Современный урок в системе Л. В. Занкова
статья по теме
Ни один урок конкретного учителя и конкретного класса не может быть образцом. Но основой любого урока должны стать: хорошее знание теории, богатое содержание, сравнение, сопоставление фактов, явлений и понятий, поиск связей между пройденным, изучаемым и перспективным материалом, открытие новых граней в уже известном, изученном. Урок начинается с урока!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l._v._zankov.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современный урок в системе Л. В. Занкова»
Введение
Урок – это логически законченный, ограниченный определенными рамками отрезок времени учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, взаимосвязанная деятельность учителя и учащегося. Это определение больше подходит к урокам традиционного обучения. Каков же урок в системе Занкова?
Каждый урок в системе Л. В. Занкова, прежде всего, нацелен на общее развитие школьников. Его эффективность можно оценить по таким показателям, как степень реализации дидактических принципов системы общего развития (обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, быстрый темп прохождения материала, работа над развитием каждого, в том числе и слабого ученика) или степень типических свойств методической системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность). Свое воплощение эти показатели находят в трех компонентах развивающего урока:
1. Содержание
На уроке учитель планирует или изучение нового материала, или открытие учениками новых связей между изученным, или столкновение и разведение сходных, но различающихся знаний. На каждом уроке школьники рассматривают какую-то новую ситуацию. Поэтому при определении содержания урока следует учитывать следующие положения:
– разнообразие источников содержания урока: учебник, рабочая тетрадь, учитель, ученики, литература, словари, окружающая действительность и прочее;
– соотношение нового и уже известного материала (зависит от состава класса и этапа обучения);
– степень новизны в содержании каждого задания;
– широта, глубина рассматриваемых проблем и связей. Отбор конкретного материала определяется тем новым, что планируется на данном уроке, то есть темой раздела. Вокруг этого нового концентрируются схожие с ним и противоположные ему знания, для того чтобы это новое нашло свое место в системе знаний.
2. Построение процесса обучения
При планировании процесса обучения учитель ориентируется на разнообразие видов деятельности, которые предложит ученикам. Он думает о соотношении репродуктивной и творческой деятельности школьников на уроке, об оправданности применения прямых и косвенных путей учения. Учитель старается создать такую ситуацию, чтобы новые знания и способы деятельности дети открывали в результате решения коллизий, нахождения вариантов правильных решений, установления взаимосвязей, взаимозависимостей. Учитель организует сравнение материала, его анализ, который подводит учеников к обобщению, к установлению закономерности, к формулированию этой закономерности. Структура урока не предполагает следование жестким рамкам, а определяется внутренней логикой учебного материала и движением мысли детей в учебном сотрудничестве их между собой при направляющем участии и помощи педагога.
Урок в системе Занкова может начаться сразу с открытия нового материала или проверки домашнего задания, а также через: неожиданное, прогноз темы, проблемную ситуацию, домысливание, вопросы обобщенного характера, группировку по каким-либо признакам, опору на предыдущие знания, опыт и наблюдения, и т.д. И, закончится урок может без подведения итогов. Он может прерваться на самой высокой точке. И с мыслями о только что открытом новом дети уйдут домой, чтобы завтра снова обсудить этот материал. Важно чтобы этап подведения итогов в конце урока был не формальным, а значимым для учеников. Его цель – помочь каждому ученику осознать значимость себя самого в процессе учения. Учитель должен идти от детей, чувствовать и переживать вместе с ними открытие нового, повторение изученного, подводит к обобщению.
Безусловно, урок должен иметь гибкую структуру, т.е. учитель должен быть готов к необходимости перестроить ход урока в зависимости от готовности детей работать по намеченному плану, сложности заданий, хода мысли учащихся, возникших у них вопросов. Учитель, зная свой класс, может предвидеть возможные затруднения, устраняемые при правильном сочетании активности сильных и более слабых в учении детей, обучая всех работать не просто рядом, а вместе – в коллективной деятельности. Одна из заповедей занковского урока – урок начинается с урока!
3. Характер отношений между учениками и между учениками и учителем
Характер отношений между учениками и учителем не должен блокировать свободную мысль детей, возможности самостоятельно открывать новое, привлекая уже известное. Это значит, что источником языковой проблемы может быть и учитель, и любой ученик. Л. В. Занков призывал учителей держать паузу после проблемного вопроса, чтобы дать ученикам возможность подумать, обсудить ответ друг с другом. Желательно, чтобы правильность или неправильность поиска определяли сами школьники, реагируя на ответы товарищей, а не учитель. Учитель же выступает в роли капитана, который, зная беспрепятственный курс корабля, специально не обходит рифы, чтобы сплотить и сделать опытной свою команду. Преодолевая трудности, решая проблемы, ученики переживают многообразные эмоции, испытывают разные чувства. Благодаря этому на уроке нет места основному врагу познания – скуке. Общение с детьми на уроке в процессе познания и влияние общения на процесс познания, усвоения и развития, создания атмосферы сотрудничества, доверительных отношений, создание условий для высокого умственного и эмоционального тонуса, мотивации к учению.
