«Особенности организации образовательного пространства в работе с детьми ОВЗ».
статья (4 класс)
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционноразвивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьмиинвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития ДНР. В Конституции и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования. Основной целью адаптированной образовательной программы является создание в школе гуманной педагогической среды с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ и последующей их интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве.
Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных задач:
· обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
· организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии; · сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
· создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
· расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_obrazovatelnogo_prostranstva_v_rabote_s_detmi_ovz.docx | 28.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности организации образовательного пространства в работе с детьми ОВЗ».
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционноразвивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьмиинвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития ДНР. В Конституции и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования. Основной целью адаптированной образовательной программы является создание в школе гуманной педагогической среды с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ и последующей их интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве.
Адаптированная образовательная программа предусматривает решение основных задач:
· обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
· организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии; · сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
· создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
· расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.
Адаптированная образовательная программа общеобразовательного учреждения представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, особенности организации, кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебновоспитательной системы, критерии, основные планируемые конечные результаты. В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребѐнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе личностноориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности педагогического коллектива.
Содержание специального (коррекционного) образования в школе направлено на формирование у обучающихся, воспитанников жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной жизни в семье и социуме. При этом необходимо наличие определенных условий: наличие в ОУ службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с ОВЗ ИОП. В качестве оптимальной структуры сопровождения обучающихся в ОУ выступает школьный ПМПк (психолого-педагогический консилиум).
Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной образовательной программе.Наличие подготовленных педагогических кадров.
2. Психолого-педагогическое сопровождения процесса обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном пространстве.
Психологи подчеркивают, что интеграция должна обеспечить «психологическую готовность» детей к совместному обучению. Для этого необходимо переосмысление обществом отношения к детям с ОВЗ, признание их равных прав на получение образования, разработка конкретных программ сопровождения детей с ОВЗ для оптимальной реализации их возрастных возможностей (Н. Л. Белопольская, Е. Е. Дмитриева, М. В. Жигорева, И. А. Коробейников, Т. Н. Князева, И. Ю. Левченко, И. И. Мамайчук, Е. А. Медведева, К. Рейсвепкван, Е. А. Стребелева, В.В. Ткачева, У. В. Ульенкова, Н. Д. Шматко, Н. В. Шутова и др.).
Таким образом, включение детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся учащихся требует значительных изменений в организации процесса обучения, необходимости обеспечения комплексного психологопедагогического сопровождения данной категории учащихся на протяжении всего периода его обучения в условиях общеобразовательной школы.
Анализ литературы показал, что психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать в нескольких аспектах: как профессиональную деятельность педагога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном образовании ребенка; как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ученику сделать нравственный самостоятельный выбор при решении ребенком образовательных задач; как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого; как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога, психолога и др. специалистов по обеспечению учебных достижений учащимися; как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение направлено на обеспечение двух согласованных процессов:
1) сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений (включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития);
2) комплексная технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности всегда персонифицировано и направлено на конкретного ученика, даже если педагог работает с группой.
Субъектами психолого-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности учащегося являются: медицинские работники и другие специалисты; классный руководитель; психолог; социальный педагог; родители и родственники ученика. Объектом психолого-педагогического сопровождения является и сам ученик, который имеет свой опыт обучения, взаимодействия со взрослыми, другими учащимися, свой особый характер личностного и индивидуального развития. Особенности конкретного ребенка влияют на содержание и формы психолого-педагогического сопровождения его индивидуальной образовательной деятельности. Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.
Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в массовой школе:
• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоциональноволевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
• психологическое обеспечение образовательных программ;
• развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Команда объединяет учителей, учителей-дефектологов, психологов, социальных педагогов, представителей родительского актива. Групповой командой организуется работа с учителями и родителями с целью вовлечения их в реализацию единой развивающей программы, изучения ожиданий относительно дальнейшего продвижения детей и гармонизации внутрисемейных межличностных отношений.
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения может решать следующие проблемы:
1) помощь в разрешении трудностей в обучении;
2) профессиональной подготовке и ориентации;
3) во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями);
4) коррекция нарушений психических процессов и эмоционально-волевой сферы, в этой работе особое место занимает коррекция мышления и эмоционального состояния ученика.
Организационной структурой службы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении является психолого-медикопедагогический консилиум (ПМПк). ПМПк является структурным подразделением образовательного учреждения, регулирующим процесс сопровождения и обеспечивающим комплексность процесса сопровождения.
Процесс сопровождения – комплекс последовательно реализуемых специалистами сопровождения действий, позволяющих субъекту сопровождения определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения. Метод сопровождения – способ практического осуществления процесса сопровождения на основании полной информации о сущности проблемы и путях еѐ решения. Для обеспечения комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения целесообразно вводить в штатное расписание ставки педагогических работников (учителя-логопеда, педагогапсихолога). В обязанности учителя-логопеда систему сопровождения входит: всестороннее изучение речи обучающихся, проведение индивидуальногрупповых и фронтальных занятий с учащимися, имеющими отклонения в речевом развитии, оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного языка.
