Использование проектных методов на уроках в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Использование проектных методов на уроках в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №26 г.Улан-Удэ»

Учитель начальных классов

Баинова Лариса Ринчиновна

Использование проектного метода на уроках в начальной школе

       Актуальным в педагогическом процессе, по моему мнению,  становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии, которые использую как на уроках, так и во внеурочной и внеклассной работе. Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских видов работ, выполняемых обучающимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Для чего нужен метод проектов.  Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.  Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. · Принимать самостоятельные аргументированные решения.  Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли. Ведь теперь, в динамично развивающемся мире, надо многое учиться делать самим: понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. А ведь этому специально не учили. Вот и возникает насущная потребность обучения проектированию практически на всех уровнях образования: федеральном, региональном, муниципальном, школьном. Да и не только образования. Не случайно в Базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать. Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование. Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Исходя из этого, стараюсь организовать педагогическую поддержку развития индивидуальности ребенка, с учётом индивидуальных особенностей и создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в этом возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. Включаю школьников в проектную деятельность постепенно, начиная с первого класса. В начальной школе (1-4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты. Навыки вырабатываемые в процессе работы над проектами очень важны в организации воспитательной составляющей образовательного процесса, ведь современные дети, растущие в мире всепоглащающей информатизации не умеют общаться друг с другом. Они рано умеют обращаться с телефоном, планшетом, компьютером, интернетом, но не умеют обсуждать, договариваться и планировать свою деятельность, поэтому для развития коммуникативных навыков и социализации обучающихся влияние методов проектной деятельности переоценить нельзя. В процессе создания конечного продукта совместной деятельности, когда дети работают в микрогруппе или при создании коллективной работы совместная работа всего класса объединяет их, а когда они видят результат своего туда, то испытывают чувство удовлетворения и гордости за то, что они вложили свою частичку в этот коллективный труд. Очень важное значение имеет выполнение индивидуальных проектов, когда в работе принимают участие родители, это помогает наладить отношения детей и родителей, где-то даже учит родителей общаться с детьми, слушать и слышать мнение ребёнка. Выполнение совместной работы над созданием конечного продукта проекта учит детей всегда находить решение поставленной проблемы. Мне в моей работе использование данного метода помогает объединить детей, научить их общаться. При наборе первого класса ко мне пришли довольно сложные дети, которые не хотят слушать друг друга. Считают, что только он прав и другого быть не может. Первые попытки объединить детей для выполнения какого-то продукта сообща, не всегда приносили плоды и были удачными. В процессе работы часто возникали конфликты. Второй год работы в этом направлении уже начинает приносить определённые плоды. Они начали прислушиваться друг к другу, хотя ещё очень много конфликтов связано с тем, что каждый считает своё мнение единственно верным, но они начали что-то делать вместе. Получать удовлетворение от результатов совместного труда. Радуются положительному результату. Тяжелее приходится приучить работать в этом плане некоторых родителей, они всё время пытаются сделать за детей их работу или просто купить тот или иной предмет, нежели помочь ребёнку сделать его самому или просто подсказать как это можно сделать. В первом классе в основном проекты создавали на уроках технологии, изобразительной и внеурочной деятельности. Продуктами данной работы явились подарок Деду Морозу на день рождения в виде большого Снеговика выполненного из ладошек детей, которые мы вырезали на классном часе, посвящённом Дню рождения Деда Мороза. Продуктом проекта творческого направления было праздничное выступление перед мамами на «День Мам», закончившееся чаепитием и вручением подарков, которые так же были проектным продуктом урока технологии. Разрабатывали эскиз подарка группой, обсуждали из чего можно сделать подарок, как разместить элементы декора и выполняли совместно, помогая друг другу при появившихся затруднениях. Участие в акции «Покормите птиц зимой» явилось заданием для проекта с участием родителей – «Кормушка для птиц». Были сделаны разные кормушки, которые потом повесили во дворе школы и всю зиму ребята подкармливали птиц и наблюдали за ними. Проектным продуктом явилось Дерево Дружбы, которое мы выполняли на занятии дополнительного образования. Данный проект завершили, прикрепив к нему плоды в виде рамок с фотографиями учеников. Эти фотографии выполнили на уроках технологии. Перед новогодними праздниками работали над проектом – «Новогоднее поздравление», которое было выполнено в виде ёлочки с игрушками – поздравлениями, совместно сделали ёлку на занятии дополнительного образования по изобразительной деятельности. Прикрепили к ней игрушки с поздравлениями, сделанными на уроке технологии. Этот проект объединил внеурочную деятельность и деятельность на уроке технологии. Конечно, переоценить значение данного проекта в образовательном процессе невозможно, детям очень интересно участвовать в таких совместных делах, видеть частичку своего труда в большой коллективной работе. В дальнейшем я планирую продолжать данную работу на других направлениях, на уроках литературы, математики, русского языка. Уже сейчас на уроках литературы в рамках мини проектов мы делаем выставки иллюстраций к прочитанным произведениям, на уроках внеклассного чтения любимым сказкам и мультфильмам. Детям очень нравится участвовать в этих делах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов на уроках в начальной школе

Проблема активности личности в обучении - одна из актуальных в психологической, педагогической науке и образовательной практике. Задача педагога заключается в том, чтобы не только доступно всё рассказ...

Применение проектного метода на уроках в начальной школе

Одной из приоритетных современной школы является создание необходимых и полных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активных позиций, субъективности учащегося в учебном проце...

Использование эвристического метода на уроках в начальной школе (фрагменты уроков, задания для учащихся)

Данный раздел включает в себя фрагменты уроков с использованием эвристического метода обучения....

Методическая разработка «Использование проектного метода на уроках технологии в начальных классах»

Данная методическая разработка содержит методическое обоснование использования проектного метода на уроках технологии в начальных классах....

Из опыта использования проектного метода на уроках в начальной школе .

В современном мире школьнику становится всё труднее разобраться в огромном потоке информации. Появление информационных технологий позволяет ученику находить и собирать самую разнообразную информацию. ...

Использование здоровьесберегающих технологий и методов на уроках в начальной школе

Материал содержит рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе...

«Использование нестандартных форм и методов на уроках в начальной школе. Виды нестандартных уроков».

В данной статье рассмотрено использование нестандартных форм и методов на уроках в начальной школе. Рассмотрено понятие «нестандартный урок». Раскрыты виды и формы нестандартных уроков....