выступление на МО "Применение проектного метода на уроках"
учебно-методический материал (3 класс) на тему

анализ результатов применения проектного метода на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_mozhno_vylozhit_v_int.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на заседании МО учителей начальных классов

Тема: применение проектного метода на уроках в начальной школе (из опыта работы)

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.

Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему: 

  • существование некой значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;
  • значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
  • применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;
  • структурирование этапов выполнения проекта;
  • самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё – таки это возможно.

Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

  • возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;
  • содержанием в нём новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;
  • навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;
  • заинтересованность ученика в работе.

Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта.

Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. Умк «Школа России» предполагает проектную деятельность с 1 класса по всем предметам.

На практике чаще всего используются следующие типы проектов:

  • исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, экспозиций, детского дизайна;
  • ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);
  • творческие (на уроках ИЗО и технологии.)  

Все  уроки с применением проектного метода характеризуются примерно одинаковой структурой.

Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе происходит знакомство  детей со спецификой проектной деятельности вообще  и конкретной деятельности на данном уроке. В ходе этого же этапа распределяют детей на группы. С учётом работы с детьми это могут быть такие группы: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели. Для создания оптимальных условий осуществления совместной деятельности пересаживают детей в соответствии с образовавшимися группами. Состав групп необходимо продумать заранее с учётом дифференцированного подхода.

Второй этап направлен на формирование темы и целей деятельности. 

Строится он по – разному в зависимости от содержания урока.

Третий этап является подготовительным. 

В ходе его представляется общий план деятельности по разработке проекта. Здесь следует уточнить, что проект рассматривается как разработка определённой темы, результатом которой является определённый продукт.

Четвёртый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. 

В ходе этого этапа идет разработка основных разделов проекта. Работа чаще всего в группах. Роль учителя сводится  к руководству и оказанию помощи.  Каждый участник должен внести свой вклад в соответствии с выбранной им ролью.

Пятый этап – это этап презентации  разработанного проекта. 

На этом этапе главная роль отводится ученикам. Они должны представить результат своей работы.

Шестой этап представляет собой анализ проектной деятельности (самоанализ, вопросы и критика одноклассников) . 

Это в основном обучающий этап, в ходе которого приучают детей анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности.

Седьмой этап заключается в подведении учителем итогов всей работы в целом.

Уже в 1 классе  учащиеся с большим интересом работают над проектами «Веселый алфавит», «Удивительная математика» , «Хлеб всему голова», «История моей фамилии», «Древо профессий моей семьи», «Древо профессий моего класса».

2-4 класс- основная работа строится по темам проектов, предложенным в учебнике.

Русский язык «Тайна моего имени»,  «Семья однокоренных слов», «Имена прилагательные в загадках», ведение словаря, справочника.

Математика «Оригами», «Задачи-расчеты», «Математическая сказка»

Литературное чтение «Сочиняем стихи», «Природа в творчестве писателей и поэтов», «Сочиняем сказки», кроссворды, читательские дневники.

Окружающий мир «Мой домашний любимец», «Моя семья», «Экономика родного края», «Турагенство», «Природные зоны», «История моего города», «Исторические цепочки».

По срокам проекты могут быть краткосрочные (1 урок) и длительные (более 1 урока). Создание мини-проекта может быть даже этапом урока.

Формы представления результатов усложняются от класса к классу. Так от рисунков на бумаге в 1 классе мы переходим к альбомам-проектам, презентациям, видеофильмам в 3-4 классе.

Результаты метода проектов видны к 3 классу. У детей отмечаю рост школьной мотивации. Дети 3-4-х классов умеют работать самостоятельно, в группах. Они учатся ставить перед собой цель и намечать пути её реализации. Поэтому средний ученик подтягивается до сильного, а сильный становится опорой для всего класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение проектного метода на уроках в начальной школе

Одной из приоритетных современной школы является создание необходимых и полных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активных позиций, субъективности учащегося в учебном проце...

Методическая разработка «Использование проектного метода на уроках технологии в начальных классах»

Данная методическая разработка содержит методическое обоснование использования проектного метода на уроках технологии в начальных классах....

Применение проектного метода на уроках технологии

Данная тема может быть выбрана как тема самообразования учителя технологии.Проектный метод предполагает, что самостоятельная работа ребенка осуществляется не под опекой учителя, а совместно с ним.Мето...

Проектный метод на уроках русского языка для выполнения требований ФГОС НОО

Проектный метод, как один из вариантов деятельностной педагогики – это требования ФГОС- это     формирование самостоятельности в усвоении учебного материала;поиск, сбор и анализ ин...

Из опыта использования проектного метода на уроках в начальной школе .

В современном мире школьнику становится всё труднее разобраться в огромном потоке информации. Появление информационных технологий позволяет ученику находить и собирать самую разнообразную информацию. ...

Использование проектных методов на уроках в начальной школе

Использование проектных методов на уроках в начальной школе...