Интегрированные уроки в начальных классах
материал (2 класс) по теме

Интегрированные уроки в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannye_ugoki_doklad.2011.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на тему:

«Интегрированные уроки в начальной школе»

Учитель: Пескова Е.Е.

        В словарях понятие «интеграция» определяется как объединение в одно целое ранее изолированных частей, элементов, компонентов, что сопровождается осложнением и укреплением связей и отношений между ними.

      Философы определяют его как процесс движения и развития определённой системы, в которой частота и интенсивность взаимодействий её элементов растёт - усиливается их взаимодействие и уменьшается их относительная самостоятельность по отношению одна к другой. При этом могут появляться новые формы, которых не было в истории этой системы. Определение интеграции как процесса взаимопроникновения означает не растворение одного в другом, а их единство, то есть сохранение взаимодействующих систем и налаживание между ними взаимных контактов.  Можно сделать вывод из определения интеграции, что она возникает в том случае, когда: - есть ранее независимые вещи, процессы, явления; - есть объективные предпосылки их объединения; -объединение происходит путём  установления существенных взаимосвязей,  которые определяют и изменяют функционирование элементов, что интегрируются; - результатом объединения является система, которая имеет свойства целостности. В современных условиях, в результате буйного развития многочисленных отраслей знаний понятие «интеграция» переросло конкретно-научные рамки. Его с успехом используют науки в процессе исследований существенных сторон развития общества. Это даёт возможность считать, что интеграция с тенденции обращается в объективную закономерность.

      Педагогическая система каждой исторической эпохи переживает существенные изменения. Однако на всех этапах развития общества следует уделять особое внимание качественной подготовке младшего поколения к самостоятельной жизни. Учащиеся сегодня имеют высокий умственный потенциал, но, хорошо владея знаниями, часто не могут применить их в практической деятельности. Одним из эффективных средств решения данной проблемы может стать интеграция содержания образования, способствующая формированию у учащихся начальных классов представления о целостной картине мира. Интеграция в психолого-педагогической литературе понимается как процесс, в ходе которого разобщённые элементы посредством синтеза объединяются в систему, обладающую свойством целостности.
Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением , новыми технологиями . Проблему научного понимания интеграции в образовании исследуют учёные и практики в различных областях знания. Можно сказать, что в теоретическом плане интеграция как методическое явление в начальной школе рассмотрена недостаточно. Зато в практике школы мы можем наблюдать довольно положительное её применение в виде интегрированных курсов и интегрированных уроков.
 Проведение интегрированных уроков под силу каждому учителю, которое будет способствовать личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, усилению мотивации, будет позволять более эффективно использовать рабочее время за счёт исключения дублирования и повторов. Из сказанного выше можно сделать вывод, что объектом исследования является интеграция как ведущая идея в реализации содержания образования, а предметом – интегрированные уроки, в частности особенности их разработки и проведения в традиционной системе обучения. Изначально целью данной работы не являлось создание чего-то качественно нового, а она заключалась в теоретическом исследовании проблемы интеграции содержания образования в начальной школе с различных точек зрения, что даст возможность разрешить вопрос о том, является ли интеграция очередным модным нововведением или же это неизбежное и вполне нормальное, с педагогических позиций явление. И уже на основании исследования получить подтверждение тому, что интегрированные уроки возможно и необходимо проводить учителю начальных классов, так как они вносят в привычную структуру школьного обучения привлекательную для учеников новизну, отменяют суровые границы предметного преподавания.

Проблема интеграции содержания образования довольно актуальна и разносторонняя.

Общие задачи интеграции выстроились следующим образом:

создать у детей образ целостного восприятия окружающего мира;

расширить их знакомство с эстетическими формами деятельности;

активизировать знания учащихся, полученные по предмету “История” в практической ситуации;

познакомить детей с различными гранями искусства;

умножить знания в области названных предметов;

развивать элементы общечеловеческой культуры и навыки коллективной работы и творческой дисциплины.

         Таким образом, чередование видов деятельности во время проведения интегрированных уроков снижает утомляемость отделов головного мозга, создает комфортные условия для ребенка как личности, позволяет избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает у школьников в разряд нелюбимых, повышает успешность обучения.

     Опыт проведения таких уроков показал, что ребенку предоставляется великолепная возможность проявить себя в позиции творческого субъекта, включиться в деятельность с целью самореализации, проявить свой интерес и активность, шире развить познавательные процессы и сферы межличностного общения.

Освободившиеся за счет проведения интегрированных уроков часы могут быть использованы для более глубокого изучения других тем того или иного из интегрируемых предметов, а также на проведение внеклассных мероприятий по данному направлению (посещение музеев, библиотек и т.д.).

Итак, теперь можно подвести общий итог того, почему мы считаем, что имеет смысл использовать интегрированные уроки как новую форму урочной деятельности.

Во-первых, потому что он выходит за рамки общепринятых норм - обучающих, развивающих и воспитывающих как желательная форма в дополнение к привычной школьной урочной жизни.

Во-вторых, потому, что необходимость совместной реализации поставленной проблемы урока требует от учителей тонкого настроя на эмоциональную обстановку в классе, на изменяющуюся ситуацию во время урока и друг на друга. Ведь любой, даже тщательно подготовленный и методически разработанный урок в момент его проведения всегда требует от учителя гибкости и способности к импровизации.

В-третьих, задействованный в процессе урока механизм одновременно-последовательного преподавания выстраивает наряду со старой (учитель - ученик, ученик - ученик) и новую воспитательную линию общения учитель - учитель, который, по нашему мнению, ближе стоит к форме межличностного общения человек - человек.

       Таким образом, интеграция знаний является необходимым условием формирования природоведческого-научного миропонимания учащихся и осуществляется  на основе общих для всех  предметов данного цикла  фундаментальных закономерностей  природы.

Содержание  обучения интеграция осуществляется путем слияния в одном синтезированном предмете, курсе,  теме,  элементов различных учебных предметов на основе  широкого междисциплинарного  научного  подхода.
   
Интеграция – это глубокий процесс внутреннего взаимодействия, взаимопроникновения научных знаний, представляющих учебные предметы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока в 3 классе по программе Перспективная начальная школа" математика: "Умножение круглого числа на однозначное", русский язык "Именительный падеж", окружающий мир "Вода - необыкновенное вещество"

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 3 КЛАССЕ (МАТЕМАТИКА, РУССКИЙ ЯЗЫК, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)по программе «Перспективная начальная школа» МАТЕМАТИКА. ТЕМА: «Умножение круглого  числа на однозначное»РУССКИ...

Интегрированный урок в 4 классе (математика-технология) по теме: Диаграммы, таблицы. УМК Начальная школа 21 века.

Данный материал представляет собой технологическую карту интегрированного урока в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века". Объединяет две образовательные области: математику (раздел "Графики. ...

Интегрированные уроки в начальных классах

Материал содержит рекомендации при проведении интегрированных уроков технологии, литературы...

Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...

Интегрированные уроки в начальных классах.

Межпредметная связь Самопознания с другими уроками в начальной школе. Введение духовно - нравственного воспитания на уроках в начальных классах. Предлагаю фрагменты уроков....

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру по УМК «Перспективная начальная школа»

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру по УМК «Перспективная начальная школа» Яруллина Г.Г. Учитель высшей квалификационной категории МБОУ”Дубъязская ...

Конспект интегрированного урока учителя начальных классов и логопеда. Слово.Предложение.Текст.

Конспект интегрированного урока учителя начальных классов и логопеда....