«Партнерские отношения семьи и школы — одно из условий успешного развития ребенка».
проект по теме
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…»
Л.Кассиль
Взаимодействие с родителями всегда было, есть и будет неотъемлемой и важной частью деятельности школы.
Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития.
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями».
Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви,и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы».
В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.
Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей семейного воспитания ребенка. Учитель должен общаться с родителями, хочет он того или нет.
Отношения «Учитель –родители» могут существовать и формироваться определенным образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребенок.
Однако отсутствие контактов родителей со школой, а также несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка.
Избежать недопонимания, разобщенности в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные нормы:
чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;
активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями(а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);
уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;
повышение авторитета родителей в глазах детей ( показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учет этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности);
тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям( при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);
· терпение при поступление критических заявлений в свой адрес, учет их в процессе профессионального саморазвития.
Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего, это-коллектив, объединенный не только общностью цели, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь- своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности. Это сравнительно стабильный коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности.
Семья- разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.
Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности. Только в семье можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать культуру, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.
Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.
Закон об образовании обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки.
Процесс взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников осуществляется через активные формы организации деятельности.
Они делятся на традиционные и инновационные:
Традиционные | Инновационные |
Родительское собрание | Самоуправление |
День открытых дверей | Семинары для родителей |
Совместные дела семьи и учреждения | Групповые тренинги |
Опосредованное взаимодействие | Семейный клуб |
Родительские конференции, сходы, съезды | Родительский клуб
|
Консультации (тематические и индивидуальные)
| Круглый стол, педагогический треугольник, родительский ринг |
Семейные праздники
| Социально-психологические тренинги |
Посещение на дому | Диспут-размышление |
Анкетирования родителей | Творческие встречи педагогов и родителей |
Наиболее распространенной формой работы с родителями является родительское собрание. Главным его предназначением является согласование, координация и интеграция усилий учреждения и семьи в создании условий для развития личности ребенка. На собрании обсуждаются проблемы жизни группы, класса и родительского коллектива. Педагог направляет деятельность родителей в процессе подготовки и является рядовым участником собрания. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов: организационные, текущие, тематические и др. Очень полезны собрания, на которых дети показывают своим папам и мамам театральные, художественные, прикладные умения и достижения.
День открытых дверей. В этот день приглашаются родители всех воспитанников данного учреждения, родители будущих воспитанников, представители общественности. В рамках этого дня дается полная информация о деятельности учреждения. Родители могут получить ответы на интересующие вопросы.
Совместные дела семьи и учреждения – это огромное личное богатство всех детей, родителей и педагогов. Этот опыт неповторим, его необходимо копить ежедневно. Данная форма включает в себя совместное проведение мероприятий, поездки, походы, совместные акции, конкурсов детского творчества и т.д.
Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в самоуправление. Родители воспитанников юридически не входят в коллективы учреждения и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешности работы учреждения.
Посещение на дому. Особенно полезна эта встреча у ребенка дома, так как домашняя обстановка располагает к откровенному разговору, есть возможность сразу получить представление о разных сторонах жизни и воспитания ребенка. Но ни в коем случае педагог не должен настаивать на встрече в домашних условиях. Инициативу должны проявить родители. Случится ли это, зависит от умения педагога на первом родительском собрании расположить родителей к общению, убедить их в необходимости и полезности взаимодействия и первой встречи в домашних условиях.
Совершенно очевидно, что приход педагога в семью может быть только по приглашению. Известны классные руководители, которых все родители приглашают и с удовольствием ждут этой встречи. Почему? Потому что эти педагоги приносят радость в дом, находят добрые слова о ребенке, рассказывают о его успехах и достижениях, обращаются за советом к родителям, выясняют их мнение по той или иной проблеме, которая возникает в обучении и воспитании ребенка, в работе с коллективом класса.
Семинары для родителей включают в себя лекционную часть, которую проводит педагог-психолог; обсуждение семейных проблем с группой; нахождение определенных вариантов решения.
Групповые тренинги обучают конструктивному разрешению трудных жизненных ситуаций. Здесь участники получают возможность эмоционально отыграть и сознательно проработать свои проблемы.
