Работа над проектно-исследовательской деятельностью школьников, как одно из направлений поддержки и развития одарённости детей младшего школьного возраста
статья по теме
Проектная деятельность в начальной школе
Подготовила: Голяева Людмила Николаевна, учитель начальных классов
1.Актуальность проекта
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе.
Исходя из теории Л. С. Выготского, развитие младшего школьника как личности определяется процессом обучения.
Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий.
Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Несмотря на очевидную необходимость использования исследовательских методов в обучении, по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, что в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребёнка, делая в итоге практически невозможным процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Между тем, общая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии.
Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.
2.Концептуальность
Своеобразие и новизна моего опыта связана с попыткой создания системы оптимального сочетания элементов образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе с точки зрения развития и сохранения современных форм организации учебно-познавательной деятельности.
Создание базы обоснованных курсов по выбору должно раскрывать закономерности развития изучаемых явлений. Необходимо развивать у учащихся способности к деятельности в интересующей их сфере, при этом мотивируя их на познавательную деятельность.
Метод проекта - система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов её переработки, вариантов коммуникативной деятельности. Метод, который способствует формированию учащихся адекватной самооценки, поднятию имиджа в окружающем социальном пространстве, усилению "Я сам", " Я сделаю", "Я умею". Сохранение и приумножение врождённой "самостоятельности" ребёнка - важнейшая задача образования подрастающего поколения.
Работая над методической проблемой "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в проектной деятельности" в своей работе использую информационно-коммуникационные, проектные, исследовательские технологии. Сочетаю проблемно-поисковые, индивидуальные и групповые формы обучения.
В современных условиях модернизации российского образования деятельность учителя должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как усвоение этических норм, ценностных отношений, сохранении здоровья.
3.Наличие теоретической базы опыта
Опыт базируется на научно-теоретических материалах, созданных авторским коллективом ОС "Школа 2100", под научным руководством А.А.Леонтьева, Д.И.Фельдштейна, С.К.Бондыревой, Ш.А.Амонашвили; теории общей педагогической деятельности (Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева), теории учебной деятельности (Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова).
Обучение в рамках данной образовательной системы представляет собой целостный и преемственный процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу и максимально учитывающий возрастные особенности учащихся. Технологии, предлагаемые Образовательной системой «Школа 2100» позволяют устранить перегрузки и стрессы школьников, как правило, сопровождающие процесс обучения.
4.Ведущая педагогическая идея
Создание системы организации познавательной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время с целью повышения мотивации к творческой деятельности учащихся. Повышение качества обучения , развитие познавательного интереса и мышления, развитие ученика как личности.
5.Оптимальность и эффективность средств
Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, работа в группах, проблемное обучение.
На современном этапе перед учителем стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий с традиционными. Для реализации этого использую технологии: объяснительно-иллюстрированного обучения, личностно-ориентированного обучения, коммуникативно-диалоговой деятельности, развивающего обучения, компьютерные, учебно-игровой деятельности, дифференцированного обучения, проектной деятельности, здоровьесберегающие на уровне отдельных элементов и в системе.
В своей работе активно использую такое направление технологии как проектная деятельность. Исследовательские проекты практикуются на всех ступенях обучения. Это способствует сохранению у ребенка интереса к школьным предметам на протяжении всего школьного обучения.
6.Результативность
Качество знаний учащихся составляет по отдельным предметам от 83 до 100%
При участии во всероссийских конкурсах, всероссийских олимпиадах, дистанционных олимпиадах и других конкурсах школьники овладевают определённым багажом знаний, интеллектуальной компетентностью и уверенностью в своих силах.
Качество обученности слабых учащихся при этом повышается.
Очное участие обучающихся в предметных олимпиадах и конкурсах
Ф.И.учащегося | год | Класс | Название | Уровень | Результат |
Булычёва Валерия | 2011 | 4 | Марафон учеников - занковцев г.Санкт-Петербург | Всероссийский | лауреат |
Исайчев Сергей | 2011 | 4 | Марафон учеников - занковцев г.Санкт-Петербург | Всероссийский | лауреат |
Никишанин Роман | 2011 | 4 | Марафон учеников - занковцев г.Санкт-Петербург | Всероссийский | лауреат |
Командный: Ерофеев Андрей Булычёва Валерия Исайчев Сергей | 2011 | 4 | Марафон учеников - занковцев | Региональный | Победитель |
Ерофеев Андрей | 2011 | 4 | Марафон учеников - занковцев | Региональный | Победитель |
Родионов Илья | 2011 | 4 | Конкурс чтецов «Пою моё Отечество» | Муниципальный | Победитель |
Ерофеев Андрей | 2011 | 4 | Предметная Олимпиада по математике | Муниципальный | Призёр |
Булычёва Валерия | 2011 | 4 | Предметная Олимпиада по русскому языку | Муниципальный | Призёр |
Заочное участие обучающихся
Ф.И.учащегося | год | Класс | Название | Уровень конкурса | Результат |
Вдовина Вероника | 2012 | 2 | Интернет- портал для школьников, учителей и их родителей | Всероссийский МИНОБР.ОРГ | II место |
Вдовина Вероника | 2012 | 2 | Дистанционный образовательный портал«Продлёнка» | Всероссийский | I место |
Поплавская Лилия | 2012 | 2 | Дистанционный образовательный портал«Продлёнка» | Всероссийский | II место |
Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество»
2009 – 2010 уч.г. 9 лауреатов
2010 – 2011 уч.г. 4 лауреата
2011 – 2012 уч.г 2 лауреата
2012 – 2013 уч.г. 3 лауреата
На своих уроках я применяю прием взаимопроверки, самопроверки, работу в парах, работу в группах. Одним из главных условий формирования познавательной деятельности является творческий характер образовательного процесса.
