Применение исследовательского метода на уроках в начальной школе
методическая разработка по теме
Сообщение о применение исследовательского метода на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yarmarka.docx | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа №1»
Выступление на районной Ярмарке
Педагогических технологий
«Применение исследовательского метода на уроках в начальной школе»
Учитель начальных классов : Степанова Н.А.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Совершенно очевидно, что одной из приоритетных целей начальной школы является формирование готовности к самообразованию, определённого уровня познавательной культуры и познавательных интересов учащихся. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.
Так что же такое исследование? Исследование - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Использование исследовательского метода в практике преподавания, в организации процесса познания имеет большое значение. Оно позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в окружающем мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.
Задачи исследовательской деятельности
Главная задача данного направления – дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей.
Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.
Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования.
Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен другим и востребован другими.
В основе исследовательской деятельности лежат:
-развитие познавательных умений и навыков учащихся;
-умение ориентироваться в информационном пространстве;
-умение самостоятельно конструировать свои знания;
-умение интегрировать знания из различных областей наук;
-умение критически мыслить.
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
Выбор темы.
Постановка цели и задач.
Гипотеза исследования.
Организация исследования.
Подготовка к защите и защита работы.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, работа по программе “Школа Росси” предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира. Например одна из работ звучала так: “Мой город. Мое село”. Стремясь дать наиболее полные сведения о своем городе, я предлагала ученикам на каждом уроке задания поискового характера. Изучая историю возникновения города, улицы, памятники, знакомясь с растительным и животным миром окрестных лесов, культурным наследием наших предков, разрабатывая проекты мест отдыха и развлечений, мои ученики в течении 2-х недель вели настоящую исследовательскую работу. Результатом стал стенд про наш город. Позже, во 2-ом классе, для участия в конкурсе “Малый уголок великой России” потребовалось расширить задание и включить в него музейные материалы, сделать дополнительные фотографии, оформить в соответствии с положением конкурса. Так как младшим школьникам такая работа была не под силу, то была привлечена помощь взрослых.
Cледующая тема проекта : «День Победы». Я вместе с детьми посетила памятник посвященный этому дню. Дети с помощью родителей подготовили небольшие сообщения о прадедах воевавших на фронте. Собрав информацию, дети с моей помощью, оформили стенгазету.
Ещё одной темой во втором классе стало исследование лекарственных растений нашей местности. Изучив данную тему на уроках окружающего мира, познакомившись с Атласом-определителем лекарственных растений, проведя наблюдения во время экскурсии в парк, каждый ученик получил перечень заданий, которые выполнял в течение недели:
1.Выбрать растение для исследования, просмотреть литературу об этом растении, спросить у других людей, использовать Интернет, пронаблюдать.
2.Сделать рисунок или фотографию.
3.Провести обследование своего двора, огорода, придорожного участка и составить перечень обнаруженных лекарственных растений (использовать определитель, собственные знания, помощь родителей).
4. Провести опрос родителей и принести семейный рецепт использования полезных свойств лекарственных растений.
5. “Экологическая листовка”. Написать письмо от имени лекарственного растения людям с просьбой о помощи и советами.
Исследование я провожу не только на уроках, но и на внеурочной деятельности. На занятиях внеурочной деятельности мы исследуем объекты природы, изучаем растительный мир нашей местности, собираем природный материал и изготавливаем творческие работы.
С 1 по 3 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться?
Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:
- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.
Естественно темы таких работ должны быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером. Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло.
Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и простимулирует (пока на словах) положительный результат.
Организация исследования включает в себя следующие этапы.
-Подумать самостоятельно
- -Какие мысли я могу высказать про это?
-Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
-Спросить у других людей.
-Просмотреть телематериалы.
-Использовать Интернет.
-Понаблюдать.
-Провести эксперимент.
Любой исследовательский проект должен быть защищен.Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей
Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.
Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников.
Подводя итог хочется отметить результативность и эффективность применения исследовательской работы. Совместная работа учит грамотно решать проблемы, не важно, научные они или житейские. В решении проблем растет и развивается личность. Такая работа объединяет детей, удовлетворяет потребность детей в общении. У детей в моем классе наблюдается эмоциональный подъем, происходит обмен мнениями и желаниями. При такой работе нельзя обойтись без самооценки и взаимооценки. Все это обеспечивает мотивацию учебной деятельности. Учащиеся моего класса успешно развивают умения, которые будут востребованы в старших классах:
- собирать информацию;
- сравнивать по отдельным параметрам;
- сопоставлять и анализировать;
- обобщать;
- проводить эксперименты.
У учащихся формируются такие новые качества, как :
- инициативность;
- инновационность;
- конструктивность;
- мобильность;
- динамизм;
- гибкость.
Вывод: на исследовательских уроках формируются те самые предметные и общие компетенции, развитием которых так озабочена современная система образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение проектного метода на уроках в начальной школе
Одной из приоритетных современной школы является создание необходимых и полных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активных позиций, субъективности учащегося в учебном проце...
Статья "Применение информационных технологий на уроках в начальной школе как средство повышения эффективности урока"
P { margin-bottom: 0.21cm; } P { margin-bottom: 0 В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащи...
Применение игровых технологий на уроках в начальной школе. (Умная игра на уроке)
Игровые приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, позволяют учащимся раскрыть и активизировать свои способности, усиливают интерес к изучаемым предметам, побуждают к решению учебных...
Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"
Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....
Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов «Применение дидактических игр на уроках в начальной школе»
Одной из таких технологий является дидактическая игра - как форма диалоговой технологии.Игра имеет особое важное значение в жизни детей младшего школьного возраста.В настоящее время дидакты ...
Применение активных методов обучения (АМО) в начальной школе
Помимо приобретения определенного набора знаний и умений, важно раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.Для создания так...
Мастер - классы по применению исследовательской деятельности на уроках в начальной школе.
Мастер - классы по применению исследовательской деятельности на уроках в начальной школе....