Программа самообразования.
материал на тему

Христова Надежда Сергеевна

Актуальность темы. Выявление проблемы. Определение темы самообразования. Цели программы и задачи.  Предполагаемые результаты. Форма отчёта. Этапы реализации программы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya_hristova_n.s.docx382.34 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  самообразования

учителя начальных классов

МОУ «Усогорская общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов»

п.Усогорск  Удорского района Республики Коми

Христовой Надежды Сергеевны

 

«Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов».

Рубакин Н. А.

Самообразование - специально организованная, самодеятельная, систематическая, познавательная деятельность, направленная на достижение  определённо значимых образовательных целей:

-удовлетворение познавательных интерес

-общекультурных и профессиональных интересов;

-повышение квалификации.

Тема самообразования:

Комплексное использование современных педагогических технологий в начальных классах средней школы

Цель:  способствовать формированию УУД через  комплексное использование современных педагогических технологий в начальных классах средней школы  в рамках реализации ФГОС.

 Срок реализации: 2012-2015 годы

 

ЛИЧНАЯ КАРТА УЧИТЕЛЯ

Ф.И.О. учителя:         Христова Надежда Сергеевна

Дата рождения:        11. 1960

Образование (когда и какое учебное заведение окончил):

Сыктывкарское  педагогическое училище №1 имени И.А.Куратова

1980 год, г. Сыктывкар, Республика Коми.

Специальность по диплому:        учитель начальных классов

Место работы:        МОУ «Усогорская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов».

Занимаемая должность:        Учитель начальных классов

Дата назначения на должность:        15. 08.1980 г.

Общий стаж трудовой деятельности:        32 года

Педагогический стаж:        32 года

Квалификационная категория, дата присвоения: Первая квалификационная категория, срок- 5 лет,  Приказ МО иВШ  РК о 20. 03. 2008 года №86-к

Дата прохождения

Наименование учреждения

Программа курса

Количество часов

18.02.2000-09.06.2000

Коми республиканский институт образования и переподготовки кадров

Психолого-педагогические проблемы традиционной и альтернативных систем обучения.

108 часов

18.02.2000-09.06.2000

Коми республиканский институт образования и переподготовки кадров

Зачёты и экзамены: «Проектирование учебно-воспитательного процесса в системе начального образования»

40 часов

28. 01.2008-09. 02. 2008

ГОУДПО «Коми республиканский институт

развития образования и переподготовки кадров».

«Концептуальные основы образовательной системы «Школа 2000..» - «Школа – 2100»..»

72 часа

май-октябрь 2011 года

Управление образования АМР «Удорский»

Цикл семинаров «Федеральные государственные образовательные  стандарты нового поколения в системе начального общего образования» .

14.06.2011-25.11.2011

ГОУДПО «Коми республиканский институт

развития образования и переподготовки кадров».

«Особенности введения ФГОС нового поколения в систему начального общего образования»

72 часа

14.06.2011-25.11.2011

ГОУДПО «Коми республиканский институт

развития образования и переподготовки кадров».

Курсовая работа – зачёт: Портфолио

«Особенности введения ФГОС нового поколения в систему начального общего образования»

12.12.2011-18.12.2011

Сыктывкарский лесной институт(Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования « Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова»

«Информационные технологии в образовании»

72 часа

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

  1. Актуальность темы самообразования.

Мониторинг « ГОТОВНОСТЬ  РЕБЁНКА В ШКОЛУ».

Изучение стартового уровня первоклассников

  1. Назначение диагностических методик:

    – обнаружить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности;

    – выявить индивидуальные различия между детьми.

    Методики позволяют учителю правильно выстраивать образовательную программу класса, а также индивидуальную образовательную программу каждого ребенка. Каждая методика сопровождается описанием назначения задания, подробной инструкцией его проведения и уровневой оценкой результата его выполнения.

    Фронтальное изучение детей осуществляется на
    второй-третьей неделе сентября, когда учитель уже имеет некоторое представление о своих учениках.