Я считаю, что включение ученика в творческий процесс способствует всестороннему развитию личности.
С 2012 года я являюсь руководителем творческой группы педагогов учреждения, работающих над проблемой : «Формирование коммуникативных учебных действий дошкольников и младших школьников» в рамках федерального эксперимента «Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в условиях введения ФГТ и ФГОС» (информационное письмо РАО № 01-326/15/17 от 31.10.2011 г.).
7.Возможность тиражирования
За время работы по внедрению метода проектов в предметную область и, опираясь на научно-теоретические материалы, созданные авторским коллективом ОС "Школа 2100", было создано достаточное число проектов в урочной и внеурочной деятельности, которые успешно были представлены на уроках и конкурсах, на родительских собраниях, а так же на моём персональном сайте.
Проект - это особая часть школьной воспитательной среды, которая даёт учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает расширять свои познания в различных областях науки, формирует кругозор, общечеловеческую культуру и творческое отношение к труду.
8.Новизна опыта
В качестве теоретической основы выбранная модель технологии метода проектов (разработана американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком), впервые была адаптирована к современным условиям технологий еще в начале 20 века под руководством русского педагога С.Т.Шацкого). Новизна опыта состоит в использовании ИКТ (информационно коммуникативных технологий) на проекте с учениками разного уровня подготовкой и способностями, а также в использовании проектных работ после завершения проекта как наглядный и дидактический материал к урокам (презентации, поделки, буклеты, доклады и пр.). Этот показатель можно использовать в попытке усовершенствования системы оценивания проектной деятельности учащихся, т.к. результаты исследований становятся наглядным пособием для обучения следующего поколения учеников.
В обучении первостепенное значение имеют познавательные умения, т.е. умения самостоятельно приобретать знания. Они особенно важны для пополнения знаний по окончании учебного заведения (для непрерывного самообразования). Вооружения учащихся познавательными умениями – важное средство против перегрузки учащихся и необходимое условие повышения эффективности учебных занятий.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация Здания Саранска | 2.79 МБ |
Проект Кафедральный Собор | 718.5 КБ |
Презентация улицы моего города | 2.65 МБ |
Программа по внеурочной деятельности Я исследователь | 99.5 КБ |
Таблица оценивания проекта для школьников | 12.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Саранск – это столица Республики Мордовия. Красивый, благоустроенный и динамично развивающийся город. А еще это моя родина. И, поэтому, мне хочется узнать как можно больше о Саранске – узнать самому и познакомить своих товарищей-одноклассников с интересными фактами из жизни родного города. Для более детального изучения я выбрал два сооружения: Кафедральный Собор Святого Праведного воина Феодора Ушакова и железнодорожный вокзал.
Гипотеза Кафедральный Собор Святого Праведного воина Феодора Ушакова, по моему мнению, был построен для людей, которые верят в Бога, и для тех людей, кто только обретает веру. Я думаю, что появление этого храма в нашем городе сделает людей добрее и милосерднее, а жизнь в родном краю достойнее . Более крупное здание железнодорожного вокзала в нашем городе было построено, как мне кажется, потому, что именно с него начинается знакомство с городом, от него во многом зависит впечатление о Саранске и его жителях. Кроме того, новое здание, по-моему, больше отвечает всем современным требованиям.
Цель: Цель моей работы изучить историю создания Кафедрального Собора и железнодорожного вокзала, отыскать интересную, полезную информацию и поделиться ею с товарищами . Задачи: 1. Прочитать книги об истории строительства Кафедрального Собора и железнодорожного вокзала, сделать фотографии этих зданий. 2. Систематизировать свои знания: а) выделить гипотезу, обосновать её; б) определить цели и задачи. 3. Раскрыть тему. 4. Отыскать наиболее интересные факты. 5. Подвести итоги своей работы.
Кафедральный Собор Святого Праведного воина Феодора Ушакова В 2000 году Саранск посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Тысячи людей собрались в нашем городе, чтобы помолиться вместе с ним. Однако ни один храм в Саранске не в состоянии был вместить такого количества верующих, и Божественная Литургия (христианское богослужение) была совершена на площади пред Домом Республики.
Федор Федорович Ушаков (13 февраля 1745 — 2 октября 1817) В 2000 году Глава Республики Мордовия Меркушкин Н.И. и Архиепископ (глава церковного округа) Саранский и Мордовский Варсонофий направили обращение в комиссию Русской Православной Церкви о причислении к лику святых Адмирала Федора Федоровича Ушакова . В конце 2000 года Ф. Ушаков был причислен к лику святых.
