Использование элементов техники «Скорочтение» на уроках в начальной школе как средства формирования осмысленного чтения
методическая разработка по чтению (1 класс)
В данном докладе я делюсь опытом повышения интереса к чтению и к урокам литературного чтения детей младшего школьного возраста. Здесь рассматриваются варианты упражнений техники "Скорочтения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_gmo.docx | 764.05 КБ |
doklad_na_gmo.docx.pptx | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов техники «Скорочтение» на уроках в начальной школе как средства формирования осмысленного чтения
Слайд (4253 сл/мин , 60.000 сл/мин)
- Глядя на эти числа, что можно предположить?
- Да, это рекорды, связанные с техникой чтения. И поэтому мое выступление будет сегодня посвящено данной теме
*Англичанка Энн Джонс побеждала на мировом чемпионате по скорочтению шесть раз. Её скорость чтения 4253 слов в минуту. Сейчас Энн очень известна в Великобритании в области скорочтения.
*Ученица российской Школы Олега Андреева Светлана Архипова установила рекорд скорости чтения – 60.000 сл/мин. Он занесен в Книгу рекордов Гиннесса.
Начальная школа – это особый этап в жизни ребёнка, так как он связан с формированием у школьников основ умения учиться и способности организовать свою деятельность. Именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообразования.
Читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности младших школьников - это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые ребенок получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
Для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у детей должны быть сформированы специальные читательские умения. Можно выделить следующие этапы формирования умений по работе с текстом в начальной школе:
1 класс: дети учатся читать и понимать смысл прочитанного текста.
2 класс: дети учатся работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, называть героев, давать характеристику их личностям и поступкам.
3-4 классы: дети учатся находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.
Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.
Прежняя методика обучения литературному чтению уделяла большое внимание технической стороне чтения: способу чтения, темпу, правильности, выразительности, а образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на роль чтения. Так как чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий: в личностные УУД входят мотивация чтения; в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, регуляция деятельности; в познавательные УУД – мышление, память, творческое воображение, концентрация внимания.
Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. На каждого человека, включая детей, ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были газеты, журналы и телевидение, то сегодня - глобальная всемирная сеть. И потому важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Немаловажную роль в освоении потока информации занимает навык скорочтения.
Скорочтение — способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании особых способов чтения. Это навык, который помогает быстро структурировать и усваивать текстовую информацию. Чтобы его развить, пригодится ряд специальных методик.
Задача скорочтения — оптимизировать процесс чтения, чтобы воспринимать более крупные единицы информации, используя способность мозга «достраивать» недостающие части картины по имеющимся данным.
Как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно?
Как сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного?
Как привести учащихся к пониманию смысла текста, к пониманию и запоминанию условия арифметической задачи, грамматического правила и задания при однократном чтении, научить вычленять главное учебном тексте?
Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся?
Наверное, каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему решить эту проблему совершенствования навыка чтения.
В современной педагогике известны такие авторы-новаторы по скорочтению, как Вальтер Шульте, Павел Полагин, Николай Зайцев, Иван Пальченко, Иван Федоренко.
Именно методы и приемы этих авторов помогают мне в решении этих вопросов.
Сейчас я представляю вашему вниманию подборку упражнений скорочтения, которые я использую на уроках литературного чтения.
- Упражнение-игра «Найди букву» способствует развитию быстрого поиска букв и слов в тексте, что помогает развить быстрое чтение. Также это упражнение способствует развитию зрительной памяти, поэтому оно хорошо подходит еще и для общего развития памяти в целом.
Задание: Найдите букву «П» и запишите сколько раз она вам встретится. Время выполнение задания от 30 сек до 1 минуты.
- Упражнение «Алфавит». Данное упражнение направлено на синхронизацию полушарий головного мозга.
Задание: В каждой строчке таблицы два ряда букв. Ваша задача называть вслух верхнюю букву при этом поднимать руку. Если внизу написана П - правую, Л - левую, О - обе.
- Упражнение «Чтение по верхней половине текста»
Направлено на развитие антиципации. Антиципация – это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы.
Задание: Прочитайте текст, видя только верхушки букв.
Для первоклассников возможен другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. Разрежьте их вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половины.
- Упражнение «Струп-тест» развивает внимание и умение концентрироваться в понимании прочитанного.
Задание: Перед вами слова, которые написаны разными цветами. Ваша задача максимально быстро называть цвет, которым написаны слова. Разделитесь на пары. Один читает, другой фиксирует количество ошибок. И наоборот.
- Упражнение «Рисование двумя руками»
Задание: Возьмите 2 карандаша и одновременно двумя руками обрисуйте осьминога.
Начинать следует с простых линий и геометрических фигур, постепенно усложняя рисунок. Картинку каждый раз меняем.
Для формирования смыслового чтения в 1 классе я использую задания:
6.Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Д:
ДРУЖБАДЕТИРЫБАРЕБЯТАДУБШКОЛАДОМДАЧА
- Прочитай слова без лишнего слога: сородака, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод и т.д.
- Прочитай и напиши названия птиц. Для этого надо переставить слоги:
НИ – ЦА – СИ ________________
РО – КА – СО ________________
ВЕЙ – ЛО – СО _______________
9. Добавить в слова определенную гласную, чтобы получилось слово (грд, млк, мрз, млтк – в данном примере вставляем букву О); сложить слово из перепутанных букв (касоаб – собака)
10. Таблица Шульте. (использую для развития периферического зрения, внимательности и улучшения оперативной памяти)
Ученик смотрит только в центр таблицы, охватывая ее всю взглядом, и отыскивает цифры по возрастанию или буквы по алфавиту.