Семейный клуб. Такая форма работы может помочь не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным кружком для детей и родителей. Организация и проведение выставок – необходимый элемент работы клуба.
Родительский клуб – это форма работы, которая помогает установить тесное сотрудничество педагогов и родителей в вопросах воспитания детей. Это является своеобразной школой обучения родителей, где они могут получить теоретические знания по вопросам обучения и воспитания.
Программа деятельности родительского клуба носит системный характер работы с семьей и включает разнообразные формы взаимодействия:
- тренинги (например, «Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений»);
- семинары (например, «Ребенок и его психологическое здоровье», «Развитие личности ребенка-дошкольника», «Поощрение и наказание»);
- практикумы (например, «Агрессивное поведение детей»);
- проекты «Профессии в семье», «Школа здоровья» и др.;
- познавательные экскурсии в музей, цирк и зоопарк;
- традиционные праздники: «Папа, мама, я – дружная семья», «Бал осени», «Здравствуй, лето!», «Выпускной бал»;
- организация и посещение выставок (районная, городская, областная декоративно-прикладная выставка, выставки художников);
- благотворительные акции («Рождественский подарок – каждому ребенку» и др).
- мастер – класс («Как организовать праздник в семье»).
Диспут-размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт. Участники диспута сами могут сформулировать, разбившись по группам, наиболее интересные для них вопросы, затем коллективно отобрать из них те, с которых нужно начать обсуждение. Отобранные вопросы также сначала целесообразно обсудить в группах, а затем их мнения вынести на коллективное размышление. Такой способ позволяет всех включить в поиск наиболее убедительного мнения, помогает родителям занять заинтересованную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться. Для подведения итогов диспута возможно подготовить педагогу или кому-то из родителей обобщающее сообщение, используя специальные источники.
Предметом обсуждения, дискуссии могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.
Опосредованное взаимодействие – форма, которая включает в себя разработку памяток для родителей, приглашений, поздравлений, благодарностей.
Родительские конференции, сходы, съезды. Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Наиболее содержательными и продуктивными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, конференции, посвященные теоретическим темам, где одна и та же проблема рассматривается с разных точек зрения. Конференции проводятся раз в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. Успех конференции зависит от самостоятельной работы родителей по анализу литературы, осмыслению и обобщению своего опыта, умения на основе критических знаний оценить воспитательный процесс. К ним готовятся выставки работ воспитанников, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье», «Хорошие родители. Кто они?» и т. п.
Круглый стол, педагогический треугольник, родительский ринг. Подобные формы дают возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в семье, школе, учреждение дополнительного образования. На одни и те же вопросы одновременно отвечают две семьи, либо родители и дети, либо педагоги. Данные формы играют огромную роль в просвещении родителей, так как предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.
Консультации (тематические и индивидуальные) проводятся по запросам самих родителей либо при возникновении проблем, которые часто носят конфиденциальный характер и требуют безотлагательного решения. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход педагога должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Творческие встречи педагогов и родителей позволяют создать условия для дальнейшего взаимодействия между семьями и учреждениями ДО, вовлечь родителей в образовательно-воспитательный процесс образовательного учреждения, выявить и творческие способности родителей и педагогов.
Социально-психологические тренинги – активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым.
Анкетирования родителей проводится с целью сбора социологических данных о семье, на основании которых составляется социальный портрет обучающихся
Семейные праздники, чаепития, конкурсы. Это свободное неформальное общение – наиболее распространенная и эффективная форма взаимодействия и сотрудничества с семьей, способствующая созданию атмосферы взаимного доверия, понимания и теплоты в отношениях всех участников образовательного процесса.
«Все о семье»
(Совместный праздник учащихся 3—4-х классов и их родителей)
Цель:
Создать условия для развития семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, для сплочения классного коллектива, создания дружелюбной атмосферы в общении детей и родителей.
Способствовать воспитанию чувства любви и уважения к старшим, своим родителям.
1-й ведущий: Здравствуйте!
2-й ведущий: Здравствуйте!
Все: Здравствуйте!
3-й ведущий: Здравствуйте, мамы!
