ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по окружающему миру (1, 2 класс)
Данная статья посвящена вопросу об особенностях формирования основ безопасного поведения в природе детей младшего школьного возраста, а также почему большая часть работы по формированию безопасного поведения детей в природе приходится именно на создание игровой деятельности для ребенка. Представлен комплекс игр для детей данного возраста по формированию безопасного поведения в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_deyatelnost_kak_sredstvo_formirovaniya_bezopasnogo_povedeniya.docx | 15.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: данная статья посвящена вопросу об особенностях формирования основ безопасного поведения в природе детей младшего школьного возраста, а также почему большая часть работы по формированию безопасного поведения детей в природе приходится именно на создание игровой деятельности для ребенка. Представлен комплекс игр для детей данного возраста по формированию безопасного поведения в природе.
Ключевые слова: младший школьный возраст, игровая деятельность, безопасность, основы безопасного поведения в природе.
Актуальность проблемы формирования у школьников основ безопасного поведения в природе заключается в необходимости подготовки детей к безопасной жизни в окружающем мире, в формировании у школьников сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, воспитания готовности к правильным действиям в опасных ситуациях. Именно игровая деятельность помогает ребенку раскрепоститься, научиться сопереживать окружающим, выработать определенные навыки социального поведения и дать основы безопасного поведения в природе, которые нацеливают дать детям представление о важности данной деятельности в этом направлении.
Средством осознания безопасного поведения и овладения им выступает игровая деятельность. Она представляет собой значимое социальное явление, в котором заметное отражение находят развитие и культура общества в целом. Положительные эмоции, которые всегда присутствуют в игровой деятельности, помогают детям справляться со своими комплексами, учат размышлять, анализировать свое поведение и поведение окружающих, быть внимательнее и терпимее друг к другу. Поэтому, использование игровой мотивации для развития навыков безопасного поведения, закрепление норм поведения в различных ситуациях позволяют приобрести способность сохранять жизнь и здоровье в ЧС, неблагоприятных угрожающих жизни условиях.
П.Ф. Лесгафт считал, что игра - есть упражнение, с которого ребенок готовится к жизни. Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок во время игры, он способен приложить много усилий и быть очень исполнительным.
Я.А. Каменский требовал старательного подбора игр с учетом их воспитательной ценности, такого, чтобы одновременно с развитием движений они способствовали воспитанию честности, любви к порядку, мужества и дружеских отношений в детском коллективе.
Р. Будинская говорила, что подвижная игра оказывает, прежде всего, физическое воздействие: она требует, чтобы организм выполнял ряд физиологических важных движений, и таки образом, в значительной степени способствует правильному росту и развитию. Игры без преувеличения можно назвать витаминами душевного благополучия. Под их яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало педагогических возможностей.
Итак, сохранение здоровья детей и формирование у них опыта безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья – одна из основных задач системы образования. Поэтому для формирования у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира, используются специально подобранные игры.
Комплекс игр для детей младшего школьного возраста по формированию безопасного поведения в природе.
1. Выбери съедобные грибы и ягоды.
Цель: закрепление знаний о съедобных и ядовитых растениях, умения отличать их друг от друга.
Материал: корзины, муляжи или карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов и ягод, фишки.
Ход игры: предложить собрать съедобные грибы и ягоды в корзины, а «несъедобные» оставить в лесу. За каждое правильно выбранное растение-фишка. Выигрывает игрок, набравший наибольшее количество фишек.
2. На прогулке.
Цель: закрепление знаний о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными действиями при встрече с животными.
Материал: иллюстрации, 2 обруча.
Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок. Или в один обруч положить картинки с изображением правильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями.
3. Так или не так.
Цель: формирование умения детей отличать опасные для жизни ситуации от неопасных.
Материал: 2 карточки – с красным и с зелёным кружком, картинки с изображением опасных и безопасных действий детей.
Правила: под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни ребёнка ситуаций,под зелёную – неопасных (разрешённых).
Варианты: индивидуально с учителем; несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.
4. Буду осторожен в природе.
Цель: закреплять представления детей об опасных ситуациях в природе, учить правилам безопасного поведения, развивать память, воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал: картинки с изображением детей в опасных ситуациях в природе.
Ход игры: картинки разложены на столе изображением вниз. Ребенок выбирает картинку, рассматривает и рассказывает о том, что на ней изображено и почему такое случилось с ребенком.
5. Хорошо – плохо.
Цель: закреплять знания о правилах поведения в природе.
Ход игры: педагог показывает детям схематические правила поведения в природе. Дети должны как можно больше рассказать о том, что изображено на картинках, что можно и что нельзя делать и почему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Экологическое образование школьников, становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически -деятельностного отношения к окружающей среде и своему здоровью....
Проект по формированию культурно – гигиенических навыков использования воды у детей младшего школьного возраста: "Путешествие капельки"-3 класс.
Данная статья описывает проектную деятельность в рамках опытно-эксперементальной работы школы по формированию ЗОЖ, с использование здоровьесберегающих технологий. Проект по формированию культурно – ги...
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста через занятия внеурочной деятельности
Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает в том числе теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов сохр...
Опыт работы «Формирование культуры поведения на дорогах у детей младшего школьного возраста через интеграцию направлений и видов деятельности».
В опыте подробно описываюся этапы работы по формированию культурного участника дорожного движения и организация работы отряда ЮИД в г. Нарьян-Маре...
«Формирование нравственных качеств через художественную литературу у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью»
Аннотация: Данная статья посвящена изучению технологий формирования нравственных качеств у детей с умственной отсталостью.Ключевые слова: сказкотерапия, нравственные качества, воспитание, умственная о...
ПРИРОДОВЕДЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Данная статья посвящена вопросу о формировании основ безопасного поведения в природе у детей младшего школьного возраста посредством природоведческих экскурсий. Представлены экскурсии, которые позволя...
ОРИГАМИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОСНОВЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В современном мире мы ежедневно сталкиваемся с большим объемом информации, которую дети и взрослые получают из интернета. У современных детей развито клиповое мышление, информацию воспринимает фрагме...