Технологическая карта урока ОРКСЭ "Дружба"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Подробная технологическая карта урока по теме "дружба" в модуле "Светская этика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse._druzhba._tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 33.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРКСЭ (модуль «основы светской этики)
Класс: 4
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления материала
Тема | ДРУЖБА |
Цель | формирование представлений о дружбе и качествах, необходимых для настоящего друга; на основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы. |
Задачи | Образовательные: дать представление о том, какие существуют отношения между людьми, уточнить детские представления о понятии «дружба» и «друг», научиться определять настоящую и ложную дружбу. Развивающие: научить высказывать своё мнение; анализировать свои мнения, черты характера; прогнозировать последствия поступков; участвовать в коллективной деятельности; акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития, развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями; развивать логическое и критическое мышление детей, требовательное отношение к себе, к своему умению дружить, творческие способности, умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения. Воспитательные: убедиться в необходимости укрепления межличностных отношений в группе; в необходимости уметь различать дурное влияние друзей от положительного; в том, что сильная личность ценит в дружбе именно возможность помочь другому человеку, быть полезным для него; воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними. |
УУД | Личностные УУД: анализировать и оценивать учебные задания, тексты, позволяющие понять, что значит дружба Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленный задачей Коммуникативные УУД: формулировать своё мнение, свою позицию; Познавательные УУД: искать нужную информацию для выполнения учебных заданий; использовать изучающее чтение при поиске информации |
Планируемые результаты | Предметные: Понимание и принятие дружбы, как «ценности». Личностные: Формирование ответственности за друзей, за поддержание дружеских отношений, умение прощать. Метапредметные: Умение поставить учебную задачу, выполнять логические действия, овладение общеучебными навыками. Осознание и проявление своих эмоциональных состояний, самостоятельная постановка проблемных задач и наиболее эффективное их решение. Умение вести диалог, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, готовность слушать мнение собеседника. Воспитание доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости. |
Технологии, методы | личностно - ориентированная, технология сотрудничества, здоровьесберегающая технологии |
Формы деятельности | Фронтальная, индивидуальная работа |
Средства обучения | Учебник, тетрадь. Стихи Бориса Заходера, «Мы друзья», А. Барто «Ссора», Э. Мошковской «Обида». «До первого дождя» В. Осеевой. Песни «Настоящий друг» стихи М. Пляцковского, музыка Е. Крылатова; «От улыбки» стихи М. Пляцковского, музыка В. Шаинского. |
Ресурсы | Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». |
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы урока, задачи | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Организационный момент. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Учитель приветствует детей. - Я рада видеть вас. Мне бы хотелось, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Давайте поприветствуем друг друга улыбками. Успехов вам и удачи! - Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста. | Дети поднимают карточку – «настроение» в виде разных смайликов. | - планирование учебного сотрудничества с учителем (К) |
2.Сообщение темы и цели урока – «вызов» | - Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема урока. А о чём мы будем говорить, вы узнаете, когда прослушаете песню. | Учащиеся слушают песню «Настоящий друг», сл. Е.Крылатова, муз. М. Пляцковского. Дети формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока. | - извлечение необходимой информации из текста песни (П) - самоопределение (Л) - смыслообразование (Л) - целеполагание (П) - понимание информации, представленной в неявном виде (П) - принятие и сохранение учебной задачи (Р) - планирование своих действий (Р) |
3.Изучение нового учебного материала.
