Рекомендации родителям первоклассников в период обучения грамоты.
консультация (1 класс) на тему
Материал подготовлен для родителей первоклассников. В период обучения грамоте очень важно правильно и своевременно оказать помощь детям в освоении учебного материала. Для того чтобы помощь дала результаты, необходима слаженная работа родителя и педагога. Представленный материал поможет родителям грамотно помочь своему ребёнку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam_pervoklassnikov_v_period_obucheniya_gramoty.docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям первоклассников в период обучения грамоты.
Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте:
Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
•Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
•Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
«Как обучать детей звуковому анализу слов»
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
определение количества звуков в слове;
фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие);
определение места звука в слове.
Уважаемые родители, помните:
1.Звук – мы слышим и произносим.
2.Буквы мы пишем и читаем.
3.Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно пропеть на мотив любой песенки)
Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, нёба.
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
Гласных букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (положить руку на горлышко или закрыть уши руками).
Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Примерные игровые задания.
«Светофорчики»
Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный светофорчик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий кружок, если мягкий – зелёный
(Снег, зима, лыжи и др.).
2.«Покажи картинку на определённый звук» слышать звук в начале слова)
3.«Звуковой поезд» (определять звук в начале и в конце слова)
4.«Сколько звуков в слове спряталось?»
5.«Место звука в слове»
Как проводится звуковой анализ слова?
Выложить схему слова КОТ.
— Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)
— Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])
— Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).
— Каким кружком на схеме обозначим звук [К]? (Синим кружком).
— Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])
— Звук [О ] какой? (Звук [О] гласный).
— Каким кружком на схеме обозначим звук [О]? (Красным кружком).
— Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).
— Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).
Каким кружком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим кружком).
— Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению. В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:
— «На что похожа буква?»
— В ряду букв обвести в круг заданную букву.
— Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.
— Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проектная деятельность первоклассников в период обучения грамоте"
Проектная деятельность первоклассников в период обучения грамоте...
Рекомендации для родителей первоклассников. в период адаптации ребенка к школе
В помощь учителю для проведения родительского собрания в 1 классе период адаптации ребёнка к школе....
Формирование орфографической зоркости у первоклассников в период обучения грамоте.
Доклад о формировании орфографической зоркости у первоклассников в период обучения грамоте....
Первый опыт проектной и исследовательской деятельности первоклассников в период обучения грамоте
Для повышения эффективности урока наряду с другими видами используется исследовательская деятельность. Имея сумму знаний по теме "Алфавит" , учащиеся через проек...
Рекомендации родителям первоклассников в период дистанционного обучения
План проведения занятия в домашних условиях (по предметам)...
Рекомендации родителям первоклассника в период адаптации
15 советов родителям первоклассника...
Рекомендации родителям первоклассников по процессу адаптационного периода
Первый год обучения в школе - очень сложный и важный период и для самих родителей, ребенку требуется помощь, а родителям - терпение и понимание....