Применение проектного метода на уроках в начальной школе
статья по теме

Одной из приоритетных современной школы является создание необходимых и полных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активных позиций, субъективности учащегося в учебном процессе. Её решение особенно актуально  для начального звена школьного обучения. В связи с этим большое значение приобретает  проектный метод как во внеурочной деятельности, так и в урочной...

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             Применение проектного метода на уроках.

    Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в учебном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 – 11лет. В связи с этим большое значение имеет проектный метод, как во внеурочной деятельности, так и в урочной.

     В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, названы:  высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивации; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательской деятельности.

    Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия.

 Используя проектный метод в своей работе, я заметила, что у учащихся формируется ряд коммуникативных умений:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации);

- умение управлять голосом (говорить чётко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, доказывать);

- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое важное, верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Эти умения необходимо формировать с первых дней ребёнка в школе. Работа над проектами способствует расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, формирует у них умение работать с информацией, самостоятельно получать новые сведения по изучаемым темам. Проект должен носить кольцевой характер. Это означает, что при подведении итогов работы над проектом дети вновь возвращаются к цели, которая была поставлена вначале, и убеждаются. Насколько пополнились их знания, и обогатился жизненный опыт. Это влияет на положительную мотивацию в учении.

Проект может быть организован в рамках одного предмета (минипроект), а может объединять несколько предметов (межпредметный проект).

 Например, межпредметный проект – «Весна, весна! И всё ей радо…!»

Цели: формировать познавательные процессы на уроках русского языка, литературного чтения, внеклассного чтения, окружающего мира, технологии,

изобразительного искусства.

Тема урока: Изображение весны в стихах русских поэтов и художников.

                     «Лёгкие и тяжёлые» цвета. Изображение весеннего неба и земли.

Задачи урока: образовательные – учить воспринимать окружающий мир,

                         ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочу-

                         ствовать; учить слушать и читать поэзию; обучать участию в

                         беседе, занятию поисковой работой; закреплять знания литера-

                         туроведческих терминов и понятий; учить получать и исполь –

                         зовать «лёгкие и тяжёлые» цвета;

                        развивающие – развивать художественный вкус, поэтический

                        слух, художественную зоркость; развивать основы исследова –

                        тельской деятельности, творческого воображения, логическое

                         мышление;

                         воспитательные – воспитывать любовь к родной природе.

Доска красочно оформлена репродукциями русских художников. Ученики заранее нашли и принесли стихи о весне, акварель, альбомный лист, палитра. непроливайка с водой.

Урок начинается с прослушивания музыки П. И. Чайковского «Подснежник. Апрель». Дети мысленно оказываются на полянке и, увидев цветы, ведут о них разговоры( информация, подготовленная заранее).

Следующий этап проекта. Дети вносят несколько бутонов цветов с заданиями, раскрывая каждый бутон. (прочитать стихи о весне, нарисовать весеннее небо и землю)

Работа над стихами.

Чтение стихотворения Е. Баратынского «Весна, весна!» учеником. Учитель предлагает передать настроение, отношение поэта к весне, определить характер весны.

Чтение стихотворений И. Сурикова «Хороша весна – царица!», А. С.Пушкина «С улыбкой ясною природа». Далее идёт работа по содержанию стихотворений.

Вопросы: - С чем сравнивают поэты весну?

                 - Почему весна – «утро года»? и т.д.

Учитель читает строки из стихотворений разных авторов. Обсуждение и работа по содержанию.

Вопросы: - Чем пахнет весна?

                 - Как поэты чувствуют весну?

                 - Что нам говорит о том, что весна идёт?

Первая группа заканчивает свою творческую работу.

Учитель подводит детей к мысли, что поэты выражали свои чувства, связанные с приходом весны красивыми словами, композитор музыкой, а художники – красками.

Ученики рисуют весеннее небо и землю, используя «лёгкие и тяжёлые» цвета(дети научились смешивать цвета на уроках изо).

Дети проявляют своё творчество под музыку П. И. Чайковского «Апрель».

В конце урока вывешиваются рисунки, коллективно обсуждая выполненные работы.

Итогом урока явилось открытие ещё одного бутон ас заданием: «Сочини стихотворение по его началу – уж тает снег, вода кругом…, чики-рики воробей…

Лучшие стихи найдут своё место в общем блокноте «Подснежник».

