Технологическая карта урока ОРКСЭ "Дружба"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Подробная технологическая карта урока по теме "дружба" в модуле "Светская этика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРКСЭ (модуль «основы светской этики)
Класс: 4
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления материала
Тема | ДРУЖБА |
Цель | формирование представлений о дружбе и качествах, необходимых для настоящего друга; на основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы. |
Задачи | Образовательные: дать представление о том, какие существуют отношения между людьми, уточнить детские представления о понятии «дружба» и «друг», научиться определять настоящую и ложную дружбу. Развивающие: научить высказывать своё мнение; анализировать свои мнения, черты характера; прогнозировать последствия поступков; участвовать в коллективной деятельности; акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития, развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями; развивать логическое и критическое мышление детей, требовательное отношение к себе, к своему умению дружить, творческие способности, умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения. Воспитательные: убедиться в необходимости укрепления межличностных отношений в группе; в необходимости уметь различать дурное влияние друзей от положительного; в том, что сильная личность ценит в дружбе именно возможность помочь другому человеку, быть полезным для него; воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними. |
УУД | Личностные УУД: анализировать и оценивать учебные задания, тексты, позволяющие понять, что значит дружба Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленный задачей Коммуникативные УУД: формулировать своё мнение, свою позицию; Познавательные УУД: искать нужную информацию для выполнения учебных заданий; использовать изучающее чтение при поиске информации |
Планируемые результаты | Предметные: Понимание и принятие дружбы, как «ценности». Личностные: Формирование ответственности за друзей, за поддержание дружеских отношений, умение прощать. Метапредметные: Умение поставить учебную задачу, выполнять логические действия, овладение общеучебными навыками. Осознание и проявление своих эмоциональных состояний, самостоятельная постановка проблемных задач и наиболее эффективное их решение. Умение вести диалог, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, готовность слушать мнение собеседника. Воспитание доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости. |
Технологии, методы | личностно - ориентированная, технология сотрудничества, здоровьесберегающая технологии |
Формы деятельности | Фронтальная, индивидуальная работа |
Средства обучения | Учебник, тетрадь. Стихи Бориса Заходера, «Мы друзья», А. Барто «Ссора», Э. Мошковской «Обида». «До первого дождя» В. Осеевой. Песни «Настоящий друг» стихи М. Пляцковского, музыка Е. Крылатова; «От улыбки» стихи М. Пляцковского, музыка В. Шаинского. |
Ресурсы | Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». |
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы урока, задачи | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Организационный момент. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Учитель приветствует детей. - Я рада видеть вас. Мне бы хотелось, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Давайте поприветствуем друг друга улыбками. Успехов вам и удачи! - Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста. | Дети поднимают карточку – «настроение» в виде разных смайликов. | - планирование учебного сотрудничества с учителем (К) |
2.Сообщение темы и цели урока – «вызов» | - Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема урока. А о чём мы будем говорить, вы узнаете, когда прослушаете песню. | Учащиеся слушают песню «Настоящий друг», сл. Е.Крылатова, муз. М. Пляцковского. Дети формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока. | - извлечение необходимой информации из текста песни (П) - самоопределение (Л) - смыслообразование (Л) - целеполагание (П) - понимание информации, представленной в неявном виде (П) - принятие и сохранение учебной задачи (Р) - планирование своих действий (Р) |
3.Изучение нового учебного материала.
Беседа с опорой на жизненный опыт. | - Давайте послушаем стихотворение «Что такое дружба?» - Как вы поняли из стихотворения, что такое дружба? Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи. Все версии записываются на доске в виде «Дерева предсказаний». Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба». - Говорят, что «друг это тот, кто дарит то, что тебе самому дорого и жалко, когда ты словно от своего сердца отрываешь» - Обратимся к учебнику и узнаем, что такое дружба. Прочитайте с. 32 и найдите определение «Дружба» (2 определения), запишите в тетради. - В толковом словаре Ожегова дано такое толкование слову ДРУГ. Друг - это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью. - Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? - Общность интересов? - Привязанность? - Поработайте с учебником с.32-33 и найдите отличительные черты дружбы по рядам: - 1 ряд избирательность, 2ряд – бескорыстность, 3ряд – общность интересов и взаимная симпатия. - Какие слова вы связываете со словом «дружба»? Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, классы. Есть дружба народов, существуют особые дружеские отношения между странами. - А зачем человеку друг? - Кто может быть вашим другом? - С какой погодой вы бы сравнили дружбу? - С какими животными можно связать слово «дружба»? - Какие краски вы возьмете, чтобы нарисовать дружбу? | Хорошо подготовленная ученица читает стихотворение: « Что такое дружба?» Спросила я у птицы. -Это, когда коршун Летит рядом с синицей. Спросила я у зверя: « Что такое дружба?» - Это, когда зайцу Лисицы бояться не нужно. А после спросила я у девочки: « Дружба что такое?» - Это что-то огромное, Радостное, большое. Это, когда ребята все сразу, Вместе играют. Это, когда мальчишки Девчонок не задирают. Дружить должны все на свете: И звери, и птицы, и дети! Учащиеся высказывают свои предположения, пытаясь дать определение понятию «ДРУЖБА». Учащиеся самостоятельно работают с учебником, находят определения понятия «ДРУЖБА», выписывают в тетрадь. Дети отвечают на вопросы, объясняя, как они понимают эти определения. Дети работают в парах. Ответы детей. • Друг – это любимая книга, которую читаешь, и тебе интересно с ней; • друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту; • друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний; • друг – это твоя любимая игрушка, которая тебя выслушает, когда тебе плохо. Ответы детей. | - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П) - подведение под понятие (П) - интерпретация и обобщение информации (П) - извлечение необходимой информации из текстов (П) - анализ и объяснение понятий (П) - сравнение понятий (П) - формулировка выводов на основе анализа объектов (П) - выполнение пробного действия (Р) - фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р) - оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р) - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) - учет разных мнений (К) - аргументация своего мнения (К) - достижение договоренностей и согласование общего решения (К) - смыслообразование (Л) |
4. Физминутка. Игровое упражнение для объединения детей в группы. | Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (сказочные герои). Учитель дает задание детям: - Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей». Обсуждение. - Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения? - Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки? | Дети определяют, за какой стол они сядут. | - адекватное использование различных средств для решения коммуникационных задач (К) - осознание ответственности за общее дело (Л) |
5. Закрепление изученного материала. Анализ проблемной ситуации Работа в микрогруппах | - Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у доброжелательного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь. - Предлагаю вам послушать притчу, которая называется «Поступок друга» - С каким вопросом обратился человек к учителю? - Что посоветовал мудрец? - Как вы считаете, кого нужно выбирать себе в друзья? Как это выяснить? - У кого из вас есть настоящие друзья? Почему вы считаете их настоящими?
- А сейчас поработаем в группах. У каждой группы на столе лежит лист со словами, обозначающими нравственные качества личности. Прочитайте, обсудите и вычеркните те качества, которыми настоящий друг обладать не должен. - Какими качествами, по вашему мнению, обладает настоящий друг? - А должны ли вы сами обладать этими качествами? Почему? - Действительно, не зря народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно ещё и самому быть таким». - Как вы считаете, легко ли быть хорошим и настоящим другом? | Учащиеся слушают. Ребята отвечают на вопросы. Выражают свое мнение, учитывают другие точки зрения. Учащиеся объединяются и работают в микрогруппах.
Читают по-очереди оставшиеся слова на листочках. Учащиеся высказывают свои мнения. | - осознание ответственности за общее дело (Л) - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) - извлечение необходимой информации из текстов (П) - формулировка выводов на основе анализа проблемных ситуаций (П) - осуществление синтеза, составление целого из частей (П) - подведение под понятие (П) - построение логической цепи рассуждений, доказательство (П) - оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р) - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К) - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К) - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) - использование критериев для обоснования своего суждения (К) - достижение договоренностей о правилах общения и поведения, сотрудничестве в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе (К) - определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил, формулировка выводов (Л) - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л) - сопоставление положительных и отрицательных поступков людей (Л) - осознание ответственности за общее дело (Л) |
5. Итог урока. Рефлексия. | - Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. - Предлагаю каждому подвести итог своей работы. Закончите предложения: Сегодня для меня было самым интересным… Я понял на уроке… Я думаю, что… - Мне хочется, чтобы у каждого из вас было доброе, верное, любящее сердце. Чтобы вы научились дружить друг с другом, помогать друг другу в трудную минуту и чтобы вы никогда никого не обижали. А теперь я бы хотела завершить наш урок словами кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» (Дети повторяют хором.) | Ребята составляют свои синквейны. Дружба. Настоящая, лживая. Создается, укрепляется, разрушается. Улей дружбой крепок. Друг. Учащиеся оценивают свою работу. | - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р) - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) - формулирование и аргументация своего мнения (К) - использование критериев для обоснования своего суждения (К) - формулировка выводов с пониманием моральных норм и этических требований (Л) |
| - Предлагаю на выбор несколько видов заданий для выполнения дома. Каждый выберет то задание, которое понравится: 1) Нарисовать портрет своего друга. 2) Подобрать пословицы о дружбе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990460-1514450333.jpg)
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/24/picture-650450-1437742582.jpg)
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/18/picture-655288-1439918239.jpg)
1. Мир природы и человека, 3 кл. Технологическая карта урока по теме "Животные летом". 2. Чтение, 2 кл. Технологичекая карта урока по теме "Осьминожек. По Г. Снегиреву"
Образец не самых сложных технологических карт....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...