Исследовательская деятельность младших школь-ников как средство реализации личности в общеоб-разовательном пространстве
статья по теме

Порошина Лариса Владимировна

Исследовательская деятельность младших школьников как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc44.5 КБ
Microsoft Office document icon rekomendacii.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Научно – практическая  конференция

 учителей гимназии

Тема:

«Исследовательская деятельность младших школьников как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве»

(  учителя городской гимназии

 Порошиной Ларисы Владимировны)

Балхаш 2012

Уважаемые  коллеги! (начать с поздравления и предложить посмотреть фрагмент видеофильма «До свидания, журавлята!» ).

   Раньше я думала, что полученное образование – это на всю жизнь, а сегодня уверена, что  образование осуществляется в течение всей жизни. Нравится эпиграф журнала «Открытая школа»: «Образование не имеет точки насыщения». Особенно это касается профессии учителя. Если этого не будет, то придет день, когда нам будет нечего дать своим ученикам. Сегодняшняя реальность практики обучения младших школьников требует от учителя инновационных подходов, умения ориентироваться среди многообразия методических технологий, отличающихся сочетанием целей и приемов педагогического труда, базирующихся на разных мировоззренческих аспектах. Привлечение учащихся начальных классов к азам исследовательской деятельности – это один из путей реализации младшего школьника как личности в общеобразовательном пространстве. Тема выступления звучит так: «Исследовательская деятельность младших школьников как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве».

 Великий Конфуций сказал: «Научить нельзя, можно только научиться». Сегодня только хочется поделиться скромным опытом работы по данной теме, а уж каждый учитель идет своим путем.

   Четыре года назад при подготовке к обл. конкурсу административный корпус предложил сделать акцент на  УМК и раскрыть тему поэтапно согласно понятийного аппарата. В результате получился исследовательский проект.

Метод проектов заинтересовал, поэтому  выбрана научно-методическая тема «Исследовательская деятельность младших школьников», над которой работаю в течение двух лет. При руководстве проектной исследовательской деятельностью младших школьников трудностью является то, что нет единого одинакового рецепта. От учителя требуется широкая эрудиция, педагогическое мастерство и огромное желание постигать что-то новое. Учитель формирует в себе тоже навыки педагога-исследователя и помогает ученику реализоваться как личности в общеобразовательном пространстве. По этой теме изучен теоретический материал, предлагаемый журналами «Начальная школа», «Учитель», монография доктора педагогических наук  Романовской М.П. «Метод проектов в образовательном процессе», посещены уроки учителей гимназии, которые уже широко используют данный метод в своей практике. Итак, метод проектов. Это слово мы слышим почти каждый день во всех сферах и для каждого оно не ново, ведь основы исследовательского обучения можно найти и в учениях педагогов-гуманистов эпохи Возрождения и в работах классиков педагогики. В современном толковании проект – это намерение, которое будет осуществлено в будущем. Это слово понимается как идея, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью. Проект и исследование - разные виды деятельности. Исследование обнаруживает то, что уже есть, а проект - деятельность создания нового продукта. Если коротко: задумал – спроектировал – осуществил, то есть получил продукт. Что же ценным и важным является в исследовательской проектной деятельности младших школьников? Ценным и важным является творческое, изобретательское начало, сотрудничество с учителем, родителями, друг с другом. И так как в настоящее время проекты стали довольно распространенной формой образовательной, экологической и общественно значимой деятельностью учащихся, методическая кафедра учителей нач. классов стала практиковать данную методику в работе с младшеклассниками. Такая форма работы ставит ученика в позицию «исследователя» и занимает ведущее место в системе развивающего обучения, входит в систему личностно-ориентированного обучения. Учащиеся начальных классов уже стали выступать с защитой проектов на городском уровне и довольно успешно. В этом учебном году нами занято 7 призовых мест.  Известно, что проекты могут быть разными: исследовательскими, творческими, приключенскими (игровыми), информационными и т.д. Я предпочтение отдаю КТИИД. Работа над проектом осуществляется в течение уч. года как в урочное, так и во внеурочное время, и участие в ней принимает весь класс.  Работаю над данной темой вот уже четвертый год. Во втором классе мои учащиеся защищали свои проекты по теме «Растительный и животный мир» на уроках познание мира. Учитывая то, что проблема сохранения жизни на Земле знакома, понятна и актуальна для млад. школьников, а личный интерес ребенка является главным условием проектной деятельности, то такая форма работы получилась.

Учащиеся-исследователи выступали с сообщениями перед  одноклассниками, как бы в роли учителя. Они использовали подготовленные плакаты с фотографиями, собственные рисунки, сочинения,  ребусы, листы-раскраски, фотоматериалы. Большую помощь оказывали детям, конечно же, родители: разрешали приносить книги из домашней библиотеки, делали фотоснимки, добывали материал в сети Интернет. Поэтому доклады (так громко называем мы сообщения) получились красочными, с картинками и рисунками. Завершилась эта работа открытым внеклассным мероприятием по теме «Некоторые виды исчезающих животных, занесенные в Красную книгу». К этому мероприятию был подготовлен  баннер. Ступенька к открытию – это начало большого пути маленьких исследователей. Метод проектов позволяет решить задачи развития исследовательских умений и овладение новыми способами добывания знаний  у  младших школьников. Также у  учащихся выявляются ценностные отношения и предпочтение к объектам окружающего мира. Опыт показывает, что самостоятельное овладение детьми нач. классов проектной деятельностью невозможно. Важна роль учителя, который является с одной стороны организатором, а с другой его полноправным участником. Образовательный потенциал ПД заключается в возможности воспитания у детей значимых общечеловеческих ценностей, чувства ответственности, самодисциплины и самоорганизации. На начальном этапе важным представляется, конечно же, формирование мотивации к общественно значимой деятельности. За четыре года работы наметился небольшой опыт, который можно отразить в следующих рекомендациях. (Рекомендации прилагаются) Итак, с чего начать и чем закончить.

СЛАЙД № 2 (с чего начать и чем закончить)

Каковы необходимые условия исследовательской проектной деятельности в начальных классах?

СЛАЙД №3 (необходимые условия)

   Известная пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В самом начале выступления Вам был предложен фрагмент по защите КТИИД «До свидания, журавлята!», проведенный в апреле 2011 года. В третьем классе ребят защищали тему «Мир цвета и цветов». Выстроен следующий абстракт. Внимание на экран.

СЛАЙД № 4 (абстракт ).

   Сколько интересных фактов нашли мои третьеклассники, выступавшие с целыми научными трактатами, цветам и цвету были посвящены легенды, мифы, рассказы, стихи, песни и танцы. Настоящую азбуку цвета и цветов открыли себе и всем присутствующим гостям 20 учащихся. Прикоснемся к одному из открытий. Например, к одному из символов Японии – икебана. Выступала Вырва Ирина.

СЛАЙД № 5 (ИКЕБАНА)

   Язык цветов может быть не менее выразительным и понятным, чем слова, жесты и взгляды. У Бабич Насти был проект в проекте, который она назвала « Язык цветов».

СЛАЙД № 6 (проект Бабич Н.)

   В этом учебном году у меня первый класс. Теоретические и практические наработки имеются. Задалась целью привлечь родителей к проектной деятельности : проведены консультации, подготовлены рекомендации, предложены темы. Работа пошла, особенно на уроках познания мира, ребята активно выступают с мини-проектами. Приняли участие в городской НПК младших школьников, заняли второе место . Выступали две ученицы Пчелякова Лера и Шмелева Поля с темой «Арбуз – это ягода?» На следующий год планирую завершить работу по этой теме и обобщить материал, то есть сделать дидактическое пособие в помощь учителю для уроков познания мира

  Необъятное  не объять. Благодарю всех за внимание. Казахская пословица гласит: « Дело покоряется тому, кто его любит». Мои искренние пожелания: успешного 2012 учебного года, чтобы каждый учебный год не был повторением предыдущего, а также трех источников вдохновения по Амонашвили:

СЛАЙД № 7 (пожелание)

- общения с детьми: дети раскрывают и поощряют;

- опыта и энтузиазма коллег: соприкосновение друг с другом дает толчок к творчеству;

- общения с наукой, «рытья» в книгах ученых и великих мыслителей – это позволяет расти профессионально и духовно.  



Предварительный просмотр:

                    Дело покоряется тому, кто его любит.

                                                                                Казахская пословица.

Успешного учебного года и трёх источников вдохновения по Амонашвили:

  1. Общения с детьми: дети раскрывают и поощряют;

  1. Опыта и энтузиазма коллег: соприкосновение друг с другом даёт толчок к творчеству;

  1. Общения с наукой, «рытья» в книгах учёных и великих мыслителей – это позволяет расти профессионально и духовно.

                 Научить нельзя, можно только научиться.

                                                                          Конфуций

1. Изучить теоретические  аспекты технологии проектной деятельности через монографии, научно-методическую литературу, сеть Интернет.

  1. Создать мотивацию, аргументировать выбранную проблему.
  2. Выстроить абстракт, включающий тему, цель, гипотезу, задачи, продолжительность проекта, число участников, методы, объект и продукт исследования.
  3. Определить вид деятельности учащихся, организовать работу в группах и  (или)   индивидуально.
  4. Чётко спланировать ход проектной работы, вести журнал поэтапной деятельности.
  5. Привлечь родителей для сотрудничества.
  6. Использовать разносторонний арсенал педагогических приёмов и методов.
  7. Разработать сценарий защиты и форму представления результатов.
  8. Заключительный этап – рефлексия проделанной работы.

Примечание: в начальных классах удачной формой может быть организация КТИД.

   

  1. Учёт возрастных особенностей (исследование  должно быть посильным, интересным и полезным; проектная деятельность осуществляется в младших классах на допустимом, возможно,  упрощённом уровне).
  2. Целенаправленность и системность (работа по развитию исследовательских умений) проходит  постоянно как в урочное, так и во внеурочное время.
  3. Создание условий для самопознания, саморазвития, самосовершенствования и самореализации.
  4.  Творческая обстановка, психологический комфорт (поощрение, никаких негативных оценок).
  5. Развитие умения работать с научно-популярной литературой, Интернет-ресурсами.
  6. Ведущая и координирующая роль учителя.

Августовская конференция

Балхашская городская гимназия

(из опыта работы  учителя  Порошиной   Л.В.)

г. Балхаш

2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Исследовательская деятельность как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве в условиях внедрения ФГОС НОО"

В настоящее время, как отмечают учёные и методисты, заметно снизился интерес у  учащихся к школьному образованию, к получению знаний. На современном этапе особый интерес вызвает исследовательная ...

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. И...

Исследовательская деятельность младших школьников как средство реализации в образовательном пространстве

В данной работе рассматриваются условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте в процессе исследовательской деятельности, выявляется сущность исследовательской деятельности, анали...

Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве

Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве     В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так...

Исследовательская деятельность обучающихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве в условиях внедрения ФГОС НОО.

В современной начальной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования в связи с внедрением ФГОС. В эпоху, когда личность стоит на первом месте, необходимо создавать благ...

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников

В презентации раскрываются понятия: формирование умений учиться, формирование умений для исследовательской деятельности и для развития навыка исследовательского поведения в период с 1 по 4 классы....