4-й ведущий: Здравствуйте, папы!
5-й ведущий: Здравствуйте, бабушки!
6-й ведущий: Здравствуйте, дедушки!
7-й ведущий: И, конечно, здравствуйте, все ребята!
1-й ведущий: Сегодня наша программа посвящена всем вам: и старым, и молодым, и совсем маленьким, и совсем взрослым. Сегодня наша программа о том, что объединяет нас всех: программа «Все о семье!»
Все: Поют под мелодию песни «Родительский дом».
1.Тема нашей программы лиричная:
Место личного и общем строю,
Чтобы крепла ячейка первичная.
Всесторонне обсудим семью!
Припев:
В семейном кругу мы с вами растем!
Основа основ — родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!
2.Все пороки пусть будут осмеяны!
Все хорошее к сердцу прими!
Создают отношенья семейные
Отношения между людьми!
Припев:
В семейном кругу мы жизнь создаем!
Основа основ — родительский дом!
В семейном кругу душой не криви.
Для жизни готовит нас, семья!
3. Пусть все к лучшему преобразуется.
В наших душах, на нашей земле!
Человек — он в семье формируется.
Поведем разговор о семье!
Припев:
В семейном кругу проблемы сведем!
Основа основ — родительский дом!
В семейном кругу работой живем!
Дадим направление всей семьей!
Дедушка с бабушкой и внучек
(шуточная песенка-пародия.
Песню исполняет самодеятельный коллектив).
Дедушка с бабушкой утречком
Дружно спешат в магазин
И закупают весь гастроном —
Внуку нужны витамины!
Бабушка с дедушкой вечерком
Делают внуку уроки,
А он с науками не знаком, —
Пляшет лишь брейки да роки!
Припев: Ля-ля-ля-ля-ля...
Дедушка с бабушкой рядышком
Внука во всем опекают,
И охраняя его покой —
Моют, готовят, стирают.
Дедушка с бабушкой рядышком —
Это огромная сила,
Только не справиться им с внучком, —
Вырос могучий верзила!
Нынче уж дедом и бабушкой
Стали его папа с мамой,
И хоть наш «дитятко» с бородой —
Помощи ждет он упрямо!
И снова, как много лет назад,
Холят его и лелеют.
Сможет ли кто-нибудь нам сказать —
Скоро ль «дитя» повзрослеет?
Припев: Ля-ля-ля-ля-ля...
Частушки
Исполняется дуэтом певцов, одетых «под детей»: она с косичками, бантиком. Он — в костюме не по росту (рукава и брюки заметно коротки).
1-й певец: Есть в семье ковры и бра, —
Много ценного добра,
Очень жаль, что много лет
Отношений добрых нет.
2-й певец: У родителей ни часа
Нет с ребенком пообщаться,
Я на улице общаюсь, —
Очень быстро «развиваюсь».
1-й певец: Не пустили в зал спортивный,
Дескать, я — не перспективный.
Стал зато на весь район
В хулиганстве чемпион!
2-й певец: Папа пишет сочиненье,
Дед решает уравненье.
Все с уроками сидят, —
Вот семейный наш подряд!
1-й певец: В «дочки-матери» играем —
Папе-маме подражаем.
Чур, на диване — я лежать.
Ну, а ты — иди стирать.
2-й певец: Не играет дома Вовка, —
Сплошь хрусталь и полировка,
Стал в милиции малец
Детской комнаты жилец!
1-й певец: Папа — слева, мама — справа,
Папа — с «Шипкой», мама — с «Явой».
Из квартиры из отдельной
Дым валит, как из котельной!
2-й певец: Ни щенков и ни котят.
Папа с мамой не хотят,
Говорят, мол: «Это слишком!» —
Так купите мне братишку!
Ведущий: А ну-ка распахнули окна пошире! Побольше свежего воздуха! Всем, всем приготовиться! Пока-аптельные выступления двух семейных команд! Слепа от нас команда «Стадион», справа— команда «Ле-жобоки». Становись!
Наша агитзарядка! Секрет молодости! «Лежебоки»: Света, Таня, Лена, Саша и т. д. «Стадион»: Оля, Марина, Люда, Вика и т. д. Начали! (участники разделились на две команды, поют, на мелодию песни «цыганский хор» ).
