ПРИРОДОВЕДЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
статья по окружающему миру (1 класс)
Данная статья посвящена вопросу о формировании основ безопасного поведения в природе у детей младшего школьного возраста посредством природоведческих экскурсий. Представлены экскурсии, которые позволяют сформировать у детей представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodovedcheskie_ekskursii_kak_sredstvo_formirovaniya_bezopasnogo_povedeniya.docx | 15.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИРОДОВЕДЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Аннотация: данная статья посвящена вопросу о формировании основ безопасного поведения в природе у детей младшего школьного возраста посредством природоведческих экскурсий. Представлены экскурсии, которые позволяют сформировать у детей представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
Ключевые слова: безопасность, природа, безопасное поведение, младшие школьники.
Проблема формирования основ безопасного поведения у детей становится все более актуальной, потому что наиболее уязвимой и подверженной различным опасностям категорией являются дети. Даже самая обычная обстановка станет опасной, если не знать правил поведения в лесу, парке, на улице. Следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей. Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы с самими детьми, в более тесном сотрудничестве с их родителями, взаимодействии образовательного учреждения с общественными организациями. Тем самым обеспечивается снижение социальной дезадаптации подрастающего поколения, предупреждение и снижение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, формирование культуры безопасного поведения школьников.
Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни [2]. Во время развивающей целевой и тематической прогулки-экскурсии решается целый комплекс педагогических задач: воспитываются любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, совершенствуются двигательные навыки и физические качества.
Природоведческая экскурсия, представляет собой форму организации процесса обучения, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях, или музеях, на выставках и производстве и занимает длительный отрезок времени в режиме дня, требует от педагога особой подготовки, использование разнообразных методов и приёмов, организацию разнообразной деятельности детей. Природоведческие экскурсии способствуют воспитанию интереса к природе, отличаются высокой эмоциональностью и способствуют активизации познавательной активности экскурсантов. Экскурсии в природу связанны с движением, пребыванием на воздухе, что способствует укреплению здоровья.
Таким образом, в процессе природоведческих экскурсий, дети овладевают определенными знаниями и умениями, развивается эмоциональная отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Поэтому природоведческие экскурсии будут являться эффективным средством формирования безопасного поведения в природе у младших школьников.
Множество авторов, в исследованиях которых в контексте других педагогических проблем раскрываются, и вопросы воспитания правил поведения в природе. Они включают исследование различных аспектов ознакомления школьников с природой как фактора знаний ребёнка о природе. Авторами установлено, что в данном возрасте возможно формирование у детей системы природоведческих знаний на уровне представления, в основе которых лежит связь живого организма со средой. Усвоение этих знаний формирует у школьников повышенный интерес к природе, положительное к ней отношение.
Комплекс экскурсий, целью которого является формирование безопасного поведения в природе у младших школьников в процессе организации и проведения природоведческих экскурсий представлен ниже:
1. В гости к лесу.
Цель: закрепление знаний правил поведения в природе.
Задачи: 1. упражнять детей в работе по карте-схеме; 2. показывать детям лес, его красоту; 3. уточнять представления о составе деревьев, кустарников, трав.
Материалы и оборудование: карта-схема.
2. Встреча с водной стихией.
Цель: ознакомление детей с правилами безопасного поведения около рек и водоёмов и на них.
Задачи: 1. познакомить детей с водными стихийными бедствиями и правилами поведения в таких чрезвычайных ситуациях; 2. стимулировать познавательный интерес к миру природы; 3. воспитывать нравственное и бережное отношение к миру природы.
Материалы и оборудование: Куклы Сени и кота Васьки; карты-схемы «Причины поднятия воды в реке» и «Разрушение берегов».
3. Огонь – наш друг, огонь – наш враг.
Цель: упрочение знаний о противопожарной безопасности в природе и о том, как вызвать пожарных на помощь.
Задачи: 1. углублять и расширять знания детей о труде пожарных, спецтехнике и одежде пожарных; 2. развивать познавательные процессы, коммуникативные навыки, активизировать словарь терминов и понятий;
3. воспитывать уважение к профессии пожарного.
Материалы и оборудование: рисунки о работе пожарных.
Список использованных источников и литературы:
[1] Григорович Л. Опасные ситуации в жизни детей / Л. Григорович //Дошкольное воспитание. – 2018. – №7. – С.15–20. – ISBN 258-1-4368-0163-5. – Текст: непосредственный.
[2] Гуревич А.В. Безопасность ребенка в большом городе: Педагогические и социальные технологии / А.В. Гуревич, Е.В. Хижнякова, Э.С, Анопова. – Москва: Знание, 2018. – 340 с. – ISBN 978-5-4499-0354-9. – Текст: непосредственный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Формирование основ безопасного поведения участников дорожного движения"
Педагогический проект "Формирование основ безопасного поведения участников дорожного движения"...
Формирование экологически безопасного поведения детей при встречах с птицами в природе
Часто мы даже не подозреваем, какую опасность могут нести птицы. Взаимодействие птиц и человека в природе должно быть разумным и безопасным для обеих сторон. О том, как вести себя при встрече с ...
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ...
Проект по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей дошкольного возраста (младшая, средняя группы)
Одним из направлений содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме,...
Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей начальных классов с ОВЗ
информация будет полезна учителям начальных классов, воспитателям ГПД...
"Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей начальных классов"
для педагогов и учителей начальных классов...
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Данная статья посвящена вопросу об особенностях формирования основ безопасного поведения в природе детей младшего школьного возраста, а также почему большая часть работы по формированию безопасного по...