Исследовательская деятельность – средство реализации личности ребёнка.
статья на тему
Исследовательская деятельность широко распространяется в учебном процессе с начальной школы. Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. В приобщении детей к исследовательской деятельности учитель нацелен не на результат, а на сам процесс. Главное - заинтересовать ребенка, вовлечь его в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_-_sredstvo_realizacii_lichnosti_rebyonka.docx | 15.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность – средство реализации личности ребёнка.
В современном мире важность образования значительно велика.
Современные социальные условия, изменившие цели обучения, требуют от педагогов реализации идеи индивидуального подхода в условиях массовости образования. Поэтому поиски и достижения специалистов способствуют открытию новых идей. Востребованной в обучении является исследовательская деятельность обучающихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению обучающимися знаний. Данная форма применяется в основном в старших классах, но уже широко распространяется в учебном процессе с начальной школы. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания, умений работы с художественными и научными текстами.
Самым начальным этапом работы обучающихся является выбор темы, далее (с помощью учителя) ребенок ставит цель — чего он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности. Следующий этап — подбор материала по своей теме, который происходит при помощи учителя. Потом ученик изучает собранный материал, обобщает и систематизирует, далее оформляет его. И заключительным этапом работы является защита. Формы реализации работ разнообразны: реферат, публикация, веб-сайт. Защита работы происходит в виде конференции, презентации, доклада и др.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют различные методы и приемы работы;
- изучение теоретических источников;
- наблюдение;
- поисковый эксперимент;
- описательный;
- анкетирование.
Необходимо отметить широкий набор предметов: русский язык, литературное чтение, окружающий мир и др. В исследовательской деятельности возможно установление межпредметных связей: литературное чтение и русский язык; окружающий мир и технология; литературное чтение и окружающий мир и т. д. Это вызывает большой интерес со стороны детей, так как в одной работе они могут соединить разные, как им казалось, не связанные между собой предметы. Тематика работ разнообразна. Дети порой сами придумывают оригинальные и интересные темы, важно только помочь правильно их сформулировать.
Учитель играет большую роль в выполнении исследовательской деятельности обучающихся: направляет, помогает, контролирует деятельность ребят. Оценка исследовательской работы происходит на заключительном этапе – защите работы.
В приобщении детей к исследовательской деятельности учитель нацелен не на результат, а на сам процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь его в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность младших школь-ников как средство реализации личности в общеоб-разовательном пространстве
Исследовательская деятельность младших школьников как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве...
Мастер-класс "Исследовательская деятельность как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве в условиях внедрения ФГОС НОО"
В настоящее время, как отмечают учёные и методисты, заметно снизился интерес у учащихся к школьному образованию, к получению знаний. На современном этапе особый интерес вызвает исследовательная ...
Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве
Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так...
Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности
Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности...
Исследовательская деятельность обучающихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве в условиях внедрения ФГОС НОО.
В современной начальной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования в связи с внедрением ФГОС. В эпоху, когда личность стоит на первом месте, необходимо создавать благ...
Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве
Исследовательская деятельность...