Педагогический проект "Формирование основ безопасного поведения участников дорожного движения"
материал по теме
Педагогический проект "Формирование основ безопасного поведения участников дорожного движения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_uroven.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
на тему:
«Формирование основ безопасного поведения
участников дорожного движения»
ОГЛАВЛЕНИЕ |
1. Актуальность темы |
2. Постановка проблемы, цели и задачи. |
3. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта |
4. План реализации проекта |
5. Основные виды и формы деятельности 6. Прогнозируемый результат и механизм оценки результатов 7. Дальнейшее развитие проекта 8. Список используемых источников 9. Приложения |
Актуальность темы
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий является именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения ,безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Другой причиной является то, что дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своими поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры и на площадках по ПДД. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь. Поэтому изучение Правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвящённая изучению Правил дорожного движения.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому я составила свою программу «Правила дорожные совсем-совсем не сложные» для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Работая над программой, я учитывала требования регионального стандарта, изучила рекомендации работников ГИББД, интересы детей, возрастные особенности. Я считаю, что ребенок – это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. По этому моя программа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа работы на перспективу. Чем раньше я научу детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. Эту программу можно использовать для учащихся начальных классов.
Постановка цели и задачи.
Цель: Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения. Расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
предоставить учащимся базовое образование в рамках государственных стандартов;
выработка у учащихся поведенческих стереотипов, способствующих самосохранению в условиях дорожной ситуации;
формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
воспитание грамотных участников дорожного движения,
формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;
формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентации;
привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.
Стратегия, методы и принципы реализации проекта
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.
Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д.
Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
Важно иметь в виду и то, что у младших школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды , показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.
Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.
Основные методы реализации программы
Внушение. Дети младшего школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.
Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На младших школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге.
Убеждение предполагает прежде всего осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.
В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.
Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично).
Поэтому важно окружить младших школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.
Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.
Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.
Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.
4.План реализации проекта
Учебные занятия и тематические классные часы по обучению правилам дорожного движения. Работа с учащимися (1 класс)
№ п/п | Темы |
1 | Понятие об участниках дорожного движения |
2 | Правила безопасного поведения на дорогах и улицах |
3 | Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста |
4 | Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда |
5 | Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта |
6 | Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП |
7 | Профилактика детского дорожного травматизма |
8 | Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения |
9 | Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо» |
10 | Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения |
Проведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, выставок детского творчества) обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице. (Приложение)
Целью внеклассной работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма является обеспечение личностно - деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. При подготовке внеклассных мероприятий необходимо учитывать некоторые факторы: возраст учащихся, актуальность и доступность темы, подбор наглядного и предметного материала, литературы.
Работа с родителями по воспитанию культуры поведения воспитанников на улице, в транспорте. Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – работа с родителями. Исследования показывают, что подавляющее большинство родителей не знают правил дорожного движения. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде – основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей. Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с учащимися, педагог должен методически обеспечить и работу с родителями.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
мероприятий для родителей
№ | Тема | Форма занятий | Методы обучения |
1. | Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма Типичные ошибки в поведении школьников на улицах и дорогах. | Родительское собрание Анкетирование | Лекция Беседа |
2. | Как влияет на безопасность детей поведение родителей. | 1. Родительское собрание. | Беседа |
3. | Профилактическая работа по предупреждению ДТП в каникулярное время (некоторые климатические особенности сезона, дорожная обстановка, возможные транспортные ситуации, отрицательные факторы, влияющие на учащихся, возможные опасные ситуации с детьми) | 1. Родительское собрание. 2. Индивидуальная работа с родителями. | Беседа |
4. | Взаимодействие семьи и школы в организации воспитательной работы и обучении учащихся безопасному и правопослушному поведению на улицах, дорогах и в транспорте. | 1. Родительское собрание. 2. Индивидуальная работа с родителями. | Беседа |
5. | Изучение обязанностей пешеходов и пассажиров | 1. Родительское собрание. 2. Индивидуальная работа с родителями. | Лекция |
6. | Разработка и выпуск памяток для первоклассников | 1. Работа творческой группы родителей. |
Анкета для родителей
Подчеркните ответ.
Имеется ли в семье свой личный транспорт? (Да, нет)
Есть ли в семье водители-профессионалы? (Да, нет)
Какого возраста в семье дети? ______________________________________
Где вы узнаете о дорожных происшествиях, связанных с детьми:
на собраниях в детском саду, школе;
из разговоров;
по телевидению, радио, в печати?