Для логопедических занятий в учебном плане предусматриваются часы в соответствии с Базисными учебными планами специальных (коррекционных) образовательных учреждений соответствующего вида.
Педагог-психолог выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на профилактику возможных отклонений межличностных отношений; оказывает методическую помощь учителям; развивает психологопедагогическую компетентность педагогов и родителей.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
· формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
· обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
· побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
· установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
· использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
· максимальное использование сохранных анализаторов ребенка; · разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
· использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.
Организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ. В содержание исследования ребенка психологом входит следующее: Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Ежегодно в первую неделю сентября психологом и логопедом с целью выявления группы риска школьной дезадаптации изучаются медицинские карты форма первоклассников.
С 1-го октября проводится наблюдение за процессом адаптации первоклассников, используются методы: Анкета Н.Г.Лускановой «Школьная мотивация и учебная активность», методика Гинзбурга «Изучение мотивов учения» . Также используются анкета №1 для изучения социально-психологической адаптации к школе учащегося с ограниченными возможностями здоровья, и анкета № 2 для изучения психологического климата в коллективе и эффективности учебно-воспитательного процесса. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми. Изучение истории развития ребенка. Психолог методами анкетирования и бесед с родителями выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты), семья, среда, в которой живет ребенок (социально неблагополучная, ранняя депривация).
Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.). Изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.). Обследование ребенка по окончании адаптационного периода проводится, если ребенок не справляется с программным материалом, где психолог использует следующие методики: просмотр письменных работ, моторные пробы, классификация, 4-лишний, последовательные картинки, тест ТулузПьерона, кратковременная речевая память, кратковременная зрительная память. Беседует с целью уточнения запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи. Заполняется протокол первичного обследования ПМПК и дневник динамического наблюдения. Анализ материалов обследования. Психолог анализирует полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования.
Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление индивидуальных карт психолого-медико-педагогического сопровождения. В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других — формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и др.
Учителя, работающие с детьми с ОВЗ, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных образовательных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учѐт освоения ими общеобразовательных программ, совместно с педагогом-психологом ведут карты сопровождения учащихся. Одним из связующих звеньев системы сопровождения являются родители.
Родитель выполняет в данной системе роль носителя и транслятора, определенных микрокультурных ценностей - религиозных, этических и пр., но при этом его воздействие носит скорее не формирующий, а регулирующий характер. Родитель в меньшей степени вмешивается в выбор ребенком конкретных целей и задач школьной жизнедеятельности, он стремится отсечь, закрыть те пути развития, движение по которым нежелательно, вредно и даже опасно для ребенка, как c физической и правовой точек зрения, так и с точки зрения семейных, культурных, религиозных, национальных традиций. Это требует выстраивания определенной системы работы с родителями обучающихся, которая поможет родителям понять свои воспитательные успехи и неудачи и, возможно, пересмотреть систему взаимодействия со своим ребенком. Таким образом, специалистами сопровождения отслеживаются эффективность обучения детей с ОВЗ по программе (рекомендованной ПМПК), текущие и этапные результаты адаптации, динамика развития и личностного роста обучающихся, формирование навыков образовательной деятельности, освоение общеобразовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья.
Результаты наблюдений фиксируются в карте сопровождения обучающегося. Все выше сказанное позволяет выстроить определенную модель психологопедагогического сопровождения детей с ОВЗ, которая характеризуется следующими принципами:
1) системность – реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям, родителям (оказывается в реальной ситуации обучения ребенка, выявляет имеющиеся сложности, потенциальные возможности школьника, его сильные стороны, определяющие обходные пути в обучении и с учѐтом всех составляющих определяется, моделируется система психолого-педагогического сопровождения);
2) комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально-волевую, двигательную; оптимизируются социальные связи и отношения), помогающая отследить успешность обучения и наладить межличностные связи;
3) интегративность – предусматривает интеграцию различных методов (психотерапевтических и психолого-педагогических), методик, подходов, дидактических и психотерапевтических приемов (охватывает не только образовательную среду, но и микросоциальную);
4) приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин учебных затруднений ребенка, знание и учѐт его особых потребностей для использования их в качестве обходных путей (нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса);
5) непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения, т.е. на всех ступенях образования.
3. Современные подходы к организации педагогического взаимодействия педагогов с детьми различных нозологических групп в условиях общеобразовательных инклюзивных и специальных организаций.
Сложные задачи обучения детей с ОВЗ обуславливают координацию деятельности администрации школы, учителя, психолога и учителядефектолога. В их руках судьба ребенка, который попал в беду по причине физического или психического недостатка. От них зависит, будет ли жить ребенок такой же полнокровной жизнью, как все, или обречен на положение «изгоя» в обществе. Прежде всего надо знать, что успех и инклюзивного, и специального обучения во многом зависит от адаптации типовых учебных программ к нуждам конкретного ребенка.