«Лежебоки»: У них здоровьишко в порядке, у нас же хворей миллион!
«Стадион»: Мы начинаем день с зарядки, а в выходной — на стадион! (делая упражнения физзарядки).
Пусть каждый день пройдет недаром,
Побольше дел, поменьше слов.
Тот никогда не станет старым,
Кто с детства крепок и здоров.
Ведущий: Контрольные упражнения! Поднятие житейских и прочих тягот! Начали... (под проигрыш команды выжимают воображаемую штангу над головой. «Лежебоки», придавленные тяжестью штанги падают.)
«Стадион»: Вес взят!
«Лежебоки»: Полный завал, задавило!
Ведущий (в зал): Секрет первый (все поют):
Тот никогда не станет старым,
Кто с детства крепок и здоров.
«Стадион»: А вам детей не жалко?
«Лежебоки»: А как еще нам их жалеть?
«Стадион»:
Нужна спортивная закалка,
Не приучайте их болеть (делая упражнение),
Пусть каждый день пройдет недаром!
Идешь в поход — детей возьми.
Никто из них не станет старым, —
Покуда молоды они.
Ведущий: Контрольное упражнение! Бег на сверхдистанцию!
Все: «Жизненный марафон»!
Ведущий: Старт (на проигрыш команды бегут на месте. «Лежебоки» выдохлись, падают. «Стадион» же грудью рвет финишную ленту.)
«Стадион»: Ура!
Ведущий («Лежебокам»): А вы что же? Выдохлись?
«Лежебоки»: Выдохлись! Сойди с дистанции.
Ведущий: Ясно! Секрет второй.
Все (в зале поют):
Никто из нас не станет старым
Пока в одном строю с детьми!
«Стадион»: Куда такая жизнь годится?
«Лежебоки»: Где ж от нее нам отдохнуть?
«Стадион»:
Спорт крепит семью, единство!
Пора и нам перетянуть!
Ведущий: Упражнение зачетное. Перетягивание замешкавшихся, закиснувших и заснувших! И... (на пение куплета «Стадион» перетягивает «Лежебок»).
«Стадион»:
Освободить от скуки вечной!
Спорт — это радость бытия!
И никогда не станет старой
Твоя спортивная семья!
(«Стадион» окончательно перетягивает «Лежебок» на свою сторону.)
«Стадион»: Ну, как, согласны вы с нами?
«Лежебоки» (распрямляясь): Согласны!
Ведущий: И произвольная программа! Танцуют все!
(Обе команды вместе с ведущим танцуют, делая упражнения физзарядки, поют.)
«Лежебоки»: Пусть каждый день без скуки
«Стадион»: Спорт — это радость бытия!
Хором: Пусть никогда не станет старой моя спортивная семья!
Ведущий (в зал): Секрет третий и главный!
Все: Нет! Никогда не станет старой во всем здоровая семья!
(Поют на мотив песни Ю. Антонова «Под крышей дома своего».)
Хотим сказать с трибуны нашей, концерт кончая до поры:
Очистим наш очаг домашний от обывательской золы!
Должны мы сообща вмешаться, семейства климат изменив,
Чтобы в угарный круг мещанства не превращался круг семьи!
Чтоб не зачах сердца очаг, будем гореть и в мелочах!
Будем семьей не на словах: главный пример в наших делах!
(Двое ведущих проводят несколько семейных конкурсов. Они вызывают родителей, их детей.)
Конкурсы могут быть следующие:
а) раздаются открытки, разрезанные на мелкие кусочки; выигрывает команда, быстрее сложившая открытку;
б) кто быстрее и лучше очистит две картошки; начинает мама (папа), после первой картошки продолжает очищать вторую сын (дочь);
в) кто дружнее исполнит куплет популярной песни;
г) кто быстрее пришьет две пуговицы: начинает мама (папа), затем вторую пришивает сын (дочь); выигрывает та семья, которая быстрее и лучше пришьет к лоскутку пуговицы;
д) кто быстрее перенесет из стакана в стакан ложкой воду; команды равные — два-три человека.