    Представленные здесь методики позволяют установить:
        владение основными компонентами деятельности (восприятием цели, планированием деятельности, выбором средств для ее достижения, выполнением деятельности в соответствии с поставленной целью, самоконтролем и в случае необходимости коррекцией сделанного); уровень ее произвольности;

    – интеллектуальную готовность: элементарное владение мыслительными механизмами (анализом, синтезом, сравнением, обобщением); способность к использованию знаний и умений в новых условиях; умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого;

    – развитие устной речи (внешнюю характеристику, связность);

    – фонетический слух, перекодирование, графические навыки, владение предчисловыми представлениями («мало», «много», «столько же», «больше на...», «меньше на...»), представление о счете, упорядочивании, геометрических фигурах.

    1. «Рисование бус» (методика И.И. Аргинской)

    Назначение задания: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух; способность к самоконтролю.

    Организация работы. Задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку. У каждого ребенка должно быть шесть разноцветных карандашей.

Работа состоит из двух частей:

1) выполнение задания (рисование бус);
2) самоконтроль и в случае необходимости – перерисовывание бус.

Инструкция к 1-й части задания (повторяется два раза):

«У каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусин. Все бусины должны быть разного цвета. Средняя бусина должна быть синей. Начинайте рисовать».

Инструкция ко 2-й части задания: 

«Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки – всё ли сделано правильно. Кто заметит ошибку, сделает ниже правильный рисунок. Слушайте внимательно». (Условие задания повторяется еще раз медленно, каждое условие выделяется голосом.)

Оценка задания (оценивается лучший вариант)


4-й уровень:
 задание выполнено правильно, учтены все четыре условия: количество бусин (пять), их форма (круглая или близкая к круглой), использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины;
3-й уровень: учтены три условия;
2-й уровень: учтены два условия;
1-й уровень: учтено одно условие.

Оценка самоконтроля

4-й уровень: а) задание сразу выполняет правильно; б) при повторном выполнении ошибки исправляет правильно и полно;
3-й уровень: при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки;
2-й уровень: а) при повторном выполнении ни одну из допущенных ошибок не устраняет; б) при повторном выполнении допускает одну или несколько ошибок;
1-й уровень: при наличии ошибок к заданию не возвращается.

2. «Продолжи узор» (модифицированный вариант методики Г.Ф. Кумариной)

Назначение задания:
 установить уровень развития зрительного анализа, умение удерживать зрительный образ, воспринятый с доски, и переносить его на рабочий лист; выявить умение устанавливать закономерность, способность к самоконтролю и самообучению.

Организация работы. Узор-образец выполняется заранее на доске, расчерченной в клетку (или на большом листе бумаги, прикрепленном к доске):

 

Узор выполняется двумя цветами, например красным и синим. Детям раздаются чистые листы в клетку. Перед каждым ребенком лежит шесть цветных карандашей.

Работа состоит из двух частей: 

1) срисовывание и продолжение трех узоров;
2) самоконтроль и в случае необходимости – перерисовывание узора (узоров), в котором (в которых) допущены ошибки.

Инструкция к 1-й части задания состоит из трех этапов: 

а) «Конечно, все вы раньше рисовали узоры и, надеюсь, любите это делать. Сейчас вы нарисуете на своих листочках первый узор – такой же, как на доске, – и продолжите его до конца строки».

б) «Теперь срисуйте такой же, как на доске, второй узор и его тоже продолжите до конца строки».

в) «А теперь срисуйте третий узор и тоже продолжите его до конца строки».

Инструкция ко 2-й части задания: 

«Теперь сверьте всю вашу работу с узорами, нарисованными на доске: выполняйте задание от нижнего рисунка к верхнему. Если увидите у себя ошибку, исправлять не надо. Нарисуйте новый узор пониже. (Учитель показывает на доске, где следует рисовать исправленный вариант.) Все ли поняли задание? Спросите сейчас, если что-то непонятно».

Оценка задания (оценивается лучший вариант)

4-й уровень: все три узора срисованы и продолжены правильно: соблюдена закономерность в расположении, величине линий, чередовании цветов;
3-й уровень: срисованы правильно второй и третий варианты узора;
2-й уровень: срисован правильно третий вариант;
1-й уровень: все узоры срисованы неправильно.