5. Как ваш ребенок знает Правила движения?
• Считаю, что знает на «5», «4», «3», «2».
Кто научил ребенка соблюдать правила:
- детский сад;
- школа;
- сами родители;
- бабушка, дедушка.
7. Как часто вы говорите ребенку о необходимости соблюдать Правила:
- ежедневно;
- иногда;
- очень редко;
- не говорим на эту тему;
- другие ответы._____________________________________
8. Ваш ребенок стал школьником. Что вы сделали для того, чтобы ваш ребёнок правильно переходил дорогу:
- показали самый короткий и безопасный путь от дома до школы;
- несколько раз прошли по этому пути вместе с ребенком, показав, как правильно переходить дорогу;
- другие меры (указать)._________________________________
9. Соблюдаете ли вы сами Правила движения:
- всегда соблюдаю;
- не всегда;
- не соблюдаю.
10. Нарушаете ли вы Правила, когда идете вместе с ребенком:
- нет;
- иногда бывает, когда спешим;
- не обращаем внимания ни на светофор, ни на машины.
11. Как реагирует на ваше нарушение ребенок:
- никак не реагирует;
- говорит, что мы идем неправильно; требует, чтобы шли правильно.
Сотрудничество с другими учреждениями по организации помощи в проведении работы, по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города. Со школой сотрудничает ГИБДД Шигонского района. 2 раза в год инспекторами ГИБДД проводятся беседы с учащимися школы. Инспекторы ГИБДД оказывают помощь в подготовке игры “Безопасное колесо”, в проведении анкетирования учащихся, в снабжении памятками и проспектами для учащихся 1-4 классов по изучению правил дорожного движения.
5. Основные виды и формы деятельности
В практике работы используются следующие формы:
- работа с дидактическим материалом в игровой форме;
-изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (ПДД на улицах, площадках, перекрёстках.)
- знакомство с научно-популярной литературой;
- работа со стенгазетой; конкурсы рисунков, плакатов
- участие в конкурсах, КВН, игровых занятиях.
- просмотр видеофильмов «Уроки тётушки Совы»
Условия реализации программы:
- настольные игры, плакаты по ПДД, брошюры, тесты
- медиатека;
- учебно-методические материалы:
Поляков В.В. «Основы безопасности жизнедеятельности» 1 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М. Дрофа.
Усачёв А.А., Березин А.И. Школа безопасности. Учебник для 1 класса начальной школы по курсу: «Основы безопасности жизнедеятельности.» М.АСТ.
Поторочина Е.А. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности. 1 класс.-М. ВАКО.2008.
Формы контроля: зачеты, конкурсы, викторины, игры.
6. Предполагаемые результаты и механизм оценки результатов.
Предполагаемый результат:
повышение правовой культуры участников дорожного движения
предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма
развитие логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни;
популяризация безопасного поведения на дорогах среди дошкольников и первоклассников, их родителей, местного населения.
Предполагаемые трудности:
непонимание проблемы со стороны родителей;
нежелание учеников принимать участие в профилактических мероприятиях.
Дальнейшее развитие проекта
Данный проект предполагает продолжение работы в этом же направлении в последующих годах обучения. Разработка сценариев для проведения занятий по ПДД, памяток по ПДД в зимне – весенний период во время гололёда, привлекая большее количество детей. Организация практических занятий с учащимися в соответствии с методическими рекомендациями по ПДД. Проведение общешкольного мероприятия «Безопасное колесо». Закупка настольных игр, специализированной детской литературы.
8. Список используемых источников
Головко В. В. Основы безопасности дорожного движения / В. В. Головко. — М,, 2007.
Дмитрук В. П. Правила дорожного движения для школьников / В. П. Дмитрук. — М., 2008.
Зеленин С. Ф. Правила дорожного движения с комментарием для всех понятным языком / С. Ф. Зеленин. Pf М., 2007.
Клочанов Н. И. Дорога, ребёнок, безопасность: метод, пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальных классов / Н. И. Клочанов. — М.у 2004.
Куперман А. И. Безопасность дорожного движения / А. И. Куперман, Ю. В. Миронов. Р М/, 2007.
Психология обеспечения безопасности дорожного движения. —L М., 2008.
Энциклопедия безопасности. М., 2002.
8. Рекомендации Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 гг.». М.2007
9. Приложения
Описание некоторых дидактических игр,
используемых при изучении ПДД
Игра №1. Сравни знаки.