-11. Чтение 15 согласных букв на выдохе
ВЧФЛЖЗЦКНШСБТМП
ЛБВМСШГРДКПБЛСТ
ГНТЦФБХНМВСПРЛЧ
ГКТБДЗЩЗБЧВНВМР
ЖДМФЩМКПБРВСШХЧ
МВЗРБФДГПТККЗРЧ
12. «Отыщи слово». Одно из самых простых упражнений на внимательность и умение вычленять из текста нужную информацию. Ребенку нужно предложить игру: отыскать на странице книги определенное слово и посчитать, сколько раз оно упоминается.
13. На уроках русского языка я использую тексты зрительных диктантов по методу И.Т.Федоренко, которые способствуют формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости.
№ | Предложения | Число букв | Время экспозиции |
1 | Тает снег | 8 | 4 |
2 | Идет дождь | 9 | 4 |
3 | Небо хмурое | 10 | 5 |
4 | Коля заболел | 11 | 5 |
5 | Запели птицы | 11 | 5 |
6 | Поле опустело | 12 | 6 |
14. Данные задания могут быть направлены на расширение поля зрения
- Смотрим на середину, стараясь увидеть боковые числа:
3_______4_______7
10_________5_________41
24____________6____________55
45_______________8_______________94
36___________________9___________________14
87_____________________19_____________________79
15. «Зашумлённый» текст
Техника «зашумлённого» текста. Основная задача «зашумлённого» текста – научить детей правильному, осознанному и выразительному чтению. Эта методика актуальна не только для улучшения техники чтения, но и в качестве профилактики и коррекции нарушений письма (оптическая дисграфия).
Как выглядит «зашумлённый» текст? Поверх текста накладываются различные графические рисунки, например, горизонтальные или вертикальные линии, волны, паутинки, решётки, геометрические фигуры. Эти линии могут быть чёрными, цветными, могут создавать визуальный шум и не перекрывать сами буквы или полностью закрывать обзор некоторых букв или даже частей слов.
16. Текст-шторка
Уделяя технике «Скорочтение» 5 – 10 минут в начале урока, вы заметите, что скорость чтения вашего класса увеличится в 2 раза с учетом понимания текста.
Такая комплексная работа значительно помогает улучшить процесс учебной деятельности, повышает интерес учащихся и их успеваемость.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Использование элементов техники « Скорочтение » на уроках в начальной школе как средства формирования осмысленного чтения Учитель начальных классов МОУ «СОШ № 4» Гончаренко Наталья Юрьевна
Скорочтение — способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании особых способов чтения. Это навык, который помогает быстро структурировать и усваивать текстовую информацию.
«Найди букву»
«Алфавит »
«Чтение по верхней половине текста»
«Струп-тест»
«Рисование двумя руками»
ДРУЖБАДЕТИРЫБАРЕБЯТАДУБШКОЛАДОМДАЧА сородака , сокабака , могуклоко , сокрарока , машидамна , гошинрод НИ – ЦА – СИ ________________ РО – КА – СО ________________ ВЕЙ – ЛО – СО _______________ грд , млк , мрз , млтк
ВЧФЛЖЗЦКНШСБТМП ЛБВМСШГРДКПБЛСТ ГНТЦФБХНМВСПРЛЧ ГКТБДЗЩЗБЧВНВМР ЖДМФЩМКПБРВСШХЧ МВЗРБФДГПТККЗРЧ
№ Предложения Число букв Время экспозиции (с) 1 Тает снег 8 4 2 Идет дождь 9 4 3 Небо хмурое 10 5 4 Коля заболел 11 5 5 Запели птицы 11 5 6 Поле опустело 12 6
3_______4_______7 10_________5_________41 24____________6____________55 45_______________8_______________94 36___________________9___________________14 87_____________________19_____________________79
«Зашумлённый» текст
«Текст-шторка»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья" Возможности использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как средство активизации познавательной деятельности учащихся"
Описываются методы и приёмы проблемного обучения.,возможности его использования....
Презентация к статье «Использование элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе с целью развития творческого мышления» (из опыта работы).
В презентации представлен методический материал для проведения мастер-класса, который можно провести для учителей начальных классов с целью возможного внедрения на уроках элементов театральной деятель...
Использование элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе с целью развития творческого мышления.
В статье представлены методические приёмы организации театральной деятельности на уроках в начальной школе. ...
Использование Элементов техники скорочтения на уроках литературного чтения в начальной школе как средства формирования навыка осмысленного чтения.
Данные упражнения позволят сформировать навык осмысленного чтения...
Тема выступления: «Использование элементов техники «Скорочтение» на уроках в начальной школе, как средства формирования осмысленного чтения
Цель: научить применять активныеметоды обучения на уроках литературного чтения в начальных классахЗадачи: Обозначить актуальность использования техник скорочтения на уроках литератур...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дана характеристика регулятивных УУД, изложена актуальность опыта, перечислены педагогические условия использования элементов проблемного обучения на уроках русского языка, представлены критерии диагн...
Использование элементов технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе.
ТРИЗ-технология. Первоначально Теория решения изобретательских задач была создана для инженерной деятельности, но те закономерности, на которых основана эта интересная теория, позволяют использовать е...