Раскрываются ещё 2 бутона с заданиями:

- Узнай о том, как животные и растения родного края встречают весну.

- Посети весенний лес и сочини рассказ или сказку о весне.

Эти задания дети выполняют во внеурочное время. (в течении недели)

Итог проекта – урок или классный час, на котором звучат сочинённые стихи, рассказы, сказки.

Приведу пример одного сочинения-сказки Алины Бахметовой (4класс):

                                     Девушка – Весна.

   Однажды я со своею семьёй пошли погулять по весеннему лесу. В лесу было прохладно, кое-где лежал снег на земле. Над моей головой я вдруг услышала пение птиц. Вся наша семья прислушалась, птица пела очень красиво и нежно. Я постаралась приблизиться, и мне навстречу вышла красавица с веночком из цветов на голове. Глазки у неё были радостные, щёчки румяные, платье пёстрое, а на ножках сапожки. Куда она шагнёт, там травка зеленеет, звери выползают из норок, птицы щебечут.

А родные мои, увидев всё это, стояли заворожённые красотой. Я поняла, что это весна-краса к нам пожаловала. Она удалялась от нас всё дальше и дальше, а вокруг всё становилось красиво.  Мы долго не могли уйти из леса, стояли, затаив дыхание, провожая взглядом девушку.

Потом мне всю ночь снилась девушка-красавица Весна.

При работе над этим проектом у всех детей возникло ощущение праздника, а праздники дети любят и запоминают их надолго.

На уроках математики мои ученики составляют арифметические, геометрические и логические задачи по разным темам, объединяя лучшие, оформляя свой задачник. (работа в группах)

 Отдельно во внеурочное время вёлся «Дневник читательских удовольствий»(иллюстрированный сборник отзывов по прочитанным произведениям) Это поспособствовало повышению техники чтения у учащихся.

Хорошо применять творческий проект на уроках технологии.

Например, творческий проект в третьем классе, названный: «Порадуем своих родителей и друзей игрушками из фантиков». Заранее я попросила детей собирать фантики от конфет, т. к. этот проект предусматривался после новогодних праздников, после каникул.

Взрослым и детям было приятно получить подарки, сделанные умелыми руками своих детей и друзей.

Я познакомила детей с техникой изготовления куклы из фантиков, с образцами изделий. Работа выполнялась поэтапно, использую дополнительные материалы: клей, нитки, скотч.

Учитель контролирует правильность и качество выполнения работ, при необходимости оказывать помощь.

Защита проекта проводилась в форме конкурса. В конце выбирался лучший проект.

Приведу пример защиты проекта по изготовлению поздравительной открытки к 8 Марта.

«Наша группа решила изготовить поздравительную открытку к 8 Марта Саша предложил вырезать из цветного картона цифру 8 и украсить её цветами. Лена нарисовала цветы на листах разного цвета картона. Мы все помогали вырезать цветы и цифру 8. Андрей приклеил цифру, а мы по своему цветку. Ребята нашей группы старались, помогали друг другу. Получилась красивая открытка, которую можно подарить. Мы считаем, что на работа выполнена на «отлично». Таким образом, защищая проект ребёнок свободно владеет речью, раскрепощается при ответах.

В заключении хочется отметить, что проект обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, даёт толчок к самостоятельной деятельности ребят и наглядно утверждает их личностный рост.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение исследовательского метода на уроках в начальной школе

Сообщение о применение исследовательского метода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе...

Применение проектной технологии на уроках в начальной школе

Презентация предоставлена для выступления на педсовете...

«Применение проектной технологии на уроках в начальной школе»

       Метод проектов как педагогическая технология, включает в себя сово­купность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ори­ентирован на самостоятельн...

Применение проектного метода на уроках технологии

Данная тема может быть выбрана как тема самообразования учителя технологии.Проектный метод предполагает, что самостоятельная работа ребенка осуществляется не под опекой учителя, а совместно с ним.Мето...

выступление на МО "Применение проектного метода на уроках"

анализ результатов применения проектного метода на уроках...

Из опыта использования проектного метода на уроках в начальной школе .

В современном мире школьнику становится всё труднее разобраться в огромном потоке информации. Появление информационных технологий позволяет ученику находить и собирать самую разнообразную информацию. ...

Использование проектных методов на уроках в начальной школе

Использование проектных методов на уроках в начальной школе...