

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках в начальной школеПатриотизм - ёмкое понятие, охватывающее и любовь, и преданность, и храбрость, и гордость в отношении к своему отечеству, народу, родном...