Федор Федорович Ушаков был Адмиралом Российского флота. Он был талантливым флотоводцем. Он служил морским офицером на Балтийском флоте. Затем стал командующим Черноморским флотом, который под его руководством одержал блестящие победы в крупных морских сражениях. Последние годы жизни Федор Федорович провел в своем имении в деревне Алексеевка, что рядом с Санаксарским монастырем (ныне это Темниковский район Мордовии). Он много молился и даже жил там в келье (отдельная комната в монастыре, где жили монахи).
Ф. Ушаков не проиграл ни одного из 40 сражений, не потерял ни одного корабля и не сдал врагу в плен ни одного своего матроса. Во время Отечественной войны 1812 года он пожертвовал свои деньги на обмундирование пехотного полка. Россия не забыла своего верного сына. Именем Ушакова названы бухта в Анадырском заливе Берингова моря (северо-восток России, Чукотский автономный округ) и мыс в Охотском море (Охотское море омывает Россию и Японию, часть Тихого океана) Имя Адмирала Ушакова носит военный корабль, на котором служат и ребята из Мордовии. А еще есть орден и медаль Ушакова, которыми награждают самых отважных моряков. Эти награды были учреждены в годы Великой Отечественной войны (1944г.).
Руководство Республики Мордовия приняло решение о строительстве Кафедрального Собора в центре Саранска. В 2002 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II утвердил эскизный проект собора. А накануне Дня Победы прошло освящение (церковный обряд) места под строительство собора.
5 и 6 августа 2006 года прошли торжественное открытие и освящение собора, построенного в честь непобедимого воина Федора Ушакова. В течение этих двух дней люди шли в новый храм помолиться, поставить свечу, приобрести икону или памятный сувенир
А 10 августа Президентом России В.В. Путиным был открыт памятник Федору Ушакову.
Описание Собора Высота Кафедрального Собора около 70-ти метров от основания нижнего храма до вершины креста. Площадь собора 4 тысячи 311 квадратных метров. Собор вмещает около 3000 человек. По периметру храма размещены 4 звонницы, на которых находятся 12 колоколов. Самый большой колокол весом 6т. В отделке храма использован белый мрамор. В соборе имеется смотровая площадка, с которой открывается панорама города Саранска и его окрестностей. Настоятель храма – Архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий .
Из истории В настоящее время Кафедральный Собор расположен на стыке улиц Советской и Большевистской. До революции это было самое высокое место городского центра – перекресток улиц Базарной и Ильинской. Здесь размещался Петропавловский монастырь. В середине тридцатых годов прошлого века здесь была построена гостиница “Центральная”. В 2002 году начался снос старых строений, в том числе и гостиницы, - готовилась площадь под строительство Кафедрального Собора. И сейчас центром Саранска является Соборная площадь.
Во все времена люди строили храмы в честь великих побед или перед лицом опасностей. Это придавало людям сил и наполняло душу верой. А в наше время это особенно важно. Если люди больше будут обращаться к Богу, отношения между ними станут более нравственными и чистыми. Станет меньше войн и преступлений.
Железнодорожный вокзал Первое здание железнодорожного вокзала было построено в 1893 году . В 1900 году была открыта линия Рузаевка-Саранск-Красный Узел. Более крупное здание вокзала было построено незадолго до Великой Отечественной войны, в 1940 году. В 1956 году оно было реконструировано. В 1954 году началось движение по маршруту Саранск-Москва. В 2006 году старый вокзал был снесен, так как здание стало тесным и сильно устарело.
Новое здание вокзала, открытое в 2007 году
Интересные факты Кафедральный Собор Святого Праведного воина Феодора Ушакова – это первый и единственный храм, построенный во имя флотоводца Российского. Кафедральный собор Ф. Ушакова – самый большой храм в Поволжье (Поволжье – это территория, примыкающая к течению реки Волги). Город Саранск был 6 раз призером Всероссийского конкурса “Самый благоустроенный город России”, а в 2012 году стал победителем этого конкурса. Сегодняшний Саранск, как и Древний Рим и Москва, стоит на 7 холмах. В середине прошлого века с нашего вокзала отправлялись паровозы, в которых два проводника топили печь древесным углём. Это была нелегкая работа. Например, на отрезке пути от Рузаевки до Ковылкино (это 80 километров) кочегару требовалось забросить лопатой в топку 18 тонн угля
Заключение В своей работе я попытался изучить два здания, которые, на мой взгляд, являются одними из самых значимых и красивых. – это Кафедральный Собор Ф. Ушакова и Железнодорожный вокзал. Я познакомился с историей создания этих сооружений, их описанием. Нашёл интересные факты, связанные с ними и с нашим городом. Я думаю, мне удалось раскрыть тему и решить поставленные задачи.