Несколько слов о дружбе
(Звучит заключительная песня, которая исполняется всеми участниками вечера под фонограмму мелодии С. Намина «Мы желаем счастья вам».)
Мы сегодня показали вам
Несколько семейных мини-драм,
Чтобы на себя со стороны мы могли взглянуть.
Как смешно бывает подчас,
Каждому полезно знать из вас,
Чтобы в ссорах и конфликтах
Вам не утонуть!
Припев: Мы желаем счастья вам,
И об этом песню поем,
Заботой о семье
Согревать учитесь дом! — 2 раза
Пробуйте обиды зачеркнуть,
Сыну руку дружбы протянуть
И еще внимательнее заглянуть в глаза.
Помните, что вместе мы сильней,
Это знает даже муравей.
И тогда умчатся тучи,
И уйдет гроза.
Припев: Мы желаем счастья вам,
Понимать поступки детей,
Не только на словах
Попытайтесь стать мудрей.
Мы желаем смеха вам
И веселья вашим сердцам,
Пусть светлым будет путь,
Ведь дорога без конца!..
Заканчивается песня, участники самодеятельного коллектива исполняют веселый танец, приглашают своих пап и мам в общий танцевальный круг. Взрослые исполняют вместе с детьми общий танец, олицетворяющий собой искреннюю дружбу детей и взрослых, их необходимость друг другу, радость общения.
«Древо жизни»
(Сценарий семейного праздника)
Цель:
создание благоприятных условий для формирования у учащихся положительного отношения к семье как к одной из важнейших жизненных ценностей;
учить детей ценить свою семью; знать ее историю и традиции;
создать комфортные условия для общения детей и родителей
Организаторам праздника важно за несколько дней создать «семейное настроение», попросить ребят подготовиться к нескольким конкурсам-заданиям («Что означают твое имя и фамилия?», «Хобби семьи», «Внимательный внук», «Семейная реликвия»).
На вечер приглашаются все члены семьи каждого подростка данного коллектива (класс, группа, несколько классов). Праздник можно провести в актовом зале, в классе с чаепитием. Сценарий приемлем и для детей младшего школьного возраста, и для подростков. На сцене оформлено раскидистое дерево с листочками.
Примерное описание праздника
В зале медленно гаснет свет, звучит гитарный перебор, на экране проецируются слайды семейных фотографий. В качестве музыкального комментария может звучать песня «Дом» или ведущие будут декламировать слова этой песни.
Мимо текла, текла река,
Плыли по небу облака,
Шел человек, была дорога нелегка.
И человек мечтал о том,
Что он построит где-то дом
И поселится счастье с ним в доме одном.
Если порою он сдавал,
То неизменно напевал
Песню любимую свою, ту, что я пою.
Дом, как известно всем давно, —
Это не стены, не окно,
Даже и стулья за столом — это не дом.
Дом — это там, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь
Яростным, добрым, нежным, злым, еле живым.
Дом — это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом — это твой дом.
Ведущий: Вы хотите увидеть себя в зеркале, но не в простом зеркале, а в зеркале истории своей семьи, своего рода? Ведь родословные есть не только у великих и царствующих. В роду каждого из вас тоже есть свои захватывающие страницы о любви, жизненных традициях и героизме.
Звучит первый куплет песни Г. Гладкова и Ю. Кима «Точка, точка, запятая». Из «ствола» «древа жизни» появляется маленькая девочка. Она шалит под музыку, исполняет разные танцевальные и гимнастические движения.
Ведущий: Здравствуй, ты кто такая, как тебя зовут? Девочка: Зовут Зовуткой, а величают Уткой!
Ведущий: Это что за имя такое — Зовутка? (обращаясь, к залу). Ребята, давайте мы нашей гостье дадим настоящее имя и сделаем это так, как делали все родители на Руси в давние времена. Тогда регистрация нонорожденных производилась только церковью, и ашщенник на выбор предлагал несколько имен святых, которые значились в специальной книге — святцах - на день рождения ребенка. Посмотрим... (Организаторам праздника необходимо на день про-встречи узнать «святые имена» и их значения. В данном случае — женское имя).
