СТАТЬЯ "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ КАЧЕСТВА ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ "
статья ( класс) по теме
В статье рассматриваются способы отслеживания техники чтения а также методы коррекции состояния техники чтения каждого ученика, отдельного класса, параллели и школы в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 28 КБ |
kompet_podhod.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ КАЧЕСТВА ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ
При проведении педагогического отслеживания техники чтения необходимо соблюдать условия, характерные для любого мониторинга: системность и продолжительность во времени, сравнимость, объективность, комфортность.
Для полного представления о качестве чтения в конкретных классах и школе в целом следует вести отслеживание техники чтения по двум уровням — учитель, администратор — и следующим направлениям: темп чтения, правильность, выразительность, осмысленность.
Целесообразно проверку техники чтения проводить в первую неделю сентября, что позволит определить исходное состояние техники чтения каждого ученика, отдельного класса, параллели и школы в целом.
Учителю это поможет разделить класс на группы детей, читающих в одном темпе, для проведения в дальнейшей индивидуальной и групповой работы. Традиционно важно выделить три такие группы: дети, темп чтения которых превышает нормативные требования первого полугодия; дети, темп чтения которых соответствует нормативным требованиям первого полугодия; дети, которые не выполняют требования программы.
Определив состояние техники чтения на начало учебного года, педагог вычерчивает график, где по горизонтали отмечаются даты проведенных наблюдений, а по вертикали — количество слов, прочитанных за минуту.
Однако скорость не является определяющим фактором, поэтому на графике цифрой дополнительно фиксируется число ошибок, допущенных учащимся, цветом отмечается выразительность чтения. Знаком плюс (минус) отмечаются осмысленность чтения, умение отвечать на вопросы, рассказывается о прочитанном.
Примерно так строится индивидуальное отслеживание качества техники чтения учащихся начальных классов.
Динамику техники чтения ученика следует контролировать (на уровне учителя) ежемесячно.
Ежемесячное отслеживание техники чтения дает возможность педагогу судить о результативности своей работы по формированию качества чтения ученика, помогает объяснить причины изменения графика в ту или иную сторону, вооружает наглядным материалом для работы с родителями, помогает совместно намечать план коррекции.
Мы рассмотрели вариант отслеживания техники чтения индивидуально каждого учащегося класса. Его цель — дифференциация и индивидуализация работы на роке.
О работе учителя в целом администрация может судить по обобщенному графику состояния техники чтения класса. На нем в динамике отражен средний процент всех исследуемых параметров: темп чтения, правильность, выразительность и осознание прочитанного материала.
Фиксацию данных может проводить как учитель, так и член администрации, курирующий начальные классы. Контрольную проверку техники чтения администрацией не следует проводить чаще одного — двух раз в год.
Графическое изображение дает яркую картинку, иллюстрирующую навыки чтения в каждом классе, их изменения как показатель работы учителя, и одновременно сигнализирует руководству школы о необходимости принятия управленческого решения в случае резкого снижения показателей.
Ведя отслеживание техники чтения учащихся одной параллели, завуч имеет представление о состоянии техники чтения всей начальной школы, о качестве работы педагогов, что помогает планировать работу школы, школьного методического объединения, творческих групп учителей.
Предварительный просмотр:
Компетентностный подход в дополнительном образовании
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования - ускорение темпов развития общества. В результате школа
должна готовить учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает, т.к. сегодняшние первоклассники будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Поэтому готовить своих учеников к переменам, необходимо, развивая у них такие качества как мобильность, динамизм, конструктивность, профессиональный универсализм, способность менять способы и сферы деятельности.
Современная педагогическая теория видит возможность решения данной задачи в переходе от традиционного, знаниевого подхода в образовании, к компетентностному, сущность и отличительные особенности которого в первую очередь касаются целей общего образования. Как известно, под целями понимаются ожидаемые результаты деятельности, в данном случае, образовательной.
С позиции компетентностного подхода уровень образованности в области химии определяется способностью применять полученные знания о химической составляющей естественнонаучной картины мира в повседневной жизни и на производстве. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать получаемые знания.
Основным результатом образовательной деятельности дополнительного образования в рамках компетентного подхода становится формирование ключевых компетенций, перечень которых определяется на основе главных целей общего образования, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в обществе.
Ценностно-смысловая компетенция относится к сфере мировоззрения и определяет ценностные представления ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь использовать знания в области химии для безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.
Общекультурная компетенция позволяет ориентироваться в основах социальных, общественных явлений, определять роль науки химии в жизни человека, ее влияния на окружающую среду, организм человека и другие живые организмы. К той же сфере относятся компетенции в использовании достижений науки химии для развития цивилизации.
Учебно-познавательная компетенция включает в себя совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
Ученик овладевает навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности.
Информационная компетенция предполагает формирование умения осуществлять самостоятельный поиск информации в области химии с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсах Интернета), использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах.
Коммуникативная компетенция включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь: представить себя, задать вопрос, вести дискуссию, обосновывая высказываемую позицию и уважая мнение оппонента при обсуждении проблем.
Компетенция личного самосовершенствова-ния направлена на то, чтобы осваивать способы интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик, к этой компетенции относится забота о собственном здоровье, непрерывное самопознание и развитие необходимых современному человеку личностных качеств.
Проектируемое на компетентностной основе химическое образование призвано обеспечивать целостное компетентностное образование, при котором образовательные компетенции будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в будущих профессиональных отношениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система индивидуального мониторинга в начальной школе.
Решение непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося....
Работа с родителями "Методы и приемы работы над повышением качества техники чтения".
"Методы и приемы работы над повышением качества техники чтения"...
Методы и приёмы работы над повышением качества техники чтения
Методы и приёмы работы над повышением качества техники чтения...
Система мониторинга в начальной школе
Из опыта работы...
Нормы оценивания техники чтения в начальных классах, тексты для проверки техники чтения
Тексты для проверки техники чтения, нормы в начальных классах...
Тема выступления: «Использование элементов техники «Скорочтение» на уроках в начальной школе, как средства формирования осмысленного чтения
Цель: научить применять активныеметоды обучения на уроках литературного чтения в начальных классахЗадачи: Обозначить актуальность использования техник скорочтения на уроках литератур...
Использование элементов техники «Скорочтение» на уроках в начальной школе как средства формирования осмысленного чтения
В данном докладе я делюсь опытом повышения интереса к чтению и к урокам литературного чтения детей младшего школьного возраста. Здесь рассматриваются варианты упражнений техники "Скорочтения"...