Особенности реализаций принципа наглядности в КРО
статья по теме
Программы классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе, обеспечивают содержания начальной ступени обучения и реализацию стандарта требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Программы построены с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которой являются различного характера задержки психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmy_klassov_korrekcionno.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности реализаций принципа
наглядности в КРО
Программы классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе, обеспечивают содержания начальной ступени обучения и реализацию стандарта требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Программы построены с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которой являются различного характера задержки психического развития.
В коррекционно-развивающие классы принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации, вследствие различных физиологических и социальных причин (проявление остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость эмоционально-волевой сферы, педагогическая запущенность по причине неблагоприятных социальных факторов). Учащиеся таких классов имеют задержку психического развития и умственную отсталость.
Для детей этой группы характерно:
-значительная неоднородность нарушенных и сохранённых звеньев психической деятельности;
-недостаточно сформированы пространственные представления;
-неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения внимания;
- отклонения в развитии памяти (снижение продуктивности запоминания, большая сохранность непроизвольной памяти, по сравнению с произвольной, заметное преобладание наглядной памяти над словесной памятью);
-преобладание механического запоминания и недостаточный объём знаний;
-быстрое забывание изученного материала;
-неразвитость речи.
Чтобы лучше представить учащегося с ЗПР нужно разобрать формирование и развитие мышления такого ребенка.
Во-первых, мышление - это обобщение. Для овладения понятием и знаниями необходимо полноценное владение речью. Устная речь плохо сформирована, словарный запас беден, абстрактно представлять предметы ребенок не умеет, а если получается, то только при помощи учителя. Группе предметов с родственными признаками не присваивают понятие.
Во-вторых, мышление - это, опосредствованное понятие. “Опосредствованное” означает познание одного посредствам другого. Все эти умственные операции: сравнение, умозаключение, синтез, анализ, деление, умозаключение, сложение, вычитание, создание предположения и его проверки ребенок с ЗПР в очень малой степени создает сам.
Учащиеся плохо понимают смысл объяснений, бесед, разговоров. Из-за дефектов восприятия накоплен чрезвычайно скудный запас наглядных и слуховых представлений, крайне ограничен игровой опыт. Малое знакомство с предметными действиями, а самое главное плохое развитие речи, лишает ребенка той необходимой базы, на основе которой должно развиваться мышление.
Все эти характеристики указывают на необходимость индивидуализации в обучении, то есть приспособление к дефектам детей. Учебная работа должна проводиться в замедленном темпе, сопровождаясь при этом упрощением учебных программ и наиболее простой, распространенной и образной наглядности – печатные картины и иллюстративные таблицы, как демонстративные, так и раздаточные.
На основе анализа мышления учащихся коррекционно-развивающих классах выдвигаю следующее предположение, что:
Организация обучения на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися с ЗПР, несколькими чувствами будет способствовать более эффективному формированию знаний, умений.
Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения, в зависимости от дидактических возможностей, заложенных в этом пособии. При этом следует
иметь в виду цели и задачи конкретного урока. От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и слова учителя.
Поскольку работаем с учащимися коррекционно-развивающего класса. Мы должны как можно чаще использовать наглядно-образные средства обучения:
-плоские (плакаты, схемы, картины, таблицы, диафильмы, звуковые записи);
-объемные (приборы, муляжи, макеты).
В основе работы с детьми с нарушением интеллекта лежит коррекция их познавательных процессов. Так в начале послебукварного периода я столкнулась с тем, что дети забыли написание некоторых строчных и заглавных букв. С целью коррекции внимания и памяти предлагаю использовать плакаты, на минутках чистописания.
-Какие буквы спрятаны?
Можно усложнить данное задание, задействовав зрительную память, - показать на три секунды сочетание букв ( ), учащиеся записывают, буквы которые спрятались.
Для дальнейшего развития звукобуквенного анализа и коррекции пробелов знаний букварного периода предлагаю использовать карточки.
С помощью таких карточек можно составлять таблицы. Цель: задействовать основные виды восприятия (зрительное, слуховое, осязательное).
Коррекционно-развивающая работа, с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики строится в соответствии со следующими основными положениями:
Восполнение пробелов дошкольного математического развития детей, путем обогащения чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности;
Абак индивидуально для каждого ученика используется на этапе урока устный счет.
Счетные палочки используем с целью формирования навыка счета десятками, исключая пересчет счетных палочек.
2.Дифференцированный подход к детям с учетом накопленных знаний, умений, навыков осуществляемый при выполнении следующих этапов работы:
-выполнение действий в материализованной форме с использованием наглядной опоры;
-в речевом плане;
- в умственном плане.
3.Развитие интеллектуальных умений и навыков. Активизация познавательной деятельности. Развитие зрительного и слухового восприятия. Формирование мыслительных операций.
Успешное провидение урока чтение, во многом зависит от правильного использования учебного оборудования. Для уроков чтения и развития речи созданы демонстративные картины и альбомы сюжетных картинок, серии тематических подборок, репродукций, звуковых записей. Основная коррекционная задача принципа наглядности направлена на развитие речи, обогащение словарного запаса, формирование правильного мировоззрения.
Осуществляя принцип наглядности в начальной школе, опираемся с одной стороны на восприятие учащихся, а с другой – на их представления и, конечно же, важно учитывать особенности психики детей с задержкой психического развития.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта "ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
СтатьяПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Реализация принципа наглядности в процессе обучения детей
Наглядные учебные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала ...
Реализация принципа наглядности в начальной школе через использование информационных технологий
Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубок...
Использование принципа наглядности на коррекционных занятиях.
Применение наглядных методов в обучении умственно отсталых детей создает условия для более полного усвоения ими учебного материала. Использование наглядных методов позволяет подготовить учащихся...
«Особенности реализации принципов инклюзивного образования в условиях современной школы»
Материал для конференции...
Принцип наглядности в обучении
Прежде чем идти дальше, разберемся с терминами, которые активно применяются в педагогике и нуждаются в разграничении. Всего их три: Средство наглядности - это способы, с помощью которых педагог демонс...
Реализация принципа наглядности в системе коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога
laquo;Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету», К. Д. У...