Сегодня 14 марта, а 14 марта — это день Евдокии. Между прочим, Евдокией звали жену полководца Дмитрия Донского. С днем святой Евдокии связана народная примета: если в этот день курица сможет из лужи напиться, т.е. растает снег, значит, весна будет урожайная. Отсюда и поговорка: «Пришла Евдокея — мужику затея, соху точить, борону чинить!» (Обращаясь к девочке), Дуняша, мы поздравляем тебя с таким замечательным именем.
Ведущий: Ребята, а вы представляете, как волновались ваши родители, когда выбирали вам имена? Они вложили в них всю свою любовь и большие надежды. Поэтому назвали вас Александрами — «настоящими мужчинами», Алексеями — «защитниками», Иринами — с греческого языка: «мирными», Еленами — значит «светлыми», Екатеринами — значит «чистыми».
Ведущий: А я попрошу подняться всех «победителей», т.е. Николаев и Викторов. Попрошу вас подойти ко мне и победить в небольшом конкурсе. (Предлагается простейший конкурс — кто быстрее надует шар и у кого он быстрее лопнет. Победитель получает приз. В конкурсе принимают участие мальчики, папы и дедушки с этими именами.)
Ведущий: Сколько еще есть замечательных имен! Вот Михаил — «равный Богу», Лариса — «подобная чайке». А Петр — «каменная глыба». От мужественных воинов — викингов пришли к нам имена Игорь, Олег и Ольга. Даже такое родное русское имя Иван — древнееврейское слово, которое переводится как «Бог помиловал».
Дуня (обращаясь к ведущему): Хочу фамилию...
Ведущий: Знаешь ли ты, что просишь? Ты просишь много рабов, которые бы принадлежали тебе одной..
Дуня: Нет! Не надо мне рабов. Я хочу фамилию.
Ведущий: Не обижайся, просто в Древнем Риме римская фамилия обозначала «совокупность принадлежащих одному человеку рабов». Хорошо, что в наши дни все изменилось, и мы сейчас в этом убедимся. Посмотри на наше «древо жизни», на нем выросло несколько листочков, а на них — фамилии. Выбирай любую, узнавай о ней побольше и бери сама себе фамилию.
Идет конкурс «Что означает твоя фамилия?». На листочках написаны фамилии всех семей, присутствующих в зале. Если семей мало, то в конкурсе участвуют все, если же семей много, то «Дуня» сама приглашает на конкурс несколько семей. Обрывая листочки, читает фамилию и предоставляет слово семье.
Членам семьи необходимо кратко рассказать об истории своей фамилии, своей семьи, почему выбраны такие имена у всех членов семьи. «Дуня» и ведущие определяют победителей.
Ведущий: А теперь предлагаем поделиться своими семейными секретами. В каждой семье, порой из поколения в поколение, передаются семейная песня, любимый танец или прибаутка. Напойте нам всем свою общую песню или станцуйте.
Если участников немного, то можно устроить конкурс семейного танца или песни.
Ведущий: Вы, наверно, знаете, что в семье Голиковых (А. Гайдара) очень любили ставить спектакли, а в семье последнего русского царя Николая II увлекались фотографией. Предлагаем рассказать и вам о наших семейных хобби.
Идет конкурс «Хобби семьи». Этот конкурс можно и не оценивать, но дать поощрительные очки за оригинальность, эмоциональность рассказа.
Ведущий: Один английский джентльмен всю жизнь коллекционировал носовые платки. У него их было 2 тысячи и не было двух похожих. А как у вас обстоят дела с носовыми платками? Внимание: конкурс-шутка, конкурс-сюрприз! Внимательно посмотрите, сколько в вашей семье носовых платков. Тем семьям, количество платков у которых в данный момент окажется больше, присуждаются дополнительные поощрительные очки.
Ведущий: Кто все штопает и вяжет?
Кто поможет и подскажет?
Раньше всех всегда встает?
Кто печет оладушки?
Это наши... (бабушки)
Ведущий приглашает от каждой семьи бабушек и дедушек с внуком или внучкой. Можно участвовать одной бабушке или одному дедушке, но обязательно с внуком (внучкой).
