«Партнерские отношения семьи и школы — одно из условий успешного развития ребенка».
проект по теме

Жирнова Наталья Борисовна

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги,  получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.  Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…»

Л.Кассиль

 Взаимодействие с родителями всегда было, есть и будет  неотъемлемой и важной частью деятельности школы.

Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

   Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм их развития.

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями».

Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви,и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы».

В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей.  Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.

 Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей семейного воспитания ребенка. Учитель должен общаться с родителями, хочет он того или нет.

Отношения «Учитель –родители» могут существовать и формироваться определенным образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребенок.

 Однако отсутствие контактов родителей со школой, а также несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка.

Избежать недопонимания, разобщенности в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные нормы:

 чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;

 активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями(а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);

уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;

 повышение авторитета родителей в глазах детей ( показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учет этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности);

тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям( при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);

· терпение при поступление критических заявлений в свой адрес, учет их в процессе профессионального саморазвития.

Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего, это-коллектив, объединенный не только общностью цели, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь- своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности. Это сравнительно стабильный коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности.

Семья- разновозрастный коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.

 Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности. Только в семье можно создать и воспроизвести культуру истинно родственных отношений, освоить важнейшие социальные роли, сформировать культуру, обогатить нравственный опыт, осуществить половое воспитание детей, подготовить их к будущей семейной жизни.

 Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.

Закон об образовании обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки.

Процесс взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников осуществляется через активные формы организации деятельности.

Они делятся на традиционные и инновационные:

Традиционные

Инновационные

Родительское собрание

Самоуправление

День открытых дверей

Семинары для родителей

Совместные дела семьи и учреждения

Групповые тренинги

Опосредованное взаимодействие

Семейный клуб

Родительские конференции, сходы, съезды

Родительский клуб

 

Консультации (тематические и индивидуальные)

 

Круглый стол,

педагогический треугольник, родительский ринг

Семейные праздники

 

Социально-психологические тренинги

Посещение на дому

Диспут-размышление

Анкетирования родителей

Творческие встречи педагогов и родителей

Наиболее распространенной формой работы с родителями является родительское собрание. Главным его предназначением является согласование, координация и интеграция усилий учреждения и семьи в создании условий для развития личности ребенка. На собрании обсуждаются проблемы жизни группы, класса и родительского коллектива. Педагог направляет деятельность родителей в процессе подготовки и является рядовым участником собрания. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов: организационные, текущие, тематические и др. Очень полезны собрания, на которых дети показывают своим папам и мамам театральные, художественные, прикладные умения и достижения.

День открытых дверей. В этот день приглашаются родители всех воспитанников данного учреждения, родители будущих воспитанников, представители общественности. В рамках этого дня дается полная информация о деятельности учреждения. Родители могут получить ответы на интересующие вопросы.

Совместные дела семьи и учреждения – это огромное личное богатство всех детей, родителей и педагогов. Этот опыт неповторим, его необходимо копить ежедневно. Данная форма включает в себя совместное проведение мероприятий, поездки, походы, совместные акции, конкурсов детского творчества и т.д.

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в самоуправление. Родители воспитанников юридически не входят в коллективы учреждения и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешности работы учреждения.

Посещение на дому. Особенно полезна эта встреча у ребенка дома, так как домашняя обстановка располагает к откровенному разговору, есть возможность сразу получить представление о разных сторонах жизни и воспитания ребенка. Но ни в коем случае педагог не должен настаивать на встрече в домашних условиях. Инициативу должны проявить родители. Случится ли это, зависит от умения педагога на первом родительском собрании расположить родителей к общению, убедить их в необходимости и полезности взаимодействия и первой встречи в домашних условиях.

Совершенно очевидно, что приход педагога в семью может быть только по приглашению. Известны классные руководители, которых все родители приглашают и с удовольствием ждут этой встречи. Почему? Потому что эти педагоги приносят радость в дом, находят добрые слова о ребенке, рассказывают о его успехах и достижениях, обращаются за советом к родителям, выясняют их мнение по той или иной проблеме, которая возникает в обучении и воспитании   ребенка, в работе с коллективом класса.