Здесь учителю придется преодолевать традиционный подход, сложившийся в массовой школе. При наличии в классе ребенка с особенностями психофизического развития пытаются программу его обучения втиснуть в типовую. Направленность же педагогической работы здесь должна быть иной. Когнитивный компонент не является главным и определяющим в обучении ребенка с отклонением в развитии. Главным является коррекционно-реабилитационная помощь, обеспечение социальной направленности учебно-воспитательного процесса. Прежде всего ученика необходимо оградить от разнообразия сенсорики и социальных взаимодействий, от психической депривации, неудовлетворенности своим положением в детском коллективе и учебными успехами. Способ социализации рассматривается как способ развития населения и приобретения соответствующих социокультурных качеств. Поэтому учебные занятия обеспечивают, прежде всего, адаптацию в микросоциуме, которым является класс (группа), социально-психологическую коррекцию и социальную реабилитацию. На занятиях формируются знания о предметном мире, обеспечивается самосознание ребенка. Образовательный процесс строится на диагностической основе, т.е. начинается со всестороннего психолого-педагогического обследования, определения структуры нарушений, уровня актуального и ближайшего развития. На основе материалов обследования составляется психолого-педагогический паспорт ребенка, разрабатывается индивидуальная программа обучения и коррекции со стороны учителя, дефектолога, психолога, социального педагога, которая согласовывается с родителями ребенка, обсуждается на педконсилиуме и утверждается на педагогическом совете школы. Обучение ребенка с особенностями психофизического развития является практико-ориентированным. Практика выступает как источник формирования новых знаний и сферы приложения теоретических положений. В процессе деятельности и общения учащиеся интериоризуют, переводят во внутренний план сознания внешние раздражители и стимулы, что развивает психическую деятельность, обеспечивает преодоление формализма в обучении. Знания формируются поэтапно, с опорой на материализованные опоры. Естественно, что в работе с детьми с отклонениями требуются в большей мере, чем с обычными детьми, планомерное повторение, актуализация житейских знаний; индуктивный путь познания (от частного к общему) здесь предпочтительнее дедуктивного (от общего к частному).
Для них необходимы разнообразие наглядно-образных средств, положительный эмоциональный фон. Учебновоспитательный процесс для детей с особенностями в развитии включает инновационные педагогические технологии, которые предусматривают полифонию, варьирование, импровизацию. На таких уроках звучит голос каждого, и в то же время учащиеся взаимодействуют. Все педагогические инновации для таких детей основаны на коррекционном обучении. Комплексный подход к обучению обеспечивается коррекционными занятиями и так называемыми «уроками развития», на которых учитель широко использует психогимнастику, элементы тренинга, имитационные игры, проблемные ситуации и программированные задания. В последнее время изменилось отношение к детям с особенностями развития. Они рассматриваются как дети со сложностями в обучении, которым необходима помощь и коррекционная поддержка, но отношение к ним такое же, как к обычным детям, что соответствует известной концепции Л.С.Выготского об общих закономерностях развития аномальных и нормальных детей, о формировании у них психических процессов в одной и той же последовательности и иерархической зависимости.
С учетом этого утверждения и определяются принципы, методы и формы интегрированного обучения. В учебно-воспитательном процессе выделяются две тенденции: его бипарность (тесная взаимосвязь учителя и ученика) и личностногуманистический подход.
Эти тенденции являются основой для работы учителей и других специалистов. Безусловно, решение проблем детей с особенностями развития в рамках интегрированного обучения зависит от психолого-практической подготовки учителя. Учитель должен досконально знать познавательные возможности каждого учащегося (уровень интеллектуального, физического и сенсорного развития, эмоциональный статус, коммуникативные способности). Используя психолого-педагогическую и методическую помощь, учитель должен чувствовать психофизические ресурсы учащегося с конкретной патологией (нарушением слуха, зрения, речи, моторики и психического развития). В каждом ученике с особенностями развития, как и в «обычном» школьнике, учитель должен видеть личность. Это обязывает ставить на первый план вместо слабостей возможности.
Учитель должен создать условия для наиболее полной самореализации каждого ученика, своевременно отметить достигнутые успехи, не допускать формирования личности с комплексом неудачника.
Обязательным условием успешности интегрированного обучения является тесное сотрудничество учителя, дефектолога, психолога и родителей ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация образовательного пространства развития детей в рамках полного учебного дня»
(Доклад на научно-практическую конференцию «Слово учителю - исследователю»)...
Презентация "Особенности организации внеурочной деятельности при работе с детьми с повышенной мотивацией "
Презентация содержит в себе основные понятия работы с одарёнными детьми.Содержит множество иллюстраций....
Авторский проект «Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования»
Забота о здоровье ребёнка –это не просто комплекс санитарно- ...
Особенности организации образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Проблемы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день....
Особенности построения индивидуального образовательного маршрута при работе с детьми с недостаточной мотивацией в обучении
Выступление на педагогическом совете....
Презентация "Особенности организации здоровьесберегающего пространства в НОО (с позиций здоровьесбережения)"
Особенности организации здоровьесберегающего пространства в НОО (с позиций здоровьесбережения...
Особенности организации здоровьесберегающего пространства начального общего образования.
Проблема здоровья сейчас беспокоит всех. В последнее время возросло внимание к здоровью школьников. Продолжает возрастать учебная нагрузка,уменьшается двигательная активность,приводя к нарушению...