Реализация принципа наглядности в системе коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога
статья

Наталья Звонцова

«Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету», К. Д. Ушинский.

Наглядные    методы  в  обучении  предоставляют  наибольшие  возможности  для формирования  у  учащихся  познавательной  активности, выступающей одной из важнейших характеристик всех психических процессов и определяющей успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует  большей  эффективности  познавательной  деятельности  в  целом. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учителель-дефектолог

отделения социальной диагностики

и разработки индивидуальных программ

социальной реабилитации несовершеннолетних

Звонцова Н.А.

Реализация принципа наглядности

в системе коррекционно-развивающих занятий

учителя-дефектолога

«Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету»,

К. Д. Ушинский.

В современном обществе многие проблемы детей резко и остро актуализируются.

При этом наблюдаются качественные и количественные изменения категории детей, объединенных понятием «дети с проблемами в развитии».

У  большинства  детей с проблемами в развитии или детей «группы риска», имеющих устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью и проч.,  отмечается  недостаточный  уровень  познавательной активности,  незрелость  мотивации  к  учебной  деятельности,  сниженный  уровень работоспособности и самостоятельности.         Поэтому поиск и использование активных форм, методов  и  приёмов  обучения, предполагающих построение образовательного процесса на основе учета структуры дефекта каждого учащегося, опору на относительно сохранные и положительные стороны психики и поведения, индивидуализацию содержания, темпа и сроков пропедевтического периода и собственно обучения,  является  одним  из  необходимых  средств  повышения эффективности  коррекционно-развивающего  процесса в  работе учителя-дефектолога. Включение  активных методов обучения в образовательный процесс помимо формирования определенного набора обобщенных учебных и трудовых умений, позволяют создать для каждого ребенка естественную игровую среду, в которой отсутствует принуждение и  есть  возможность  найти  свое  место,  проявить  инициативу  и самостоятельность,  свободно  реализовать  свои  способности  и  образовательные потребности.  

Наглядные    методы  в  обучении  предоставляют  наибольшие  возможности  для формирования  у  учащихся  познавательной  активности. Ведь, согласитесь, именно активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует  большей  эффективности  познавательной  деятельности  в  целом.  

        А принцип наглядности - это опора на реальные представления ребенка. Это один из самых известных и интуитивно понятых принципов обучения. Закономерное обоснование этого принципа понятно и логично - у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения.

Приемы наглядного метода (показ, имитация, демонстрация объектов и способов действий, рассматривание предметов, иллюстраций, схем, моделей, наблюдение за явлениями природы, различными закономерностями в окружающем мире, использование зрительных ориентиров и др.) в системе коррекционно-развивающих занятий не самоцель, а эффективное средство более полного и глубокого осмысления учебного материала, которое  вызывает живой интерес и обеспечивает мотивацию к активному самостоятельному познанию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным, обеспечивает взаимосвязь умственной работы с практической деятельностью, а также формирует устойчивое произвольное внимание. Наглядность обогащает круг представлений ребенка, содействует развитию речи, мышления, наблюдательности, придает материалу большую доступность, эмоциональность, обеспечивает его запоминание, развивает творческое воображение, оказывает эстетическое и этическое воздействие на детей вплоть до формирования нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе, потребности личности ребенка в участии в социально полезной и общественно значимой деятельности.

Именно поэтому в своей работе я отдаю предпочтение активным методам обучения,  позволяющим  наиболее  полно  передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебный материал в доступном для учащихся виде,  при  опоре  на  сохранные  анализаторы,  функции,  системы  организма,  т.е.  в соответствии с природой особых образовательных потребностей каждого конкретного ребенка.

Я заметила, что сочетая практические методы обучения (упражнение, экспериментирование, моделирование, дидактические игры) с принципом наглядности и принципом создания ситуации успеха на занятиях, можно добиться большой положительной динамики не только в коррекционной работе, поддерживая на достаточном уровне интерес и мотивацию детей к обучению, но и для того, чтобы скорректировать такие личностные особенности моих учеников, как тревожность и неуверенность, развить инициативность, креативность, активность, поддержать на групповом занятии благоприятный психологический климат, но что важнее всего - подарить детям возможность почувствовать настоящее удовлетворение от результатов своей учебной деятельности, своих мыслительных процессов, своих личных открытий.

Список используемой литературы:

1.        Ушинский К. Д. О наглядном обучении. Избр. пед. соч., т. 11. М., - 1954.

2.        Занков Л. В. Наглядность и активизация в обучении. М., - 1960.

3.        Селеменев В. Новая наглядность //Народное образование. - 2002.

4.        Евдокимов В. И. К вопросу об использовании наглядности в школе. СПб, - 1982.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога

В  документе в  сжатом виде представлен конспект коррекционно-развивающего занятия (именно в этой карте - мастер-класс по обмену опытом). Может быть полезна всем специалистам и учителям...

Коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога

Коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога по теме: "Признаки весны"...

Итоговое коррекционно - развивающее занятие учителя - дефектолога для учащихся с ОВЗ

Итоговое коррекционно - развивающее занятие учителя - дефектолога для учащихся с ОВЗ...

Программа коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога для учащихся 1-4 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Данная рабочая  программа составлена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога.Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость,...

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога по теме "Дикие животные" для обучающихся с умеренной умственной отсталостью

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога по теме "Дикие животные" для обучающихся с умеренной умственной отсталостью...

Конспекты коррекционно-развивающих занятий учителя дефектолога

Конспект дефектологического занятия. Математика. 5кл. Округление чисел....

Содержание коррекционно-развивающей работы и осуществление личностно-ориентированного подхода к обучающимся по АООП вариант 2, на занятиях учителя-дефектолога

Доклад . Областной дистанционный семинар "Пути дифференциации учащихся по ступени самостоятельности выполнения заданий на уроках в начальной школе"...