Становление учебных мотивов в учебном сотрудничестве является основным компонентом положительного отношения к учению. Особая форма учебной мотивации – познавательные интересы, переходящие при соответствующих условиях в познавательную потребность. Может быть ситуативный познавательный интерес, но не потребность.
Требования к занковскому уроку могут быть представлены с разных позиций: дидактической, методической, на уровне учебного материала и т.д. Но всегда ход урока определятся достижением четко намеченной цели. Уроки по цели различаются, к примеру, так: цель проверить умения детей применять те или иные правила правописания – более узкая, чем цели дать детям представление о тексте; развивать умение последовательно строить свое высказывание; развивать творческое мышление; воспитывать любовь к родному языку и т.д. Методика урока многовариантна: учитывая цели, подготовку, потребности учащихся, она должна находиться в единстве с передаваемым содержанием.
Важное звено в работе учителя – подготовка к уроку. Тематическое содержание уроков определяется программой для каждой ступени начальной школы. Учитель готовится к цепочке уроков, составляющих определенную тему. Он начинает с программы, составляя примерный тематический план, учитывает требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся применительно к данному классу. Но он готовится и к каждому отдельному уроку. При отборе материала важно учесть его развивающее значение, объем и глубину, логику развертывания, характер учебных заданий. Учитель может обращаться к методическому пособию, творчески осмысливая подготавливаемый к уроку учебный материал. Ориентируясь на особенности содержания учебников (программное содержание и способы его усвоения), он предусматривает в зависимости от темы разнообразие учебных заданий, учебных действий, многоаспектный анализ материала, проблемные вопросы, необходимость выбора решения, переключение с одного аспекта рассмотрения на другие, установление связей и зависимостей, разрешение коллизий и т.д. В ходе урока предпочтительно:
– включать учащихся в поисковую деятельность там, где имеется возможность осуществлять самостоятельное наблюдение, анализ материала с целью добывания знаний;
– задавать вопросы, которые предполагают варианты ответов, обсуждать их всем вместе, находить оптимальные решения;
– строить урок в соответствии со свойством процессуальности методической системы. В заданиях к упражнениям учебников одновременно рассматриваются 2–3 темы: по новому и уже пройденному материалам, что способствует установлению взаимосвязей между знаниями, а значит, повторению и закреплению. Повторение непременно связано с изучением нового материала. Применение свойства процессуальности не позволяет длительное время останавливаться на изучении одного и того же вопроса, топтаться на месте, выполнять много однообразных упражнений. Наоборот, в преодолении посильных трудностей (согласно принципу обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности) и происходит поступательное развитие детей: их самостоятельного мышления, познавательной потребности, волевых качеств. Ученик утверждается в том, что «у меня получается!», «я сам могу выполнить задание!». Учебник является в значительной степени сценарием процесса обучения на уроке.
Проведение различных форм уроков. Уроки в системе Занкова – скорее смешанного (комбинированного) типа. Нет чистых уроков повторения, закрепления и обобщения. На каждом уроке должно присутствовать новое (кроме уроков контроля), но количество нового материала варьируется. Новое может быть не только в содержании – это и освоение нового вида деятельности (работа со схемой, таблицей, диаграммой …) и новая форма работы (в группе, в паре, в паре сменного состава). Такие уроки: урок закрепления и развития новых знаний, урок контроля и коррекции знаний, урок обобщения и систематизации знаний и т.д. В частности, по системе Л.В. Занкова рекомендуется широко практикуются уроки-экскурсии. При этом они могут быть использованы как источник развития речи младших школьников.
Развитие речи младших школьников в условиях реализации системы, направленной на общее развитие, происходит в процессе активной речевой деятельности. Активная речевая деятельность вырастает из потребности рассказать о своих впечатлениях, наблюдениях, чувствах, переживаниях, мыслях. Такая потребность возникает и складывается тогда, когда жизнь ребенка наполнена разнообразными впечатлениями и познавательными интересами, богата духовно и эмоционально, когда в обучении действует свойство многогранности методики. Именно эти внутренние накопления требуют выхода. С наибольшей силой внутренне мотивирование будет выражено во внешней речи при условии предоставления свободы для высказываний в устной или письменной речи.
Также в системе Л. В. Занкова широко применяются нетрадиционные формы уроков:
ролевая игра
урок - фантазирование
урок - соревнование
урок - конкурс
урок - путешествие
межпредметный интегрированный урок
урок творчества и т.д.
4. Из опыта работы. Введение в урок
Через неожиданное.
Тема «Что такое погода. Климатические условия». 3 класс
Учитель подходит к окну.