Оценка самоконтроля
4-й уровень: а) задание сразу выполняет правильно; б) при повторном выполнении ошибки исправляет правильно и полно;
3-й уровень: при повторном выполнении исправляет не все допущенные ошибки;
2-й уровень: а) при повторном выполнении ни одну из допущенных ошибок не устраняет; б) при повторном выполнении допускает одну или несколько ошибок;
1-й уровень: при наличии ошибок к заданию не возвращается.
Оценка развития графических навыков
4–3-й уровень: линии достаточно ровные, в основном выдержаны границы каждой линии и рисунка в целом;
2–1-й уровень: линии неровные, границы линий соблюдаются плохо.

3. «Раскрашивание фигур» (методика Н.Я. Чутко)

Назначение задания:
 выявить умения классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному основанию.

Организация работы.

Детям раздаются листы с нарисованными треугольниками. Перед каждым ребенком лежит шесть цветных карандашей.


Инструкция: 

«Вы много раз рисовали и раскрашивали разные фигуры. Сейчас внимательно рассмотрите эти фигуры и мысленно разделите их на несколько групп так, чтобы в каждой группе были одинаковые фигуры. Фигуры каждой группы нужно закрасить одинаковым цветом. Сколько найдете групп одинаковых фигур, столько и понадобится вам разных цветных карандашей. Цвет выбирайте сами». (Задание повторяется дважды.)

Оценка задания

4-й уровень:
классификация выполнена – выделены три группы треугольников (3 равнобедренных треугольника, 3 равносторонних и 3 прямоугольных – названия треугольников даются для учителя);

3-й уровень:

допущена одна ошибка (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении или неразличение одинаковых фигур в прямом и зеркальном положении);

2-й уровень
: допущены две ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении и в прямом и зеркальном положении);

1-й уровень: а) допущены три ошибки (неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом положении, в прямом и зеркальном положении, а также неразличение разных треугольников); б) бессмысленное хаотическое раскрашивание фигур.

4. «Заселение дома» (методика И.И. Аргинской)

Назначение задания: выявить способность детей к рассмотрению ситуации с разных сторон, умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого.

Организация работы. Учитель заранее на доске рисует дом (см. рисунок) и готовит три большие карточки с изображением «жильцов» дома: точки, палочки, галочки. Каждому ребенку дается листок с изображением такого же дома. Для работы нужен карандаш или ручка.


Задание состоит из двух частей: 1) обучающей; 2) основной.

Инструкция к 1-й части задания: 

«На ваших листочках нарисован дом. В нем шесть этажей. На каждом этаже три комнаты. В этом доме на каждом этаже живут такие жильцы: точка, палочка и галочка (учитель сопровождает свой рассказ показом карточек). На всех этажах эти жильцы живут в разном порядке. На самом верхнем этаже в первой комнате слева живет точка (рисует в окошке дома на доске точку), в средней комнате живет палочка (рисует). Подскажите, кто живет в последней комнате? (Дети называют галочку, и учитель рисует ее в окне.) Теперь нарисуйте карандашом на своем листочке, в какой комнате кто живет на шестом этаже. (Дети рисуют, учитель проверяет, правильно ли они выполняют рисунок, помогает тем, кто испытывает трудности.)

Теперь будем заселять жильцами пятый этаж. В первой комнате слева на пятом этаже тоже живет точка. Подумайте, как нужно поселить палочку и галочку, чтобы они жили не в том порядке, как на шестом этаже?» 
Дети. В средней комнате – галочка, в последней – палочка.
Дети и учитель размещают жильцов на пятом этаже.

Инструкция ко 2-й части задания: 

«Мы вместе узнали, как живут жильцы на двух этажах. Осталось еще четыре этажа. Их вы заселите сами. На каждом этаже заселите одну точку, одну палочку и одну галочку так, чтобы на всех шести этажах они жили в разном порядке». (В случае необходимости инструкция повторяется дважды.)