Использованная литература: “Саранск Столичный”, Саранск, Издатель К. Шапкарин , 2012 Авторы-составители – Н.М. Арсентьев, Т.С. Баргова , Е.С. Руськина , К.И. Шапкарин ; “Саранск”, Мордовское книжное издательство, Саранск, 1961 И.Д. Воронин; “ Свято-Феодоровский Кафедральный Собор”, Саранск, 2006 ООО “ Артмастер ” ; “Саранск советский”, Саранск, Фонд “Открытая Мордовия”, 2008 Виктор Махаев; “Саранск”, Издательство Мордовского университета, 2012 Справочник-путеводитель по городу, Редактор Р.Н. Бусарова ; “Саранск. Книга городских перемен”, Саранск, Издатель К. Шапкарин , 2012 Виктор Махаев; “ Полководцы России ” , Москва, ЭКСМО, 2012 Полная энциклопедия, Ю.К. Школьник; “Книга будущих Адмиралов”, Москва, ЭКСМО, Издательский Дом Мещерякова, 2012 Анатолий Митяев.
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Тема:
Здания города Саранска
Кафедральный Собор Святого Праведного воина Феодора Ушакова
Железнодорожный вокзал
Саранск – это столица Республики Мордовия. Красивый, благоустроенный и динамично развивающийся город. А еще это моя родина. И, поэтому, мне хочется узнать как можно больше о Саранске – узнать самому и познакомить своих товарищей-одноклассников с интересными фактами из жизни родного города.
Для более детального изучения я выбрал два сооружения: Кафедральный Собор Святого Праведного воина Феодора Ушакова и железнодорожный вокзал. На мой взгляд, эти здания одни из самых красивых и значимых в городе Саранске. Кафедральный Собор Ф. Ушакова – самый большой храм в Поволжье и по праву считается визитной карточкой нашего города. А железнодорожный вокзал называют воротами города, потому что больше всего людей приезжают к нам по железной дороге, на поездах. И первое, что они видят, - вокзал.
Гипотеза.
Кафедральный Собор Святого Праведного воина Феодора Ушакова, по моему мнению, был построен для людей, которые верят в Бога, и для тех людей, кто только обретает веру. Я думаю, что появление этого храма в нашем городе сделает людей добрее и милосерднее, а жизнь в родном краю достойнее.
Более крупное здание железнодорожного вокзала в нашем городе было построено, как мне кажется, потому, что именно с него начинается знакомство с городом, от него во многом зависит впечатление о Саранске и его жителях. Кроме того, новое здание, по-моему, больше отвечает всем современным требованиям.
Цель.
Цель моей работы изучить историю создания Кафедрального Собора и железнодорожного вокзала, отыскать интересную, полезную информацию и поделиться ею с товарищами.
Задачи.
- Прочитать книги об истории строительства Кафедрального Собора и железнодорожного вокзала, сделать фотографии этих зданий.
- Систематизировать свои знания:
а) выделить гипотезу, обосновать её;
б) определить цели и задачи.
3. Раскрыть тему.
4. Отыскать наиболее интересные факты.
5. Подвести итоги своей работы.
Кафедральный Собор
Святого Праведного
воина Феодора Ушакова.
Начать свой рассказ о Кафедральном Соборе мне бы хотелось с истории его строительства.
В 2000 году Саранск посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Тысячи людей собрались в нашем городе, чтобы помолиться вместе с ним. Однако ни один храм в Саранске не в состоянии был вместить такого количества верующих, и Божественная Литургия (христианское богослужение) была совершена на площади пред Домом Республики. Так возникла необходимость строительства нового Кафедрального Собора. В 2000 году Глава Республики Мордовия Меркушкин Н.И. и Архиепископ (глава церковного округа) Саранский и Мордовский Варсонофий направили обращение в комиссию Русской Православной Церкви о причислении к лику святых Адмирала Федора Федоровича Ушакова. В конце 2000 года Ф. Ушаков был причислен к лику святых.
Федор Федорович Ушаков был Адмиралом Российского флота. Он был талантливым флотоводцем. Он служил морским офицером на Балтийском флоте. Затем стал командующим Черноморским флотом, который под его руководством одержал блестящие победы в крупных морских сражениях. Последние годы жизни Федор Федорович провел в своем имении в деревне Алексеевка, что рядом с Санаксарским монастырем (ныне это Темниковский район Мордовии). Он много молился и даже жил там в келье (отдельная комната в монастыре, где жили монахи).
Ф. Ушаков не проиграл ни одного из 40 сражений, не потерял ни одного корабля и не сдал врагу в плен ни одного своего матроса. Во время Отечественной войны 1812 года он пожертвовал свои деньги на обмундирование пехотного полка. На его же средства в Темникове был создан госпиталь, где лечили раненых солдат. К этому времени Ушаков был уже стар (умер Федор Федорович в 1817 году), но смог таки внести свой вклад в победу русского народа над наполеоновской армией.
Россия не забыла своего верного сына. Именем Ушакова названы бухта в Анадырском заливе Берингова моря (северо-восток России, Чукотский автономный округ) и мыс в Охотском море (Охотское море омывает Россию и Японию, часть Тихого океана). Имя Адмирала Ушакова носит военный корабль, на котором служат и ребята из Мордовии. А еще есть орден и медаль Ушакова, которыми награждают самых отважных моряков. Эти награды были учреждены в годы Великой Отечественной войны (1944г.).