Семинары для родителей включают в себя лекционную часть, которую проводит педагог-психолог; обсуждение семейных проблем с группой; нахождение определенных вариантов решения.

Групповые тренинги обучают конструктивному разрешению трудных жизненных ситуаций. Здесь участники получают возможность эмоционально отыграть и сознательно проработать свои проблемы.

Семейный клуб. Такая форма работы может помочь не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным кружком для детей и родителей. Организация и проведение выставок – необходимый элемент работы клуба.

Родительский клуб – это форма работы, которая помогает установить тесное сотрудничество педагогов и родителей в вопросах воспитания детей. Это является своеобразной школой обучения родителей, где они могут получить теоретические знания по вопросам обучения и воспитания.

Программа деятельности родительского клуба носит системный характер работы с семьей и включает разнообразные формы взаимодействия:

- тренинги (например, «Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений»);

- семинары (например, «Ребенок и его психологическое здоровье», «Развитие личности ребенка-дошкольника», «Поощрение и наказание»);

- практикумы (например, «Агрессивное поведение детей»);

- проекты «Профессии в семье», «Школа здоровья» и др.;

- познавательные экскурсии в музей, цирк и зоопарк;

- традиционные праздники: «Папа, мама, я – дружная семья», «Бал осени», «Здравствуй, лето!», «Выпускной бал»;

- организация и посещение выставок (районная, городская, областная декоративно-прикладная выставка, выставки художников);

- благотворительные акции («Рождественский подарок – каждому ребенку» и др).

- мастер – класс («Как организовать праздник в семье»).

Диспут-размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт. Участники диспута сами могут сформулировать, разбившись по группам, наиболее интересные для них вопросы, затем коллективно отобрать из них те, с которых нужно начать обсуждение. Отобранные вопросы также сначала целесообразно обсудить в группах, а затем их мнения вынести на коллективное размышление. Такой способ позволяет всех включить в поиск наиболее убедительного мнения, помогает родителям занять заинтересованную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться. Для подведения итогов диспута возможно подготовить педагогу или кому-то из родителей обобщающее сообщение, используя специальные источники.

Предметом обсуждения, дискуссии могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.

Опосредованное взаимодействие – форма, которая включает в себя разработку памяток для родителей, приглашений, поздравлений, благодарностей.

Родительские конференции, сходы, съезды. Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Наиболее содержательными и продуктивными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, конференции, посвященные теоретическим темам, где одна и та же проблема рассматривается с разных точек зрения. Конференции проводятся раз в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. Успех конференции зависит от самостоятельной работы родителей по анализу литературы, осмыслению и обобщению своего опыта, умения на основе критических знаний оценить воспитательный процесс. К ним готовятся выставки работ воспитанников, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье», «Хорошие родители. Кто они?» и т. п.

Круглый стол, педагогический треугольник, родительский ринг. Подобные формы дают возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в семье, школе, учреждение дополнительного образования. На одни и те же вопросы одновременно отвечают две семьи, либо родители и дети, либо педагоги. Данные формы играют огромную роль в просвещении родителей, так как предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.

Консультации (тематические и индивидуальные) проводятся по запросам самих родителей либо при возникновении проблем, которые часто носят конфиденциальный характер и требуют безотлагательного решения. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход педагога должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Творческие встречи педагогов и родителей позволяют создать условия для дальнейшего взаимодействия между семьями и учреждениями ДО, вовлечь родителей в образовательно-воспитательный процесс образовательного учреждения, выявить и творческие способности родителей и педагогов.

Социально-психологические тренинги – активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым. 

Анкетирования родителей проводится с целью сбора социологических данных о семье, на основании которых составляется социальный портрет обучающихся

Семейные праздники, чаепития, конкурсы. Это свободное неформальное общение – наиболее распространенная и эффективная форма взаимодействия и сотрудничества с семьей, способствующая созданию атмосферы взаимного доверия, понимания и теплоты в отношениях всех участников образовательного процесса.

«Все о семье»

(Совместный праздник учащихся 3—4-х классов и их родителей)

Цель:

Создать  условия для развития  семейного  творчества  и  сотрудничества  семьи  и  школы, для  сплочения  классного  коллектива, создания  дружелюбной  атмосферы  в общении  детей  и родителей.

Способствовать  воспитанию  чувства  любви  и уважения  к  старшим, своим  родителям.

1-й ведущий: Здравствуйте!

2-й ведущий: Здравствуйте!

Все: Здравствуйте!

3-й ведущий: Здравствуйте, мамы!

4-й ведущий: Здравствуйте, папы!

5-й ведущий: Здравствуйте, бабушки!

6-й ведущий: Здравствуйте, дедушки!

7-й ведущий: И, конечно, здравствуйте, все ребята!

1-й ведущий: Сегодня наша программа посвящена всем вам: и старым, и молодым, и совсем маленьким, и совсем взрослым. Сегодня наша программа о том, что объединяет нас всех: программа «Все о семье!»

Все: Поют под мелодию песни «Родительский дом».

1.Тема нашей программы лиричная:

 Место личного и общем строю,

Чтобы крепла ячейка первичная.

Всесторонне обсудим семью!

Припев:

В семейном кругу мы с вами растем!

Основа основ — родительский дом!

В семейном кругу все корни твои!

И в жизнь ты выходишь из семьи!

2.Все пороки пусть будут осмеяны!

 Все хорошее к сердцу прими!

Создают отношенья семейные

Отношения между людьми!

Припев:

В семейном кругу мы жизнь создаем!

 Основа основ — родительский дом!

В семейном кругу душой не криви.

Для жизни готовит нас, семья!

3. Пусть все к лучшему преобразуется.

В наших душах, на нашей земле!

Человек — он в семье формируется.

Поведем разговор о семье!

Припев:

В семейном кругу проблемы сведем!

Основа основ — родительский дом!

В семейном кругу работой живем!

Дадим направление всей семьей!

Дедушка с бабушкой и внучек

(шуточная песенка-пародия.

Песню исполняет самодеятельный коллектив).

Дедушка с бабушкой утречком

Дружно спешат в магазин

И закупают весь гастроном —

Внуку нужны витамины!

Бабушка с дедушкой вечерком

Делают внуку уроки,

А он с науками не знаком, —

Пляшет лишь брейки да роки!

Припев: Ля-ля-ля-ля-ля...

Дедушка с бабушкой рядышком

 Внука во всем опекают,

 И охраняя его покой —

Моют, готовят, стирают.

Дедушка с бабушкой рядышком —

Это огромная сила,

Только не справиться им с внучком, —

Вырос могучий верзила!

Нынче уж дедом и бабушкой

Стали его папа с мамой,

И хоть наш «дитятко» с бородой —

Помощи ждет он упрямо!

И снова, как много лет назад,

Холят его и лелеют.

Сможет ли кто-нибудь нам сказать —

Скоро ль «дитя» повзрослеет?

Припев: Ля-ля-ля-ля-ля...

Частушки

Исполняется дуэтом певцов, одетых «под детей»: она с косичками, бантиком. Он — в костюме не по росту (рукава и брюки заметно коротки).

1-й певец:   Есть в семье ковры и бра, —

Много ценного добра,

Очень жаль, что много лет

Отношений добрых нет.

2-й певец:  У родителей ни часа

Нет с ребенком пообщаться,

Я на улице общаюсь, —

Очень быстро «развиваюсь».

1-й певец:  Не пустили в зал спортивный,

Дескать, я — не перспективный.

Стал зато на весь район

 В хулиганстве чемпион!

2-й певец:   Папа пишет сочиненье,

Дед решает уравненье.

Все с уроками сидят, —

Вот семейный наш подряд!

1-й певец:   В «дочки-матери» играем —

Папе-маме подражаем.

Чур, на диване — я лежать.        

 Ну, а ты — иди стирать.

2-й певец:   Не играет дома Вовка, —

Сплошь хрусталь и полировка,

 Стал в милиции малец

Детской комнаты жилец!

1-й певец:  Папа — слева, мама — справа,

Папа — с «Шипкой», мама — с «Явой».

Из квартиры из отдельной

Дым валит, как из котельной!

2-й певец:  Ни щенков и ни котят.

Папа с мамой не хотят,

Говорят, мол: «Это слишком!» —

Так купите мне братишку!

Ведущий: А ну-ка распахнули окна пошире! Побольше свежего воздуха! Всем, всем приготовиться! Пока-аптельные выступления двух семейных команд! Слепа от нас команда «Стадион», справа— команда «Ле-жобоки». Становись!

Наша агитзарядка! Секрет молодости! «Лежебоки»: Света, Таня, Лена, Саша и т. д. «Стадион»: Оля, Марина, Люда, Вика и т. д. Начали! (участники разделились на две команды, поют, на мелодию песни «цыганский хор» ).

«Лежебоки»: У них здоровьишко в порядке, у нас же хворей миллион!

«Стадион»: Мы начинаем день с зарядки, а в выходной — на стадион! (делая упражнения физзарядки).

Пусть каждый день пройдет недаром,

Побольше дел, поменьше слов.

Тот никогда не станет старым,

Кто с детства крепок и здоров.

Ведущий: Контрольные упражнения! Поднятие житейских и прочих тягот! Начали... (под проигрыш команды выжимают воображаемую штангу над головой. «Лежебоки», придавленные тяжестью штанги падают.)

«Стадион»: Вес взят!

«Лежебоки»: Полный завал, задавило!

Ведущий (в зал): Секрет первый (все поют):

Тот никогда не станет старым,

Кто с детства крепок и здоров.

«Стадион»: А вам детей не жалко?

«Лежебоки»: А как еще нам их жалеть?

«Стадион»:

Нужна спортивная закалка,

Не приучайте их болеть (делая упражнение),

Пусть каждый день пройдет недаром!

Идешь в поход — детей возьми.

Никто из них не станет старым, —

Покуда молоды они.

Ведущий: Контрольное упражнение! Бег на сверхдистанцию!

Все: «Жизненный марафон»!

Ведущий: Старт (на проигрыш команды бегут на месте. «Лежебоки» выдохлись, падают. «Стадион» же грудью рвет финишную ленту.)

«Стадион»: Ура!

Ведущий («Лежебокам»): А вы что же? Выдохлись?

«Лежебоки»: Выдохлись! Сойди с дистанции.

Ведущий: Ясно! Секрет второй.

Все (в зале поют):

Никто из нас не станет старым

Пока в одном строю с детьми!

«Стадион»: Куда такая жизнь годится?

«Лежебоки»: Где ж от нее нам отдохнуть?

«Стадион»:

Спорт крепит семью, единство!

Пора и нам перетянуть!

Ведущий: Упражнение зачетное. Перетягивание замешкавшихся, закиснувших и заснувших! И... (на пение куплета «Стадион» перетягивает «Лежебок»).

«Стадион»:

Освободить от скуки вечной!

Спорт — это радость бытия!

И никогда не станет старой

Твоя спортивная семья!

(«Стадион» окончательно перетягивает «Лежебок» на свою сторону.)

«Стадион»: Ну, как, согласны вы с нами?

«Лежебоки» (распрямляясь): Согласны!

Ведущий: И произвольная программа! Танцуют все!

(Обе команды вместе с ведущим танцуют, делая  упражнения физзарядки, поют.)

«Лежебоки»: Пусть каждый день без скуки

«Стадион»: Спорт — это радость бытия!

Хором: Пусть никогда не станет старой моя спортивная семья!

Ведущий (в зал): Секрет третий и главный!

Все: Нет! Никогда не станет старой во всем здоровая семья!

(Поют на мотив песни Ю. Антонова «Под крышей дома своего».)

Хотим сказать с трибуны нашей, концерт кончая до поры:

Очистим наш очаг домашний от обывательской золы!

Должны мы сообща вмешаться, семейства климат изменив,

Чтобы в угарный круг мещанства не превращался круг семьи!

Чтоб не зачах сердца очаг, будем гореть и в мелочах!

Будем семьей не на словах: главный пример в наших делах!

(Двое ведущих проводят несколько семейных конкурсов. Они вызывают родителей, их детей.)

Конкурсы могут быть следующие:

а) раздаются открытки, разрезанные на мелкие кусочки; выигрывает команда, быстрее сложившая открытку;

б) кто быстрее и лучше очистит две картошки; начинает мама (папа), после первой картошки продолжает очищать вторую сын (дочь);

в) кто дружнее исполнит куплет популярной песни;

г) кто быстрее пришьет две пуговицы: начинает мама (папа), затем вторую пришивает сын (дочь); выигрывает та семья, которая быстрее и лучше пришьет к лоскутку пуговицы;

д) кто быстрее перенесет из стакана в стакан ложкой воду; команды равные — два-три человека.

Несколько слов о дружбе

(Звучит заключительная песня, которая исполняется всеми участниками вечера под фонограмму мелодии С. Намина «Мы желаем счастья вам».)

Мы сегодня показали вам

Несколько семейных мини-драм,

Чтобы на себя со стороны мы могли взглянуть.

Как смешно бывает подчас,

Каждому полезно знать из вас,

Чтобы в ссорах и конфликтах

Вам не утонуть!

Припев:      Мы желаем счастья вам,

 И об этом песню поем,

Заботой о семье

Согревать учитесь дом! — 2 раза

Пробуйте обиды зачеркнуть,

Сыну руку дружбы протянуть

И еще внимательнее заглянуть в глаза.

Помните, что вместе мы сильней,

Это знает даже муравей.

И тогда умчатся тучи,

И уйдет гроза.

Припев:    Мы желаем счастья вам,

Понимать поступки детей,

Не только на словах

Попытайтесь стать мудрей.

Мы желаем смеха вам

И веселья вашим сердцам,

Пусть светлым будет путь,

Ведь дорога без конца!..

Заканчивается песня, участники самодеятельного коллектива исполняют веселый танец, приглашают своих пап и мам в общий танцевальный круг. Взрослые исполняют вместе с детьми общий танец, олицетворяющий собой искреннюю дружбу детей и взрослых, их необходимость друг другу, радость общения.

«Древо жизни»

(Сценарий семейного праздника)

Цель:

создание благоприятных условий для формирования у учащихся положительного отношения к семье как к одной из важнейших жизненных ценностей;

учить детей ценить свою семью; знать ее историю и традиции;

создать комфортные условия для общения детей и родителей

Организаторам праздника важно за несколько дней создать «семейное настроение», попросить ребят подготовиться к нескольким конкурсам-заданиям («Что означают твое имя и фамилия?», «Хобби семьи», «Внимательный внук», «Семейная реликвия»).

 На вечер приглашаются все члены семьи каждого подростка данного коллектива (класс, группа, несколько классов). Праздник можно провести в актовом зале, в классе с чаепитием. Сценарий приемлем и для детей младшего школьного возраста, и для подростков. На сцене оформлено раскидистое дерево с листочками.

Примерное описание праздника

В зале медленно гаснет свет, звучит гитарный перебор, на экране проецируются слайды семейных фотографий. В качестве музыкального комментария может звучать песня «Дом» или ведущие будут декламировать слова этой песни.

Мимо текла, текла река,

Плыли по небу облака,

Шел человек, была дорога нелегка.

И человек мечтал о том,

Что он построит где-то дом

И поселится счастье с ним в доме одном.

Если порою он сдавал,

То неизменно напевал

Песню любимую свою, ту, что я пою.

Дом, как известно всем давно, —

Это не стены, не окно,

Даже и стулья за столом — это не дом.

Дом — это там, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Яростным, добрым, нежным, злым, еле живым.

Дом — это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом — это твой дом.

Ведущий: Вы хотите увидеть себя в зеркале, но не в простом зеркале, а в зеркале истории своей семьи, своего рода? Ведь родословные есть не только у великих и царствующих. В роду каждого из вас тоже есть свои захватывающие страницы о любви, жизненных традициях и героизме.

Звучит первый куплет песни Г. Гладкова и Ю. Кима «Точка, точка, запятая». Из «ствола» «древа жизни» появляется маленькая девочка. Она шалит под музыку, исполняет разные танцевальные и гимнастические движения.

Ведущий: Здравствуй, ты кто такая, как тебя зовут? Девочка: Зовут Зовуткой, а величают Уткой!

Ведущий: Это что за имя такое — Зовутка? (обращаясь, к залу). Ребята, давайте мы нашей гостье дадим настоящее имя и сделаем это так, как делали все родители на Руси в давние времена. Тогда регистрация нонорожденных производилась только церковью, и ашщенник на выбор предлагал несколько имен святых, которые значились в специальной книге — святцах - на день рождения ребенка. Посмотрим... (Организаторам праздника необходимо на день про-встречи узнать «святые имена» и их значения. В данном случае — женское имя).