Оценка задания (учитывается заселение только четырех нижних этажей)
4-й уровень: задание выполнено полностью – найдены четыре разных варианта размещения, не повторяющих заселение пятого и шестого этажей;
3-й уровень:
найдены 2–3 различных варианта из четырех возможных;
2-й уровень: найден 1 вариант из четырех возможных;
1-й уровень: самостоятельных решений не найдено.

5. «Разметка» (методика Н.К. Индик, Н.А. Цирулик)

Назначение задания:
 диагностика особенностей зрительного анализа, умений планирования и контроля в практической деятельности.

Организация работы. Подготовить для каждого ребенка лист белой бумаги размером 12 ґ 16 см, шаблон из тонкого картона (прямоугольник 6 ґ 4 см), простой карандаш.

Работа состоит из двух частей: 

1) основная; 2) самоконтроль и в случае необходимости – выполнение заново.

Инструкция к 1-й части задания: 

«Ребята, представьте, что надо украсить комнату флажками вот такой формы (показывает прямоугольник). Сегодня мы научимся размечать такие флажки на бумаге. Перед вами лист бумаги. Нужно сделать так, чтобы из него получилось как можно больше флажков. Поэтому, прежде чем обводить прямоугольники, подумайте, как вы это будете делать. Начинайте работу».

Инструкция ко 2-й части задания: 

«Сейчас каждый из вас внимательно посмотрит на свою разметку и сам ее оценит. Повторяю, что нужно было разместить на листочке как можно больше флажков. При разметке мы должны быть экономными. Если вы увидите, что можно было сделать лучше, разместить больше флажков, сделайте работу заново на оборотной стороне листка».

Оценка задания (оценивается лучший вариант)

4-й уровень: прямоугольники размещены на листе рационально – обводятся начиная от края листа, вплотную прилегают друг к другу; на листе 5 заданий выполнены верно;
3-й уровень: 3–4 задания выполнено верно;
2-й уровень: 1–2 задания выполнены верно;
1-й уровень: задание не выполнено.

6. «Диктант» (методика Н.В. Нечаевой)

Назначение задания: выявить уровень развития фонетического анализа слов, а также способности к переводу звуков речи в знаки, в данном случае – в кружки (перекодирование).

Организация работы.

Диктант выполняется на листке в клетку.

Работа состоит из двух частей: 
1) обучающей; 2) основной.

Инструкция к 1-й части задания: 

«Несмотря на то что вы еще не умеете писать, вы сейчас сможете записать под диктовку несколько слов. Писать вы их будете не буквами, а кружками». Далее разбирается образец: «Хором произнесите медленно слово рак, а я под вашу диктовку запишу это слово кружками:
Проверим написанное, «прочитаем» кружки:
Все правильно».

Инструкция ко 2-й части задания: 

«Сейчас я буду диктовать разные слова, а вы на листочках нарисуйте столько кружков, сколько должно быть букв в каждом слове. Первое слово – ум. (Дети записывают.) Теперь под этим словом запишите слово ухо. (Указание о написании нового слова под уже написанным напоминается при записи каждого следующего слова.)

Для диктанта предлагаем шесть слов, в которых не расходится количество звуков и количество букв, различающихся по слоговой трудности. Слова проговариваются четко, но без разделения на слоги: ум, ухо, сок, лапа, сосна, звезда, капитан.

Оценка задания
4-й уровень: правильно выполнены схемы всех семи слов;
3-й уровень: правильно выполнены 5–6 схем:
2-й уровень: правильно выполнены 2–4 схемы:
1-й уровень:
правильно выполнена одна или не выполнено ни одной схемы.

7. «Чтение схем слов» (методика Н.В. Нечаевой)


Назначение задания: выявить умение осуществлять звуковой синтез и соотносить письменный код со звуковым (перекодирование, но обратное тому, что делает ученик при диктанте).
Организация работы.

Каждый ребенок получает лист с рисунками животных и схемами их названий:

Работа состоит из двух частей: 
1) обучающей;
2) основной.
Количество кружков в схемах соответствует количеству букв в слове. Схемы расположены вразбивку по отношению к рисункам. Дети должны установить соответствие между названием животного и схемой, соединив их линией.



И
нструкция к 1-й части задания:


«Сегодня вы попробуете "читать” слова, но написаны они не буквами, а кружками».
Далее разбирается образец. На доске две схемы:
Рядом с первой схемой прикрепляется рисунок, изображающий, например, волка, а рядом со второй схемой – сома.

Учитель. Кто нарисован на этом рисунке?
Д. Волк.

У. Какой набор кружков подходит к этому слову?
Читаем вместе первую схему:
Она не подходит. Читаем вторую схему:
Она подходит. Соединим линией эту схему и рисунок.
Так же проводится «чтение» слова сом.

Инструкция ко 2-й части задания: 

«Теперь то же самое вы сделаете на своих листочках. Возьмите простой карандаш. Тихо произнесите название нарисованного животного. Найдите схему, которая соответствует этому названию. Соедините схему и рисунок. Не смущайтесь, если линии будут пересекаться, как это вышло на нашем образце». (Задание повторяется дважды.)

Оценка задания

4-й уровень: правильно соединены с рисунками все 5 схем;

3-й уровень: правильно соединены с рисунками 3–4 схемы;

2-й уровень: правильно соединены с рисунками 1–2 схемы;

1-й уровень: все схемы соединены с рисунками неправильно.

8. «Упорядочивание» (методика И.И. Аргинской)

Назначение задания: выявить уровень начальных математических представлений детей о счете предметов и умение упорядочивать.
Организация работы.

Каждый ребенок получает лист, на котором нарисованы 7 кругов с разным количеством точек: от одной до семи. Круги расположены в беспорядке. На листе должно быть место для выполнения задания ребенком.
Инструкция: 

«Внимательно рассмотри эти круги. В одних кругах точек мало, в других – много. Сейчас круги расположены в беспорядке. Подумай и расположи эти круги в ряд по порядку. Когда будешь искать тот или иной порядок, не забывай, что на кругах есть точки».

Оценка задания
4-й уровень: задание полностью выполнено верно – круги нарисованы в порядке убывания количества точек или в порядке их возрастания
3-й уровень:
в выстроенной последовательности кругов допущены 1–2 ошибки;

2-й уровень: в расположении кругов допущены 3–4 ошибки;
1-й уровень: допущено более 5 ошибок.

9. «Математический диктант» (методика И.И. Аргинской)

Назначение задания: выявление представлений о геометрических фигурах и счете.

Организация работы.

Предъявляются семь разных предметов. Детям выдаются лист бумаги и карандаш. Задание состоит из 5 частей. 

Инструкция:

1) нарисуйте на листе столько же кругов, сколько на доске предметов;

2)нарисуйте квадратов на один больше, чем кругов;

3) нарисуйте треугольников на 2 меньше, чем кругов;

4) обведите линией шесть квадратов;

5) закрасьте пятый круг.

Оценка задания:

4-й уровень: 5 заданий выполнены верно;
3-й уровень: 3–4 задания выполнены верно;
2-й уровень:
1–2 задания выполнены верно;
1-й уровень: ни одно задание не выполнено.

10. «Развитие устной речи» (методика Н.В. Нечаевой)

Назначение методики: установить внешние особенности устной речи, ее развернутость и связность.
Инструкция. Оценка развития устной речи устанавливается учителем на основании наблюдений за речью учащихся на уроках и вне уроков.
Оценка внешней характеристики устной речи

4-й уровень: в норме 5 показателей:

1) говорит охотно;

2) форма общения с учителями и учениками соответствует ситуации;

3) речь в основном грамматически правильна;

4) артикуляция достаточно чистая;

5) громкость нормативная;

3-й уровень: в норме 4 показателя;
2-й уровень: в норме 2–3 показателя;
1-й уровень: в норме 1 показатель.

Оценка связности устной речи

4-й уровень: говорит связными предложениями;

может дать развернутую характеристику объекта или явления;
3-й уровень: речь состоит из предложений или отдельных слов, заменяющих предложение;

характеристика объекта или явления дается в виде малосвязных мыслей;
2-й уровень: предложения почти не используются в речи, произносятся в основном отдельные слова;

ученик испытывает большие трудности при характеристике объекта или явления;
1-й уровень: речь в основном состоит из междометий и частиц; содержание высказывания улавливается с трудом. (См. таблицу.)

№ п/п 
Фамилия, имя
Результаты выполнения диагностических заданий (в уровнях)
Заключение.


В результате анализа выполнения фронтальных диагностических заданий выявляются четыре основные группы учащихся:

1-я группа – высокий уровень готовности к обучению – доминирует 4-й уровень с единичными показателями 3-го;
2-я группа – хороший уровень готовности к обучению – доминирует 3-й уровень с единичными показателями 4-го;
3-я группа – средний уровень готовности к обучению – доминируют 3–2-й уровни с единичными показателями или 4-го или 1-го уровней;
4-я группа
– низкий уровень готовности к обучению – доминируют 2–1-й уровни.

Полученный в ходе изучения ребенка материал можно обобщить в любой удобной для вас форме. За основу можно взять предлагаемую нами таблицу «Результаты фронтальной диагностики стартового уровня первоклассников».

п/п

Уровни готовности к обучению

% учащихся

1.

Высокий уровень готовности к обучению

29%

2.

Хороший уровень готовности к обучению

29%

3.

Средний уровень готовности к обучению

22%

4.

Низкий уровень готовности к обучению

20%

Диагностика  показала, что 29% учащихся имеют высокий уровень готовности к обучению. 29% учащихся имеют хороший  уровень готовности к обучению. 22% учащихся имеют средний уровень готовности к обучению. 20% учащихся имеют низкий уровень готовности к обучению, двое из них были оставлены на повторный курс обучения по заявлению родителей и решению районной ПМПК.

п/п

Уровни школьной мотивации

% учащихся

1.

Высокая школьная  мотивация

55,5%

2.

Хорошая школьная мотивация

14%

3.

Положительное отношение к школе

23%

4.

Низкая школьная мотивация

7,4%

Результат исследования показал, что у 55,5%  учащихся  1 класса  преобладает высокая школьная мотивация.Это соответствует  возрасту и новому для  ребят виду деятельности - учебной.

  1. владение основными компонентами деятельности. Использовался ряд методик «Бусы», «Разметка». Основной целью диагностики было определить степень сформированности навыка учебной деятельности. Учитывалось то, как могут дети выполнять задания по указанию учителя, по  образцу  и по образцу с продолжением. Анализ диагностики показал, что только у восьми учащихся  из двадцатисеми высокий уровень сформированности навыка учебной деятельности, у 5 учащихся-хороший уровень, 8 учащихся – средний, у 6 учащихся – низкий уровень. Этот показатель позволяет развивать заложенный в учащихся  потенциал.

п/п

Уровни сформированности навыка учебной деятельности

% учащихся

1.

Высокий уровень сформированности навыка учебной деятельности

29%

2.

Хороший уровень сформированности навыка учебной деятельности

20%

3.

Средний уровень сформированности навыка учебной деятельности

29%

4.

Низкий уровень сформированности навыка учебной деятельности

22%

  1. диагностика интеллектуальной готовности. Использовались три методики («Раскрашивание фигур»,  «Продолжи узор»)  по каждой отдельно подводился результат. Результат суммировался и выводился средний балл, который и указывает на  уровень интеллектуальной готовности.

п/п

Уровни интеллектуальной готовности

% учащихся

1.

Высокий уровень интеллектуальной готовности

22%

2.

Хороший уровень интеллектуальной готовности

22%

3.

Средний уровень интеллектуальной готовности

29%

4.

Низкий уровень интеллектуальной готовности

22%

  1. развитие устной речи: Оценка развития устной речи устанавливалась на основании наблюдений за речью учащихся на уроках и вне уроков.

п/п

Уровни развития устной речи

% учащихся

1.

Высокий уровень

18%

2.

Хороший уровень

19%

3.

Средний уровень

22%

4.

Низкий уровень

41%

  1. фонетический слух, перекодирование, графические навыки, владение предчисловыми представлениями

Во время проведения диагностики учитывался и уровень сформированности мелкой моторики:

№п /п

Уровни

% учащихся

1.

Высокий уровень

29%

2.

Хороший уровень

29%

3.

Средний уровень

20%

4.

Низкий уровень

22%

  1. Выявление проблемы .

Результаты диагностики позволили выявить ряд проблем: не все учащиеся  имеют соответствующую подготовку перед школой,  это и  выражается в  низком  уровне интеллектуальной готовности. У части детей очень скудный словарный запас, недостаточно развито логическое мышление, низкий уровень  познавательной самостоятельности.

  1. Определение темы самообразования.

В настоящее время веду уроки по программе развивающего обучения         Л.В. Занкова.

Задача системы начального обучения Л. В. Занкова – «высокое общее развитие учащихся». Под общим развитием Л. В. Занков понимал развитие всех сторон личности ребёнка: его познавательных процессов («ума»), волевых качеств, управляющих всей деятельностью человека («воли»), и нравственно-этических качеств, проявляющихся во всех видах деятельности («чувств»). Общее развитие представляет собой формирование и качественные изменения таких свойств личности, которые в школьные годы являются основой для успешного достижения целей и задач образования, а после окончания школы – основой творческого труда в любой сфере человеческой деятельности

Дидактические принципы системы Л. В. Занкова звучат так:

1) обучение на высоком уровне трудности;

2) включение изучаемых дидактических единиц в многообразие функциональных связей (в прежней редакции – изучение материала быстрым темпом);

3) сочетание чувственного и рационального познания (в прежней редакции – ведущая роль теоретических знаний);

4) осознание школьниками процесса учения;

5) развитие всех учащихся, независимо от уровня их школьной зрелости.

 Уроки отличает высокая плотность, темп, широкая реализация межпредметных связей. И успешное  внедрение  новых технологий, разнообразие различных форм работы:  коллективной, индивидуальной, самостоятельной, групповой, парно-групповой даёт возможность включать воспитанников в активную познавательную деятельность.

Внедрение в практику работы проблемных, частично – поисковых, развивающих принципов обучения позволит мне достичь высоких результатов в обучении.

Образовательные программы и технологии, интегрирующие образовательные и оздоровительные компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности, минимизацию утомительности обучения, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей с учетом индивидуальной образовательной траектории учащихся, я надеюсь, обеспечат развитие всех учащихся, независимо от уровня их школьной зрелости. Именно с этих позиций была определена тема самообразования-«Комплексное использование современных педагогических технологий в начальных классах средней школы».  

  1. Цели программы:
  1. Изучить литературу по теме самообразования, выделив такие  педагогические технологии, как технология деятельностного метода - ТДМ, технология проектирования – ТП,  технология  критического мышления – ТКМ, технология этического диалога.
  2. Применить полученные знания в урочной и внеурочной деятельности учителя и учащихся.

Задачи:

  1. Изучение и использование современных педтехнологий: технологии  проектной деятельности, технологии деятельностного метода, критического мышления, информационно-коммуникативных технологий  с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
  2. внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
  3. повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
  4. разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов
  5. В результате освоения данных технологий  и применения их в практической деятельности хотелось бы заинтересовать детей учебной  деятельностью, выявить их творческие способности, укрепить контакт с ними, предоставить содержательную поддержку.

  1. Предполагаемые результаты:
  1. Разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС
  2. Повышение качества преподавания учебных предметов, и как следствие, повышение интереса учащихся к предметам.
  1. Участие в педсоветах,  семинарах, вебинарах, в работе школьного и городского МО учителей начальных классов;
  2. Умение оказать практическую помощь коллегам.
  3. Разработка собственных сценариев проектов, где обучающиеся могут выступить в роли соавторов.
  4. Проведение мастер-класса, открытого урока.
  1. Форма отчета по проделанной работе:
  1. выступление на заседаниях ШМО и педсовете, участие в конкурсах, проведение открытых уроков, мастер-класса.
  2. Публикации на сайте http://www.proshkolu.ru/
  3. Публикация  сборника методических рекомендаций «Проектная деятельность в начальной  школе» ( по итогам работы).
  4. Портфолио. (Презентация)
  5. Методическая копилка.(Презентация)  

  1. Этапы работы:

1.Теоретический.

Изучение литературы по технологии деятельностного метода, технологии проектов, технологии критического мышления и технологии этического диалога.

2.Практический.

Использование полученных знаний в практической деятельности. Разработка собственных уроков и внеурочных мероприятий с учётом использования заявленных технологий.

3.Обобщение знаний, умений и навыков учителя по проектной технологии и технологии критического мышления. Рефлексия.

Анализ организованной деятельности учителя по названным технологиям с использованием различных видов мониторинга всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, коллег и администрации школы.

4.Распространение опыта по использованию современных педтехнологий через проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-класса.

 Проведение открытых уроков и мероприятий по использованию в работе заявленных технологий. Выступление перед коллегами  и проведение мастер-класса по данной теме.

  1. Сроки выполнения каждого этапа:

1 этап: 2012-2013 учебный год.

2 этап: 2014-2013  учебный год.

3 этап: 2013-2014 учебный год.

4 этап: 2014- 2015 учебный год

  1. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
  1. Организация продуктивного самостоятельного образования учителя по названным технологиям;
  2. Чтение конкретных педагогических периодических изданий по технологии деятельностного метода, проектной технологии, технологии критического мышления и технологии этического диалога.
  3. Обзор в Интернете информации по данным технологиям.
  4. Посещение семинаров, мастер-классов.
  5. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
  6. Проведение открытых уроков и мероприятий для анализа со стороны коллег.
  7. Организация  внеклассной деятельности по предметам.
  8. Общение с коллегами в школе, районе, в Интернете по данной теме.
  9. Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся.
  10. Ведение здорового образа жизни. Болезни - препятствие для профессионального роста.

Результатами деятельности учащихся могут стать газета, альбом, плакат, реферат, постановка, поделка. Среди умений, на которые технология деятельностного метода, проектная деятельность, технология критического мышления через чтение и письмо и технология этического диалога  оказывают наибольшее влияние, следует выделить:

-исследовательские (предлагать идею, выбирать лучшее решение);

-социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь);

-оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

-информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации);

-презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы);

-рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?», адекватно выбирать роль в коллективном деле);

-менеджерские (проектировать процесс, принимать решение, распределять обязанности).

В процесс деятельности целесообразно привлечение родителей детей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы, иначе не будет реализован принцип самостоятельности, помогали советом, информацией, проявлением заинтересованности, что является важным фактором поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими самостоятельной деятельности по различным направлениям. Возраст учащихся начальной школы накладывает естественные ограничения на умения, однако вовлекать младших школьников в данный вид деятельность нужно обязательно, но с учётом их возрастных и психолого-физиологических особенностей.

  1. Заключение:

Чем серьёзнее и осознаннее учитель подходит к выбору педагогических  технологий для использования их в преподавании, методов и инструментов, помогающих внедрению технологий, тем появляется больше шансов для создания комфортных условий в школе обучающимся, для собственного профессионального роста,  значительнее  эффект в деятельности всех участников образовательного процесса..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования.

Я работаю по прграмме 3 года по развитию речи учащихся....

Программа самообразования

Программа самообразования учителя начальных клаасов....

Программа самообразования

 Программа по самообразованию – это  программа развития педагога,  модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как с...

Индивидуальная программа самообразования.

Примерная структура индивидуальной программы самообразования педагога младших классов....

Программа самообразования «Примененue ИКТ

В программе по самообразованию «Применение ИКТ в    работе учителя начальныx классов» подробно расписано как можно изучить данную проблемму ...

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

Программа самообразования

Тема самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий через проектную деятельность на уроках и во внеурочное время»Цель:  на основе изучения закономерностей влияния совре...