Учащимся выдаются пары знаков. Сначала они должны сказать, чем знаки похожи, а затем - чем они отличаются.
Игра №2. Найди такой же знак.
Учащемуся выдается набор карточек со знаками, среди которых есть повторяющиеся. За пределенное время он должен найти пары повторяющихся знаков и дать им правильные названия.
Игра №3. Найди ошибки.
Учащимся выдаются знаки, некоторые из которых изображены неточно. Предлагается за определенное время найти неточности и назвать те знаки, в которых они были допущены.
Игра №4. Запомни знак.
Учащимся выдаются наборы карточек. Учитель показывает демонстрационную карточку с одним из знаков, учащиеся по памяти должны отыскать в своем наборе такую же и назвать знак, изображенный на ней.
Игра №5. Дорисуй знак.
Учащимся выдаются наборы знаков, которые изображены не полностью. Предлагается закончить изображение знаков, назвать их /возможно несколько вариантов/.
Игра №6. Мозаика.
Учащимся выдаются наборы разрезанных карточек с изображением знаков. Предлагается за определенное время сложить знаки и назвать их.
Игра №7. Угадай знак.
Выбирается ведущий. Ему предлагается описать изображение какого-либо знака. Остальные учащиеся угадывают знак, показывают карточки с соответствующим изображением. Называют загаданный знак.
Игра №8. Светофорики.
Учащимся выданы сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Учитель или ведущий показывает какой-либо знак и дает ему название /верное или ошибочное. Если название верное - учащиеся показывают зеленый сигнал, если ошибочное - красный.
Игра №9. Путешествие по городу.
Учащимся выдается набор карточек. Предлагается составить рассказ о путешествии по городу, на улицах которого встречаются эти знаки.
Игра №10. Наши помощники.
Учащимся предлагается одна из ролей на выбор: турист, водитель машины, больной, школьник, велосипедист и т.д. Необходимо выбрать те знаки, которые будут помогать им в пути, дать их название, составить рассказ о “знаках-помощниках”.
Игра №11. Группы знаков.
Учащимся выдаются наборы карточек с изображенными на них знаками. Предлагается разложить знаки по группам: предупреждающие, запрещающие и т.д. Дать название каждой группе и знакам в ней.
Игра № 12. Лишний знак.
Учащимся выдаются наборы карточек со знаками, принадлежащими к одной группе и 1-2 знаками из другой группы. Предлагается найти лишние знаки и объяснить, почему они лишние.
Игра № 13. Кроссворд.
Предлагаются картинки с изображением транспортных средств. Инструкция: впиши названия средств транспорта в клеточки кроссворда. Если все подобрано верно, ты прочитаешь зашифрованное слово. Примечание: на картинках изображены: 1. груЗовик; 2. саНи; 3. трАмвай; 4. раКета; 5. мотоцИкл; 6. лайНер; 7.Автобус; 8. маШина; 9. таксИ; 10. теплохоД; II. вертолет; 12. троллейбУс; 13. поеЗд; 14. Ь 15. Яхта. Ответ: ЗНАКИ -НАШИ ДРУЗЬЯ.
Игра №14. Мяч - соседу.
Игроки становятся по кругу лицом в центр на расстоянии шага друг от друга. Игрок называет знак из любой группы, затем передает мяч соседу справа, тот, поймав мяч, называет знак из той же группы. Затем называет знак из любой другой группы и передает мяч соседу справа, который называет знак из той же группы, а затем из другой и т.д. Допустивший ошибку игрок выходит из круга.
Игра №15. Игра со скакалкой.
Игрок, вращая скакалку, на каждый прыжок называет один дорожный знак из любой группы. Игру можно усложнить, если предложить игрокам называть знаки, принадлежащие к одной определенной группе знаков. Игру можно проводить в форме соревнования между отдельными участниками или командами.
Игра № 16. Найди друзей.
Игрокам выдается карточка с изображением знака, принадлежащего к одной из групп. За определенное время участникам предлагается объединиться в группы по какому либо признаку и назвать этот признак. Примечание: объединение может быть выполнено по группам знаков; по цвету; по форме и т.д.
Игра № 17. Домино.
Участникам раздаются карточки-домино, которые состоят из двух частей: на одной половинке каждой карточки изображен знак, на другой - написано название некоторого другого знака. В ходе игры учащиеся имеют право выкладывать цепочку из карточек, совмещая изображение знака на одной карточке с его правильным названием на другой карточке, при этом совмещать знак со знаком или название с названием запрещается.