Ведущий: Отношения между старшим и младшим поколением в семье можно назвать так — «любовь с первого взгляда». И свой конкурс мы проведем по принципу популярной телеигры.
Первый конкурс «Найти внука»
Бабушкам (дедушкам) завязывают глаза и выстраивают в шеренгу. Перед ними выстраиваются их внуки (внучки). Затем внуки громко рассчитываются по порядку. Бабушки (дедушки) должны после этого по голосу узнать своего внука и с завязанными глазами определить его, т.е. назвать номер своего внука (внучки).
Второй конкурс «Единомыслие»
Играющим выдаются листы бумаги и карандаши (ручки). Необходимо на каждое задание ведущего в письменном виде ответить на него и бабушке (дедушке), и внуку (внучке). Та пара, чьи мнения совпали, получает поощрительное очко.
Примерные задания-вопросы:
— Какую телепередачу ваш внук смотрит с особым удовольствием?
— Какой школьный предмет особенно удается вашему внуку?
— Любимое увлечение вашего внука.
— Как зовут самого близкого друга вашего внука?
— Как зовут соседа по парте в школе?
— Назовите дату дня рождения бабушки (дедушки).
— Назовите дату дня рождения внука (внучки). После подведения итогов на сцене появляется
Дуня с сундуком.
Ведущий: Что это за сундук?
Дуня: Нашла. Интересно, чей он и что в нем?
Ведущий: Товарищи, чей сундук? Не признаются. Тогда откроем и посмотрим, что в нем.
Ведущий открывает сундук и по очереди достает из него «семейные реликвии». Если вещь невозможно поместить в сундук, то пишется записка. Показывая залу реликвию или зачитывая записку, семья должна угадать и кратко, но ярко рассказать о своей семейной реликвии.
Идет конкурс «Семейная реликвия».
Дуня: А здесь есть еще один предмет. (Вынимает большую конфету.) Это леденец. Леденец — это нашей игре конец! (Предлагает жюри назвать итоговый счет конкурса. Призы вручаются командам-семьям.)
Ведущий: Добрые дети — дому венец, худые дети — дому конец! Видите, ребята, как много зависит от вас. Постарайтесь же овладеть наукой «как не обижать сиоих родных». К сожалению, ее не преподают в школе, но этому можно научиться самому, если только очень захотеть. Чтобы ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сестры были счастливы. Сегодня, когда придете домой, не забудьте их обнять и гкп:шт1», что вы их очень любите!
В ходе вечера могут быть использованы шутки и розыгрыши,
дополнительные конкурсы, музыкальные паузы и танцевальные номера. Но важно, чтобы атмосфера добра и семейного благополучия царила на протяжении всего праздника. И не забудьте: слишком затягивать вечер не стоит — могут устать и ребята, и взрослые.
Желаем успехов!
Список используемых источников
- Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2007.
- Журнал «Начальная школа» Ольга Петрова «Мудрость родительской любви» (N17/2011).
- Павлов А. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали. Ж. “Воспитание школьников”, 2001, № 5.
- Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М.: “Первое сентября”, 2000.
- Шульгина В.П. 25 современных тем родительских собраний в школе. Настольная книга учителя – Ростов на/Д: “Феникс”, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА И СЕМЬИ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.
Социальное партнерство в образовании – особый тип взаимодействия образовательных учреждений с различными институтами социума, то есть с органами культуры и здравоохранения, физической культуры и спорт...
Развитие самоконтроля – одно из условий успешного усвоения русского языка
В статье говорится о о детях, имеющих проблемы с грамотностью, но не являющихся дисграфиками....
«Взаимосвязь детского учреждения и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка
laquo;Взаимосвязь детского учреждения и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка младшего школьного возраста» Современные семьи развиваются в условиях сложной э...
Проект «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»
Развитие интереса к чтению у учащихся начальных классов....
Статья Общение воспитателя ГПД с родителями – как одно из условий успешного взаимодействия семьи и школы.
Школа – это маленькая часть общества, которая включает много людей: родителей, педагогов, учащихся, и от каждого зависит, каким это общество будет....
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности
В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстник...