Использование принципа наглядности на коррекционных занятиях.
учебно-методический материал по логопедии (3 класс) на тему

 

Применение наглядных методов в обучении умственно отсталых детей создает условия для более полного усвоения ими учебного материала. Использование наглядных методов позволяет подготовить учащихся к изучению более сложной техники в профессиональном обучении. Зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; именно этим объясняется эффективность применения наглядных средств.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon syplet_cheremukha_snegom.doc2.4 МБ
Microsoft Office document icon ispolzovanie_naglyadnosti.doc59 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Использование принципа наглядности на коррекционных занятиях. 1 СЛАЙД

       Одним из важнейших положений, лежащих в основе организации процесса обучения, является принцип наглядности. Я.А.Коменский называл его «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что «если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности». 2 СЛАЙД

       Исследования показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения. Так, эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного — 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65 %.

      За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Врачами офтальмологами отмечается тенденция к увеличению количества детей с аномалиями зрительной системы, психоневрологами – детей с нарушением интеллектуального развития.

      Применение наглядных методов в обучении умственно отсталых детей создает условия для более полного усвоения ими учебного материала. Использование наглядных методов позволяет подготовить учащихся к изучению более сложной техники в профессиональном обучении. Зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; именно этим объясняется эффективность применения наглядных средств.

        Применяя наглядные средства, необходимо учесть особенности восприятия детей с  ОВЗ: 3 СЛАЙД


- неполнота формируемого образа (мелкие детали опускаются, пропорции, размеры деталей нарушаются);
- связь восприятия с предыдущим опытом неполноценна;
- связь между формируемым предметным образом и функциональным назначением предмета недостаточно осознана;
- мысленное воссоздание образа объемного предмета вызывает трудности;
- свойства предмета неполно отражаются в речи учащегося;
- предметные образы с трудом удерживаются в долговременной и оперативной памяти.

     

          Наиболее важным условием коррекционной работы с такими детьми является соблюдение принципа наглядности, что позволяет педагогам опираться на конкретные образы, создаваемые у детей. Это способствует формированию у них реальных представлений об окружающем мире, изучаемых предметах и явлениях, позволяет расширить объем познавательной информации.

         Основной способ реализации принципа наглядности – использование     средств наглядности в учебном процессе. 4 СЛАЙД

ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАГЛЯДНОСТИ  5 СЛАЙД

  • Связь наглядных материалов с темой, содержанием урока в целом и со всеми его компонентами;
  • определение цели использования наглядных пособий;
  • целесообразность использования на том или ином этапе урока и связь данного этапа с другими частями урока;
  • подготовка учащихся к восприятию наглядных средств, знакомство с содержанием и обучение алгоритму использования;
  • выделение достаточного времени для работы с наглядными средствами;
  • отсутствие перегрузки урока наглядными средствами.
  • наглядность должна быть хороша видна всем детям;
  • подобрана с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка;
  • сопровождаться точной и конкретной речью;
  • словесное описание объекта должно способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности.

Задачи, решаемые при помощи наглядности. 6 СЛАЙД

  • Мобилизация психической активности уч-ся;
  • введение новизны в учебный процесс;
  • повышение интереса к уроку;
  • увеличение возможности непроизвольного запоминания материала;
  • расширение объёма усваиваемого материала;
  • выделение главного в материале и его систематизация.

Средства обучения, реализующие принцип наглядности. 7 СЛАЙД

  • По характеру материала (словесный, изобразительный, модели и схемы языковых единиц).
  • По способам подачи материала (с помощью ТСО и без них, в статике или в динамике).
  • По организационным формам работы с ними (фронтальная работа на основе демонстрационных пособий и индивидуальная на основе раздаточного материала).
  • По видам восприятия (зрительному, слуховому, зрительно-    слуховому).

СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ. 8 СЛАЙД

  • Зрительная наглядность: экранные (слайды), печатные (таблицы, картины, демонстрационные карточки, раздаточный материал)
  • Звуковая наглядность (магнитофонные записи, диски)
  • Зрительно-слуховая наглядность (экранно-звуковые средства: к/ф, видео- и телефильмы)

       В логопедической практике я использую знаки и модели при обучении грамоте. При этом звук обозначается кружочком, из звуков составляется линейная модель слова, то есть, располагая знаки в пространстве особым образом, создается модель, которая отражает отношения между объектами или явлениями. Располагая линейно знаки, обозначающие звуки, трансформируется временной код устной речи и пространственный код. При формировании связной речи применяются наглядно-графические модели. Ребенку всегда легче воспроизвести текст цепной, чем дать описание предмета. На логопедических занятиях находят применение наглядные методы в виде использования натуральных предметов и их изображений (игрушки, картины, макеты, муляжи, аппликация, схемы, карточки). В букварный период при обучении чтению и письму используется разрезная азбука, таблички со словами и слогами. Очень эффективна методика занятий практической грамматикой. Обобщения, которые на них формируются, имеют высокий уровень отвлеченности, поэтому нужно тщательно продумывать способы подведения учащихся к осознанию грамматических значений, отношений, закономерностей посредством наглядно-действенных приемов и средств обучения. Процесс восприятия учащимися: картин, действий с предметами, моделей, схем сопряжен с восприятием своей речи. Это постепенно приводит к тому, что наглядно-образное мышление детей преобразуется в отвлеченно-словесное. Использование наглядных средств несет важную коррекционную, формирующую функцию в развитии устной и письменной речи и словесного отвлеченного мышления. 9-20 слайды

При правильном подборе и методически грамотном преподнесении наглядности педагог расширяет возможности знакомства детей с разнообразными качествами и свойствами, отличительными и общими признаками изучаемого материала. Кроме того, и это очень важно, использование наглядного материала позволяет поддерживать у детей интерес к занятиям, преподносить даже самый трудный программный материал в занимательной и доступной форме. Это положительно сказывается на качестве усвоения ими учебного материала, повышается эффективность обучения.

      Наглядность - средство формирования комфортной, а значит здоровье сберегающей среды, прежде всего психического здоровья ребенка. 21слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта "ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

СтатьяПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

«Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи» с презентацией

познакомить педагогов с кинезиологическим методом через организацию системы специальных движений, упражнений и  психотехнических приемов при подготовке детей с нарушениями речи к школе....

Реализация принципа наглядности в начальной школе через использование информационных технологий

Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубок...

Использование логопедического тренажера на коррекционных занятиях

Компьютерный тренажер «Дэльфа-142.1» представляет собой целостный аппаратно-программный комплекс, предназначенный для коррекции разных сторон речи детей с речевой патологией.Его программа ...

Использование элементов игры ина коррекционных занятиях.

Игровая деятельность на коррекционных занятиях....

Использование принципа преобладания наглядности для обучения решению задач на предположение («Головы и ноги») третьеклассников при реализации ДООП «Олимпиадная математика»

Использование принципа преобладания наглядности для обучения решению задач на предположение («головы и ноги») третьеклассников при реализации ДООП «Олимпиадная математика». Учи...

Реализация принципа наглядности в системе коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету», К. Д. У...