Именно за свою веру в Бога и заслуги перед Отечеством Адмирал Ушаков и признан Русской православной церковью святым. Святой Федор считается покровителем Мордовии. Его мощи ( останки святых) покоятся в Санаксарском монастыре Темниковского района Республики Мордовия.
Руководство Республики Мордовия приняло решение о строительстве Кафедрального Собора в центре Саранска.
В 2002 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II утвердил эскизный проект собора. А накануне Дня Победы прошло освящение (церковный обряд) места под строительство собора.
5 и 6 августа 2006 года прошли торжественное открытие и освящение собора, построенного в честь непобедимого воина Федора Ушакова. В течение этих двух дней люди шли в новый храм помолиться, поставить свечу, приобрести икону или памятный сувенир.
А 10 августа Президентом России В.В. Путиным был открыт памятник Федору Ушакову.
Описание Собора.
Высота Кафедрального Собора около 70-ти метров от основания нижнего храма до вершины креста. Площадь собора 4 тысячи 311 квадратных метров. Собор вмещает около 3000 человек.
По периметру храма размещены 4 звонницы, на которых находятся 12 колоколов. Самый большой колокол весом 6т.
В отделке храма использован белый мрамор.
В соборе имеется смотровая площадка, с которой открывается панорама города Саранска и его окрестностей.
Настоятель храма – Архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий.
Из истории.
В настоящее время Кафедральный Собор расположен на стыке улиц Советской и Большевистской. До революции это было самое высокое место городского центра – перекресток улиц Базарной и Ильинской. Здесь размещался Петропавловский монастырь. В середине тридцатых годов прошлого века здесь была построена гостиница “Центральная”. В 2002 году начался снос старых строений, в том числе и гостиницы, - готовилась площадь под строительство Кафедрального Собора. И сейчас центром Саранска является Соборная площадь.
Во все времена люди строили храмы в честь великих побед или перед лицом опасностей. Это придавало людям сил и наполняло душу верой. А в наше время это особенно важно. Если люди больше будут обращаться к Богу, отношения между ними станут более нравственными и чистыми. Станет меньше войн и преступлений.
Железнодорожный вокзал
Первое здание железнодорожного вокзала было построено в 1893 году. В самом Саранске образовалась крупная по тому времени железнодорожная станция с грузооборотом до 4 миллионов пудов (1 пуд составляет 16 килограмм). В те времена здание вокзала совсем не было похоже на современное здание.
В 1900 году была открыта линия Рузаевка-Саранск-Красный Узел.
Более крупное здание вокзала было построено незадолго до Великой Отечественной войны, в 1940 году. В 1956 году оно было реконструировано и простояло еще ровно 50 лет. За это время через город Саранск проехали тысячи поездов. Сотни тысяч пассажиров вышли из них на саранский перрон или, наоборот, сели в вагоны, чтобы увидеть другие города.
В середине прошлого века двух-этажное здание железнодорожного вокзала считалось одним из самых важных в городе. Именно это здание вокзала помнят и наши родители.
В 1954 году началось движение по маршруту Саранск-Москва. Московский поезд отправлялся в те времена только по четным числам. Состав комплектовался прочными цельнометаллическими вагонами. Паровоз вели машинист, его помощник и кочегар.
В 2006 году старый вокзал был снесен, так как здание стало тесным и сильно устарело.
Современный вокзал открылся в 2007 году. Это светлое и просторное здание.
Сегодня Саранск является крупной железнодорожной станцией. Через неё ежедневно проходят десятки поездов, которые перевозят пассажиров и различные грузы на восток и запад, на север и юг страны.
Интересные факты.
- Кафедральный Собор Святого Праведного воина Феодора Ушакова – это первый и единственный храм, построенный во имя флотоводца Российского.
- Кафедральный собор Ф. Ушакова – самый большой храм в Поволжье (Поволжье – это территория, примыкающая к течению реки Волги).
- Город Саранск был 6 раз призером Всероссийского конкурса “Самый благоустроенный город России”, а в 2012 году стал победителем этого конкурса.
- Сегодняшний Саранск, как и Древний Рим и Москва, стоит на 7 холмах.
- В середине прошлого века с нашего вокзала отправлялись паровозы, в которых два проводника топили печь древесным углём. Это была нелегкая работа. Например, на отрезке пути от Рузаевки до Ковылкино (это 80 километров) кочегару требовалось забросить лопатой в топку 18 тонн угля!
Заключение.
Саранск – это современный город. За прошедшее десятилетие он очень преобразился, появилось множество новых зданий. С каждым годом Саранск становится красивее, благоустроеннее и приобретает свою индивидуальность.
В своей работе я попытался изучить 2 здания, которые, на мой взгляд, являются одними из самых значимых и красивых. – это Кафедральный Собор Ф. Ушакова и Железнодорожный вокзал. Я познакомился с историей создания этих сооружений, их описанием. Нашёл интересные факты, связанные с ними и с нашим городом. Я думаю, мне удалось раскрыть тему и решить поставленные задачи.
Использованная литература:
- “Саранск Столичный”, Саранск, Издатель К. Шапкарин, 2012
Авторы-составители – Н.М. Арсентьев, Т.С. Баргова, Е.С. Руськина, К.И. Шапкарин;
- “Саранск”, Мордовское книжное издательство, Саранск, 1961 И.Д. Воронин;
- “Свято-Феодоровский Кафедральный Собор”, Саранск, 2006
ООО “Артмастер”;
- “Саранск советский”, Саранск, Фонд “Открытая Мордовия”, 2008 Виктор Махаев;
- “Саранск”, Издательство Мордовского университета, 2012 Справочник-путеводитель по городу,
Редактор Р.Н. Бусарова;
- “Саранск. Книга городских перемен”, Саранск, Издатель К. Шапкарин, 2012
Виктор Махаев;
- “Полководцы России”, Москва, ЭКСМО, 2012
Полная энциклопедия, Ю.К. Школьник;
- “Книга будущих Адмиралов”, Москва, ЭКСМО, Издательский Дом Мещерякова, 2012
Анатолий Митяев.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Познакомиться с историей названий улиц родного города Задачи: Как и когда возник Саранск ? Изучить историю города Собрать информацию о названиях улиц Познакомить ребят с материалом.
Как и когда возник Саранск ? Раньше на месте города была небольшая мордовская деревенька. Саранск основан как сторожевая крепость в 1641 году. Воевода Савва Козловский решил возводить крепость там, где сливались две реки Саранка и Инсар. А в 1780 году Саранск официально получил статус города.
А какое значение имени Саранска? Сарлей, Саранка, Саранеск, Саранск - слова мордовские и русские. Происходят от слов « сар», «сарема», означающих сырое заболоченное место с множеством ручьёв и речек. Такой и была в то время местность, где протекали реки Инсар и Саранка.
Все на земле имеет свой адрес, и этот адрес начинается с места рождения человека. Родное село, улица, на которой он живет, город, страна – все имеет свои имена. Зная адрес, легко можно найти любого человека.
В названиях улиц отражена история нашего города В Саранске много разных улиц - больше 250. И у каждой своё название. Одни улицы носят имена знаменитых людей : поэтов А.С. Пушкина,А.И. Полежаева, Никула Эркая.
Космонавтов Юрия Гагарина, Германа Титова, Валентины Терешковой. Героя войны Вениамина Миронова Есть улица Ивана Коваленко- первого директора объединения «Светотехника».
Другие улицы названы в честь больших и малых российских городов : Московская, Волгоградская, Ярославская, Севастопольская, Рузаевская. Улицы Ботевградская, Гожувская и Серадская получили свои названия от городов - побратимов Саранска. Ботевград находится в Болгарии, а Гожув - Велькопольски и Серадз - в Польше.
У Многих улиц есть старинные названия, которые теперь забылись. А в этих названиях отражена история нашего города. Недалеко от стадиона «Старт» есть улица Красная. Раньше она называлась Кузнечной, потому что на ней жили и работали кузнецы.
Улица Полежаева раньше была Поташной. Многие её жители занимались производством поташа, который использовался при изготовлении мыла и стекла. А получали поташ, сжигая дрова. Рабочая улица называлась Заводской. Здесь находились саранские заводы.
Из советского периода к нам пришли названия улиц Советская, Коммунистическая, Пролетарская, Демократическая, проспект Ленина и другие. Улица Советская – самая главная в нашем городе. Она появилась тогда, когда Саранск был крепостью. Сначала здесь размещался торжок –торговое место, потом базар, поэтому улица называлась Базарной.
На улице Советской расположены несколько площадей : Главная площадь города называется Советской. Когда-то у неё было другое имя - Соборная, так как здесь стоял Спасский собор. После революции он был разрушен, а на его месте построили Дом Советов.
На Советской улице есть ещё одна площадь - Победы. На ней установлен мемориал погибшим в Великой Отечественной войне. Перед памятником горит Вечный огонь.
Рядом с площадью Победы находится Соборная площадь, где стоит кафедральный Свято-Феодоровский собор. Он построен в честь праведного воина адмирала Феодора Ушакова.
Город мой любимый,
Город мой родной
Я Горжусь тобой…
Спасибо за внимание !!!
Предварительный просмотр:
Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО «____»________2012 Директор
учителей начальных классов Зам.директора по УВР МАОУ «Прогимназия №119»
МАОУ «Прогимназия №119» МАОУ«Прогимназия №119»
_________________________ ________________________ _______________________
Протокол №___ от «___» _____2012
Рук.МО_____________________ ______________2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ 2 КЛАССА
«Я - исследователь»
на 2012 – 2013 УЧ.Г
Составила:
Голяева Л.Н., учитель начальных классов МАОУ «Прогимназия №119» Г.о.Саранск
Саранск 2012
Пояснительная записка
Рабочая программа исследовательского обучения в начальной школе составлена на основе методических рекомендаций Савенкова А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и рабочей тетради «Я – исследователь» для младших школьников». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2010.
Общая характеристика программы
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий исследовательский поиск.
Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока это не состоялось, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Поэтому предлагаемая программа рассчитана преимущественно на внеклассную и внешкольную работу с детьми в начальной школе. Кроме того, она может использоваться в учреждениях системы дополнительного образования. Объём курса 33ч из расчета 1 ч в неделю.
Цель программы - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи программы:
1. Развитие познавательных потребностей младших школьников.
2. Развитие познавательных способностей младших школьников.
3. Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований
4. Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
5. Формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Основные разделы программы
Предлагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся состоит из трех относительно самостоятельных подпрограмм:
■ самостоятельная исследовательская практика;
■ тренинг исследовательских способностей;
■ мониторинг исследовательской деятельности учащихся.
Самостоятельная исследовательская практика
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в ее рамках выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Тренинг исследовательских способностей
В ходе этого тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска.
К ним мы относим знания, умения и навыки:
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, мы вернемся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах.
Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
Мониторинг включает в себя мероприятия, необходимые для управления процессом исследовательского обучения. Peбёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы.
Основные требования к уровню подготовки учащихся.
Планируемые результаты.
Обучающиеся должны научиться
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Часы учебного материала | Плановые сроки прохождения |
1. | Тренинг исследовательских способностей | 16ч | I полугодие |
2. | Самостоятельная исследовательская практика | 14 ч | III четверть |
3. | Мониторинг исследовательской деятельности учащихся | 3ч | IVчетверть |
Содержание предмета
Тренинг исследовательских способностей
Развитие умений видеть проблемы
Задачи: « Посмотрите на мир чужими глазами», « Составьте рассказ от имени другого персонажа», « Сколько значений у предмета», « Назовите как можно больше признаков предмета», «Тема одна- сюжетов много».
Экскурсии: « Почему светит солнце?», « Почему попугаи и вороны могут разговаривать?» «Почему птицы, когда собираются в стаи, так сильно шумят?»
Задания: исследовать и нарисовать: осенние листья, семена каштанов, деревья, яблоки.
(форма, цвет, где растут, почему меняют цвет, и опадают с деревьев)
Развитие умений выдвигать гипотезы
Задачи: « Найди возможную причину события», «При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?
Развитие умений задавать вопросы
« Найди загаданное слово», «Угадай, о чём спросили?», « Найди причину события с помощью вопросов», «Вопросы домашних животных»
Развитие умений давать определения понятиям
Загадки, игра « Трудные слова»
Развитие умений классифицировать
«Продолжи ряд», «Набор картинок», задачи на классификацию с явными ошибками.
Развитие умений и навыков работы с парадоксами
«Почему металлические корабли не тонут, а ножи вилки и гвозди тонут?»
Развитие умения наблюдать
«Парные картинки, содержащие различия»
Экскурсия-наблюдение за воробьями (Все ли они одинакового размера? Все ли они имеют одинаковую окраску? Все ли они имеют одинаковое оперение? Все ли одинаково поют? Все ли они миролюбивые или есть среди них драчливые? Все ли они любят, есть одно и то же?
Развитие умений и навыков экспериментирования
Мысленный эксперимент. Эксперименты с реальными объектами: «Как вода исчезнет?» «Определяем плавучесть предметов». Эксперименты с домашними животными (например: любят ли они петь, как относятся к громким звукам)
Развитие умений высказывать и оценивать суждения
Работа с матрицей для оценки идей.
Задачи: «Проверь правильность утверждений», «Проверьте правильность ответа?»
Учимся делать умозаключения и выводы
Индуктивные умозаключения. Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии.
Развитие умений создавать метафоры
Ответы на шутливые вопросы. «Объясните значение выражения». Задачи на развитие мышления. Задачи на основе приёмов творческого воображения. Пиктограмма или графический образ мысли.
Самостоятельная исследовательская практика
Этапность детских учебных исследований
Выделение и постановка проблемы(выбор темы исследования)
Выработка гипотез
Поиск и предложение возможных вариантов решения
Сбор материала
Обобщение полученных данных
Подготовка материалов исследования к защите ( сообщение, доклад, макет и др,)
Защита
Организация исследования включает в себя следующие этапы.
Подумать самостоятельно
Что я об этом знаю?
Какие мысли я могу высказать про это?
Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
Спросить у других людей.
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
Просмотреть телематериалы.
Запиши то необычное, что узнал из фильмов.
Использовать Интернет.
Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
Понаблюдать.
Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.
Провести эксперимент.
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
Защита итогов исследования и проектирования
Участие в районной конференции « Юный исследователь»
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем | Количество | Дата проведения | |
2 класс | ||||
Тренинг исследовательских способностей 16 часов | ||||
1 | Что такое исследование? Кто такие исследователи? | 1 | ||
2-3 | Что можно исследовать? (тренировочные занятия) | 2 | ||
4 | Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования. | 1 | ||
5 | Коллективная игра «Конструирование игровой площадки» (коллективные игры, как средство стимулирования исследовательской активности детей) | 1 | ||
6 | Коллективное занятие «Жилой дом» | 1 | ||
7 | Игра «Историческое моделирование» | 1 | ||
8 | Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей. | 1 | ||
9 | Наблюдение как способ выявления проблем. | 1 | ||
10 | Экскурсия-наблюдение за воробьями. | 1 | ||
11 | Развитие умения видеть проблемы. | 1 | ||
12 | Развитие умения выдвигать гипотезы. | 1 | ||
13 | Развитие умений задавать вопросы. | 1 | ||
14-15 | Развитие умений давать определение понятиям. | 2 | ||
16 | Развитие умений классифицировать. | 1 | ||
Самостоятельная исследовательская практика 14 часов | ||||
17 | Задачи на классификацию с явными ошибками. | 1 | ||
18 | Развитие умений и навыков работы с парадоксами. | 1 | ||
19 | Развитие умений наблюдать | 1 | ||
20 | Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент. | 1 | ||
21 | Эксперименты с реальными объектами. Эксперимент «Определяем плавучесть предметов» | 1 | ||
22 | Эксперименты с домашними животными. | 1 | ||
23 | Как оценивать идеи. | 1 | ||
24 | Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Индуктивные умозаключения. | 1 | ||
25 | Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии. | 1 | ||
26 | Развитие умения создавать метафоры. | 1 | ||
27 | Развитие умений создавать тексты. | 1 | ||
28 | Методика работы с текстом. | 1 | ||
29 | Учимся выделять главную идею. | 1 | ||
30 | Развитие дивергентного и конвергентного мышления. Задание « Рассказ на заданную тему». | 1 | ||
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся 3 часа | ||||
32-33 | Защита проектов. | 3 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | количество | примечания | |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная литература) | ||
Учебно- методические комплекты (УМК) для 2-го класса (программа, учебники, рабочие тетради ) . 1. А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников. Учебная литература, 2010г 2.М.К.Господникова, Н.Б.Полянина, Е И Самохвалова. Проектно- исследовательская деятельность в начальной школе. Волгоград.2009г 3. «Начальное образование» №5 2006 г., Е.Н.Землянская «Учебные проекты младших школьников: роль родителей» 4. Н.А.Семенова «Исследовательская деятельность учащихся», «Начальная школа» №2 2006 г. 5. «Начальное образование» №6 2006 г., Е.Данилова «Мое первое исследование:Как живешь, красавец-колеус?» 6. Газета «Начальная школа»№10 2006г. 7. Н.Долгушина «Организация исследовательской деятельности младших школьников»,
. Е.Б.Чиркова «Модель урока в режиме технологии проектного обучения», журнал «Начальная школа» №12 2003г | К | Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ | |
2 | Печатные пособия | ||
Демонстрационный материал (таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения Карточки с заданиями, в том числе многоразового использования | Д П | Многоразового использования | |
3 | Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
Цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программы)6 электронные справочные и учебные пособия) | П | ||
4 | Технические средства обучения | ||
Магнитофон, , DVD-плеер, телевизор | П | ||
Предварительный просмотр:
таблица оценивания проекта
группа_______________________________________________
разработчик проекта___________________________________
№ п/п | Параметры оценивания | да | нет | не всегда |
1. | Интересная ли выбрана тема | |||
2. | Глубина раскрытия темы | |||
3. | Практическая ценность проекта | |||
4. | Последовательность изложения | |||
5. | Соответствие плану | |||
6. | Правильность выводов | |||
7. | Правильность и грамотность оформления | |||
8. | Аккуратность и дизайн оформления | |||
9. | Самостоятельность при выполнении работы | |||
10. | Использование собственных (авторских) материалов | |||
11. | Источники и полнота их использования | |||
12. | Сценарий защиты (логика изложения) | |||
13. | Грамотное построение доклада | |||
14. | Умение изложить самое интересное и ценное | |||
15. | Умение отвечать на вопросы | |||
16. | Умение защищать свою точку зрения | |||
17. | Владение аудиторией при защите | |||
18. | Итоговая оценка | |||
Пожелания, рекомендации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Технологии развития творчества детей младшего школьного возраста"
Период начального обучения в школе залючает в себе огромные возможности для развития творческих способностей младших школьников. ...
Исследовательская работа по теме: "Развитие внимания детей младшего школьного возраста в учебно - воспитательном процессе."
Работа посвящена исследованию внимания как познавательного процесса....
Внеурочная деятельность как одно из педагогических условий профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста
ДОКЛАД социального педагога позволяет раскрыть сущность внеурочной деятельсти в начальной школе. Благодаря занятости детей во время внеурочки-дети меньше гуляют, нарушают правила поведения на улице, м...
Виды речевой деятельности. Диагностика их развития у детей младшего школьного возраста.
Одной из причин трудностей в обучении детей может являться низкий уровень развития речи. Анализ и диагностика развития речи....
Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста на уроках математики и внеурочной деятельности.
Мастер- класс на тему: Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста на уроках математики и внеурочной деятельности....
ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В данной статье говорится о системе работы с одарёнными детьми, о способах выявления детской одарённости. Рассказываю о том, как провожу эту работу на различных уроках- математике, русском языке. Расс...
Сборник сюжетно – ролевых игр, направленных на развитие общения детей младшего школьного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16512715","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"356","width":"480"}}]]...