Беседа с опорой на жизненный опыт. | - Давайте послушаем стихотворение «Что такое дружба?» - Как вы поняли из стихотворения, что такое дружба? Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи. Все версии записываются на доске в виде «Дерева предсказаний». Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба». - Говорят, что «друг это тот, кто дарит то, что тебе самому дорого и жалко, когда ты словно от своего сердца отрываешь» - Обратимся к учебнику и узнаем, что такое дружба. Прочитайте с. 32 и найдите определение «Дружба» (2 определения), запишите в тетради. - В толковом словаре Ожегова дано такое толкование слову ДРУГ. Друг - это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью. - Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? - Общность интересов? - Привязанность? - Поработайте с учебником с.32-33 и найдите отличительные черты дружбы по рядам: - 1 ряд избирательность, 2ряд – бескорыстность, 3ряд – общность интересов и взаимная симпатия. - Какие слова вы связываете со словом «дружба»? Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, классы. Есть дружба народов, существуют особые дружеские отношения между странами. - А зачем человеку друг? - Кто может быть вашим другом? - С какой погодой вы бы сравнили дружбу? - С какими животными можно связать слово «дружба»? - Какие краски вы возьмете, чтобы нарисовать дружбу? | Хорошо подготовленная ученица читает стихотворение: « Что такое дружба?» Спросила я у птицы. -Это, когда коршун Летит рядом с синицей. Спросила я у зверя: « Что такое дружба?» - Это, когда зайцу Лисицы бояться не нужно. А после спросила я у девочки: « Дружба что такое?» - Это что-то огромное, Радостное, большое. Это, когда ребята все сразу, Вместе играют. Это, когда мальчишки Девчонок не задирают. Дружить должны все на свете: И звери, и птицы, и дети! Учащиеся высказывают свои предположения, пытаясь дать определение понятию «ДРУЖБА». Учащиеся самостоятельно работают с учебником, находят определения понятия «ДРУЖБА», выписывают в тетрадь. Дети отвечают на вопросы, объясняя, как они понимают эти определения. Дети работают в парах. Ответы детей. • Друг – это любимая книга, которую читаешь, и тебе интересно с ней; • друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту; • друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний; • друг – это твоя любимая игрушка, которая тебя выслушает, когда тебе плохо. Ответы детей. | - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П) - подведение под понятие (П) - интерпретация и обобщение информации (П) - извлечение необходимой информации из текстов (П) - анализ и объяснение понятий (П) - сравнение понятий (П) - формулировка выводов на основе анализа объектов (П) - выполнение пробного действия (Р) - фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р) - оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р) - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) - учет разных мнений (К) - аргументация своего мнения (К) - достижение договоренностей и согласование общего решения (К) - смыслообразование (Л) |
4. Физминутка. Игровое упражнение для объединения детей в группы. | Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (сказочные герои). Учитель дает задание детям: - Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей». Обсуждение. - Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения? - Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки? | Дети определяют, за какой стол они сядут. | - адекватное использование различных средств для решения коммуникационных задач (К) - осознание ответственности за общее дело (Л) |
5. Закрепление изученного материала. Анализ проблемной ситуации Работа в микрогруппах | - Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у доброжелательного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь. - Предлагаю вам послушать притчу, которая называется «Поступок друга» - С каким вопросом обратился человек к учителю? - Что посоветовал мудрец? - Как вы считаете, кого нужно выбирать себе в друзья? Как это выяснить? - У кого из вас есть настоящие друзья? Почему вы считаете их настоящими?
- А сейчас поработаем в группах. У каждой группы на столе лежит лист со словами, обозначающими нравственные качества личности. Прочитайте, обсудите и вычеркните те качества, которыми настоящий друг обладать не должен. - Какими качествами, по вашему мнению, обладает настоящий друг? - А должны ли вы сами обладать этими качествами? Почему? - Действительно, не зря народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно ещё и самому быть таким». - Как вы считаете, легко ли быть хорошим и настоящим другом? | Учащиеся слушают. Ребята отвечают на вопросы. Выражают свое мнение, учитывают другие точки зрения. Учащиеся объединяются и работают в микрогруппах.
Читают по-очереди оставшиеся слова на листочках. Учащиеся высказывают свои мнения. | - осознание ответственности за общее дело (Л) - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) - извлечение необходимой информации из текстов (П) - формулировка выводов на основе анализа проблемных ситуаций (П) - осуществление синтеза, составление целого из частей (П) - подведение под понятие (П) - построение логической цепи рассуждений, доказательство (П) - оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р) - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К) - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К) - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) - использование критериев для обоснования своего суждения (К) - достижение договоренностей о правилах общения и поведения, сотрудничестве в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе (К) - определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил, формулировка выводов (Л) - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л) - сопоставление положительных и отрицательных поступков людей (Л) - осознание ответственности за общее дело (Л) |
5. Итог урока. Рефлексия. | - Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. - Предлагаю каждому подвести итог своей работы. Закончите предложения: Сегодня для меня было самым интересным… Я понял на уроке… Я думаю, что… - Мне хочется, чтобы у каждого из вас было доброе, верное, любящее сердце. Чтобы вы научились дружить друг с другом, помогать друг другу в трудную минуту и чтобы вы никогда никого не обижали. А теперь я бы хотела завершить наш урок словами кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» (Дети повторяют хором.) | Ребята составляют свои синквейны. Дружба. Настоящая, лживая. Создается, укрепляется, разрушается. Улей дружбой крепок. Друг. Учащиеся оценивают свою работу. | - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р) - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) - формулирование и аргументация своего мнения (К) - использование критериев для обоснования своего суждения (К) - формулировка выводов с пониманием моральных норм и этических требований (Л) |
| - Предлагаю на выбор несколько видов заданий для выполнения дома. Каждый выберет то задание, которое понравится: 1) Нарисовать портрет своего друга. 2) Подобрать пословицы о дружбе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
1. Мир природы и человека, 3 кл. Технологическая карта урока по теме "Животные летом". 2. Чтение, 2 кл. Технологичекая карта урока по теме "Осьминожек. По Г. Снегиреву"
Образец не самых сложных технологических карт....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...