Внеурочная деятельность как одно из педагогических условий профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста
статья (4 класс) на тему
ДОКЛАД социального педагога позволяет раскрыть сущность внеурочной деятельсти в начальной школе. Благодаря занятости детей во время внеурочки-дети меньше гуляют, нарушают правила поведения на улице, меньше бродяжничают.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность как одно из педагогических условий
профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста
Свое выступление начну словами русского писателя, поэта - Владимира Алексеевича Солоухина:
Детство, как почва, в которую падают семена.
Они крохотные, их не видно, но они есть.
Потом они начинают прорастать…
Некоторые становятся чистыми и яркими цветами,
Некоторые – хлебными колосьями,
Некоторые - злым чертополохом.
Актуальность темы заключается в том, что изменения, происходящие сегодня в России в различных сферах жизни, экологическое и экономическое неблагополучие, социальная нестабильность, неблагоприятные семейно - бытовые отношения, чрезмерная занятость родителей приводят к возникновению серьезных предпосылок для зарождения у детей отклоняющегося поведения. И эти формы проявления отклоняющегося поведения детей также многообразны: от незначительных поступков до общественно опасных деяний. С каждым годом отмечается рост детской преступности, тенденция к увеличению безнадзорности и беспризорности, ранней алкоголизации, табако-курения, токсикомании и наркомании среди детей и подростков. Так, по данным социологических исследований по России за 2013 год, курят 27% молодежи, 75% употребляют алкоголь.
В младшем школьном возрасте начинается процесс формирования и развития личности ребенка, поэтому так необходима образовательная и воспитательная деятельность школы в частности по вопросам сохранения и укрепления здоровья. И внеурочная деятельность, на мой взгляд, является тем самым необходимым педагогическим условием профилактики отклоняющегося поведения детей данного возраста.
В процессе своей социально - педагогической работе объектом исследования по данной теме стал процесс организации внеурочной деятельности в начальной школе.
В начале выступления определим значение понятий – младший школьный возраст, отклоняющееся поведение и внеурочная деятельность учащихся.
Младший школьный возраст — период жизни ребенка от 6–7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I – IV классы) современной школе.
Отклоняющееся поведение – синоним «девиантное поведение» - поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.
Внеурочная деятельность учащихся - деятельностная организация, составляющая базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения.
Внеурочная деятельность в начальной школе в соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста, и все занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяют в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
В нашем образовательном учреждении создана система внеурочной деятельности, а педагогами ее осуществляющим составлены программы, где сформулированы представления о целевых ориентирах, принципах, содержании, организации и ожидаемых результатах внеурочной деятельности обучающихся.
Данная система внеурочной деятельности включает в начальной школе №2 широкий спектр видов (направлений) и форм организации внеурочной деятельности, которые способствуют формированию личности ребенка и его целостного взгляда на мир.
Это: курс «Ослепительная улыбка», кружок декоративно - прикладного искусства «Умелые ручки», исследовательский кружок «Роботехника», кружок - «Юный лингвист», «Информашка». Студия «Акварелька», студия хорового пения «Свирелька», кружок бисероплетения «Бусинка», кружок «Экология». Проходят увлекательные библиотечные уроки «Книга мой друг», реализуется для детей спортивная секция «Спартанец» и т.д.
Перечисленные выше виды внеурочной деятельности прослеживаются и в следующих направлениях.
Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы как физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки (подвижных, народных, оздоровительных игр), детские спортивные секции.
Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности может так же реализовываться через профилактические мероприятия проводимых в виде подвижных игр, классных часов и экскурсий, с целью побуждения у детей желания вести спортивный образ жизни, а не бродяжничать по улицам.
Духовно-нравственное направление и общекультурное направление реализуются через кружки декоративно - прикладного искусства, исследовательский кружок «Робототехника», посещение с классом - художественных выставок, музеев, кино, спектаклей и т.д.
Общеинтеллектуальное направление реализуется через такие формы как познавательные беседы, предметные факультативы, детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.) и др.
Самостоятельная или управляемая проектная деятельность младших школьников помогает реализовать их творческий потенциал.
Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.
«Положительное» влияние внеурочной деятельности можно проследить в социально - педагогической работе, например с детьми «проблемной» группы.
Занятость таких детей в кружковых и дополнительных секциях, положительно влияет на поведение детей, они меньше прогуливают школу, бродяжничают, участвуют в школьных и городских мероприятиях, у них появляется интерес к учебной деятельности.
И на мой взгляд, наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность, духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, профилактику дисциплины и формирование способности сделать правильный нравственный выбор.
Заключение:
И в заключение вернусь к словам В.А. Солоухина:
Детство, как почва, в которую падают семена.
Они крохотные, их не видно, но они есть.
Потом они начинают прорастать…
Некоторые становятся чистыми и яркими цветами,
Некоторые – хлебными колосьями,
Некоторые - злым чертополохом.
Главная задача социальных педагогов – организовать работу по активному включению социально-проблемных обучающихся во внеурочную деятельность. Тогда, найдя занятие по своим интересам, ребенок в полной мере, подобно цветку, сможет раскрыть свой внутренний потенциал.
социальный педагог: Н.М. Струихина,
МБОУ НШ-Д/С №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников
Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...
Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуализации внеурочной деятельности в рамках работы классного руководителя. Обобщение опыта работы.
Данная работе - презентация обобщения опыта работы по теме "Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуали...
Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования
Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования...
Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования
Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования...
Статья "Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования
: в статье рассматривается проблема девиантного поведения детей в начальных классах. Авторы статьи рассматривают особенности проблемы, указали используемые методики....
Мастер-класс по теме: «Организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью»
Актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте подчеркивается ее теоретической, практической и социальной значимостью, необходимостью определения содержа...