Игра № 18. Лото.
Игрокам выдаются карточки лото, на которых изображены дорожные знаки и фишки. Ведущему выдается набор карточек с названием знаков. Ведущий зачитывает название знака, игроки закрывают фишками его изображение на соответствующих карточках. Побеждает игрок, первым закрывший знаки на своих карточках.
Игра №19. Перекресток /вариант 1/.
Учащиеся играют на макете с изображением улиц, перекрестков. Каждый учащийся руководит движением одной из фигурок: пешехода, автомобиля, велосипедиста, регулировщика, светофора и т.д. По сигналу регулировщика или светофора игроки начинают движение соответствующих фигурок. После окончания игры ситуации разбираются: участники объясняют, почему именно так они руководили транспортным средством, пешеходом и т.д.
Игра № 20. Перекресток /вариант 2/.
Учащиеся играют на размеченной площадке с дорожными знаками в классе, спортивном зале или спортивной площадке на улице. Каждый учащийся играет роль какого-либо транспортного средства, пешехода, или регулировщика. По сигналу регулировщика или светофора “транспортные средства” пешеходы приходят в движение. Затем ситуация анализируется.
Игра № 21. Расставь дорожный знак.
Игрокам предлагается игровое поле с изображенными на нем улицами, перекрестками, школой, больницей, столовой и т.д. Учащимся предлагается расставить дорожные знаки, а затем объяснить выбранный способ.
Педагогические задачи на основе информационных опасных ситуаций.
Вариант 1
- Как следует переходить через дорогу на перекрестке?
- Что следует делать при переходе дороги на перекрестке, где есть пешеходный переход?
- Как переходить через проезжую часть на регулируемом перекрестке?
- Какие опасности подстерегают пешехода на перекрестке?
Вариант 2
1. Как переходить через улицу на нерегулируемом перекрестке, на котором нет пешеходного перехода?
2. Разрешается ли переходить дорогу, если к перекрестку приближается транспортное средство с включенным проблесковым маячком синего цвета?
3. Можно ли переходить через дорогу, если регулировщик стоит спиной или лицом к пешеходам, его руки опущены или вытянуты в стороны?
4.Где следует ожидать трамвай, если остановка трамвая расположена на середине дороги, оборудована приподнятой посадочной площадкой?
Наряду с основными вопросами школьникам предлагаются дополнительные, вспомогательные вопросы, например:
1. Какие ошибки допускают пешеходы на перекрестках?
2. Какие транспортные средства оборудованы проблесковыми маячками?
3. Какие сигналы регулировщиков запрещают выходить на дорогу?
4. Какие дорожные знаки помогут пешеходу найти площадку для ожидания трамвая?
Педагогические задачи на основе имитационных опасных ситуаций.
Учитель рисует на доске схему перекрестка, обозначает на ней дорогу, пешеходный переход, транспортные средства, пешеходов, дорожные знаки и т.д. Учащиеся в тетрадях рисуют аналогичную схему. Школьникам предлагаются задания:
- Определить безопасный маршрут перехода через проезжую часть и зеленым мелком (при работе в тетради школьники рисуют зеленым фломастером) схематично нарисовать варианты (пешеходов 1, 2, 3, 4 и т.д.) перехода через дорогу.
- Определить опасный маршрут перехода через проезжую часть и красным мелком (при работе в тетради школьники рисуют красным фломастером) схематично нарисовать неправильные (опасные) варианты (пешеходов 1, 2, 3, 4 и т.д.) перехода через дорогу.
Тест для учащихся
1. С какой стороны Вы обходите автобус или машину?
А. Спереди (2)
Б. Сзади (3)
В. По настроению (1)
2. Что для Вас означает зеленый свет светофора?
А. Зеленый - мой любимый, когда он загорается, я просто стою и Любуюсь (2)
Б. А что такое светофор? (1)
В. На зеленый я перехожу дорогу (3)
3. Как вы поступаете, если видите, что вдалеке от Вас едет машина, но учитывая её скорость, она скоро будет рядом, а вам нужно перейти дорогу?
А. Постараюсь перебежать, я очень тороплюсь (2)
Б. Подожду, пока она проедет (3)
В. Буду переходить дорогу, а водитель, увидев меня затормозит (1)
4. Представьте, что Вы с друзьями играли с мячом и он укатился на проезжую часть. Ваши действия?
А. Сразу побегу за мячом, меня домой без него не пустят (1)
Б. Я за ним не пойду, это опасно, вдруг машина, пусть лежит (3)
В. Пошлю друга (1)
5. Вы переходите через железную дорогу, какой ногой нужно сначала перешагнуть через рельсы?
А. Левой (1)
Б. Правой (1)
В. Я не хожу по железной дороге (3)
6. Вы с друзьями идете по узкой тропинке, Вам навстречу идет еще группа людей. Ваши действия?
А. Я уступаю место, чтоб они прошли (3)
Б. Может быть кто- то и отойдет, но не я (2)
В. Никаких, сами разойдутся, чтобы нас пропустить (1)
7. Куда Вы смотрите, когда переходите дорогу?
А. Под ноги, чтобы не споткнуться (2.)
Б. По сторонам, есть ли на дороге машины (3)
В. Не помню (1 б)
“Продолжи предложение”
Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, умения правильно рассуждать, развитие логического мышления.
Задача детей: продолжить предложение.
Пешеходы всегда должны двигаться…….
Я никогда не нарушаю………
Светофор состоит из……..
Я знаю, что знаки бывают……..
Я помню случай, когда на дороге…….
Плохо, когда взрослые…..
Регулировщик, это человек, который…..
Пассажирам автобуса запрещается…….
Знать правила дорожного движения нужно для того, чтобы……
Проанализируйте процесс обобщения, рассуждения ребенка, умения правильно рассуждать.
Тест для детей младшего школьного возраста “Дорожная история”.
Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, оценка словарного запаса и воображения.
Инструкция: ребенку дается задание придумать дорожную историю, затратив 3 минуты и затем пересказать ее. История может включать разные ситуации, которые произошли либо самим ребенком, либо может быть вымышленная, придуманная с различными персонажами из сказок, мультфильмов.
При обработке результатов учитывается: знания детей ПДД, необычность сюжета, разнообразие персонажей, образов, оригинальность, словарный запас ребенка, рассказ должен состоять из полных предложений.
Оценка результатов:
“отлично” - ставится за историю, необычную и оригинальную, свидетельствующую о незаурядной фантазии ребенка, хороших знаниях по ПДД, богатом словарном запасе.
“хорошо” - если история простая, нет оригинальности, знания по ПДД недостаточные.
“плохо” - ребенок не сумел придумать историю.
Автор психолог Замалеева А.И.
Тест “Проверь себя”
Цель: определить уровень развития знаний и умений усваиваемые детьми по правилам дорожного движения в подготовительной группе.
Задача ребенка найти лишнее слово.
1. Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку).
2. В специальный транспорт входит… (скорая машина, пожарная машина, машина милиции, велосипед).
3. В понятие “транспорт” входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).
4. Общественный транспорт включает в себя…(автобус, троллейбус, трамвай, прицеп, такси).
5. У машины есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары).
6. Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей части).
7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещен, разворот запрещен, остановка запрещена, круговое движение).
8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по крайней правой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает помех пешеходам).
9. Дорожные знаки делятся на…(предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные, разрешающие).
10. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внекласное мероприятие "Я- участник дорожного движения"
В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно- транспортных просшествий: каждой десятой жертвой ДПП становится ребенок.Легче всего дети усваивают ПДД в игре, при решении проблем...
Сюжетно-ролевая игра «Мы — юные участники дорожного движения»
В форме игры изучаем правила дорожного движения. Находясь на перекрестке, рассматриваем дорожные знаки: ограничение скорости, уступи дорогу, пешеходный переход. Представляя в роли водителей, изучили п...
Проект по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей дошкольного возраста (младшая, средняя группы)
Одним из направлений содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме,...
О профилактике дорожно – транспортного травматизма среди обучающихся, как условии здорового и безопасного образа жизни, воспитании грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Выступление на Управляющем совете о "О профилактике дорожно-транспортного травматизма среди обучающихся, как условии здорового и безопасного образа жизни, воспитании грамотных и дисциплинированны...
ПРИРОДОВЕДЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Данная статья посвящена вопросу о формировании основ безопасного поведения в природе у детей младшего школьного возраста посредством природоведческих экскурсий. Представлены экскурсии, которые позволя...
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Данная статья посвящена вопросу об особенностях формирования основ безопасного поведения в природе детей младшего школьного возраста, а также почему большая часть работы по формированию безопасного по...