Использование принципа наглядности на коррекционных занятиях.
учебно-методический материал по логопедии (3 класс) на тему
Применение наглядных методов в обучении умственно отсталых детей создает условия для более полного усвоения ими учебного материала. Использование наглядных методов позволяет подготовить учащихся к изучению более сложной техники в профессиональном обучении. Зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; именно этим объясняется эффективность применения наглядных средств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syplet_cheremukha_snegom.doc | 2.4 МБ |
ispolzovanie_naglyadnosti.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Использование принципа наглядности на коррекционных занятиях. 1 СЛАЙД
Одним из важнейших положений, лежащих в основе организации процесса обучения, является принцип наглядности. Я.А.Коменский называл его «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что «если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности». 2 СЛАЙД
Исследования показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения. Так, эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного — 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65 %.
За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Врачами офтальмологами отмечается тенденция к увеличению количества детей с аномалиями зрительной системы, психоневрологами – детей с нарушением интеллектуального развития.
Применение наглядных методов в обучении умственно отсталых детей создает условия для более полного усвоения ими учебного материала. Использование наглядных методов позволяет подготовить учащихся к изучению более сложной техники в профессиональном обучении. Зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; именно этим объясняется эффективность применения наглядных средств.
Применяя наглядные средства, необходимо учесть особенности восприятия детей с ОВЗ: 3 СЛАЙД
- неполнота формируемого образа (мелкие детали опускаются, пропорции, размеры деталей нарушаются);
- связь восприятия с предыдущим опытом неполноценна;
- связь между формируемым предметным образом и функциональным назначением предмета недостаточно осознана;
- мысленное воссоздание образа объемного предмета вызывает трудности;
- свойства предмета неполно отражаются в речи учащегося;
- предметные образы с трудом удерживаются в долговременной и оперативной памяти.
Наиболее важным условием коррекционной работы с такими детьми является соблюдение принципа наглядности, что позволяет педагогам опираться на конкретные образы, создаваемые у детей. Это способствует формированию у них реальных представлений об окружающем мире, изучаемых предметах и явлениях, позволяет расширить объем познавательной информации.
Основной способ реализации принципа наглядности – использование средств наглядности в учебном процессе. 4 СЛАЙД
ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАГЛЯДНОСТИ 5 СЛАЙД
- Связь наглядных материалов с темой, содержанием урока в целом и со всеми его компонентами;
- определение цели использования наглядных пособий;
- целесообразность использования на том или ином этапе урока и связь данного этапа с другими частями урока;
- подготовка учащихся к восприятию наглядных средств, знакомство с содержанием и обучение алгоритму использования;
- выделение достаточного времени для работы с наглядными средствами;
- отсутствие перегрузки урока наглядными средствами.
- наглядность должна быть хороша видна всем детям;
- подобрана с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;
- сопровождаться точной и конкретной речью;
- словесное описание объекта должно способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности.
Задачи, решаемые при помощи наглядности. 6 СЛАЙД
- Мобилизация психической активности уч-ся;
- введение новизны в учебный процесс;
- повышение интереса к уроку;
- увеличение возможности непроизвольного запоминания материала;
- расширение объёма усваиваемого материала;
- выделение главного в материале и его систематизация.
Средства обучения, реализующие принцип наглядности. 7 СЛАЙД
- По характеру материала (словесный, изобразительный, модели и схемы языковых единиц).
- По способам подачи материала (с помощью ТСО и без них, в статике или в динамике).
- По организационным формам работы с ними (фронтальная работа на основе демонстрационных пособий и индивидуальная на основе раздаточного материала).
- По видам восприятия (зрительному, слуховому, зрительно- слуховому).
СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ. 8 СЛАЙД
- Зрительная наглядность: экранные (слайды), печатные (таблицы, картины, демонстрационные карточки, раздаточный материал)
- Звуковая наглядность (магнитофонные записи, диски)
- Зрительно-слуховая наглядность (экранно-звуковые средства: к/ф, видео- и телефильмы)
В логопедической практике я использую знаки и модели при обучении грамоте. При этом звук обозначается кружочком, из звуков составляется линейная модель слова, то есть, располагая знаки в пространстве особым образом, создается модель, которая отражает отношения между объектами или явлениями. Располагая линейно знаки, обозначающие звуки, трансформируется временной код устной речи и пространственный код. При формировании связной речи применяются наглядно-графические модели. Ребенку всегда легче воспроизвести текст цепной, чем дать описание предмета. На логопедических занятиях находят применение наглядные методы в виде использования натуральных предметов и их изображений (игрушки, картины, макеты, муляжи, аппликация, схемы, карточки). В букварный период при обучении чтению и письму используется разрезная азбука, таблички со словами и слогами. Очень эффективна методика занятий практической грамматикой. Обобщения, которые на них формируются, имеют высокий уровень отвлеченности, поэтому нужно тщательно продумывать способы подведения учащихся к осознанию грамматических значений, отношений, закономерностей посредством наглядно-действенных приемов и средств обучения. Процесс восприятия учащимися: картин, действий с предметами, моделей, схем сопряжен с восприятием своей речи. Это постепенно приводит к тому, что наглядно-образное мышление детей преобразуется в отвлеченно-словесное. Использование наглядных средств несет важную коррекционную, формирующую функцию в развитии устной и письменной речи и словесного отвлеченного мышления. 9-20 слайды
При правильном подборе и методически грамотном преподнесении наглядности педагог расширяет возможности знакомства детей с разнообразными качествами и свойствами, отличительными и общими признаками изучаемого материала. Кроме того, и это очень важно, использование наглядного материала позволяет поддерживать у детей интерес к занятиям, преподносить даже самый трудный программный материал в занимательной и доступной форме. Это положительно сказывается на качестве усвоения ими учебного материала, повышается эффективность обучения.
Наглядность - средство формирования комфортной, а значит здоровье сберегающей среды, прежде всего психического здоровья ребенка. 21слайд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта "ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
СтатьяПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
«Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи» с презентацией
познакомить педагогов с кинезиологическим методом через организацию системы специальных движений, упражнений и психотехнических приемов при подготовке детей с нарушениями речи к школе....
Реализация принципа наглядности в начальной школе через использование информационных технологий
Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубок...
Использование логопедического тренажера на коррекционных занятиях
Компьютерный тренажер «Дэльфа-142.1» представляет собой целостный аппаратно-программный комплекс, предназначенный для коррекции разных сторон речи детей с речевой патологией.Его программа ...
Использование элементов игры ина коррекционных занятиях.
Игровая деятельность на коррекционных занятиях....
Использование принципа преобладания наглядности для обучения решению задач на предположение («Головы и ноги») третьеклассников при реализации ДООП «Олимпиадная математика»
Использование принципа преобладания наглядности для обучения решению задач на предположение («головы и ноги») третьеклассников при реализации ДООП «Олимпиадная математика». Учи...
Реализация принципа наглядности в системе коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога
laquo;Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету», К. Д. У...