- Почему стало темно? (солнце скрылось за тучу)
- Почему это произошло? (ветер пригнал облака, стало пасмурно …)
- Что можно сказать о сегодняшней погоде? (пасмурная, переменная облачность…)
2. Через прогноз темы.
Тема «Непроизносимые согласные» 3 класс
- Запишите (прочитайте) тему урока. Непроизносимые согласные.
- Что вы подумали, когда записывали (прочитали) тему нашего урока? (будем учить правило, как пишутся непроизносимые согласные; узнаем слова с непроизносимыми согласными…)
- Правильно ребята, есть слова, в которых согласная не произносится, но пишется.
- А как ее проверить мы сегодня вместе с вами будем учиться на уроке.
3. Через проблемную ситуацию.
Тема «Правописание суффиксов о и а в наречиях» 4 класс
- Прочитайте слова: новый, заново, наново, снова.
- Что заметили? (лишнее слово новый – имя прилагательное, а остальные наречия; оно не лишнее, а главное – от него образовались наречия; лишнее слово снова – на конце пишется а)
- Узнаем о написании суффиксов в наречиях.
4. Через домысливание.
Тема «Правописание парных согласных в конце слова» 2 класс
- Как вы думаете, какие слова, я хотела написать?
Пру…- пру… Лу…- лу…
Пло… - пло… ле… - ле…
5. Через вопросы обобщенного характера.
Тема «Живая и неживая природа» 1 класс
- Что такое природа? (растения, животные, дождь снег…)
- Это все сделал человек? (нет)
- Тогда, что же такое природа? (все, что нас окружает, не сделанное человеком)
6. Через группировку по каким-либо признакам.
Тема «Переместительный закон сложения» 1 класс
4 + 5 2 + 4 1 + 7
4 + 2 7 + 1 5 + 4
- Найдите пары. Почему вы так сделали? (складываются одинаковые числа; в суммах слагаемые поменяли местами…)
- Найдите значение сумм. Какой сделаем вывод? (если слагаемые поменяем местами, то результат не изменится)
7. Опора на предыдущие знания, опыт и наблюдения.
Тема «Правописание ь знака у имен существительных мужского и женского рода» 3 класс
- Чем похожи слова? (имена существительные, имеют шипящий звук)
- Разделите слова на группы: мяч, чиж, вещь, мышь, борщ, рожь
- Давайте проверим, по какому признаку разделили? (имена существительные мужского и среднего рода)
- Что вы писали на конце имен существительных женского рода? (ь)
- Выведем правило.
Заключение
Безусловно, ни один урок конкретного учителя и конкретного класса не может быть образцом. Но основой любого урока должны стать: хорошее знание теории, богатое содержание, сравнение, сопоставление фактов, явлений и понятий, поиск связей между пройденным, изучаемым и перспективным материалом, открытие новых граней в уже известном, изученном. Урок начинается с урока!
Список литературы:
Ванцян А.Г., Нечаева Н.В. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В. Занкова Издательский дом «Федоров» 2011год;
Нечаева Н.В., Ванцян А.Г. Система развивающего обучения Л.В. Занкова – что это такое? Издательский дом «Федоров» 2008 год;
Нечаева Н.В., Рощина Н.Н. Педагогическая система развивающего обучения Л. В. Занкова Издательский дом «Федоров» 2006 год;
Онищук В.А. урок в современной школе Москва 1998 год
Чутко Н.Я. Учебная деятельность: знакомая и незнакомая. От теории к практике обучения (система Л.В. Занкова) Издательский дом «Федоров» 2005 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100
Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....
Дидактическая система развивающего обучения. Особенности урока в системе Л.В.Занкова. Деятельность учащихся и учителя.
Дидактическая система развивающего обучения. Особенности урока в системе Л.В.Занкова. Деятельность учащихся и учителя....
Конспект урока по системе Л.В. Занкова "Парные звонкие и глухие согласные в конце слов"
Урок по системе Занкова по русскому языку для 2 класса....
Доклад на ШМО "Развитие и изучение мыслительной деятельности учащихся 2 класса на уроках математики" (система Л.В.Занкова)
Одним из важнейших условий построения обучения, которое способствует развитию мыслительной деятельности школьников на уроках математики, является пробуждение их самостоятельной мысли.В данной статье у...
Самоанализ урока по системе Л.В.Занкова
Комментарии к самоанализу урока по системе Л.В.Занкова...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Современные животные и растения" (УМК "Система Л.В. Занкова", 1 класс)
Обучающийся научится: называть современных животных, сравнивать современных и древних животных, видеть изменения, которые с ними произошли, подробно рассказывать об одном животном; получит возможность...
Конспект урока письма (система Л.В. Занкова) "Прописная буква Д"
Конспект урока письма (с презентацией) по теме "Прописная буква Д" (Н.В. Нечаева, Н.К. Булычева.Тетрадь по письму №3 стр.7)...