Исследовательская деятельность обучающихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве в условиях внедрения ФГОС НОО.
учебно-методический материал (3 класс) на тему
В современной начальной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования в связи с внедрением ФГОС. В эпоху, когда личность стоит на первом месте, необходимо создавать благоприятные условия для качественного образования, воспитания и ее развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_uchashchihsya_kak_sredstvo_realizatsii_lichnosti.docx | 16.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
Исследовательская деятельность обучающихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве в условиях внедрения ФГОС НОО
(Мастер-класс)
Кирпичникова Галина Николаевна,
отличник народного просвещения,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МАОУ СОШ №16 г. Балаково Саратовской области
В современной начальной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования в связи с переходом на обучение по новым Федеральным государственным образовательным стандартам. В эпоху, когда личность стоит на первом месте как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для её реализации.
В последнее время, как считают учёные и методисты, наблюдается тенденция к потере интереса со стороны учеников к школьному образованию. С поступлением в школу происходит изменение социальной позиции ребёнка – ведущей деятельностью становится учебная деятельность при сохранении значимой игровой. Принятие и освоение ребёнком новой социальной роли обучающегося выражается в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития.
Поэтому необходимо постоянно искать новые методы, приёмы и формы организации обучения, т.к. многие проблемы в рамках классно-урочной системы не решаются.
Очень востребованной в обучении в настоящее время является исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний, и основы данной деятельности в учебный процесс целесообразно вводить уже с начальной школы.
Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и слабоуспевающие. Просто уровень исследований должен быть иным.
Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательного интереса к учению. Самым начальным этапом работы учащихся является выбор темы, далее с помощью учителя ребёнок ставит цель - чего он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности. Следующий этап – подбор материала по своей тем, что происходит уже без помощи учителя. Потом ученик изучает собранный материал, обобщает и систематизирует, далее оформляет его. И заключительным этапом работы является защита.
Формы реализации работ могут быть разнообразными: реферат, публикация, веб-сайт. Защита работ может проходить виде конференции, презентации, доклада и др.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся необходимо использовать следующие методы и приёмы работы:
1.Изучение теоретических источников
2.Наблюдение
3.Поисковый эксперимент
4.Описательный
5.Анкетирование
6.Интервьюирование
Исследовательской деятельностью ребятам нравится заниматься на разных предметах: на русском языке, математике, окружающем мире, технологии, изобразительном искусстве, литературном чтении. В исследовательской деятельности возможно установление межпредметных связей: литературное чтение и русский язык, окружающий мир и экология, математика и технология и др. Это вызывает наибольший интерес со стороны учеников, т.к. в одной работе они могут соединить разные, как им казалось, не связанные между собой предметы.
Тематика работ разнообразна: «Имена собственные в вывесках города Балакова» (русский язык), «Мы в ответе за тех, кого приручили» (окружающий мир), «Троекратные повторы в русских народных сказках» (литературное чтение), «Особенности характера животных в русских народных сказках» (литературное чтение и окружающий мир) и т. д.
Дети сами продумывают оригинальные и интересные темы. Учитель играет немаловажную роль в выполнении исследовательской деятельности учащихся: направляет, контролирует, помогает. Оценка деятельности происходит в несколько этапов: оцениваются подготовительный, аналитический, обобщающий и заключительный (защита) этапы деятельности учащихся.
В приобщении детей к исследовательской деятельности нацеливаем их не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Исследовательская деятельность как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве в условиях внедрения ФГОС НОО"
В настоящее время, как отмечают учёные и методисты, заметно снизился интерес у учащихся к школьному образованию, к получению знаний. На современном этапе особый интерес вызвает исследовательная ...
«Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни на уроках по физической культуре как средство достижения личностных результатов, реализующая интеграцию начальной и основной ступени образования в условиях внедрения ФГОС»
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех ...
выступление пед.совет Преемственность при переходе из начального общего образования на основную общую ступень в условиях внедрения ФГОС в общеобразовательном процессе по изобразительной деятельности.Современный урок по ФГОС.
Принципиальным отличием нового стандарта является и то, что во главу угла ставится ребенок, и нам педагогам приходится преподавать по-новому: организовывать с детьми работу над проектами, разраба...
Формирование универсальных учебных действий в образовательном пространстве начальной школы в условиях внедрения ФГОС НОО
выступление на педсовете на тему: Формирование универсальных учебных действий в образовательном пространстве начальной школы в условиях внедрения ФГОС НОО...
ОТЧЕТ. Тема самообразования: «Проектная деятельность, как средство повышения УУД в условиях внедрения ФГОС»
Школа сегодня стремительно меняется, а перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обесп...
«Современные технологии обучения детей с ОВЗ как средство повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС»
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Проблема обучения детей с ограниченными возможностями зд...
"Проектная деятельность, как средство формирования УУД в условиях внедрения ФГОС НОО"
Статья на тему: "Проектная деятельность, как средство формирования УУД в условиях внедрения ФГОС НОО"...