Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве
статья на тему
Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве
В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для ее реализации. Ученые и методисты отмечают, что в последнее время наблюдается тенденция к потере интереса со стороны учеников к школьному образованию. Педагоги испытывают большие сложности в активации внимания школьников к обучению. До сих пор учителя находятся в постоянном поиске новых методов, приемов и форм организации обучения, потому что многие проблемы в рамках классно-урочной системы не решаются.
Вместе с тем современные социальные условия, изменившие цели обучения, требуют от педагогов реализации идеи индивидуального подхода в условиях массового образования. Именно поэтому поиски и достижения специалистов способствуют открытию новых идей. Не столь новой, но востребованной в обучении является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Данная форма распространена в основном в старших классах, но целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Еще одной особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным . Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формированием у них познавательной активности. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развития логического мышления, творческих способностей , кругозора, устной и письменной речи ; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений ; формирований наблюдательности и вниманиями, умений работы с художественными и научными текстами.
Самым начальным этапом работы учащихся является выбором темы ,
Далее с помощью учителя ребенок ставит цель- чего он должен добиться в процессе исследовательской деятельности. Следующий этап- подбор материала по своей теме, который происходит не без помощи учителя. Потом ученик изучает собранный материал, обобщает и систематизирует, далее оформляет его. И заключительным этапом работы является защита. Формы реализации работ могут быть разнообразными : реферат , сообщение, доклад. Защита работы может происходить в виде конференции, презентации, доклады и др.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приемы работы:
- изучения теоретических источников;
- наблюдение;
- поисковый эксперимент;
- описательный;
- анкетирование;
- интервьюирование.
Необходимо отметить широкий набор предметов: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, детская риторика, экология. В исследовательской деятельности возможно установление межпредметных связей: литературное чтение и русский язык; окружающий мир и экология; литературное чтение и окружающий мир и т.п. это вызывает наибольший интерес со стороны учеников, так как в одной работе они могут соединить разные, как им казалось, не связанные между собой предметы. Тематика работ также разнообразна: «Имена собственные на вывесках города.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnye_proekty_mladshih_shkolnikov_1.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебные проекты младших школьников; роль родителей.
Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов – неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию проектов. Конечно, чем младше дети, тем более «облегченный» вариант проектной деятельности им предлагается. Проекты школьников могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результатам и т.п. однако при всем их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития ребенка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной ее самостоятельности и продуктивной. Поясним сказанное.
Пожалуй, два признака могут считаться ведущими в проектной
технологии:
1. прагматическая направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы. Или другими словами, технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих, по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата (проекта);
2. характер взаимодействия субъектов проектной деятельности - ученика и учителя, который принципиально отличается от такового в традиционном обучении.
Действия учителя при реализации проектного метода можно характеризовать такими словами:
- помогает ученику определить цель деятельности;
- рекомендует источники получения информации;
- раскрывает возможные формы деятельности;
- содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;
- создает условия для активности школьника;
- является партнером;
- помогает ученику оценить полученный результат и т.п.
Действие ученика можно обозначить так:
- определяет цель своей деятельности;
- открывает новые знания;
-эксперементирует;
- выбирает пути решения возникающих проблем;
- несет ответственность за свою деятельность и т.п.
Следовательно, выполнение проектной деятельности предполагает наличие у школьников определенного набора качеств и умений. назовем важнейшие из них:
- качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность;
- умения: исследовательские, оценочные, презентационные, рефлексивные.
Выясним, готовы ли дети этого возраста к такой деятельности? Достаточно ли развиты у них необходимые качества и умения? Ответ: конечно же, нет! Но диалектика обучения, воспитания и развития как раз и состоит в том, что ребенок, не обладая достаточными и умениями качествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности – есть и условие, и результат развития необходимых для выполнения этой деятельности умений и качеств. А формирование необходимых качеств и умений возникает только в процессе выполнения этой деятельности и не может развиться без самостоятельной деятельности ученика. А исследовательские умения человека не могут появиться, если он не проводит исследования.
Более того, если мы будем рассматривать младший школьный возраст, как необязательный, малозначимый, «проходной» для реализации проектного метода обучения, то окажемся в ситуации, когда у значительного числа школьников так и не удастся развить впоследствии названные качества и умения на должном уровне.
Резюмируя сказанное, приходим к следующему выводу. Необходимо вовлекать младших школьников в проектную деятельность на доступном для них уровне, учитывая психологические особенности возраста, уровень развития прогностического мышления, воображения, самостоятельности. А при организации такой деятельности – подмечать проявления необходимых качеств и умений учащихся, культивировать их, создавать условия для их развития.
Говоря о проектах младших школьников, необходимо иметь ввиду следующее. Часто в учебно-познавательной деятельности младших школьников участвует еще и третий субъект – родители. При этом родители не обладая специальной педагогической подготовкой , не имея представлений ни о характере предстоящей детям проектной деятельности, ни о ее задачах, но желая оказать помощь своему ребенку, нередко действуют ему во вред.
Рассмотрим эту сторону организации проектной деятельности младших школьников подробнее.
Привлекать родителей к процессу проектирования младшими школьниками целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, - иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. В некоторых школах с этой целью проводятся специальные родительские собрания-лекции, на которых родителям разъясняется суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказывается об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Нередко лекция сопровождается показом любительских фильмов по теме. В некоторых школах разрабатываются, тиражируются и распространяются «Памятки для родителей, чьи дети выполняют проект. (Между прочим, ознакомление родителей с сутью метода проектов и определение их роли в проекте может стать темой проекта.)
Памятка для родителей
Если ваш ребенок участвует в создании проекта, то какова ваша роль?
Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя – знать суть этой проектной деятельности, ее этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребенку, если он обратится к вам за помощью. Помните! Вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. право свободного выбора источника информации предоставляется ребенку!
Данная Памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе.
Метод проектов – совокупность исследовательских и проблемных методов, поисковых по своей сути. В разное время разработкой данной технологии обучения занимались многие ученые и методисты из разных стран. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Основа метода – решение какой-либо проблемы при использовании разнообразных информационных средств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство реализации современных целей образования младших школьников.
Включение школьников в учебные исследования создаёт благоприятные условия для преобразования внутренних потенций в реальное интеллектуальное творчество, приобретения исследовательских навыков, востреб...
Мастер-класс "Исследовательская деятельность как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве в условиях внедрения ФГОС НОО"
В настоящее время, как отмечают учёные и методисты, заметно снизился интерес у учащихся к школьному образованию, к получению знаний. На современном этапе особый интерес вызвает исследовательная ...
Выступление на на научно-практической конференции по теме: «Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности».
Выступление содержит материал, способствующий формированию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности во внеурочное и учебное время....
Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности
Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности...
Исследовательская деятельность обучающихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве в условиях внедрения ФГОС НОО.
В современной начальной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования в связи с внедрением ФГОС. В эпоху, когда личность стоит на первом месте, необходимо создавать благ...
Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве
Исследовательская деятельность...