 Сегодня 14 марта, а 14 марта — это день Евдокии. Между прочим, Евдокией звали жену полководца Дмитрия Донского. С днем святой Евдокии связана народная примета: если в этот день курица сможет из лужи напиться, т.е. растает снег, значит, весна будет урожайная. Отсюда и поговорка: «Пришла Евдокея — мужику затея, соху точить, борону чинить!» (Обращаясь к девочке), Дуняша, мы поздравляем тебя с таким замечательным именем.

Ведущий: Ребята, а вы представляете, как волновались ваши родители, когда выбирали вам имена? Они вложили в них всю свою любовь и большие надежды. Поэтому назвали вас Александрами — «настоящими мужчинами», Алексеями — «защитниками», Иринами — с греческого языка: «мирными», Еленами — значит «светлыми», Екатеринами — значит «чистыми».

Ведущий: А я попрошу подняться всех «победителей», т.е. Николаев и Викторов. Попрошу вас подойти ко мне и победить в небольшом конкурсе. (Предлагается простейший конкурс — кто быстрее надует шар и у кого он быстрее лопнет. Победитель получает приз. В конкурсе принимают участие мальчики, папы и дедушки с этими именами.)

Ведущий: Сколько еще есть замечательных имен! Вот Михаил — «равный Богу», Лариса — «подобная чайке». А Петр — «каменная глыба». От мужественных воинов — викингов пришли к нам имена Игорь, Олег и Ольга. Даже такое родное русское имя Иван — древнееврейское слово, которое переводится как «Бог помиловал».

Дуня (обращаясь к ведущему): Хочу фамилию...

Ведущий: Знаешь ли ты, что просишь? Ты просишь много рабов, которые бы принадлежали тебе одной..

Дуня: Нет! Не надо мне рабов. Я хочу фамилию.

Ведущий: Не обижайся, просто в Древнем Риме римская фамилия обозначала «совокупность принадлежащих одному человеку рабов». Хорошо, что в наши дни все изменилось, и мы сейчас в этом убедимся. Посмотри на наше «древо жизни», на нем выросло несколько листочков, а на них — фамилии. Выбирай любую, узнавай о ней побольше и бери сама себе фамилию.

Идет конкурс «Что означает твоя фамилия?». На листочках написаны фамилии всех семей, присутствующих в зале. Если семей мало, то в конкурсе участвуют все, если же семей много, то «Дуня» сама приглашает на конкурс несколько семей. Обрывая листочки, читает фамилию и предоставляет слово семье.

Членам семьи необходимо кратко рассказать об истории своей фамилии, своей семьи, почему выбраны такие имена у всех членов семьи. «Дуня» и ведущие определяют победителей.

Ведущий: А теперь предлагаем поделиться своими семейными секретами. В каждой семье, порой из поколения в поколение, передаются семейная песня, любимый танец или прибаутка. Напойте нам всем свою общую песню или станцуйте.

Если участников немного, то можно устроить конкурс семейного танца или песни.

Ведущий: Вы, наверно, знаете, что в семье Голиковых (А. Гайдара) очень любили ставить спектакли, а в семье последнего русского царя Николая II увлекались фотографией. Предлагаем рассказать и вам о наших семейных хобби.

Идет конкурс «Хобби семьи». Этот конкурс можно и не оценивать, но дать поощрительные очки за оригинальность, эмоциональность рассказа.

Ведущий: Один английский джентльмен всю жизнь коллекционировал носовые платки. У него их было 2 тысячи и не было двух похожих. А как у вас обстоят дела с носовыми платками? Внимание: конкурс-шутка, конкурс-сюрприз! Внимательно посмотрите, сколько в вашей семье носовых платков. Тем семьям, количество платков у которых в данный момент окажется больше, присуждаются дополнительные поощрительные очки.

Ведущий:   Кто все штопает и вяжет?

Кто поможет и подскажет?

Раньше всех всегда встает?

Кто печет оладушки?

Это наши... (бабушки)

Ведущий приглашает от каждой семьи бабушек и дедушек с внуком или внучкой. Можно участвовать одной бабушке или одному дедушке, но обязательно с внуком (внучкой).

Ведущий: Отношения между старшим и младшим поколением в семье можно назвать так — «любовь с первого взгляда». И свой конкурс мы проведем по принципу популярной телеигры.

Первый конкурс «Найти внука»

Бабушкам (дедушкам) завязывают глаза и выстраивают в шеренгу. Перед ними выстраиваются их внуки (внучки). Затем внуки громко рассчитываются по порядку. Бабушки (дедушки) должны после этого по голосу узнать своего внука и с завязанными глазами определить его, т.е. назвать номер своего внука (внучки).

Второй конкурс «Единомыслие»

Играющим выдаются листы бумаги и карандаши (ручки). Необходимо на каждое задание ведущего в письменном виде ответить на него и бабушке (дедушке), и внуку (внучке). Та пара, чьи мнения совпали, получает поощрительное очко.

Примерные задания-вопросы:

— Какую телепередачу ваш внук смотрит с особым удовольствием?

— Какой школьный предмет особенно удается вашему внуку?

— Любимое увлечение вашего внука.

— Как зовут самого близкого друга вашего внука?

— Как зовут соседа по парте в школе?

— Назовите дату дня рождения бабушки (дедушки).

— Назовите дату дня рождения внука (внучки). После подведения итогов на сцене появляется

Дуня с сундуком.

Ведущий: Что это за сундук?

Дуня: Нашла. Интересно, чей он и что в нем?

Ведущий: Товарищи, чей сундук? Не признаются. Тогда откроем и посмотрим, что в нем.

Ведущий открывает сундук и по очереди достает из него «семейные реликвии». Если вещь невозможно поместить в сундук, то пишется записка. Показывая залу реликвию или зачитывая записку, семья должна угадать и кратко, но ярко рассказать о своей семейной реликвии.

Идет конкурс «Семейная реликвия».

Дуня: А здесь есть еще один предмет. (Вынимает большую конфету.) Это леденец. Леденец — это нашей игре конец! (Предлагает жюри назвать итоговый счет конкурса. Призы вручаются командам-семьям.)

Ведущий: Добрые дети — дому венец, худые дети — дому конец! Видите, ребята, как много зависит от вас. Постарайтесь же овладеть наукой «как не обижать сиоих родных». К сожалению, ее не преподают в школе, но этому можно научиться самому, если только очень захотеть. Чтобы ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сестры были счастливы. Сегодня, когда придете домой, не забудьте их обнять и гкп:шт1», что вы их очень любите!

В ходе вечера могут быть использованы шутки и розыгрыши,

дополнительные конкурсы, музыкальные паузы и танцевальные номера. Но важно, чтобы атмосфера добра и семейного благополучия царила на протяжении всего праздника. И не забудьте: слишком затягивать вечер не стоит — могут устать и ребята, и взрослые.

Желаем успехов!


Список используемых источников

  1. Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2007.
  2. Журнал «Начальная школа» Ольга Петрова «Мудрость родительской любви» (N17/2011).
  3. Павлов А. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали. Ж. “Воспитание школьников”, 2001, № 5.
  4.  Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М.: “Первое сентября”, 2000.
  5. Шульгина В.П. 25 современных тем родительских собраний в школе. Настольная книга учителя – Ростов на/Д: “Феникс”, 2002.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА И СЕМЬИ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

Социальное партнерство в образовании – особый тип взаимодействия образовательных учреждений с различными институтами социума, то есть с органами культуры и здравоохранения, физической культуры и спорт...

Развитие самоконтроля – одно из условий успешного усвоения русского языка

В статье говорится о о детях, имеющих проблемы с грамотностью, но не являющихся дисграфиками....

«Взаимосвязь детского учреждения и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка

laquo;Взаимосвязь детского учреждения и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка младшего школьного возраста»  Современные семьи развиваются в условиях сложной э...

Проект «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»

Развитие интереса к чтению у учащихся начальных классов....

Статья Общение воспитателя ГПД с родителями – как одно из условий успешного взаимодействия семьи и школы.

  Школа – это маленькая часть общества, которая включает много людей: родителей, педагогов, учащихся, и от каждого зависит, каким это общество будет....

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности

В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстник...