Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание частицы не с глаголами"
методическая разработка (4 класс) по теме
Разработка содержит конспект открытого урока русского языка в 4 классе на тему «Правописание частицы не с глаголами»
Я скажу Вам напрямик:
Русский – мой родной язык.
Знаю я наверняка:
Нет богаче языка,
И красивее его
Я не знаю ничего
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_russkogo_yazyka_v_4_klasse_na_temu.docx | 34.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока русского языка в 4 классе на тему «Правописание частицы не с глаголами»
Цели:
1.Расширить знания о служебных частях речи.
2.Познакомить с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголами.
3.Развивать устную и письменную речь учащихся.
4.Воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование:
1.Учебник А.В.Поляковой «Русский язык.4класс.»
2.Карточки со словами.
3.Индивидуальные карточки с заданиями.
4.Ноутбук, экран.
Ход урока
1.Организационный момент.
- У вас есть желание работать дружно, прилежно?
Запишите число, классная работа (СЛАЙД 1)
2.Минутка чистописания. (СЛАЙД 2)
Как обычно, урок русского языка мы начинаем с высказывания знаменитых людей. Сегодня это слова русской поэтессы АнныАндреевны Ахматовой.
И мы сохраним тебя,
Русская речь,
Великое русское слово.
А. А. Ахматова
- Как вы понимаете смысл этих строк? (ответы детей)
- Почему мы должны сохранить русскую речь? Потому что сейчас многие люди засоряют родной язык, искажают его. Поэтому мы постараемся сохранить наш язык «чистым».
- Запишем эту фразу в минутке чистописания.
- О чём будем помнить при написании? (осанка, высота и ширина букв, расстояние между словами, о красной строке и заглавной букве)
3.. Повторение пройденного материала. (СЛАЙД 3)
-Если перевести слова речь и слово на греческий язык, то мы услышим известное для нас слово глагол.
Лексическое значение этого слова вы должны были узнать дома . (ответы детей)
-Придумайте однокоренные слова к слову глагол.
Глагол – глаголить, разглагольствовать,
-Кто может объяснить лексическое значение этих слов? (глаголить – говорить,
разглагольствовать– говорить многословно, бессодержательно)
4.Прием «Пометки на полях»
- Ребята, у каждого из вас на столе лежит лист с текстом. Предложения там пронумерованы. Вы читаете его и отмечаете маркировочными значками информацию. В конце листа находятся условные обозначения. От вас, ребята, потребуется активное и внимательное чтение.
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы - что делать? что сделать?.
- Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагола (или инфинитивом): ходить, стоять.
- Глаголы бывают совершенного (построить, достигнуть) и несовершенного вида (строить, делать)
- Глаголы изменяются по временам:
прошедшее время – погасил
настоящее время – гасит
будущее время – погасит
- Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Спрягаются глаголы только в настоящем и будущем времени.
- В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.
- В предложении глагол обычно служит сказуемым и вместе с подлежащим образует его грамматическую основу. Например, Никита спешит на урок.
- Глаголы склоняются, то есть изменяются по числам и падежам.
8 Частица НЕ с глаголом пишется слитно. 9. На конце глаголов во 2 лице единственного числа пишется мягкий знак : думаешь, учишь. 10 . Есть глаголы – исключения
( 13:I спряжения - 2 , II спряжения-11).
Маркировочные знаки:
! - -новая информация ;
- -неверная информация;
? -информация, которую ты не понял.
+ - информация, которая уже была известна тебе;
- Какую информацию отнесем к ложной информации?
-Какая информация уже была известна?
-Есть ли информация, которую не поняли?
4.Словарная работа. (СЛАЙД 4)
-Разгадайте слова по горизонтали.
1)Маленький кустарник семейства брусничных с круглыми черно-синими сладкими ягодами.(черника)
2)Рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений.(маляр)
3)Военный человек, воин.(солдат)
4)Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни.(газета)
5)Желание есть. (аппетит)
6)Точная дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания.(цитата)
7)Душистый, приятный запах.(аромат)
черника
маляр
солдат
газета
аппетит
цитата
аромат
Взаимопроверка.
-Итак, какое слово получилось по вертикали? (частица). (СЛАЙД 5)
Какая частица тесно связана с глаголом?
5.Постановка целей.
Сегодня на уроке мы познакомимся с этой частью речи, а точнее с частицей не.
- Вспомните, что мы расширяем знания о глаголе,определите тему урока.
Правописание не с глаголами (на доске).
- А чему мы должны научиться на уроке?
- Мы должны научиться правильно писать частицу не с глаголами.
- Определите, какой частью речи является не – служебной или самостоятельной. Почему?
• Не обозначает предмет, признак предмета, действие предмета.
• Служит для связи слов в предложении.
Какие еще служебные части речи вы знаете?
- Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как пишется частица не с глаголами?
(СЛАЙД 6)
Давайте выполним упражнения (эти же глаголы с частицей не.)
Что обозначает частица не – утверждение или отрицание?
(СЛАЙД 7)
На ви не ть де (дети угадывают слово).
- Я запишу: не навидеть (на доске).
Дети укажут, что неверно, или их на это натолкнуть наводящим вопросом.
Почему слитно? Так, значит есть глаголы, которые пишутся с частицей не слитно? А в каких случаях? Всем известно, что русский язык очень богат и сложен. В нем есть слова, которые не употребляются без не, т.е. пишутся с не слитно.
Какое правило можно сформулировать на уроке?
(СЛАЙД 8)
Неволить – принуждать, заставлять делать.
Ненавидеть – испытывать неприязнь, отвращение.
Негодовать – проявлять недовольство, возмущение.
Где можно посмотреть правописание данных глаголов? Правильно, в орфографическом словаре.
Физминутка.
- Сейчас мы проверим, как вы усвоили данный материал. Я называю глаголы. Если глагол пишется отдельно с частицей НЕ, вы приседаете. Ну а если вместе – встаёте на носочки и потягиваетесь.
Неволить, не танцую, не пою, не дерусь, не плачу, негодует, немеет, не грустим, не ссоримся, ненавидит, неваляшка.
- Почему же вы ничего не сделали? (Потому что слово «неваляшка» - существительное)
5. Применение знаний и умений на практике
а) Работа по учебнику. Упражнение 124.
- Прочитайте текст.
- О ком говорится в тексте? Что вы можете сказать о Володе?
- Как вы понимаете значение слова «неволить»?
Неволить – принуждать, заставлять что-то делать.
- Почему он не стал неволить птичку?
- Запишем из этого текста 2 предложения с комментирование с места.
3 предложение самостоятельно.
(4 сильных учащихся получают карточки для индивидуальной работы.
Запись пословиц.
(Не)толки в ступе соду.
(Не) покупай кита в мешке.
Прочитайте.
Запишите правильно, раскрывая скобки
б) Поисковая деятельность
На слайде слова:
Нерешить, не пишешь, не годую, неговоришь, не клади, не взлюбить, ненастье, невижу, ненадеемся.
Выписать слова, которые записаны неверно, исправить ошибки.
(СЛАЙД 9)
ПРОВЕРЯЕМ!
(Не решить, негодую, не говоришь, не вижу, невзлюбить, не надеемся.)
1 ученик у доски.
Допишите еще 2 глагола с частицей не.
6. Включение новых знаний в систему знаний
. Творческая работа в группах. (СЛАЙД 10)
-Послушайте текст, в котором есть глаголы с частицей не.
-Не дразните собак,
Не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц
Вы зерна и крошек!
-Где уместно разместить такой текст?
-Кто мог бы быть его автором? (Наверное, так говорят те, кто любит природу. Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу. Я бы написал этот текст на плакате. Обратился к людям, чтобы они помогли кошкам, собакам, птицам. Не выбрасывали домашних животных на улицу).
- А можно ли этот текст назвать призывом? ( Да, это призыв людей, которые любят природу).
- Предлагаю вам выполнить творческое задание. Для этого надо распределиться на три группы. Задание такое: составить небольшой текст-призыв, используя глаголы с частицей не.
Тексты посвящены разным темам:
1 группа будет говорить о правилах поведения в лесу.
2 группа - о правилах поведения в столовой.
3 группа - о правилах пользования книгой.
7.Закрепление изученного.
Рубрика «Говори правильно!»
-Внимание! Прочитайте про себя, как надо произносить глаголы жить и быть с частицей не в прошедшем времени, обращая внимание на ударение.
Не был, не было, не были, не была.
Не жил, не жило, не жили, не жила.
-Задание. Спишите предложения. Раскройте скобки. Поставьте ударение в глаголах с не.
У нас (не)было времени пойти в кино. В этом городе я раньше (не)жила. Сергей и Валя (не) были на экскурсии в музее.
8. Подведение итога урока? (СЛАЙД 11)
- Смогли мы выполнить цели урока? Получилась у нас слаженная плодотворная работа?
-Мне приятно было работать с вами. Спасибо.
9. Домашнее задание
10. Самоанализ деятельности учащихся
- Сейчас, ребята, вы самостоятельно оцените свою деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка 4 класс "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Презентация к уроку русского 4 класс "Правописание -тся и -ться в глаголах"...
Урок русского языка 4 класс "Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ»
Урок открытия новых знаний. Технологии проблемного диалога, продуктивного чтения...
Конспект урока русского языка 4 класс Тема: ,,Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.\'\' УМК ,,Школа России\'\'
Урок с использованием ИКТ. Првавописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени....
Урок русского языка 4 класс по теме: Правописание безударных окончаний глаголов
Данный урок подводит детей к осознанию выбора безударного гласного в личных окончаниях глаголов....
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Безударные личные окончания глаголов"
В конспекте урока прописаны цели, задачи, методы, тип урока,раскрыты формы работы, предложен краткий план урока с указанием деятельности учителя и учащихся, дан подробный конспект урока....
Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: I и II спряжение глаголов настоящего времени. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знания о наличии у глаголов двух спряжений.Планируемые результаты:Предметные:знать: окончания глаголов 1 и 2 спряжения настоящего времени.уметь: определять спря...
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Правописание частицы не с глаголами. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголом.Планируемые результаты:Предметные:знать: частица не с глаголами пишется раздельноуметь: писат...